![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки коллектива
1. Общая социально значимая цель. 2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. 3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение). 4. Общий выборный руководящий орган. Функции: 1)Предметная - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; 2)Социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. 3)Организационная — коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью 4)Ф-я стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов. Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой. Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С.Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью. Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организации обмена опытом работы (" летучки", совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы. 67. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе как условие повышения его качества Сущность научно-методичкого обеспечения учебного процесса Это - комплекс методов, определенных на основе достижений науки и практики и направленных на разработку научно-обоснованных, нормативно-методичных, учебно-программных, учебно-методических документов, информационных материалов, средств обучения Нормативно-методическое обеспечение Изучение и распростра-нение опыта Информацион-ное обеспечение Организационно-методическое обеспечение Учебно-программное обеспечение Учебно-методическое обеспечение Научно-методическое обеспечение учебного процесса Способы обучения Кадровое обеспечение Учебно-методический комплекс дисциплины Учебная и рабочая учебные программы Планы занятий и лекций Выписка из ОПП и ОКХ Методические указания к ЛР, ПР, семинарам Учебно-методический комплекс Методические указания к СР, к КР и практике Способы диагностики Контрольные работы для студентов дневной и заочной форм обучения Вопросы к зачетам экзаменов, билеты, т.д. Повышение собственного научно-теоретического уровня путем прохождения курсов повышения квалификации и стажировки работниками учебного заведения. Разработка собственной нормативной и научно-методической базы по обеспечению учебного процесса. Привлечение преподавателей и студентов к участию в научно-практических конференциях и семинарах областного и всеукраинского уровней.
Научно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает: государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы по всем нормативных и выборочных учебных дисциплин, программы учебной, производственной и других видов практик; учебники и учебные пособия; инструктивно-методические материалы к семинарским, практических и лабораторных занятий, индивидуальные учебно-исследовательские задачи; ко нтрольни работы; текстовые и электронные варианты тестов для текущего и итогового контроля, методические материалы для организации самостоятельной работы студентов, выполнение индивидуальных заданий, курсо вых и дипломных робе.
68. Учебная дисциплина как система знаний, система видов учебно- познавательной деятельности и как элемент структуры учебного плана. Структура учебной дисциплины. Проблема отбора учебного материала при формировании учебной дисциплины. Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний. научная дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это система знаний, ориентированная на обучающихся. В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать. Учебная дисциплина может быть прямым дидактическим отражением соответствующей отрасли научного знания. Например, социальная психология как учебный курс прямо отражает знания социальной психологии как науки. Педагогическая психология может служить еще одним примером такого рода. Однако эти учебные курсы предполагают разные варианты их проведения в зависимости от аудитории. Учебная дисциплина может быть отражением научных знаний об определенном предмете, накопленных в разных науках. Например, учебный курс конфликтологии, который объединяет знания о конфликтах из таких наук, как социология, психология и т. д. Такое понимание учебной дисциплины открывает более широкие возможности для обучения студентов психологическим знаниям. Становится очевидным, что психология может преподаваться не только психологами и не только в качестве отдельного учебного курса психологии. Учебная дисциплина включает в себя два компонента: 1) систему знаний; 2) систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются следующие факторы: 1) сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины; 2) приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции; 3) уровень, тип и цели образовательной программы; 4) интересы обучающихся; 5) знания и способности обучающихся; 6) формы и функции активности обучающихся; 7) существующий фонд дидактических материалов. Учебно-познавательная деятельность — это деятельность учащегося по овладению знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем. Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Как должно быть организовано обучение, решающее две основные задачи: - обеспечение познания; - обеспечение психического развития.
|