Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О речевом голосе человека
Под понятием речевой голос подразумевается сложное яв — ление, объединяющее звуки, которые исходят из ротоглоточной полости человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мыслей и чувств или являются результатом неосознанных рефлекторных мышечных движений в виде сто — на. смеха, крика и даже звучного кашля. В области голосообразования долгое время существовала механическая или миэластическая теория. Ее сторонники (М.Гарсиа, Ф.Ламперти, С.Волконский, В.Сережников) считали, что звук голоса возникает в основном благодаря колебанию голосовых складок от напора воздуха. С этой точки зрения поведение голосовых складок приравнивалось к поведению упругой натянутой струны, а процесс голосообразования рассматривался как явление периферическое. Дальнейшие исследования дали основания для другой теории — неврологической, или нейрохроноксической. В 1932 г. российский врач — фониатр Л.Б.Работнов отметил в экспериментах, что раздражение голосовых центров коры головного мозга приводит в движение весь звукопроизводящий комплекс. В 1934 г. другой наш ученый — В.Е.Малютин экспериментально доказал это. В период с 1950 по 1957 гг. нейрохроноксическая теория была изучена и подтверждена французским физиологом и певцом Р.Юссоном и его соотечественниками А.Джианом и А.Муланге. Согласно нейрохроноксической, или неврологической, теории, образование звука голоса в гортани, т.е. колебание голосовых складок, происходит, прежде всего, не от напора воздуха из легких, а под влиянием импульса, т.е. нервного возбуждения, возникающего в коре головного мозга во время условно- рефлекторной деятельнояти. В настоящее время признается правильность обеих теорий. Если центральная нервная система по современным представ — лениям, является главным штабом речевого голоса и дикции, то работу дыхательного аппарата справедливо следует назвать одним из главных полей сражения. Деятельность дыхательного аппарата находится в тесной взаимосвязи с корой головного мозга. Движение голосообразующих органов и аэродинамические процессы в голосовом аппарате человека являются частью многоступенчатого механизма органов голосообразования, и активизация их может быть плодотворна лишь при участии и взаимодействии всех частей голосообразования (дыхания, 'ар— тикуляции, резонирования). Существует три типа речевого голоса: высокий речевой голос, в котором преимущественно развито головное звучание; средний речевой голос, в котором развито и головное, и грудное звучание; низкий речевой голос, в котором преимущественно развито грудное звучание. В развитии речевого голоса можно различить три временные стадии. 1. В первой стадии голос человека является результатом рефлекторной деятельности ребенка, звуковые характеристики такого голоса бедны и однообразны. 2. Во второй стадии голос является средством сознательного обращения и избирательного складывания из совокупности двигательных процессов. 3. В третьей стадии развитие речевого голоса заканчивается: он приобретает силу, окраску, может изменяться в соответствии с действием и желанием человека. Физиологические свойства речевого голоса: сила, регулируемая произвольно в зависимости от напряжения, с которым выдувается воздух, и сила смыкания голосовых складок; высота, регулируемая напряжением голосовых складок и частотой им — пульсов, получаемых из головного мозга; тембр, который зависит от анатомического устройства, речеголосового аппарата и умения пользоваться резонирующими полостями; диапазон (объ— ем речевого голоса), который зависит от координированной работы всего речеголосового аппарата. Профессиональные свойства речевого голоса: звучность, ди — апазон, сила, гибкость, модулирование, плавность, мелодичность, полетность, выносливость. К недостаткам речевого голоса, мешающим профессиональной деятельности, относятся: афония — отсутствие звучного голоса при сохранении ше — потной речи; дисфония — речевой голос с частыми осечками; фоностения — нарушение функции голосообразования; несмыкание голосовых складок — болезненное состояние мышц гортани. Кроме этих недостатков, среди преподавателей сценической речи бытуют такие определения недостатков речевого голоса: сиплый, глухой, фальцетный, лающий, хриплый, монотонный и т.д. Итак, совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата человека, нуждается в специальной тренировке для профессиональной деятельности.
|