![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспериментальные методики
Комплексное исследование особенностей познавательнойдеятельности детей и личностных характеристик взрослых, особенностей взаимоотношений в родительско-детских парах требует применения стандартизированных формализованных методик. Значительная часть методик изучения познавательной деятельности и личности возникла за рубежом, хотя к настоящему моменту значительное их число адаптировано в нашей стране и широко используется практическими работниками. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих параметров психики. Применение формализованных методик обычно предполагает использование следующих критериев: — жесткой регламентации процедуры, то есть точного соблюдения инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательства психолога в деятельность испытуемого; — стандартизации единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов; — надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном применении теста на одних и тех же испытуемых; — валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), то есть соответствия методики измеряемому свойству. Исследование познавательной деятельности осуществляется с помощью известных методик, выявляющих параметры высших психических процессов испытуемых (восприятия, внимания, мышления, речи, памяти). Изучение личности осуществляется путем использования специальных методик личностной диагностики. К ним относят: — опросники; — проективные методики. В этих же целях могут использоваться некоторые кли-нико-психолого-диагностические методики. Опросники — обширная группа психодигностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов испытуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на — личностные опросники; — опросники состояния и настроения; — опросники-анкеты (цит. по: Бурлачук, Морозов, 2000, с. 223). Личностные опросники охватывают спектр проблем, характеризующих кардинальные черты личности, определяемые— стабильными психическими свойствами индивида. Выявление психических свойств позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Категория личностных опросников вкключает следующие виды: — опросники черт личности; — типологические опросники; — опросники мотивов; — опросники интересов; — опросники ценностей; — опросники установок {Бурлачук, Морозов, 2003, с. 225). Нестабильные психические свойства формируют психические состояния — тревогу, уверенность, агрессивность и др. Они изучаются с помощью опросников состояний и настроений. Опросники-анкеты — психологический инструмент, предназначенный для сбора какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям испытуемого. Опросники-анкеты широко используются в клинической психодиагностике для определения наличия той или иной клинической симптоматики. Проективные методики — это методики, позволяющие, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать свойства личности, выступающие прямо или в виде различных установок, таких как «значащие переживания», «личностные смыслы» и др. Полученные задания порождают активность испытуемого, результат которой позволяет сделать вывод о его скрытых переживаниях и психических свойствах. Проективные методики (лат. рщесйо — выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, объектам) свойств, присущих самому индивиду.
|