Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направлять предложения о кандидатурах арбитражных заседателей Арбитражного суда Красноярского края;






3) образовывать постоянно действующий третейский суд и третейский суд для разрешения конкретного спора < 50>.

--------------------------------

< 50> https://www.sppkk.ru/index.php? cID=44#3

 

Подобные права в большей степени характерны для ассоциаций коммерческих организаций, предпринимателей. Их наличие в уставах объединений работодателей можно объяснить тем, что в Российской Федерации многие объединения образовывались на основе союзов действующих объединений промышленников и предпринимателей.

5. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливается право объединений работодателей на представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов.

Государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации являются Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС). Указанные фонды, как правило, выполняют функцию страховщиков в различных видах обязательного социального страхования, иными словами, аккумулируют страховые взносы, уплачиваемые страхователями за застрахованных лиц, и при наступлении страховых случаев предоставляют застрахованным лицам социально-страховое обеспечение в виде пенсий, пособий, а также натуральных услуг. ПФР является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования, ФСС - в рамках обязательного социального страхования на случай наступления временной нетрудоспособности, материнства и смерти, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Что касается ФОМС, то федеральный фонд выполняет только финансовые функции и обеспечивает перераспределение средств обязательного медицинского страхования между территориальными фондами. Функции территориальных фондов зависят от схемы организации обязательного медицинского страхования в том или ином субъекте Российской Федерации. В основном их функции также имеют финансовый характер, поскольку страховщиками выступают, как правило, страховые медицинские организации, оплачивающие расходы на оказание медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских учреждениях. В свою очередь, средства страховым медицинским организациям передают территориальные ФОМС. Однако последние могут также выполнять функцию страховщиков. В этом случае страховые медицинские организации исключаются из системы обязательного медицинского страхования и медицинские учреждения напрямую взаимодействуют с территориальными ФОМС.

Таким образом, рассматриваемое право направлено на обеспечение участия представителей работодателей, а фактически страхователей, в управлении средствами обязательного социального страхования и осуществлении контроля за их расходованием. Оно закреплено не только в комментируемом Законе, но также в п. 6 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ " Об основах обязательного социального страхования".

В литературе паритетность участия представителей субъектов социального страхования в органах управления системой социального страхования рассматривается в качестве одного из принципов социального страхования < 51>. При этом отмечается, что его реализация тесно связана с реализацией принципа автономности финансовой системы социального страхования, которая, в свою очередь, выступает одним из факторов, влияющих на устойчивость финансовой системы социального страхования < 52>.

--------------------------------

< 51> Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск: Омский госуниверситет, 2003. С. 54.

< 52> Там же. С. 54 - 62.

 

Несмотря на законодательное закрепление права объединений работодателей на представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов, оно не реализуется на практике в полном объеме.

Так, п. 8 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, предусматривает, что в состав Правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Тем самым устанавливается необязательность включения представителей иных субъектов социального страхования в состав Правления ПФР. Более того, объединения работодателей в указанном пункте вообще не названы, поскольку в состав Правления включаются представители только таких организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Очевидно, что объединения работодателей таковыми не являются.

Следует отметить, что в качестве участия представителей работодателей в управлении средствами обязательного пенсионного страхования может рассматриваться включение представителей объединений работодателей в состав общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, образуемого в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ " Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", который осуществляет общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. Однако анализ функций данного совета, закрепленных в Положении о нем, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 827, позволяет сделать вывод, что его деятельность имеет консультативный и совещательный характер. Кроме того, совет реализует свои функции только в части системы обязательного пенсионного страхования, связанной с формированием накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 22 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в ФСС образуется Правление. Состав Правления численностью 35 человек формируется из лиц:

1) входящих в него по должности (председатель ФСС и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата ФСС);

2) представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации);

3) представительствующих на основе ротации (8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей, 3 - от региональных отделений ФСС, по 1 представителю от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов).

Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.

Таким образом, Положение о ФСС предусматривает включение в состав правления ФСС 8 представителей общероссийских объединений работодателей. Вместе с тем такое представительство вряд ли можно считать паритетным, поскольку число членов правления от органов государственной власти существенно превышает указанное количество. Кроме того, все члены правления утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению председателя ФСС. В результате персональный состав правления ФСС во многом формируется под контролем со стороны государства.

В региональных отделениях ФСС предусмотрено формирование региональных координационных советов (п. 26 Положения о ФСС). Они формируются из лиц:

1) входящих в них по должности (управляющий региональным исполнительным отделением ФСС и его заместители);

2) представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от органов труда и занятости населения, социальной защиты населения, государственной налоговой службы, финансового органа, учреждений Центрального банка Российской Федерации субъектов Российской Федерации);

3) представительствующих на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников).

Обращает на себя внимание, что в координационные советы включаются представители самих работодателей, а не их региональных объединений. Кроме того, координационные советы являются совещательными органами, рассматривающими вопросы деятельности ФСС по социальному страхованию.

Правила формирования правления Федерального ФОМС во многом схожи с аналогичными правилами, установленными для ПФР. Пункт 19 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, предусматривает возможность включения в состав правления представителей общероссийских объединений работодателей. Однако это требование не является обязательным.

В отличие от Федерального ФОМС в состав правления территориальных ФОМС в обязательном порядке включаются два представителя от работодателей (раздел 5 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1). Однако, учитывая состав правления в целом, такое представительство вряд ли можно назвать паритетным.

Таким образом, права объединений работодателей по участию в управлении средствами социального страхования существенно ограничены. Необходимо отметить, что аналогичный вывод можно сделать и применительно к соответствующим правам профессиональных союзов и их объединений. Следует согласиться с М.Ю. Федоровой, которая отмечает, что в настоящее время " ни профсоюзы как представители застрахованных, ни страхователи не имеют реальных возможностей не только участвовать в управлении финансовыми ресурсами социального страхования, но и осуществлять контроль за их использованием. Это, в свою очередь, делает возможным нецелевое использование социально-страховых средств, подрывает автономность финансовой системы социального страхования" < 53>.

--------------------------------

< 53> Федорова М.Ю. Указ. соч. С. 58.

 

Статья 14. Обязанности объединения работодателей

 

Комментарий к статье 14

 

1. Комментируемая статья предусматривает обязанности объединений работодателей. Их перечень не является закрытым, поскольку иные обязанности могут устанавливаться в уставах объединений работодателей. Обязанности, предусмотренные комментируемой статьей, можно разделить на две группы:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал