Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документация для проведения методов опроса.






Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.

Экспертные методы педагогических исследований.

Среди методов сбора информации наиболее популярны:

1) при изучении документов: а) традиционный метод; б) контент-анализ; в) комбинированный метод.

2) при социологическом опросе: а) анкетный опрос; б) интервьюирование; в) экспертный опрос; г) социометрический опрос; д) тестирование.

3) при социологическом наблюдении: а) простое наблюдение; б) эксперимент (наблюдение в искусственных условиях).

Анализ документов – метод, широко используемый в социологии, который применяется для сбора первичной информации. Социологи считают документом любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения информации. По способам фиксации информации документы подразделяются:

1) на письменные (печатные или рукописные), в которых информация изложена в виде буквенного текста;

2) статистические (таблицы, диаграммы, графики), содержащие информацию в числовой форме;

3) иконографические (картины, фотодокументы), излагающие информацию в виде изображения;

4) фонетические (грампластинки, магнитофонные записи), дающие информацию в звуковой форме;

5) видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные), содержащие информацию в комбинированных формах, наглядно фиксирующих ее динамику.

Традиционный анализ документов предполагает известный всем способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания и просматривания.

Перечислим этапы традиционного анализа документов.

1. Внешний анализ, цель которого – определить состояние и подлинность документа, для этого необходимо установить:

– автора и адресата;

– каковы обстоятельства создания документа и как он согласуется с другими источниками информации;

– какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам;

– отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы в социальной работе.

2. Внутренний анализ (изучение содержания документов):

– что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание;

– кому он понадобился, зачем, его контекст;

– какие выводы можно сделать из анализа документов.

Методика контент-анализа. Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующего обобщения.

Метод комбинированного анализа документов включает в себя достоинства и недостатки традиционного и количественного методов.

Опросы классифицируются по их целевой направленности:

– клинические (монографические), предполагают широкий охват вопросов;

– фокусированные – опросы по узкой конкретной тематике, позволяющие учитывать групповую динамику;

– панельные – многократно проводимые опросы одних и тех же респондентов по одной и той же выборке, но через определенные промежутки времени;

– трендовые – повторные опросы на одном и том же объекте исследования, но без сохранения выборки;

– сравнительные – опросы на разных объектах исследования, но по одной и той же методике.

Анкетный опрос. Метод анкетного опроса предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты, включающего в себя набор вопросов, определенных образом организованных и адресованных респонденту.

Виды анкетных опросов.

Раздаточный опрос – предполагает личный контакт с респондентом, когда анкета вручается опрашиваемому непосредственно анкетером.

Почтовый опрос – распространение анкет через отделения связи по почтовым адресам.

Прессовый опрос – публикация анкет в средствах массовой информации.

Составление анкеты – это трудное и ответственное дело.

Методика интервьюирования [5, 6]. Интервьюирование в социальной работе не только расширяет возможности сбора более точной и достоверной информации, но и позволяет глубже проникнуть в проблему исследования.

Метод интервью (от англ. interview < inter между + view точка зрения, в социологии – беседа) предполагает сбор социологических данных путем непосредственного общения (беседы) социолога с респондентом.

Преимущества интервью:

– дает возможность уточнять ответы респондентов с помощью дополнительных вопросов;

– сокращает количество пропусков ответов за счет контроля со стороны социолога;

– позволяет контролировать искренность ответов психологическими методами;

– предоставляет широкие возможности для сочетания интервью с другими методами сбора информации (например, наблюдением, анализом документов).

Недостатки интервью: – трудности в решении проблемы анонимности опроса; – значительные материальные и временные затраты; – сложность подбора и обучения целого ряда интервьюеров.

Высокая эффективность работы интервьюеров во многом зависит от их внешности, личностных качеств, специальных знаний и навыков, которыми они обладают.

При проведении интервью следует учитывать возможность возникновения «эффекта интервьюера».

Интервьюер того же возраста, что и опрашиваемый, добивается лучших результатов. Значительная возрастная разница отрицательно сказывается на результатах. Доказано, что мужчины более критичны к своим собеседникам, чем женщины. Поэтому наиболее содержательными бывают опросы, в которых с обеих сторон участвуют женщины [8].

Качество интервью связано с правильным выбором адекватной формы (соответствующего вида) беседы.

Выделяют следующие виды интервью:

свободные – беседы без заранее составленного плана с целью сбора предварительных данных об объекте исследования (чаще всего они используются в качественных исследованиях);

стандартизованные или формализованные – разговор по заранее составленному плану, предусматривающему формулировки вопросов и возможные варианты ответов по широкому спектру задач исследования;

полустандартизированные – более гибкий вариант беседы, позволяющий сочетать преимущества двух предыдущих видов.

Интервью могут быть:

протоколируемые (результаты фиксируются в бланках протоколов, дневниках, блокнотах) и непротоколируемые (содержание беседы запоминается интервьюером);

личные (лицом к лицу), телефонные (используются технические средства связи) и скрытые (когда респондент не знает, что беседует с социологом).

Интервью классифицируют:

– по проблемам исследования;

– времени проведения;

– этапам выполняемых работ.

66. Сущность и организационные основы функционирования учебно- воспитательного коллектива. Сущностные признаки коллектива и его функции (организационная, воспитательная, стимулирующая). Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов.

На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют об­щие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная дея­тельность, организуемая для их достижения.

Объединенные единством цели и деятельности, члены коллек­тива вступают в определенные отношения ответственной зависи­мости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные при­знаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их по­следовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая орга­низация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развито­го коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельно­стью; воспитательную — детский коллектив становится носите­лем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убе­ждений; стимулирования — коллектив способствует формирова­нию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал