Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей






В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми экспериментальной группы учитываются следую­щие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмо­ционально-волевой и личностной сфер:

— стремление ребенка к контакту со взрослыми члена­ми семьи (родителями, прародителями, опекунами);

— стремление ребенка к контакту со сверстниками-чле­нами семьи (братьями, сестрами);

— стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.);

— характер взаимодействия (доброжелательность—нега­тивизм, инициативность в осуществлении контакта);

— преимущественная форма контакта (вербальная, так­тильная, зрительная, опосредствованная);

— ситуации, вызывающие коммуникативные трудно­сти у ребенка;

— наличие паралингвистических средств общения: же­стов, мимики, поз и др.;

— особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессив­ности, истеричности, отгороженности и замкнутости);

— особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);

— особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

- характер и содержание высказываний (оптимистич­ные, неуверенные, агрессивные и мрачные);

— наличие переживания дефекта и формы его прояв­ления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).

 

 

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей (лицами их замещающими)

Наблюдение за родителями и опекунами детей осуще­ствляется по нескольким параметрам. Учитываются:

— стремление (его отсутствие) к установлению адек­ватных контактов с ребенком и с другими близкими;

— форма и характер взаимодействия с ребенком (дру­гими близкими);

— особенности коммуникативного поведения во взаи­модействии с детьми и другими лицами (доброже­лательность, ласковость, жесткость, грубость, без­различие и др.);

— использование паралингвистических (мимики, жес­тов, поз) и других средств общения с ребенком (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.);

— выбор преимущественной формы контакта с ребен­ком (вербальный, тактильный, зрительный, опос­редствованный, т.е. через кого-то).

На основании наблюдаемых личностных реакций пос­ледних, по тону разговора, наличии вибрации (дрожания) голоса, работоспособности и других качеств, наиболее значимых в повседневном общении, могут подтвердиться данные о характерологических изменениях личности, по­веденческих реакциях, силе—слабости, уравновешеннос­ти—подвижности нервных процессов, полученные путем использования формализованных методик.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал