Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая саморегуляция голосового аппарата
Среди недостатков голосового аппарата особое место занимает несмыкание голосовых складок, нечистый звук (носовой, хриплый, горловой), функциональные расстройства. На практике все недостатки голосообразования приводят к стойким заболеваниям. Для профилактики этих недостатков предлагаются упражнения, суть которых заключается в использовании точных приемов тренировки дыхательного аппарата со звуком. Цель упражнений — снять напряжение гортанно —глоточной мускулатуры, активизировать движение диафрагмы со звуком. Рекомендуемые упражнения организуют условный рефлекс правильного голосообразования. Особенность дыхательно — звуковых упражнений и их психологическая саморегуляция заключаются в умении сочетать произношение звука с движением диафрагмы (брюшного пресса). Условные обозначения: (+) — диафрагма опускается вниз, живот при этом выпячивается, (—) — диафрагма поднимается вверх, живот при этом втягивается[1]. Перед выполнением упражнения производят небольшой вдох (носом). После выполнения — мышцы живота расслабляются. 1. Произнести: AM (+), MA (—) АН (+), НА (-) АЛ (+), ЛА (-) АР (+), РА (-) 2. Произнести: АММА (+), МАМ (-) АННА (+), НАН (-) АЛЛА (+), ЛАЛ (-) АРРА (+), РАР (-) 3. Произнести: Добыл (+) бобов (—) бобыль (+) Купи (Н—) кипу (—) пик (+) Ткет (—) ткач (+) ткани (—) на платки (+) Тане (—) 4. Произнести МММ...(-), ННН... (+), ЛЛЛ (-) АНДА (-), ДА (+), БА (+), МА(-) АЛГА (-), ГА (+), ГА (-) АРДА (—), ДА (+), ДА (—) Вариации могут быть разнообразные, но саморегуляция дви — жений диафрагмы при активизации мышц брюшного пресса является одной из главнейших в проявлении недостатков голо — сового аппарата актера, лектора, преподавателя. Освоение центрального речевого звучания Центром речевого голоса называется та его часть, которая звучит наиболее легко и свободно, а также то количество речевых звуков, которое человек может произносить без мышечного напряжения, т.е. свободно, непринужденно. В центральной нервной системе для центральных звуков речевого звучания продуцируются уже готовые, имитированные двигательные импульсы, эту способность в процессе воспитания голоса надо развивать с тем, чтобы она распространялась на соседние звуки, не имеющие привычных установок. Выявлению центрального звучания речевого голоса может способствовать активное беззвучное прочтение небольшой фразы с последующим переходом на чтение вслух. Чтение слоговых упражнений артикуляционно — фонетическим способом с дальнейшим переходом на обычное чтение также позволяет определить центральное речевое звучание. Артикуляционно — фонетический способ заключается в том, что в упражнении произносится только согласный звук, а гласный произносится беззвучно, медленно, протяжно. Например: МА, МЭ, МА; произносится М (А — беззвучно), М (Э — беззвучно), М (А — беззвучно) и т.д. Координированная работа речеголосового аппарата Упражнения Для тренировки внутриглоточной полости и ощущения звука в резонирующих полостях. 1. Ладонью (между большим и указательным пальцем) при — крыть полуоткрытый рот, прижав губами межпальцевую складку, произнести М один, два, три раза подряд, затем, отняв руку, проговорить проверочный текст. Упражнение повторить 4 — 5 раз (рис. 4 — 2). 2. Полураскрытый рот закрыть плотно ладонью, стараться произнести текст с большим количеством взрывных согласных, затем убрать ладонь и произнести вслух тот же текст. Повторить 4—5 раз (эти упражнения создают ощущение грудного звучания, рис. 4-3). 3. Закрыть раскрытой ладонью ноздри, оставляя небольшое отверстие для воздуха, протянуть звук Н или М (выдыхаемый воздух щекочет нос), затем отнять руку и произнести провероч — ный текст. Повторить 4 — 5 раз (рис. 4 — 4). 4. Закрыть ладонью рот, а пальцами ноздри, пытаясь произнести звук М, затем убрать ладонь и произнести текст с большим количеством М и Н. Повторить 4 — 5 раз (рис. 4 — 5). Эти упражнения создают ощущение головного звучания. Следующие упражнения создают ощущение смешанного звучания — головного и грудного. 5. Положить раскрытую ладонь на нижнюю челюсть, под нижнюю губу, слегка надавливая внутрь, произнести ГМ, ГН, ВН, ВМ, ДМ, ДН. Затем произнести проверочный текст (рис. 4 — 6). 6. Руки сплести на затылке, локти отвести в стороны и, делая легкое, откидывающее назад движение головы, подхватить ды —
Рис.4-3
Рис.4-8 ~ С
Т \\ у
Рис.4-11
