Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О бунчуках, ямщиках и монетах






 

 

Одним из доказательств того, что " монголо-татарское иго" действительно

существовало, историки " классического" направления считают многочисленные

монеты с Двуязычными, русско-татарскими надписями. И.Г. Спасский так и

пишет: " Татарские надписи, зачастую бессмысленные или даже нечитаемые, на

ранних русских двуязычных монетах в прошлом рассматривались как результат

даннических отношений". И тут же уточняет, каким образом появлялись на свет

эти двуязычные монеты: "...в качестве образцов для копирования брались любые

татарские монеты без разбора, часто старые, с именем давно умершего хана".

Интересные дела... Официальная наука с завидной регулярностью

продолжает удивлять экстравагантностью суждений. Попробуем по уже знакомому

нам методу перевести идею г-на Спасского на язык киносценария, диалога из

жизни.

Несомненно, всем эскизам монет давал " путевку в жизнь" князь той или

иной области -- как оно испокон веков и обстояло везде, где чеканили деньги.

Итак, князь восседает на " столе", глядя соколом. Входит денежных дел мастер

Козьма и грустно сообщает:

-- Новые деньги чеканить пора, княже. Поистерлись старые-то, никакого

виду...

-- Добро, -- решает князь. -- Пораскинул умом, как новая деньга

выглядеть должна? На одной стороне придется по-нашенски писать, а вот на

другой -- по-татарски, ничего не поделаешь...

-- Не первый год тружусь, княже, -- со спокойной гордостью

профессионала сообщает Козьма. -- Вот, изобразил на пергаменте обе стороны,

и лицевую, и, стало быть, оборотную...

Князь разглядывает рисунок, морщится:

-- Непонятно что-то. Откуда взял такие загогулины? Вроде и по-татарски,

а не поймешь ничего...

-- А это, княже, подручный мой, Ивашко, расстарался, -- поясняет

Козьма. -- Глаза молодые у парнишки, углядел в хламе татарскую монетку,

старую-престарую. И не поймешь, какой хан ее чеканил, что на ней выбито,

всей мастерской думали, да так и не дошли своим умом. Каракули, прости

господи... Однакож надо нам новые деньги чеканить али нет? Разреши, княже, я

на оборотной-то стороне, на татарской, эти загогулины как раз и начертаю?

-- А что! -- подхватывает князь. -- Золотая голова у тебя, Козьма.

Непонятно, говоришь, какой хан чеканил? И когда? Ну да нам наплевать, коли

денежки срочно выпускать нужно... Чекань по сему образцу, такова моя воля!

Вы способны поверить такой сцене? Гораздо более похожа на правду другая

версия. Вот именно, угадали. О том, что никакой Орды не существовало, а

двуязычны монеты по той же простой причине, по какой Афанасий Никитин в

своем повествовании столь свободно переходил с тюркского на русский и

наоборот...

Двуязычным было тогдашнее население Руси (она же -- Золотая Орда), что

и нашло отражение в монетном деле. Не произошло еще утверждения в качестве

государственного только одного языка -- русского. (Вспомним, что и на

советских деньгах были надписи на языках союзных республик.)

С превеликой натяжкой еще можно объяснить " татаромонгольским игом"

тюркские надписи на монетах XIII в. Однако и в последующие эпохи, когда ни о

каком иге не шло уже и речи... двуязычие сохранялось по-прежнему! Монеты

Ивана Грозного, кроме русской надписи, несут еще арабскую, где Иван

именуется " Ибан". На московских монетах, кроме того, попадаются татарские

надписи. " Москов акчасы будыр" -- " Это деньга московская". От " ига"

давным-давно пропал и след... А татарские надписи на монетах остались! Что

же, снова верить сказочкам о невежественных мастерах, которые хватали первую

попавшуюся старинную монету и переносили непонятные им надписи на новые

державные деньги?

И вновь в мировой практике не встречается примеров столь

шизофренического поведения денежных дел мастеров.

