![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документация для проведения методов опроса.
Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п. Экспертные методы педагогических исследований. Среди методов сбора информации наиболее популярны: 1) при изучении документов: а) традиционный метод; б) контент-анализ; в) комбинированный метод. 2) при социологическом опросе: а) анкетный опрос; б) интервьюирование; в) экспертный опрос; г) социометрический опрос; д) тестирование. 3) при социологическом наблюдении: а) простое наблюдение; б) эксперимент (наблюдение в искусственных условиях). Анализ документов – метод, широко используемый в социологии, который применяется для сбора первичной информации. Социологи считают документом любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения информации. По способам фиксации информации документы подразделяются: 1) на письменные (печатные или рукописные), в которых информация изложена в виде буквенного текста; 2) статистические (таблицы, диаграммы, графики), содержащие информацию в числовой форме; 3) иконографические (картины, фотодокументы), излагающие информацию в виде изображения; 4) фонетические (грампластинки, магнитофонные записи), дающие информацию в звуковой форме; 5) видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные), содержащие информацию в комбинированных формах, наглядно фиксирующих ее динамику. Традиционный анализ документов предполагает известный всем способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания и просматривания. Перечислим этапы традиционного анализа документов. 1. Внешний анализ, цель которого – определить состояние и подлинность документа, для этого необходимо установить: – автора и адресата; – каковы обстоятельства создания документа и как он согласуется с другими источниками информации; – какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам; – отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы в социальной работе. 2. Внутренний анализ (изучение содержания документов): – что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание; – кому он понадобился, зачем, его контекст; – какие выводы можно сделать из анализа документов. Методика контент-анализа. Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующего обобщения. Метод комбинированного анализа документов включает в себя достоинства и недостатки традиционного и количественного методов. Опросы классифицируются по их целевой направленности: – клинические (монографические), предполагают широкий охват вопросов; – фокусированные – опросы по узкой конкретной тематике, позволяющие учитывать групповую динамику; – панельные – многократно проводимые опросы одних и тех же респондентов по одной и той же выборке, но через определенные промежутки времени; – трендовые – повторные опросы на одном и том же объекте исследования, но без сохранения выборки; – сравнительные – опросы на разных объектах исследования, но по одной и той же методике. Анкетный опрос. Метод анкетного опроса предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты, включающего в себя набор вопросов, определенных образом организованных и адресованных респонденту. Виды анкетных опросов. Раздаточный опрос – предполагает личный контакт с респондентом, когда анкета вручается опрашиваемому непосредственно анкетером. Почтовый опрос – распространение анкет через отделения связи по почтовым адресам. Прессовый опрос – публикация анкет в средствах массовой информации. Составление анкеты – это трудное и ответственное дело. Методика интервьюирования [5, 6]. Интервьюирование в социальной работе не только расширяет возможности сбора более точной и достоверной информации, но и позволяет глубже проникнуть в проблему исследования. Метод интервью (от англ. interview < inter между + view точка зрения, в социологии – беседа) предполагает сбор социологических данных путем непосредственного общения (беседы) социолога с респондентом. Преимущества интервью: – дает возможность уточнять ответы респондентов с помощью дополнительных вопросов; – сокращает количество пропусков ответов за счет контроля со стороны социолога; – позволяет контролировать искренность ответов психологическими методами; – предоставляет широкие возможности для сочетания интервью с другими методами сбора информации (например, наблюдением, анализом документов). Недостатки интервью: – трудности в решении проблемы анонимности опроса; – значительные материальные и временные затраты; – сложность подбора и обучения целого ряда интервьюеров. Высокая эффективность работы интервьюеров во многом зависит от их внешности, личностных качеств, специальных знаний и навыков, которыми они обладают. При проведении интервью следует учитывать возможность возникновения «эффекта интервьюера». Интервьюер того же возраста, что и опрашиваемый, добивается лучших результатов. Значительная возрастная разница отрицательно сказывается на результатах. Доказано, что мужчины более критичны к своим собеседникам, чем женщины. Поэтому наиболее содержательными бывают опросы, в которых с обеих сторон участвуют женщины [8]. Качество интервью связано с правильным выбором адекватной формы (соответствующего вида) беседы. Выделяют следующие виды интервью: – свободные – беседы без заранее составленного плана с целью сбора предварительных данных об объекте исследования (чаще всего они используются в качественных исследованиях); – стандартизованные или формализованные – разговор по заранее составленному плану, предусматривающему формулировки вопросов и возможные варианты ответов по широкому спектру задач исследования; – полустандартизированные – более гибкий вариант беседы, позволяющий сочетать преимущества двух предыдущих видов. Интервью могут быть: – протоколируемые (результаты фиксируются в бланках протоколов, дневниках, блокнотах) и непротоколируемые (содержание беседы запоминается интервьюером); – личные (лицом к лицу), телефонные (используются технические средства связи) и скрытые (когда респондент не знает, что беседует с социологом). Интервью классифицируют: – по проблемам исследования; – времени проведения; – этапам выполняемых работ. 66. Сущность и организационные основы функционирования учебно- воспитательного коллектива. Сущностные признаки коллектива и его функции (организационная, воспитательная, стимулирующая). Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов. На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
|