Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Привлекать руководителей выборных профсоюзных органов к участию в региональных научно-практических семинарах по актуальным проблемам санации и банкротства организаций.
Следует отметить, что указанные обязательства объединения работодателей принимают в отношении представителей работников, т.е. профессиональных союзов и их объединений, а также органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Обязательства перед работниками по соглашениям принимают на себя работодатели, от имени которых действуют объединения; Предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением. Данная обязанность подлежит исполнению в двухнедельный срок со дня получения соответствующего запроса, если информация запрашивается в рамках проведения коллективных переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ), либо в течение месяца, если информация запрашивается в целях осуществления контроля за выполнением соглашения (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). Объединение обязано предоставлять любую информацию по социально-трудовым отношениям, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением, в том числе информацию ограниченного доступа, т.е. составляющую охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую и иную). Положение комментируемой статьи о предоставлении информации корреспондирует с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и защите информации", который предусматривает, что федеральными законами могут устанавливаться случаи обязательного предоставления информации. Вместе с тем при предоставлении информации ограниченного доступа должны выполняться требования законодательных актов, определяющих ее правовой режим. Наиболее часто запрашивается информация, составляющая коммерческую тайну, правовой режим которой определяется Законом о коммерческой тайне. Следует отметить, что с учетом требований названного Закона способ исполнения рассматриваемой обязанности может различаться в зависимости от субъекта, которому предоставляется информация. В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона о коммерческой тайне предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - это передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций. В силу п. 1 ст. 6 Закона о коммерческой тайне предоставление осуществляется по мотивированному требованию, которое должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, срок предоставления этой информации. Таким образом, в ходе коллективных переговоров, а также осуществления контроля за выполнением соглашений информация, составляющая коммерческую тайну, может предоставляться только органам государственной власти и органам местного самоуправления. Для профессиональных союзов и их объединений должны применяться другие способы. Помимо предоставления возможна передача информации, составляющей коммерческую тайну. Под этим способом понимается передача информации, зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности (п. 6 ст. 3 Закона о коммерческой тайне). При этом контрагентом считается сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию (п. 7 ст. 3 Закона о коммерческой тайне). Поскольку профессиональные союзы и их объединения не являются контрагентами объединения работодателей в указанном смысле, их представителям может быть только предоставлен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, которым признается ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании < 54> при условии сохранения конфиденциальности этой информации (п. 5 ст. 3 Закона о коммерческой тайне). -------------------------------- < 54> Законным основанием будет выступать ст. 14 комментируемого Закона. - Прим. автора.
Следует отметить, что применительно к коллективным переговорам ч. 8 ст. 37 ТК РФ устанавливает обязанность участников переговоров, других лиц, связанных с ведением коллективных переговоров, не разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Установление ответственности за разглашение информации ограниченного доступа, ставшей известной в ходе коллективных переговоров, является важной гарантией защиты прав и интересов лица, предоставляющего такую информацию. Такая гарантия устанавливается в первую очередь для работодателя и объединения работодателей, поскольку именно данные субъекты практически всегда оказываются владельцами такой информации. Вместе с тем правила об ответственности сформулированы бланкетным способом, что на практике порождает вопросы, связанные с привлечением виновных лиц к ответственности. Во-первых, сомнительной выглядит перспектива привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Последние связаны с внутренним трудовым распорядком работодателя. Результат дисциплинарного проступка составляет нарушение внутреннего трудового распорядка < 55>. Однако обязанность, предусмотренная ч. 8 ст. 37 ТК РФ, возлагается на участников коллективных переговоров вне связи с каким-либо трудовым распорядком. Участвуя в коллективных переговорах, субъект действует не как чей-то работник, а как представитель одной из сторон этих переговоров. Он не выполняет какой-то трудовой функции. Подтверждением данного вывода может служить ч. 1 ст. 39 ТК РФ, на основании которой лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Таким образом, нарушение рассматриваемой обязанности не образует дисциплинарного проступка, что, в свою очередь, не дает правовых оснований для применения дисциплинарного взыскания. -------------------------------- < 55> Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2002. С. 449.
Более того, даже допустив наличие в данном случае дисциплинарного проступка, следует признать, что применение дисциплинарной ответственности за такой проступок является неэффективной мерой защиты потерпевшей стороны, поскольку от нее фактически ничего не зависит. Наложение дисциплинарного взыскания - это компетенция работодателя. Причем это его право, а не обязанность. Также правом работодателя является определение степени тяжести проступка и выбора конкретного взыскания. В результате потерпевшая сторона вынуждена будет просить другую сторону наложить взыскание. При этом в случае удовлетворения просьбы взыскание может оказаться не соответствующим тяжести проступка. Во-вторых, ст. 13.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Деятельность лица, участвующего в коллективных переговорах, вряд ли можно считать исполнением его служебных или профессиональных обязанностей. По сути это особого рода социальная функция, реализуемая в течение незначительного периода (периода коллективных переговоров), по окончании которого лицо возвращается к своей обычной деятельности. Таким образом, возможность привлечения участников коллективных переговоров к административной ответственности на основании указанной нормы КоАП РФ также вызывает сомнения. В-третьих, при применении мер гражданско-правовой ответственности необходимо учитывать, что получателем информации ограниченного доступа является профессиональный союз, объединение профессиональных союзов, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в то время как разглашение информации осуществляется их представителями. Взыскание убытков с органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет более четкие правовые основания по сравнению с профессиональными союзами и их объединениями. В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Также ст. 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Ответственность профессиональных союзов и их объединений должна наступать по правилам ст. 1068 ГК РФ, устанавливающей обязанность юридического лица возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Однако, как уже отмечалось, в рамках коллективных переговоров представители сторон не исполняют трудовые, а равно служебные и должностные обязанности. В связи с этим ответственность необходимо возлагать на само лицо, разгласившее информацию, представляющее профессиональный союз. Ее правовым основанием будет выступать п. 1 ст. 1472 Гражданского кодекса РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ, в котором устанавливается общая обязанность любого нарушителя исключительного права на секрет производства возместить причиненные этим убытки. Представляется, что переложение гражданско-правовой ответственности с профессионального союза на его представителя создает значительно меньшие гарантии восстановления нарушенного права. С учетом изложенного следует признать, что права объединения работодателей и его членов в случае сообщения ими в ходе коллективных переговоров другой стороне информации ограниченного доступа в связи с исполнением обязанности, установленной комментируемой статьей, недостаточно защищены законодательством. Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что ст. 51 ТК РФ, регулирующая вопросы передачи информации в целях осуществления контроля за исполнением соглашения, в отличие от ст. 37 ТК РФ не предусматривает никаких гарантий, обеспечивающих неразглашение информации ограниченного доступа. В связи с этим должны действовать общие правила Закона о коммерческой тайне: - требование о сохранении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, при получении доступа к ней (п. 5 ст. 3); - требование о создании органами государственной власти и органами местного самоуправления условий, обеспечивающих охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 13);
|