Зато есть другие примеры. Монеты норманнских владетелей, правивших

Сицилией, -- с надписями по-латыни и по-арабски. Оказывается, в Сицилии жило

много арабов, и потому тамошние деньги в определенные периоды были

двуязычны.

О " нечитаемых" монетах. В их число относят и деньги типа, изображенного

на рис. 1.14.

Надпись на монете с рис. 1.13 гласит: " Государь всея Руси". Быть может,

на " нечитаемой" стоят те же слова, но изображенные иным, забытым алфавитом,

вариантом русской " скорописи"? Человеку, незнакомому со старинной русской

" вязью", " скорописью", литореей, они могут показаться форменной " китайской

грамотой", шифром, каббалистическими знаками...

На рис. 1.15 изображена тайнописная вязь, какой иногда писали свое имя

и титул государственные деятели. Сложность подписи давала определенные

гарантии от подделки.

На рис. 1.16- замысловатая вязь, приближающаяся к тайнописи. Так иногда

писали имя и титулы российских царей.

Любопытно, что именно с Суздальским княжеством (которое, по нашей

реконструкции, как раз и стало центром " Золотой Орды") историки связывают

примечательный факт: именно там дольше, чем во всех иных славянских землях,

удерживались подражания ордынским монетам. Другими словами, именно там

дольше всего чеканили двуязычную монету, суздальские мастера тщательнее

остальных придерживались неких " эталонов"...

Сторонники глупой идеи о " бездумном заимствовании" первых попавшихся

татарских надписей, имен давно умерших ханов, правы в одном-единственном:

порой монеты с именем того или иного властителя чеканились не при его жизни.

В Смутное время, когда бояре признали русским царем польского королевича

Владислава и стали выпускать деньги с его именем, в Ярославле, где власть

оказалась в руках Минина и Пожарского, " в противовес" этим деньгам чеканили

монеты старого образца, с именем Федора Иоанновича, умершего пятнадцать лет

назад...

Во времена совместного правления Петра и Ивана Алексеевичей для каждого

из них чеканились особые монеты -- отдельно с именем " государя Петра",

отдельно с именем " государя Ивана". При плохом знании истории, при

отсутствии надежных сведений о том времени возможны ошибки.

В герцогстве Варшавском при Фридрихе Августе 1 (1807-1814) из-за ошибки

мастеров часть " тиража" монет в один грош вместо 1811 г. была датирована...

1311-м. Хорошо, что сохранились совершенно идентичные монеты в три гроша,

пять и десять с правильными датами, но все равно нельзя ручаться, что

какого-нибудь богатого, но несведущего коллекционера не надули, подсунув

" древность"...

Мне известен только один пример, когда неграмотные мастера копировали

надписи, смысла которых не понимали. В 20-х -- 40-х годах нашего века

китайские оружейники, несведущие в иностранных языках и эмблемах европейских

фирм, клеймили свои изделия самым фантастическим образом. Встречаются

пистолеты с надписью " Браунинг" и фирменной эмблемой... " Маузер"! При этом

сам пистолет являет собою некий уродливый гибрид.

Однако в данном случае речь идет о неграмотных кустарях, работавших в

примитивных мастерских. Меж тем изготовление денег -- дело государственное,

там подобных курьезов просто не бывает.

Вернемся к нашим татарам. Одним из доказательств " ига" принято также

считать изображение на русских и золотоордынских монетах так называемой

" тамги", которую считают сугубо татарским знаком. Однако схожие " тамги"

появляются то там, то здесь на всем протяжении русской истории, причем

впервые -- задолго до " монголов". Рис. 1.17 -- разные формы тамги на русских

монетах, 1.18 -- та же тамга, но с росписи на колоннах Успенского собора

Московского Кремля. 1.19 и 1.20 -- символические знаки на бронзовой арке и

русских женских украшениях XII в. 1.21 -- символы с киевского ритуального

браслета XII в. 1.22 и 1.23 -- символы земли и воды на браслетах Х11-Х111

вв.