хание носом при открытом рте, возвращаясь на выдохе в исходное положение, произносить несколько раз подряд МММ... и ННН... (рис. 4-7). 7. Одна рука на затылке, другая — на темени. Локти развер — нуть, произнести М и Н, слегка нажимая при произнесении на затылок и темя (рис. 4—8). 8. Руки сложены в рупор, рот полуоткрыт, локти развернуты и приподняты, произнести долгое Н, затем убрать руки и произнести проверочный текст (рис. 4 — 9). 9. Рука на затылке, другая на нижней челюсти, слегка надавливая встречным движением, произносить сначала долгое М, а затем сочетания АМБА, АМБА, АМБА... (рис. 4— 10). 10. Сделать из рук «шалашик» — средний и указательный пальцы сомкнуть на переносице, губы сомкнуты, локти разведены в стороны, сначала тянуть долгие М и Н, затем произнести проверочный текст (рис. 4—11). 11. Взять короткий вдох, затем, закрывая поочередно ладонью то одну, то другую ноздри, тянуть долгие М и Н, потом произ — нести проверочный текст. 12. Слегка нажимая на носовую перегородку, взять вдох, приподнимая кончик носа, на выдохе тянуть поочередно долгие М, Н, Л, Р. Отнимая палец, филировать звук, постепенно затихая, но не изменяя высоту и направление звука (рис. 4—12). Упражнения по воспитанию физических свойств речевого голоса Речь на одном тоне — монотонна и невыразительна, поэтому необходимо развивать физические свойства речевого голоса (силу, высоту, динамический диапазон). Большое значение в развитии физических свойств речевого голоса следует уделять ровности гласных звуков, которые до — лжны произноситься звучно, четко, ясно. Сила, высота и динамический диапазон речевого голоса во многом зависят от координированной работы дыхания, артикуляции и органов голосообразования. Первоначальные упражнения по воспита — нию физических свойств речевого голоса нужно выполнять в комплексе со специально подобранными физическими упраж— нениями, которые способствуют активизации мышц, участвующих в процессе дыхания, и освобождают от мышечного напряжения органы артикуляции. Упражнение 1 Цель: способствовать развитию диапазонов речевого голоса и некоторому сглаживанию его регистров. Для выполнения упражнения возьмите следующий текст: Ох, чечетку раз по сорок Выбивай с утра, топор, Чтобы встал скорей поселок К дому дом, К двору двор, К новоселью новоселье, К тыну тын, К дыму дым... В. Цыбин Выполняйте его по следующей схеме: 1. Исходное положение: ноги на ширине плеч — вдох, на выдохе прочтите: Ох, чечетку раз по сорок... 2. Наклонитесь вперед, руки вверх, прочтите интонационно выше:...Выбивай с утра топор. 3. Наклонитесь еще ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно еще выше:...Чтобы встал скорей поселок. 4. В последующем положении — вдох, прочтите интонаци — онно ниже:...К дому дом. К двору двор. 5. Поднимитесь выше, руки вверх и прочтите интонационно еще ниже:...К новоселью новоселье. 6. Вернитесь в исходное положение и прочтите интонационно еще ниже:...К тыну тын, к дыму дым... Еще раз повторите данный текст по схеме, но без физического упражнения, выполняя повышение и понижение по строкам. Упражнение 2 Цель: способствовать развитию элементов силы звука речевого голоса, сглаживанию динамики силы звука. Для выполнения упражнения возьмите следующий текст. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов, Била Пара барабанов, Бурю. Пара барабанов, Била Пара барабанов, Бой. И. Сельвинский Выполняйте его по следующей схеме: 1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки прямо, на выдохе прочтите: Пара барабанов, Пара барабанов... 2. Наклон вперед, прочтите громко: Пара барабанов Била Бурю. В этом положении — вдох — прочтите тише:...пара барабанов, пара барабанов... 3. Вернитесь в исходное положение, прочтите громче: ...пара барабанов Била Бой. Еще раз прочтите данный текст со сменой силы звука, но без физического упражнения. Для проверки навыков правильного голосообразования рекомендуется читать небольшие поэтические тексты, в которых встречаются перечисления или периоды, органически требующие использования выразительных стредств речевого голоса. Над притихшей стороной по тропинкам, Хлынул дождик по ромашкам, проливной по косынкам, по рубашкам, по гречихе, по хлебам", по березам, по дубам. Ю. Синицын А в четверг опять заснул. Спал я в пятницу, В субботу Не ходил я работу,
Но зато уж в воскресенье Спал весь день без пробужденья. Д. Родари В эти сосны и кряжи, в даль, в дороги, в гаражи.
