Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности формирования сетевых межфирменных структур
При анализе сетевых межфирменных структур особое внимание следует обратить на особенности их формирования. Понимание специфики образования сетей существенно облегчит задачу анализа особенностей их функционирования. Сетевая структура организации представляет собой устойчивую и относительно замкнутую совокупность связей между постоянными партнёрами и основана на сочетании средств формального контроля и неформального обмена услугами и информацией. Рассмотрение особенности формирования сетевых межфирменных структур логично начать с анализа взаимосвязи между экономическими и социальными отношениями и роли последних в организационных взаимодействиях. Согласно сетевому подходу к исследованию организаций неоспоримым является утверждение о том, что экономические и социальные отношения тесно переплетены, а неформальные отношения играют важнейшую роль в экономическом взаимодействии организаций. Акцент смещается на взаимодействие фирм и социальные связи, складывающиеся между партнерами внутри сети. Основы данного подхода разрабатывались представителями новой американской социологии во главе с М. Грановеттером [17, с.199]. Все фирмы, включенные в единую сеть, объединены личными отношениями между взаимодействующими сотрудниками. В процессе работы эти отношения приобретают неформальный характер и зачастую становятся дружескими. Люди предпочитают вести бизнес с теми, чья репутация им известна. Как правило, они не ориентируются только на общую информацию, но стремятся получить более полные и надежные сведения, поскольку склонны доверять информации, основанной на личном опыте взаимодействия с каким-либо человеком. В случае поиска компании, которая будет включена в сеть, информацию о репутации фирмы берут из открытых источников (Интернет, пресса), а, если возможно, выбирают организацию по рекомендации знакомых. Считается, что эта информация является более надежной. Сторонники сетевого подхода к организациям заимствуют данное утверждение у М. Грановеттера. Поиск взаимовыгодных условий внутри сети достигается путем переговоров между сотрудниками компаний. Неформальные отношения и устные договоренности в отличие от заключения контрактов и четкого следования их условиям позволяют лучше наладить работу и сэкономить на трансакционных издержках. В контракте достаточно сложно учесть все проблемы и спорные ситуации, которые могут возникнуть. Главным фактором, сдерживающим нарушение договоренностей, является страх испортить свою репутацию и приобрести имидж фирмы, которой нельзя доверять. Сети являются неотъемлемым элементом взаимодействия индивидов и фирм. Без них невозможно успешное функционирование компании на рынке, поскольку изолировано не может существовать ни одна организация. При этом если учесть, что с менеджером или руководителем одной компании общается, как правило, один, закрепленный за ним представитель другой фирмы, то можно говорить о том, что в процессе работы между ними формируются отношения, которые можно охарактеризовать с точки зрения силы связей, описанной М. Грановеттером. Суть явления, которое М. Грановеттер назвал силой слабых связей, заключается в том, что «те, с кем мы слабо связаны с большей вероятностью вращаются в кругах, отличных от наших собственных и таким образом имеют доступ к информации, отличной от той, которую получаем мы». Слабые связи обеспечивают возможность получения информации, доступ к которой был бы невозможен при вращении только в своем узком кругу. Значительная часть новостей, информации и знаний передается как по профессиональным сетям, так и по межорганизационным сетям. Таким же образом происходит обмен опытом, компании получают советы и рекомендации. Согласно теории Н. Флигстина, в каждой рыночной отрасли действует ряд фирм, занимающих доминирующее положение, и фирм-претендентов, желающих свое положение изменить. Сотрудники этих фирм, а, следовательно, и сами фирмы обладают способностью устанавливать определенные формальные и неформальные «правила игры» на рынке путем заключения определенных договоренностей, заключения контрактов. Помимо этого на рынке действуют формальные законы, устанавливаемые государством и нормы, которые давно существуют в каждом обществе и определяют, какое поведение является корректным, правильным или, наоборот. Заключая данные контракты и устанавливая неформальные договоренности, фирмы создают сети взаимодействия [17, с.203]. Предлагаемая Н. Флигстином концепция социального действия опирается на понятие социального навыка, под которым подразумевается, что одни люди лучше, чем другие, понимают смысл ситуации и способны донести этот смысл до людей, тем самым побуждают их к сотрудничеству. Искусные социальные личности чувствуют ситуацию, в которой находятся другие люди, понимают их мысли и мотивы, способны интерпретировать их действия и посредством этого могут привести им доводы для взаимодействия. С точки зрения сетевого подхода к исследованию организации, некоторые сотрудники фирм, искусно владеющие социальным навыком и умеющие правильно применять его в экономической жизни для своей собственной пользы и пользы организации, в который они работают, обеспечивают своей компании доминирование на рынке. Таким образом, те организации, в которых работает достаточное количество людей, обладающих социальным навыком в высокой степени, смогут лучше регулировать деятельность своей сети и тем самым получат больше конкурентных преимуществ по сравнению с другими компаниями, действующими на том же рынке. Необходимо отметить, что в любом сетевом образовании есть доминирующие фирмы. Без доминирования не может существовать сеть, это необходимое условие ее функционирования. Доминирующим организациям будет доступен контроль над сформированной ими сетью, поскольку инициатива сотрудников, обладающих способностью легко строить неформальные отношения с людьми, поможет им занять привилегированное положение. Такие сотрудники являются наиболее ценными для любой организации и, как правило, занимают ведущие позиции в фирме.
|