Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начальные приемы воспитания речевого голоса
Воспитать, или поставить, речевой голос — это значит вы — явить и развить лучшие качества речевого звука, свойственные данной индивидуальности. В основе методики воспитания, или постановки, речевого голоса лежит принцип комплексного целостного развития ор — ганов речевого аппарата и их деятельности в теснейшей взаимосвязи. Этапы воспитания речевого голоса: 1) нахождение центрального речевого звучания; 2) координированная деятельность внутриглоточной и внешней артикуляции; 3) развитие речевого дыхания во взаимосвязи с механизмом артикуляции; 4) развитие ощущения резонирования при свободном положении артикуляционного аппарата; 5) постановка артикуляции в комплексе с тренировкой ре — чедвигательного аппарата. Основное требование, предъявляемое к речевому голосу, — ровность звучания в рамках всего диапазона. Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых голосовым аппаратом, называется регистром речевого голоса. В речевом голосе существует: — грудной, нижний регистр, который состоит из однородных звуков и занимает нижнюю часть речевого голоса. В грудном, нижнем регистре преобладает грудное резонирование, все звуки этого регистра называются грудными; — головной, или верхний, регистр, который состоит из однородных звуков и занимает верхнюю часть речевого голоса. В головном регистре преобладает головное резонирование, все звуки этого регистра называются головными; — смешанный, или средний, регистр, который состоит из звуков головного и грудного звучания. В речевом голосе сме — шанный регистр относится к центральной его части. Границы регистров речевого голоса очень разнообразны и во многом зависят от индивидуальности занимающегося. Следует добиваться единорегистрового звучания, без резких переходов звука вверх—вниз. Воспитывая речевое звучание, следует обращать внимание на слитность и мелодичность в речевом голосе. Использование сонорных согласных «М», «Н», «Л», «Р» Ощущение звука в позиции резонаторов — одно из главней — ших условий воспитания и развития речевого голоса. Благодаря соединению головного и грудного резонирования, при активной работе артикуляционного аппарата и органов дыхания, речевой голос приобретает мощность, красоту и силу. Чтобы закрепить навык использования ощущения звука в позиции резонаторов, используются сонорные согласные звуки М, Н, Л, Р. Преимущественное использование этих звуков для воспита — ния речевого голоса обусловлено тем, что при произнесении сонорных согласных звуков — объем глоточного резонатора сужен, увеличиваются громкость звука и его импеданс (акустическое сопротивление воз — духа в ротовом резонаторе); — уменьшается напряжение окологортанной мускулатуры и создается наиболее щадящий режим для работы голосовых складок; — создаются вибрационные ощущения, что является сигна — лом правильного использования звука в позиции резонатором. Вибрационные ощущения или раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации, вызываемые сонорными звуками, раздражают нервные окончания, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и голосовую функции; — усиливается деятельность не только полости лицевого костяка, но и органов грудной клетки, а следовательно, увеличивается звонкость, красота и полетность речевого голоса; К выбору согласного сонорного звука для формирования Необходимо следить за тем, чтобы гласный звук следовал с! разу же после согласного и чтобы между согласными и глас — ными не было пауз и каких—либо лишних звуков: МИ, МЭ, МО, МУ, МА, МЫ; НИ, НО, НУ, НА, НЫ. При произнесении сонорных согласных отдельно и в соче — тании с гласными надо следить за ощущением вибрации в резонаторном пространстве. Д\я того чтобы ощутить головное резонирование, нужно приложить руку к темени, к лицевому костяку, затылку; грудное — положить руку на грудь или на спину. Использование сонорных согласных М, Н, Л, Р на первых этапах воспитания речевого голоса является залогом правильной дальнейшей работы по формированию голоса.
Ощутить свободное резонирование звука в позиции резона — тора можно протяжно произнося сочетания сонорных соглас — ных. Предлагаемое упражнение составлено логопедом Ф.А.Ивановской (рис, 4— 1). за — зв-зв, зж-зж —зж, зм — зм-зм, зн-зн —зн, зл — зл—зл, зр —зр-зр жв-жв-жв, жз-жз —жз, жм— жм-жм, жн-жн-жн, жл-жл-жл, жр—жр-жр KB —мв —мв, мз— мз — мз, мж —мж —мж, мн—мн—мн, мл —мл —мл, мр —мр —мр нв—нв-нв, кз-нз-нз, нж—нж-нж, нм—нм —нм, кл —кл—нл, кр—нр-нр лв—лв-лв, лз—лз-лз, лж—лж—лж, лм—лм—лм, лн—лн—лн, лр—лр-лр рв-рв-рв, рз-рз-рз, рж—рж-рж, рм-рм-рм, рл—рл-рл, рн-рн-рн Нью — Йоркский тренер по аэробике голоса Джеффри Джа — коби предписывает простые упражнения — сосредоточенное мычание по 5 — 10 минут непрерывно в любое свободное время, например, когда моетесь в душе или гуляете в одиночестве. Очень полезно также упражняться, начиная с трудных для произношения слов, переходить от сочетания типа «бананы и мандарины», «колыбельная для младенца» к достаточно сложным скороговоркам на большой скорости в помещении с хоро — шим резонансом.
|