Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торговая сеть «Магнит» как пример сетевой организации в сфере розничной торговли ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Развитие рыночной экономики в России способствовало изучению розничной торговли более глубоко и основательно. На протяжении последних 5-10 лет розничная торговля является одной их быстроразвивающихся отраслей. Приход на российский рынок крупных международных торговых компаний научил отечественные торговые компании новым формам организации торговли в современных условиях. Объединение магазинов в торговую сеть – самый эффективный путь развития розничной торговли. Это подтверждено мировым и накопленным российским опытом. На российском рынке работает несколько крупнейших транснациональных и отечественных компаний в области торговли продовольственными товарами. Одна из отечественных компаний – ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит»). Создание торговых сетей – один из методов управления торговым капиталом, позволяющий получать экономию от масштаба деятельности в розничной торговле. Торговля относится к так называемым раздробленным отраслям, в которых предприятия должны располагаться в непосредственной близости от мест расположения потребителей. Она состоит из тысяч мелких и средних предприятий, в основном частных, и ни одно из них не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли. Отличительной чертой раздробленных отраслей является отсутствие операторов, обладающих лидерством и признанных всеми покупателями. Несмотря на то, что розничная торговля как отрасль традиционно относится к «раздробленной» и остается таковой, по мере накопления капитала для получения экономии от масштаба начинают применяться сетевые технологии, позволяющие получать конкурентные преимущества за счет максимизации выручки, получения ценовых скидок на оптовые закупки продукции у производителей и предложения собственных торговых марок. При этом низкие барьеры входа превращают возможность появления новых конкурентов в постоянно действующий фактор, и сама конкурентная борьба в «раздробленных» отраслях варьируется от умеренно сильной до ожесточенной. В целом инфраструктура розничной торговли с характерным соотношением мелких, средних и крупных предприятий складывалась по мере развития конкуренции и научно-технического прогресса. И если на ранних стадиях развития товарного обращения преобладала тенденция специализации и обособления отдельных видов деятельности, то на более зрелых стадиях задачи максимизации прибыли обусловливают тенденции, связанные с концентрацией капитала и соответственно укрупнением предприятий. При этом развитие современных информационных технологий и вычислительной техники позволило управлять предприятиями, находящимися в разных районах страны и на разных континентах, в режиме реального времени и создало предпосылки для эффективного управления такими структурами. В свою очередь такие возможности обусловили концентрацию все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов продаж товаров и прибыли на торговых предприятиях, которые по масштабам своих операций не уступают гигантам промышленного производства. Рост оборота розничной торговли в России в настоящее время в основном обеспечивается за счет предприятий современных форматов, входящих в торговые сети в продовольственной торговле. Компания «Тандер» (сеть «Магнит») существует с 1994 г. Первый магазин самообслуживания был открыт в Краснодаре в 1998 году. В дальнейшем сеть была преобразована в сеть дискаунтеров. Сегодня она занимает лидирующие позиции в розничной торговле. На 31 декабря 2015 года ЗАО «Тандер» осуществляла свою деятельность в 1389 населенных пунктах РФ [25]. ЗАО «Тандер» направила значительные средства для продвижения своего бренда «Магнит» на региональном рынке, который является частью фирменного наименования товаров, выпускаемых под собственной торговой маркой. Благодаря бренду «Магнит», ЗАО «Тандер» добилась значительных успехов в своей деятельности. Мы видим определенную последовательность в истории создания такой крупной многофункциональной компании: сначала организовывалась управляющая компания, своеобразный мозговой центр, где разрабатывались принципы организации дела. По мере увеличения числа магазинов создавался распределительный центр, занимающийся предпродажной подготовкой товаров и снабжением сети. После этого начиналось строительство магазинов, сосредоточенных исключительно на продажах. Впоследствии при освоении новых территорий для обслуживания магазинов создавалось необходимое количество распределительных складов и т.д. Ниже перечислены основные особенности организационной структуры сетевых компаний [10, с.55]. 