Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административно-правовой статус человека и гражданина. Административно-правовые гарантии права гражданина участвовать в управлении делами государства.
Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе взаимодействия по разнообразным вопросам не только с государственным аппаратом, но и с негосударственными структурами. Нормативная база: Конституция РФ, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Правовой статус человека и гражданина при определенных сходствах имеет и принципиальные различия. Эта проблема достаточно активно обсуждается учеными-административистами. Одни ученые рассматривают, что человеку априори отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Структурно он состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления. Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность. Административная правоспособность гражданина - его способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, лишение на определенное время права управления транспортным средством. Основными чертами административной правоспособности являются: она регулируется нормами административного права; ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти; возникает с момента рождения (законодательство признает наличие правоспособности у ребенка, родившегося после смерти одного или обоих родителей); для разных лиц она не одинакова по объему. В реальных условиях объем административной правоспособности у граждан может быть различным, в том числе и по экономическим факторам. Например, неравномерность экономического развития субъектов Российской Федерации самым непосредственным образом влияет на уровень жизни проживающего в этих регионах населения. В ряде регионов-доноров (из 83 субъектов Российской Федерации их только около 15, а остальные являются дотационными) принято решение о выплате пенсионерам дополнительно к пенсии определенной суммы из собственных бюджетов или предоставлении льготы по коммунально-бытовым платам. У большинства субъектов Российской Федерации такой возможности нет. Административная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Административные права граждан - это закрепленные нормативными правовыми актами права на: совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, требование от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации. В более детальном варианте свое конкретное выражение получают следующие группы прав и свобод граждан: 1. Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления. 2. Права и свободы, вытекающие из характера государственно-управленческой деятельности. 3. Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами. Например, Министерство образования и науки Российской Федерации определило порядок приема граждан в государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. Содержание обязанностей в сфере государственного управления выражается в двух разновидностях: 1) необходимость совершать активные положительные действия (активные); 2) необходимость воздерживаться от действий, запрещенных нормами права (пассивные). Важнейшей обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.). Под административно-правовыми гарантиями понимаются юридические средства, обеспечивающие фактическую реализацию прав и законных интересов граждан в сфере государственного управления. Существуют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан. Например, они закреплены законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях (обстоятельства, смягчающие административную ответственность граждан; ограничения при применении к гражданам наиболее строгих административных взысканий и т.п.). Предусматриваются также административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан (например, при рассмотрении жалоб и заявлений, при поступлении на государственную службу и т.п.).
27. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами. Возбуждение административного дела – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания. Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации. Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства. Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица полиции, контрольно-надзорных органов и т.п.). Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Прежде всего орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются и т.д. Установлен определенный порядок рассмотрения дел. Оно начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора. Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы (кроме виновности) выявляются и в отношении юридических лиц. При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно составляется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства. Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, о чем было сказано ранее, либо о наложении административного взыскания. Стадия обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении. Право на обжалование в данном случае предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему законным представителем физического и юридического лица. Опротестование постановления осуществляется прокурором. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу. Последние обязаны в трехдневный срок со дня их поступления направить со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалобы, протеста – десятидневный со дня их поступления; сутки – с момента подачи жалобы или протеста на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. По результатам рассмотрения жалобы, протеста судья, выше-стоящее должностное лицо принимают решение. Решение по жалобе может: оставить жалобу, протест без удовлетворения; изменить меру административного взыскания, если при этом оно не усиливается; отменить постановление и направить его на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить производство по делу. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление. По КАС РФ. Первая стадия начинается с момента вынесения судьей определения о принятии административного искового заявления к производству суда. Согласно ст. 127 Кодекса стадия возбуждения производства по административному делу состоит из двух процессуальных действий: вынесения определения и направления копий определения о принятии административного искового заявления к производству суда лицам, участвующим в деле, их представителям. Срок первой стадии, исходя из положений указанной статьи, не может быть более двух дней. Завершается рассмотрение административного искового заявления вынесением судьей одного из следующих определений: 1) о принятии административного искового заявления к производству суда); 2) об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда); 3) о возвращении судом административного искового заявления); 4) об оставлении административного искового заявления без движения). Второй стадией производства по административному делу является стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству. Третьей, центральной, стадией производства по административному делу является стадия судебного разбирательства. Она начинается с вынесения определения о назначении административного дела к судебному разбирательству и заканчивается объявлением решения суда. Продолжительность указанной стадии зависит от разновидности производства по административному делу. Исследование текста КАС РФ позволяет сделать вывод о наличии трех видов производств по административному делу: 1) общее производство, осуществляющееся по общим правилам; 2) особенное производство, реализуемое с определенными законом особенностями по категориям административных дел, указанным в разделе IV КАС РФ; 3) упрощенное (письменное) производство (раздел V КАС РФ). Четвертой стадией производства по административному делу является стадия апелляционного обжалования. Заметим, что стадии обжалования в различных видах судебных и квазисудебных производств учеными признаются факультативными. Следующая стадия - это стадия пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений. Еще одной факультативной стадией является стадия пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Еще одной факультативной стадией является стадия пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
|