Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип самостоятельности объединений работодателей.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Принцип добровольности объединений работодателей; принцип самостоятельности объединений работодателей. Однако ряд положений, относящихся к принципам деятельности объединений работодателей, содержится в ст. 2. В частности, в ней также частично раскрывается содержание принципа добровольности. Кроме того, ст. 6 устанавливает принцип независимости объединений работодателей. Названные принципы можно обозначить как принципы организации объединений работодателей. На наш взгляд более удачным было бы их объединение в рамках одной статьи комментируемого Закона. Правомерность такого подхода обусловлена тесной взаимосвязью данных принципов. По этой причине в литературе добровольность, самостоятельность и независимость объединений работодателей (а равно профессиональных союзов) рассматриваются как элементы одного единого основополагающего принципа социального партнерства - свободы объединения (ассоциаций) < 26>. -------------------------------- < 26> Лушникова М.В. Указ. соч. С. 46; Трудовое право России: Учебник. С. 153.
Также комментируемый Закон выделяет вторую группу принципов, которые относятся к взаимодействию объединений работодателей с профессиональными союзами и их объединениями, а также органами государства в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. В данную группу включаются принципы социального партнерства, закрепленные в трудовом законодательстве. Кроме того, некоторые принципы деятельности объединений работодателей, не предусмотренные законодательством, закрепляются в их уставах. Например, п. 7 Устава КСОРР предусматривает такие принципы, как законность, гласность, самоуправляемость. 2. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет принцип добровольности объединения работодателей, который означает следующее: 1) во-первых, инициатива в создании объединения работодателей может исходить только от самих работодателей. Органы государственной власти, органы местного самоуправления или профессиональные союзы и иные представительные органы работников не вправе требовать создания работодателями своего объединения; 2) во-вторых, к работодателям не могут применяться меры, принуждающие их к вступлению в какое-либо существующее объединение работодателей; 3) в-третьих, каждый работодатель вправе в любой момент выйти из состава объединения работодателей; 4) в-четвертых, каждое объединение работодателей в любое время может принять решение о прекращении своей деятельности. Реализация рассматриваемого принципа в полном объеме зависит от наличия ряда условий. Как отмечает М.В. Лушникова, " к таким условиям относятся: 1) запрет дискриминации, который проявляется в двух аспектах: - отсутствие дискриминационных ограничений по кругу лиц, имеющих право создавать организацию для представительства своих интересов; - отсутствие преимуществ или ограничений по признаку принадлежности к какой-либо ассоциации; 2) отсутствие требования о получении предварительного разрешения на создание ассоциации. Причем это не означает отсутствие необходимости соблюдения определенных юридических процедур. Однако последние не должны препятствовать объединению" < 27>. -------------------------------- < 27> Лушникова М.В. Указ. соч. С. 46.
Перечисленные условия достаточно последовательно реализованы в комментируемом Законе (см. комментарий к ст. 2), а равно в иных нормативных правовых актах. Следует отметить, что рассматриваемый принцип воплощен в содержании различных норм комментируемого Закона. Например, ст. 7 закрепляет право каждого члена объединения работодателя на свободный выход из его состава. В ст. 10 предусматривается создание объединения работодателей только по решению его учредителей. 3. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет принцип самостоятельности объединения работодателей и предусматривает, что объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности. Формулировка данного принципа в комментируемом Законе представляется не вполне удачной. С одной стороны, цель создания и функционирования объединения работодателей как " результат, на достижение которого направлены действия" < 28> непосредственно определена в ст. 2 комментируемого Закона - представительство и защита прав и законных интересов работодателей в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Следовательно, ее самостоятельное определение работодателями при учреждении объединения не требуется. Выбор учредителями формы своей ассоциации в виде объединения работодателей, по сути, предопределяет цель ее создания и функционирования. Тем не менее некоторые объединения работодателей формулируют цели своей деятельности более широко по сравнению с комментируемым Законом. -------------------------------- < 28> Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова М.: Издательство политической литературы, 1986. С. 534.
Например, п. 3.1 Устава регионального объединения работодателей Пермского края " Сотрудничество" предусматривает, что объединение создается в целях:
|