Даже во времена Александра III и Николая II почти идентичная " татарская

тамга" в качестве декоративного узора присутствовала на медных деньгах

Российской империи -- рис. 1.24 и 1.25.

Как ни удивительно, но двуглавый орел, по официальной версии

заимствованный русской геральдикой из Византии, в 1472 г. впервые явился на

Руси... столетием раньше, с монетами Джаннбек-хана, якобы

" золотоордынскими". Любопытно, что время правления Джанибека считается

" периодом расцвета денежного обращения в Золотой Орде"...

Что позволило группе академика Фоменко высказать дерзкую, крамольнейшую

мысль: а не являются ли одним и тем же человеком Джанибек-хан и Иван Калита?

Учитывая принятое в те времена обилие имен у одного и того же человека --

крестильные, мирские, обиходные прозвища.

С уверенностью, конечно, утверждать трудно. Однако есть не менее

любопытный факт: А.И. Лызлов в своей " Скифийской истории"... вообще не

упоминает Ивана Калиту!

" Скифийская история" пестрит именами третьестепенных, ничем особенно не

примечательных воевод, мурз, ханских детей, князей. Однако почему-то не

упомянут вовсе великий князь Иван Данилович Калита -- один из крупнейших

государственных деятелей XIV века, с чьим именем справедливо связывается

становление русского централизованного государства.

А может, упомянут? Только под другим именем, которое было хорошо

известно современникам великого князя, а вот нами никак не связывается с

Иваном Калитой? Нелишне уточнить, что прозвище " Калита" -- гораздо более

позднего происхождения, при жизни князя его так не называли...

Еще о " заимствованиях", якобы сделанных русскими у татар. Принято

считать, что бунчук -- исконно " монгольское" знамя. Кто, кроме степных

кочевников, мог обзавестись в качестве штандарта конским хвостом на шесте?

Однако при вдумчивом изучении древних летописей внезапно обнаруживается

русское знамя под названием " багряная чолка", существовавшее самое малое за

полсотни лет до первого появления " монголов". Это выкрашенные в багряный

цвет конские хвосты, прикрепленные к наконечнику воинского знамени. Как раз

под " багряной чолкой" выступает на бой с половцами в 1185 г. князь Игорь...

Многие помнят, что в обиходе монголов широко использовалась так

называемая " пайцза" -- золотая, серебряная, медная или просто деревянная

пластинка с рисунками и надписями. Пайцза служила чем-то вроде удостоверения

личности, мандата, наделявшего его обладателя широкими полномочиями,

подорожной -- все вместе. Ее вручали послам, гонцам, чиновникам особых

поручений, шпионам. В романе С. Бородина " Звезды над Самаркандом" есть

смешнейшая сцена, когда у ордынского шпиона в бане кто-то ненароком взял его

штаны с зашитой в ней пайцзой, надел вместо своих -- и незадачливый шпион,

не смея, конечно же, объяснить прямо, беспомощно бродит по предбаннику,

украдкой щупая мотню у штанов, похожих на его собственные -- что, понятно,

вызывает массу недоразумений...

Считается, что саму идею пайцзы монголы заимствовали в Китае. Однако и

здесь мы определенно имеем дело со случаем, когда мифическим " монголам"

приписали нечто, не имеющее к ним никакого отношения. Во-первых, ничего

похожего на пайцзу европейские путешественники, попав в Китай позже, не

видели. Во-вторых, есть точные сведения, что за сотни лет до мнимого

" монгольского нашествия" аналог пайцзы использовался в... древней Персии:

"...идущий первым верблюд (его каравана) имел золотую пластину на лбу в

качестве знака для всех встречавшихся, что путешественник был одним из

друзей хана и ехал по воле хана". " Монгольская" пайцза -- за сотни лет до

монголов!

" Татарским заимствованием" считается и отлаженная система почтовых

трактов, " ямской гоньбы", якобы устроенная в покоренной Руси как раз

монголами -- чтобы их гонцы в кратчайшие сроки и без помех могли домчаться

до родной Монголии, до стольного города Каракорума.

