Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сетевая организация взаимодействия хозяйствующих субъектов
Концепция организации взаимодействия хозяйствующих субъектов пересматривалась на протяжении всей истории развития человечества. Она определена действующей научной картиной мира, уровнем промышленного и технического развития общества, темпом социальной динамики, состоянием мировой экономики и многими другими факторами. Бесспорно, актуальной на ближайшие десятилетия является сетевая концепция взаимодействия. Практическим воплощением данной концепции является сетевая экономика. Под сетевой экономикой будем понимать хозяйственную деятельность, осуществляемую на основе сетевых организационных структур. Сетевой подход возник в 1970-х годах, первые исследования были выполнены международной группой ученых IMP (Industrial Marketing and Purchaising – Промышленный маркетинг и Закупки) из Франции, Германии, Италии, Швеции, Великобритании. Данный вид организационных структур заменил традиционные иерархические. Такая замена обусловлена рядом факторов [22, с.104]: - постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям; - постоянным усложнением производственной и коммерческой деятельности предприятий; - повышением значения фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления); - расширением пространства предприятия (если оно хочет выжить, надо очень быстро увеличить рынок сбыта до национальных, а затем до мировых масштабов); - низкой эффективностью общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности; - стремлением к автономным формам труда; - наличием межорганизационных систем информации и коммуникации. Под сетевой организационной структурой (организационной сетью) в работе будем понимать организационный тип, который характеризуется структурой свободно связанной сети принципиально равных и независимых партнеров. Цель функционирования сетевой структуры заключается в достижение общих целей путем активного включения всех ее членов в процессы принятия решений. Такая организационная структура имеет ряд особенностей [4, с.111]. Во-первых, преобладают горизонтальные взаимодействия субъектов. В этом смысле сеть противопоставляется иерархии, в которой отношения субъектов строятся на основе соподчинённости. Во-вторых, такая структура предполагает наличие как краткосрочного, так и длительного равноправного взаимодействия между субъектами. На рынке покупатель и продавец равноправны, но их взаимодействие зачастую краткосрочно и может ограничиваться единичной сделкой купли-продажи. В иерархической организационной структуре связи напротив длительны, но имеет место распорядительное воздействие. Сетевая структура за счет комбинирования двух данных типов взаимодействия способна обеспечить нужную устойчивость и эффективность. В-третьих, сетевая организация взаимодействия является основой для формирования синергетического эффекта от совместной деятельности хозяйствующих субъектов. Под синергетическим эффектом следует рассматривать любой положительный эффект создания и функционирования нового объединения, сверхсуммарный эффект от деятельности объединяемых компаний, действующих как независимые и самостоятельные предприятия. Необходимо учитывать, что у каждого взаимодействующего субъекта кроме общесетевых интересов существуют еще и интересы личного характера, а достижение эффекта синергии возможно лишь при некотором «балансе» этих интересов. Итак, исходя из перечисленных особенностей, очевидными становятся преимущества и недостатки сетевых структур. Их анализ позволяет сделать вывод, что сетевая организация взаимодействия является гибридом традиционных иерархических структур и современных рыночных механизмов. В основе построения сетевой организационной структуры лежит метод сетизации, который заключается в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктуры. Иными словами, сетизация представляет собой, по сути, отказ от вертикальной иерархии, создание вместо функциональных структур – независимых рабочих групп, переход к горизонтальным связям, и замену в значительной степени организационно-распорядительных отношений – контрактными (договорными). При этом, форма и предмет договорных отношений в сетевых структурах определяется индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта. Сетевая организационная структура может быть представлена двумя моделями [14, с.46]: 1) Сеть, сформированная вокруг крупной компании – крупная фирма (интегратор) собирает вокруг себя фирмы (субъекты сети) меньшего размера, поручая им выполнение различных специализированных задач. Такая лицензионно-субподрядная модель производства называется «зонтичной» корпорацией (umbrella corporation). 2) Совокупность (сеть) предприятий близких по размеру, большинство которых самостоятельны (юридически), но поддерживают устойчивость друг друга (в хозяйственном плане). На основе первой модели функционируют современные холдинги. Холдингом признается совокупность юридических лиц, состоящая из основной и дочерней (дочерних компаний), ведущих совместную производственную, торговую, финансовую и иную коммерческую деятельность и связанных между собой системой участия (как имущественного, так и неимущественного характера), предоставляющей основной компании право определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности дочерних компаний. Сетевая организация взаимодействия наделяет данную организационно-экономическую форму следующими возможностями: - контролировать большую долю рынка при сохранении единого контроля за всеми бизнес-единицами (компаниями), входящими в состав холдинга; - распределять издержки между хозяйственными субъектами холдинга, сокращая при этом возможные потери и снижая предпринимательские риски; - оптимальным образом перераспределять средства внутри холдинга через единый финансовый центр; - достичь большей капитализации бизнеса, а, следовательно, и большей привлекательности для потенциальных инвесторов; - проводить в рамках холдинга согласованную инвестиционную и сбытовую политику [19, с.63]. Вторая модель также нашла практическое применение. Наиболее яркими примерами являются предпринимательские сети и кластеры. Они имеют меньшие масштабы распространения и локализируются в основном для экономического развития отдельных регионов. Процесс интеграции, как и в первой модели, происходит путем организации вертикального и горизонтального взаимодействия хозяйствующих субъектов, стимулом к которому является синергетический эффект. Зарубежный опыт использования подтверждает, что обе модели представления сетевой организационной структуры эффективны в современных условиях. Для цели данной курсовой работы сеть будем рассматривать как образовавшуюся вокруг крупной компании, то есть umbrella corporation. Неотъемлемой частью сетевой организации взаимодействия является дезагрегация интегратором своих основных функций (производства, инжиниринга, продаж, финансов) между субъектами сети. Подобное явление в современной экономике получило название «развязывание» ресурсов. Отметим, что выделенные сегменты часто соединяются со ставшими самостоятельными сегментами фирмы субпоставщиков, конкурентов или партнеров (стратегические альянсы). Частной формой «развязывания» является аутсорсинг. Аутсорсинг позволяет увеличить эффективность функционирования организации в конкурентной среде (за счет минимизации издержек) и добавляет гибкости ее структуре. Еще одной причиной возникновения узкоспециализированных фирм, которые стали основой формирования сетей взаимодействий, является то, что на определенном этапе расширение компании за счет организации новых отделов или найма новых сотрудников становится экономически неэффективным. Значительно выгоднее и проще для контроля становится налаживание постоянных партнерских отношений с компанией, выполняющей эти функции, и размещение у нее заказов. Особенно это касается случаев, когда потребность в данных услугах является не постоянной, а возникает время от времени. Сетевая организация взаимодействия хозяйствующих субъектов требует принципиального нового мышления руководителей при принятии управленческих решений, а именно: отказа от всестороннего контроля, перехода к не формальной координации, взаимному доверию. Доверие в таком случае основано на традиционных системах и институтах сохранения коммерческих секретов, а также на корпоративной культуре внутри сети. Подводя промежуточный итог, отметим, что координацию экономической деятельности в сетевой организационной структуре необходимо осуществлять, понимая уровень самостоятельности каждого субъекта, а также цели (интересы) преследуемые ими в процессе взаимодействия.
|