![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы организации профессионального обучения.
Форма – это внешнее очертание или система организации чего-либо. В зависимости от активности учащихся и условий, в которых протекает процесс обучения, можно выделить массовые формы (например, лекции), групповые формы (практические и семинарские занятия) и индивидуальные формы организации обучения (например, консультация или домашняя работа). Как особая форма организации обучения могут выступать экзамен и зачет. Лекция – это традиционная форма профессионального образования. Функции лекции: стимулирующая (преподаватель в ходе лекции может давать задания, акцентировать внимание на отдельных моментах); контрольно-диагностическая (контроль за качеством усвоения знаний); информационная (передача знаний посредством монологической формы общения) Существует несколько типов лекций: информационная – передача информации посредством монолога, характерна систематичность изложения, наиболее часто используемый тип лекции; проблемного изложения – процесс познания у студентов приближен к поисковой деятельности: ставится проблема, и ищутся варианты ее решения. Требуется диалог, дискуссия, совместные размышления, обсуждение; лекция-визуализация предполагает серьезное применение принципа наглядности; лекция вдвоем – диалоговое общение двух преподавателей: одна и та же проблема рассматривается двумя специалистами, каждым со своей точки зрения; лекция с заранее запланированными ошибками – заложить в содержание лекции ошибки различного характера; лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель выслушивает вопросы студентов по данной теме и начинает читать лекцию, отвечая на эти вопросы. При этом он может расширить границы вопросов, стимулируя познавательную активность аудитории. Семинарские занятия, как правило, относятся к практическим формам организации учебной деятельности студентов. Принято выделять 2 основные формы семинарских занятий: теоретическое изучение материала, как детальное изучение того, что было начато на лекции, и выработка определенных умений и навыков (здесь семинарские занятия близки практическим). Функции семинарских занятий: более глубокое и детальное изучение наиболее важных и сложных тем; расширение знаний с учетом специфики профессиональной подготовки специалиста; приобщение студентов к практической работе; проверка, закрепление и совершенствование полученных ими знаний, умений и навыков; приучение самостоятельно работать с книгой по специальности; воспитание потребности высказывать свою точку зрения, свое понимание проблемы, приводить аргументы высказанному суждению. Можно выделить 6 общих условий, которые определяют выбор метода и формы обучения: закономерности и принципы обучения; содержание определенной науки вообще и предмета, темы в частности; цели и задачи обучения; учебные возможности студентов (возрастные, уровень подготовленности и т.д.); внешние условия. Технология обучения в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода Главная идея обучения в малых группах: учиться совместно – всегда интересно, научился сам, научи другого!
|