![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение личностных особенностей родителей
С целью определения характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с недостатками в развитии) необходимо изучение их психических свойств. В связи с этим задачи такого изучения могут включать: — исследование личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, и определение типа их характерологических отклонений (авторитарный, невротичный и психосоматичный психологические типы), интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс, акцентуаций характера, определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии; — анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории; — установление типа родительско-детских отношений, моделей воспитания и причин их нарушений; — изучение динамики родительско-детских отношений под воздействием коррекции. Для проведения диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить максимально весь спектр личностных характеристик индивида. К таким методикам относятся: — ММР1 — Миннесотский Многофакторный Личностный Переченьй и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ, — методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, 16 ФЛО - 187, форма А и 16 ФЛО -105, форма С; — методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда; — методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса; — методика Г. Айзенка — тест-опросник Г. Айзенка — ЕР1 — ПДО А.Е. Личко; — методика «Аутоидентификация акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам» Э.Г. Эйдемиллера (13 СХП); — анкета «Психологический тип родителя» В.В.Ткачевой и другие. В случае выявления нарушений, близких к пограничным состояниям, или тенденций к патохарактерологическому развитию личности следует для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида. Так, например, для подтверждения депрессивных или тревожных состояний обследуемых, необходимо использовать: — методику определения уровня невротизации и пси-хопатизации (УНП), разработанную в институте им. Бехтерева; — методику «Личностная шкала проявления тревожности»Дж. Тейлора; — методику дифференциальной диагностики депрессивных состояний Н. Зунге; — методику дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова; — методику экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса; — методику измерения ригидности; — методику диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана; — методику диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и ЮЛ. Ханина. В качестве дополнительных могут быть использованы оективные методики: — методика изучения фрустрационнных реакций С. Розенцвейга — тест М. Люшера — методика «Тематический апперцептивный тест» — ТАТ X. Мограна и Г. Мюррея — тест «Автопортрет» Р. Бернса — методика «О-сортировка» или Q-классификация» В. Стефенсона — методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. К сожалению, не существует методик, направленных на изучение родительской мотивации по оказанию помощи ребенку с отклонениями в развитии. Для того, чтобы получить представление о внутренней иерархии ценностей родителя и месте в ней проблемного ребенка, нами был модифицирован Тематический апперцептивный тест и разработана методика АТАТ (см. Приложение 2). Эта методика включает шесть картин, изображающих детей с отклонениями в развитии (нарушениями интеллекта, сенсорной и двигательной сферы). Родителям предлагается описать каждую из картин, отвечая на поставленные вопросы.
|