![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие. Практическое, занятие- одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса
Практическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств. 1. Критерии оценки содержания практического занятия: · соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины; · четкость и ясность цели и задач занятия; · раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач; · целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников; · точность и достоверность приведенной информации; · отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства; · профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов; · согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов; • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей. 2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия: · дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения; · структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей; · аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения; • ясность и четкость требований к результатам работы; • логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний; • демонстрация приемов выполнения заданий; • последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач; · использование приемов активизации внимания студентов; · использование приемов закрепления информации в ходе занятия; · использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы; · обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами; · аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия; · соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.); · учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий; · рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов. 3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия: · соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематическому плану дисциплины, учебному расписанию; · четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.); · четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.); · посещаемость занятия студентами; · подготовленность студентов к занятию; · дисциплина во время занятия; · рациональное распределение времени на занятии; · наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ; · наличие у каждого студента индивидуального рабочего места; · использование обратной связи со студентами; · наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов; · соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.); • технологичность занятия. 4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия: • осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения; • оказание помощи студентам в выполнении заданий; · использование приемов активизации внимания и деятельности студентов; · оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей; · дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов. 5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя: • знание предмета, профессиональная компетентность; • убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента; • эмоциональность, увлекательность изложения материала; • умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия; • способность устанавливать контакты со студентами; · уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.); · стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.); · стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.); · органичность включения преподавателя всамостоятельную работу студентов во время занятия; · внешний вид; · манера поведения, умение держаться перед аудиторией; · культура речи, дикция. 6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия: · степень реализации цели и задач работы; · степень выполнения заданий работы; · степень соответствия результатов работы заданным требованиям; · степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков; · степень воспитательного воздействия на студентов; · информационно-познавательная ценность.
45. Профессиограмма педагога. Профессиограмма педагога – это системное описание социальных, психологических и иных требований к педагогической профессии. Квалификационные характеристики и профессиограмма составляют модель личности. Модель личности – это диагностическое описание со всей возможной полнотой, всех существенных для жизнедеятельности в современном мире сторон, свойств и качеств личности. Квалификация – уровень подготовки специалиста, позволяющий ему выполнять свои профессиональные функции. Профессионально важные качества педагога: 1.Профессиональная компетентность: a)Знания · Общий кругозор, · методика, · предмет, · педагогика, · психология b) Умения · Адаптационные 1) подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания),; 2) использовать приемы работы, учебный материал и т.д.; 3) адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровняегоподготовленности)., · коммуникативные. Умения общения в педагогическом процессе. · организаторские. 1) организовать работу в парах постоянного и переменного состава; 2) организовать групповую работу; 3) организовать коллективное общение; 4) организовать внимание класса · гностические: 1) анализировать деятельность коллег; 2) анализировать собственную деятельность; 3) воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях; 4) вести научную работу, участвовать в исследованиях; 5) вести работу по самообразованию и самосовершенствованию. · перцептивные. 1) понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир; 8) адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика. · проектировочные 1) планировать занятие и цикл занятий в соответствии с целями и ступенями обучения предмету; 2) предвидеть результаты планирования, 4) анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; · Мобилизационные умения - это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях. · Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию. 2.Способности · Проектировочные· организаторские· адаптационные
|