Вот только, как уже упоминалось, этот тракт " Волга -- Каракорум"

волшебным образом исчезает, навсегда проваливается в небытие уже в последней

трети XIII в., сразу после смерти Батыя. Вместе со всей " империей на

полмира"...

Зато обнаруживается, что налаженная система почтовой связи и дорог, по

которым гонцы могли нестись с приличной для своего времени скоростью,

заложена как раз первыми русскими князьями...

Сильвестровская летопись сообщает о том, как княгиня Ольга предприняла

в 947 г. путешествие в Новгород, во время которого повсюду благоустраивала

дороги, строила мосты-" перевесища" через Днепр и Десну, а кроме того,

устраивала " повозы".

" Повоз" -- это как раз и есть налаженная система доставки грузов и

сообщений, при которой любой гонец, обладавший особыми полномочиями, мог

получать в любом городе или селе княжества лошадей, еду, фураж, имел право

без очереди переправляться через реки, пользуясь услугами гребцов.

Обязанность поддерживать " повоз" в постоянной готовности -- чинить мосты и

дороги, содержать лодки, паромы и конюшни -- возлагалась на местное

население.

Которому, конечно, такие нововведения были не по нраву, потому что

отрывали от привычных занятий. Восстание новгородцев в 1209 г. вызвано как

раз " повозной повинностью". Страсти накалились до того, что горожане

сбросили с моста в Волхов посадника Дмитрия и спалили его дом, а потом вели

долгий торг со Всеволодом Большое Гнездо, пытаясь отвертеться от докучливых

новшеств.

Как бы ни сопротивлялись местные жители, уже в Х в. система " повозов"

стала повсеместно распространенной и отлаженной. (Заметим в скобках, что она

и в самом деле была " заимствованной", но -- от Византийской империи.) В 1021

г. Ярослав Мудрый с дружиной погнался за вторгшимся в его земли полоцким

князем Брячиславом. От Киева до реки Судомирь, где полочане были настигнуты

и разбиты, -- около восьмисот километров. Конница Ярослава преодолела это

расстояние за неделю -- что возможно только при отличном состоянии дорог и

переправ.

Летом 1015 г. в Киеве умер Владимир Святославич, и к его сыну Ярославу

в Новгород тут же помчались гонцы. Летописи сообщают, что скакали они и

днем, и ночью -- опять-таки это подразумевает отличное состояние дорог, ни

один нормальный человек, какая бы нужда ни гнала, не поскачет посреди ночной

темени по буеракам и колдобинам, где конь быстренько сломает шею, и

поручение останется невыполненным...

В 1097 г. слуги великого князя Святополка Изяславича везут во

Владимир-Волынский из Киева взятого в плен и ослепленного князя Василька

Ростиславича. Летопись особо подчеркивает, что в ноябре дороги были

неважные: "...по неровному пути..." Но даже по " неровному пути" телеги

преодолели около 500 километров за шесть дней!

Кстати, гонцы, вообще те, кто торопился, ездили с запасными,

" заводными" лошадьми -- хотя нас хотят уверить, что этот обычай опять-таки

позаимствован у татар. В своем " Поучении детям" Владимир Мономах пишет:

" Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговскими верхом с поводными конями

помчался". То есть ехал с двумя-тремя лошадьми, временами пересаживаясь с

одной на другую, благодаря чему и преодолевались без остановок большие

расстояния.

Уже в XI в. на этих трактах появились постоялые дворы. В качестве

курьезной подробности стоит упомянуть, что местные жители, несшие " повозную"

повинность, недолюбливали все ее виды, кроме... паромных переправ. Секрет в

том, что лошадьми, гребцами, едой и сеном для коней скакавшие по " казенной

надобности" гонцы пользовались бесплатно -- а вот за переправу на пароме все

без исключения обязаны были платить, и часть платы шла " повозникам".