В пенье медных проводов. В перспективу городов.
В. Боков Х-орошо быть сильным и могучим, Хорошо быть облаком летучим, Что несется, с ветерком играя, Мир чудес и сказок озирая. Е. Абросимов Специализированная гимнастика речевого аппарата при несмыкании голосовых складок Несмыкание голосовых складок — одно из функциональных заболеваний гортани. На практике несмыкание голосовых складок приводит к общему расстройству голосообразования. Упражнения 1. Открыть рот, как при показе врачу, язык свободно выдвинуть вперед. 2. Сделать небольшой вдох и произнести шепотом гласную А—А —А на высоком тоне, продержав звук 5 — 7 сек. 3. После этого упражнения сделать паузу — 5 сек. Во время паузы нельзя отвлекаться, кашлять, разговаривать[2]. 4. После паузы проба голоса на следующих звукосочетаниях: АББА, АББА, АББА' АДДА, АДДА, АДДД- АММА, АММА, АММА; АННА, АННА, АННА" АЛЛА, АЛЛА, АЛЛА АРРА, АРРА, АРРА. Произнесите эти звукосочетания при повороте головы то вправо, то влево, а также при легком наклоне туловища вперед. Движения (повороты и наклоны вперед) должны быть осторожные, атака звука при произнесении звукосочетаний — мягкой. В течение первых суток следует выполнять упражнения через каждые два часа в течение дня. На следующий день можно подключить небольшие тексты. Срок исправления несмыкания голосовых складок при правильном проведении гимнастики 2 — 3 дня. Речевые упражнения на стаккато Стаккатто — это легкое отрывистое произношение звука. Цель упражнений: активизация голосовых складок при про — изнесении гласных на различной высоте речевым способом, что является признаком активизации мышц гортани. Гласные ста — раться не форсировать, мысленно точно их воспроизводить. Эти упражнения снимают осиплость и охриплость голоса и различ — ные призвуки, мешающие чистоте тембра. Они активизируют процесс дыхания, устанавливают гортань в соответствии с индивидуальными особенностями занимающегося. Начинать лучше со звука А, так как гортань занимает среднее положение, а в звуке А содержится одинаковое количество звуков высокой и низкой частоты. Если речевой голос занижен, к исходному звуку А добавляются звуки И и Э. Если речевой голос завышен, го к исходному А добавляются звуки О и У. После упражнения произносят слова, которые начинаются с этих звуков. Упражнения 1. И, Э, А, О, У, Ы. 2. ИИ, Э... 3. НИИ, ЭЭЭ... (4-5 раз). Сохраняя выработанное ощущение в рогогортанной полости, звук надо протянуть, оставляя его в полости верхних резонато — ров. А __________. Э___________. И__________ и т.д. Примечание, Сначала полезно подключить к гласным согласные М, Н, Л. При данных упражнениях эффективны X и Г с переводом в смех (от тихого смеха к громкому). При всех расстройствах голоса занятия начинаются с наибо — лее удобной и звучащей для вас гласной при любом положении тела и головы (по 2 мин несколько раз в день). Заканчиваются упражнения фонационным бегом (бег на озвученном выдохе с ощущением резонирования во всем теле). Упражнения для развития высоты и гибкости речевого голоса Изменение высоты речевого голоса и его гибкость следует тренировать упражнениями на усиление и ослабление звука. Произносить гласные звуки лучше в сопровождении музыкального инструмента. УС1ЛЕМЕ I ОСЛАБЛЕНИЕ ЗВУКА i< Y> * з< 3> з «< Ж> 1 < Н> I< J> J Р< У> Р н< н> н < У> < 0> Кд> э < И> A < V> A Зн> b^> -itu< *i*»jn tiJIIJII iJJI^^P^^
Ц......»»......! > •.. Л ««■ ««
|