Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отличие правового акта управления от других действий администрации, юридических документов, иных актов
От закона акт управления отличается тем, что он носит подзаконный характер. Закон имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов, регулирует наиболее важные общественные отношения. Правовой акт управления, как и закон, является юридическим актом, регулирующим общественные отношения, поскольку налагает определенные обязанности или предоставляет те или иные права. Никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон. Если акт управления противоречит закону, то действует закон, он может отменить или приостановить действие акта управления. Акт управления может быть также приостановлен, изменен или отменен не только органом, издавшим данный акт, но и вышестоящим полномочным органом власти. А отменить, изменить или приостановить действие закона может только законодатель. Отсюда логически вытекает, что закон является юридическим источником для правовых актов управления. Следовательно, закон и правовой акт управления обладают различной юридической силой. Все акты управления, изданные на основе и во исполнение законов с соблюдением необходимых процедур, обязательны к исполнению в такой же степени, как и законы. При этом действует общее правило права: всякий законный акт государственного органа, вступивший в силу, одинаково обязателен для адресата, и государство обеспечивает исполнение любого законного акта независимо, от какого государственного органа он исходит. Правовые акты управления не следует смешивать с судебными актами. К последним можно отнести определение, постановление, приговор, решение.Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов государственной власти своим преимущественно позитивным характером, выражающемся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер, для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, хотя последние такую возможность в их отношении имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам). Отметим, что правовые акты управления обычно издаются в связи с совершением органами государственного управления и их должностными лицами правомерных действий, направленных на организацию и осуществление повседневного руководства различными сферами государственной и общественной жизни. Кроме того, в отличие от судебного акта, правовой акт управления может быть как индивидуальным, так и нормативным. Другое отличие вытекает из того факта, что судебный акт принимается судом. При этом судья в своих действиях независим, руководствуется только законом и правосознанием.Отсюда следует, что никто не вправе указывать судье и предопределять то или иное разрешение вопроса.Правовые акты управления, напротив, могут быть приняты не только на основании и во исполнение закона, но и по прямому поручению вышестоящего субъекта, обладающего правом давать обязательные для исполнения предписания. Такими предписаниями часто заранее предрешен тот или иной вариант разрешения управленческого вопроса. Правовые акты управления отличаются и от актов прокурорского надзора. К последним относятся протест, предписание, представление, постановление и официальное предупреждение. Следует отметить, что акт прокурорского надзора представляет собой форму реагирования прокурора на нарушения законности. Такой акт всегда является индивидуальным. Акт прокурорского надзора в отличие от правового акта управления не содержит управленческих предписаний. Акты органов прокуратуры и суда выступают в качестве формы административной деятельности, они обладают всеми признаками актов управления с той лишь разницей, что издаются не органами управления. Точно так же можно к актам управления отнести и некоторые акты общественных организаций, когда последние осуществляют государственные функции по поручению полномочных государственных органов. Необходимо отличать правовые акты управления от гражданскоправовых договоров, для которых требуется взаимное волеизъявление и безусловное юридическое равенство сторон. Гражданско-правовой договор – всегда результат добровольного взаимного волеизъявления равных субъектов. Для издания же правового акта управления в ряде случаев не требуется ни согласия адресата, ни даже формального равенства сторон. Правовые акты управления следует отличать от служебных документов и документов, имеющих юридическое значение. К документам, имеющим юридическое значение, можно отнести паспорт гражданина Республики Беларусь, удостоверение водителя транспортного средства, технический паспорт автомобиля, удостоверение личности, пропуск, трудовую книжку, диплом об окончании учреждения высшего образования, аттестат об окончании школы и т. д. Все названные документы удостоверяют те или иные факты, составляются по установленной законом форме, которая и придает им юридическое значение. Однако указанные документы не порождают и не изменяют правоотношений, т. е. не влекут юридических последствий. Служебный документ удостоверяет определенный факт, т. е. является источником информации. Однако он не имеет юридического значения. К служебным документам относятся, в частности, акты ревизии, отчеты, докладные (служебные) записки, справки, стенограммы совещаний и др. Служебный документ может являться основанием для издания правового акта управления. Так, на основании заключения по факту дисциплинарного проступка руководителем может быть издан приказ о наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания. Правовые акты управления отличаются также от актов негосударственных, общественных организаций и иных объединений. Последние обязательны лишь для членов организации (объединения), их исполнение обеспечивается средствами и методами самой организации. Юридическим государственно-властным характером акты негосударственных органов и организаций не обладают и издаются от имени негосударственной организации или объединения. Действие актов управления, принимаемых государственными органами, может выходить далеко за пределы данного учреждения или предприятия. Акты общественных организаций всегда связаны по своему содержанию с целью данной общественной организации, закрепленной в уставе или положении. Исполнение актов общественных организаций обеспечивается исключительно мерами морального воздействия. Эти акты не имеют государственного и правового характера.
|