Поэтому, когда переправу переносили в другое место, " повозники" били челом,

прося, чтобы на новое место переселили именно их, а не возлагали столь

доходную обязанность на тамошних обитателей.

Таким образом, " ямская гоньба" была не перенята от " татар", а заведена

самими русскими еще в Х веке. Ипатьевская летопись, рассказывая о встрече с

королем Венгерским и императорскими послами в 1249 г. Даниила Галицкого,

сообщает интереснейшие подробности: " Немцы же дивились оружью татарскому:

кони в личинах и в коярах кожаных, а люди во ярыцех..." То есть галицкие

кони -- в больших налобниках и кожаных попонах, а люди -- в доспехах особого

вида. Татар, заметим особо, в свите Даниила нет, ни одного.

Неужели после вторжения " татар" русские (в особенности ярый и

постоянный противник " татар" Даниил) в кратчайшие сроки отказались от

своего, проверенного парой-тройкой столетий вооружения, доспехов, конской

сбруи, заменив все это на " татарское"? Нигде не упоминается, что " ордынцы" в

приказном порядке требовали от " покоренных русских" срочно перенимать их

сбрую и оружие. Да и в описаниях чисто кочевых народов ни разу не

встречаются упоминания о том, чтобы их кони носили " личины" или кожаные

попоны.

Вывод прост: русские и есть " татары". А потому сбруя галичан, все-таки

немного отличавшаяся от западноевропейской, и была названа последними

" татарской"...

С тем же Галичем связаны интереснейшие (и предельно достоверные

сведения) о так называемых " галицких ордынцах".

Кто же это такие? Чистокровнейшие русские, составлявшие нечто вроде

деревенской общины, несшие определенные повинности. К " орде" мог

присоединиться любой -- но при этом обязан был принять на себя пожизненную

обязанность служить там. Руководили " ордой" " тивуны" (нечто вроде судей,

термин явно произошел от древнерусского " тиун") и " предводители", которые

именовались... " ватаманы"!

На " галицких ордынцах" лежали следующие обязанности: предоставлять

запряженные повозки для перевозки грузов по первому требованию князя;

постоянно держать смену лошадей в ближайшем замке, чтобы облегчать

продвижение повозок; перевозить княжескую почту на расстояние не далее

десяти миль; выставлять четырех всадников в полном вооружении для любого

похода, в котором принимает участие князь или каштелян (комендант ближайшего

замка) или местные дворяне; пасти и охранять княжеский скот; следить за

плотинами на княжеских мельницах; обеспечивать повозками княжеских

посланников и гонцов; сопровождать в качестве охранников проходящее через их

земли княжеское посольство, направлявшееся в другие страны.

Когда Галич вошел в состав Великого Княжества Литовского, ничего не

изменилось -- еще в начале шестнадцатого века (когда и слуху не было уже ни

о каких " монголах") " галицкие ордынцы" жили в пяти деревнях галицкого округа

и в десяти деревнях львовского округа. Как и их деды-прадеды, они работали

исключительно для русских, а впоследствии и литовских феодалов.

Достаточно убедительный пример, чтобы понять, чем же на самом деле была

" орда" и " ордынцы". Чисто русские термины, обозначавшие русских, служивших

русским. И не более того. Ни о каких повинностях " галицких ордынцев" по

отношению к " татарам" не встречается в документах того времени ни строчки...

Более того, точно такие же " ордынцы", выполнявшие те же самые функции,

существовали и на Руси. Впервые в московских документах они упоминаются в

договоре меж Дмитрием Донским и его двоюродным братом князем Владимиром

Серпуховским. Из этого и последующего договоров недвусмысленно явствует, что

" ордынцы" во всех смыслах этого слова принадлежали московскому князю, были

на положении его холопов.

По своему обыкновению, я припас напоследок маленькую сенсацию. Нас

приучили считать, что упоминание в летописях слова " поганые" непременно

означает сообщение о кочевых " нехристях".

Так вот, ничего подобного!

