![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка к проведению беседы, интервью, анкетирования.
Беседа должна быть хорошо организована, поскольку это обеспечивает эффективность ее результатов, т.е.: – поставлены конкретные задачи; – составлен предварительный план; – выбрано подходящее время и место с учетом их влияния на результаты; – выбраны способы фиксации получаемой в беседе информации; – создана атмосфера взаимного доверия. Интервью. При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования: - опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее); - вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих; - вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике. При опросе следует придерживаться следующих правил: 1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине; 2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме; 3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов; 4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы; 5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин); 6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.); 7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, " Что Вы хотели этим сказать? ", " Объясните немного подробнее? "); 8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: " Вопрос не понят". 9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника. Составление анкеты – это сложный процесс, требующий от исследователя определенного уровня профессионального мастерства, четкого понимания целей предстоящего исследования. По форме вопросы анкеты делятся на: открытые (ответ формируется самим отвечающим в свободной форме) и закрытые (в формулировке вопроса содержится перечень возможных вариантов ответов); прямые (формулируются в личной форме) и косвенные (формулируются в безличной форме). При составлении анкеты (плана интервью) следует придерживаться ряда общих правил и принципов: – формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию; – сложные и многозначные слова должны исключаться; – вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости; – включать вопросы, проверяющие степень искренности.
|