1) Разделение функций закупки товаров у поставщиков и розничной продажи товаров потребителям. Основная причина такого разделения функций заключается в том, что центральным направлением торговой политики является массовая закупка товаров по возможно низким ценам, что и позволяет получать основной экономический эффект горизонтальной интеграции в системе товарного обращения. 2) Формирование строго иерархических, централизованно управляемых организационных структур, в которых установлена жесткая система контроля и оперативного информирования. Эти требования обусловлены необходимостью повышения эффективности управления торговыми системами. 3) Наличие многочисленного аппарата управления, включающего руководителей и специалистов, функциональных и территориальных подразделений. Это обусловлено значительными масштабами деятельности, территориальной рассредоточенностью большого числа филиалов и необходимостью оперативного решения вопросов развития крупных сетевых систем. Вышеназванные особенности присущи организационной структуре ЗАО «Тандер». Главное конкурентное преимущество сетевой формы торговли – способность достижения ценовых преимуществ над независимыми торговцами путем увеличения объемов продаж и уменьшения размера наценки. Для сетевой организации, которой является ЗАО «Тандер» характерны: - общий управленческий центр; - единая маркетинговая стратегия; - централизация закупочной деятельности; - единое управление перемещением товаров и другими ресурсами; - стандартизация всех торговых организаций; - централизация управленческой информации (состояние запасов, поставок, продаж; составление графиков поставки и т.д.); - создание собственного бренда для покупателей (стиль оформления помещения, дизайн и оборудование торгового зала и т.д.); - разработанная стратегия размещения магазинов; - возможности маневрирования финансовыми ресурсами. Растущая конкуренция между сетями и борьба за покупателя обязательно вызывает необходимость борьбы за низкие цены. В сети «Магнит» проведена большая работа по исключению посредников из цепи поставок. С производителями товаров проходила процедура переговоров о снижении закупочных цен и корректировалась система маркетинговых отчислений. Можно сказать, что сегодня поставщики товаров уже не играют определяющую роль и не диктуют свои условия торговой сети. Определенное место в товароснабжении торговых предприятий занимают прямые закупки товаров у производителей. Они осуществляются посредством двусторонних сделок и контрактов между торговым предприятием и производителем. Данная форма товарного обеспечения имеет ряд преимуществ: - увеличиваются источники закупок товаров; - сокращаются пути и сроки доставки товаров; - сокращается число посредников; - сохраняется стабильный уровень цен на реализуемую продукцию; - снижается степень коммерческого риска. Внутренний анализ конкурентоспособности основывается на учете конкурентных преимуществ компании, которые являются ключевыми факторами успеха и по которым она, бесспорно, превосходит своих соперников на данный момент времени. Реальная конкурентоспособность достигалась при осуществлении определенных тактических действий в ЗАО «Тандер»: - гибкой ценовой политики и использования гибкой ценовой матрицы, регулируемой в соответствии с уровнем дохода потребителя; - масштабной инвестиционной программой; - открытием магазинов у дома; - открытием гипермаркетов; - развитием дополнительного формата – магазинов косметики; - работой над повышением эффективности [25]. Таким образом, зная эти преимущества компании «Тандер» следует сделать обширный анализ создания и существования этих преимуществ и продолжить работать над каждым из преимуществ Чтобы быть конкурентоспособным предприятием в будущем ЗАО «Тандер» необходимо развивать те направления (факторы) в работе, которые сегодня уже обозначены. 1) Формирование мультиформатного бизнеса. Реализация стратегического решения развивать дополнительный формат гипермаркета позволяет ЗАО «Тандер» проводить более глубокую сегментацию существующих рынков и рассматривать в качестве потенциальных покупателей население с различным уровнем доходов, одновременно добиваясь как высоких показателей оборота на магазин и среднего чека, так и быстрых темпов роста бизнеса. Кроме того, ценовая политика компании позволяет ей конкурировать с открытыми рынками, рассматривая в качестве целевой аудитории в том числе и население с доходами ниже среднего уровня. 2) Широкое присутствие в регионах ЗАО «Тандер» располагает значительным опытом работы в регионах: наблюдавшийся впечатляющий рост оборотов компании стал результатом реализации стратегии экспансии в города с населением менее 500 тыс. жителей. В ближайшем будущем именно в регионах ожидается наибольший рост потребительского спроса, что создает благоприятные условия для среднесрочной динамики бизнеса компании. 3) Крупнейшая по количеству магазинов торговая сеть в РФ. По количеству магазинов ЗАО «Тандер» занимает первое место в России, что благоприятно сказывается на сотрудничестве с крупнейшими производителями напитков и продуктов питания, продвигающими свои товары на региональные рынки. В первую очередь это находит отражение в осуществлении закупок на выгодных условиях и соответствующем увеличении рентабельности бизнеса. 4) Узнаваемый бренд. По исследованиям независимых экспертов, в частности, IGD, российские покупатели уделяют большое внимание наличию бренда при покупке товаров и продуктов питания. Кроме того, лояльность по отношению к тому или иному бренду у российского покупателя выше по сравнению с жителями Европы, что делает его менее чувствительным к повышению цен на продукцию. Таким образом, широкая сеть магазинов, объединенная под брендом «Магнит», позволяет ЗАО «Тандер» упрочить свои позиции в занимаемой рыночной нише. 5) Эффективная система логистики. Развитая система логистики, наличие распределительных центров и собственного автопарка позволяет ЗАО «Тандер» осуществлять жесткий контроль над накладными расходами. Использование распределительных центров позволяет снижать закупочные цены, а также нагрузку на магазины при приеме товара, что в конечном итоге способствует более рациональной организации бизнеса. Подводя итог, сделаем вывод, что возрастающая роль сетевых форм организации торговли, присущая природе современных обществ, вполне очевидна. В ходе развития рыночных отношений она постепенно занимает ведущее место в экономике хозяйственных систем. Однако недостаточная степень ее развития в российских условиях обуславливает необходимость научно-практического поиска приемлемых для каждого из участников сетевых отношений вариантов развития маркетинга. Сложившаяся ситуация в стране вынуждает отечественные компании динамично осваивать современные стандарты торговли, конкурировать с использованием ценовых и неценовых инструментов, адаптировать западные методы, способы и технологии маркетинга, а также разрабатывать стратегические и тактические планы маркетинга с учетом прихода зарубежных игроков на рынок оптовой и розничной торговли
Заключение По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы. 1) Сетевая организация взаимодействия хозяйствующих субъектов предполагает интеграцию равных и независимых партнеров, реализующих свои интересы за счет синергетического эффекта совместной деятельности. Функциональные качества сетей, образованных по данному принципу, выгодно противопоставляют их классическим иерархиям. 2) Особый интерес исследования представляют сети, сформированные вокруг крупной компании. «Равенство» при взаимоотношениях интегратора с хозяйствующим субъектом в таких сетях обычно недостижимо. Для эффективного функционирования организационно-распорядительное воздействие интегратора необходимо компенсировать достаточной степенью реализации интересов хозяйствующего субъекта. 3) Проблема разделения интересов исследуется во многих научных областях. Важным шагом к пониманию данной проблемы в области сетевых организационных структур стало представление «сети с разделенными интересами». Осознание интереса как стимула производственной деятельности субъекта выявило необходимость формирования нового сбалансированного подхода к организации взаимодействия субъектов в сетевых структурах. 4) Структурная реформа железнодорожной отрасли определила организационное развитие холдинга «РЖД». Различные мнения об итогах ее реализации сводятся к очевидному факту – сформированная сетевая организационная структура нуждается в настройке. Особую актуальность приобрели задачи организации взаимодействия интегратора (компании ОАО «РЖД») с выделенными хозяйствующими субъектами, получившими возможность формировать и отстаивать собственные интересы. 5) Компания «Тандер» (сеть «Магнит») является эффективным примером сетевой организации в сфере розничной торговли. Создание сети является показательным: сначала организовывалась управляющая компания, своеобразный мозговой центр, где разрабатывались принципы организации дела. По мере увеличения числа магазинов создавался распределительный центр, занимающийся предпродажной подготовкой товаров и снабжением сети. После этого начиналось строительство магазинов, сосредоточенных исключительно на продажах. Впоследствии при освоении новых территорий для обслуживания магазинов создавалось необходимое количество распределительных складов и т.д. 6) Главное конкурентное преимущество сетевой формы торговли – способность достижения ценовых преимуществ над независимыми торговцами путем увеличения объемов продаж и уменьшения размера наценки. Подводя итог, отметим, что для практического применения подобных сетевых моделей необходима детальная проработка всех аспектов взаимодействия хозяйствующих субъектов, а также их строгая формализация.
|