В Западной Европе, как выясняется, слово " паганус" -- " поганые"

означает не только " язычника", но и " крестьянина". Дело в том, что

христианство распространялось в первую очередь в городах -- и лишь потом в

деревнях. Поначалу язычников-крестьян именовали в Италии

" паганусы" =" поганые" -- а потом, когда христианство достигло самых глухих

уголков и " стерлись грани" меж городом и деревней, " паганус" стало

обозначающим названием для крестьянина, пускай уже и не язычника.

Кто-то скажет, что это не аргумент. И будет прав.

Но пойдем дальше. Выше, рассказывая о разорении Киева, учиненном в 1169

г., я умышленно выпустил из текста летописи одно-единственное слово. Теперь

привожу фразу целиком:

"...и монастырь Печерский пресвятой Богородицы зажгли ПОГАНЫЕ..."

Грабя и поджигая Киев, в том числе монастыри и церкви, ПОГАНЫЕ подожгли

и Печерский монастырь. Но позвольте, в войске Андрея Боголюбского,

разоряющем Киев, нет ни единого " нехристя" или иного " степного кочевника".

Только русские дружинники одиннадцати князей!

Вывод однозначен: СЛОВОМ " ПОГАНЫЕ" НА РУСИ ПОРОЙ НАЗЫВАЛИ НЕ ТОЛЬКО

КОЧЕВНИКОВ-ИНОВЕРЦЕВ, НО И ПОПРОСТУ " ПРОТИВНИКА". Который сплошь и рядом был

таким же русским, таким же христианином. А потому иные сообщения типа

" налетели поганые и город пожгли" безусловно следует трактовать как

нападения соседей, " иногородних", таких же славян. Вот только вели они себя

сплошь и рядом не лучше " диких степняков" -- но это уж общая беда того

времени, когда до понятия " национальное государство" оставались еще долгие

века, что в России, что в Западной Европе. Вдали, во Франции, известный

историк Филипп де Коммин, рассказывая в своих мемуарах о войне меж

бургундцами и подданными короля, прямо-таки небрежно роняет фразы типа:

" Герцог Бургундский подошел к городу Э, который был ему сдан, как и

Сен-Валери; он велел сжечь все вокруг вплоть до самых ворот Дьеппа. Он взял

и сжег Нефшатель, предал огню большую часть области Ко..."

Совершенно мимоходом предал огню -- дело житейское... Кстати, в

средневековье противника сплошь и рядом именовали " отродьем антихриста и

другими, столь же нелестными прозвищами -- хотя он и был таким же

христианином, как те, чьи земли " антихрист" привычно предал огню и мечу...

Так где же " заимствования"? Их попросту нет по одной простой причине --

во-первых, многое из того, что считается " заемным", изобретено и устроено

самими русскими, а во-вторых, во времена средневековья четкой границы меж

русскими, татарами, половцами и печенегами несуществовало. Не было

противостояния, возникшего в более поздние века. Объяснялись меж собой без

всякого труда, перенимали оружие, наряды и обычаи, роднились и без всяких

церемоний переходили на службу от князя к хану и наоборот.

Простой пример: в войске Игоря Святославича, в 1185 г. столь неудачно

сразившегося с половцами, шел боярин Ольстин Олексич. Который всего за год

до того... воевал против Игоря в составе половецкого войска. Однако никто не

вздумал ставить ему это в строку. На дворе стоял феодализм, и дело было

насквозь житейское. В точности так же обстояло и в Западной Европе: сегодня

два барона рубятся с рассвета до заката, завтра осушают бочку вина, празднуя

свадьбу одного с дочкой второго (что не мешает им через месячишко снова

схлестнуться). Феодализм. Понятия государства нет. Английский рыцарь может

со спокойной совестью податься на службу французскому королю, и наоборот.

Никто не назовет его предателем. Преступником он будет считаться только в

строго определенном случае: если ушел служить другому королю до того, как

истек срок данной им вассальной присяги.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.039 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал