Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алхимия Гермеса Трисмегиста
1 Фейон; священной или серной - игра слов. - Прим. Фестюжьера. 2 Кайпикай бафай: Скотт, Руска и Фестюжьер считают, что имеются в виду краски, действующие при благоприятном положении планет, см. ниже, параграф 6 наст. изд. Возможно, речь идет о сложной системе фосфорных красок, sonrpeakbxhuq древнеегипетскими жрецами. 3 Уже существующая книга о печах, возможно Марии Иудейки, из которой цитируются каминографиа (90.19). Сам Зосима говорит, что он не должен переделывать этот трактат, поскольку он не смог бы сказать лучше, чем древние. - Прим. Фестюжьера. 4 Эвдашюниа: следует помнить, что первоначальное и буквальное значение этого слова: " факт владения Добрым Демоном". - Прим. Фестюжьера. 5 См. " Герметический Свод", IV, " Кубок", параграф 7Б наст. изд.; " Фрагменты разные", 19, наст. изд. 6 См. " Фрагменты разные", 20, далее 21, наст. изд. 7 Это стоическое выражение, являющееся обычно у них характеристикой пневмы. - Прим. Фестюжьера. 8 Игра слов: Гермес и " ерменеос" - " толкователь". - Прим. Фестюжьера. 9 Anesas или Asenas, египетское имя, измененное египетскими иудеями на Елеазара (Eleazar или Azarias). - Пршч. Фестюжьера. 10 В манускрипте написано " ермен", но Скотт и Фестюжьер считают, что по смыслу должно быть " ерменеа". 11 Стоихейон обозначает по-гречески " стихию" и " букву". 12 Игра слов: фос с о кратким обозначает человека - фос с о долгим обозначает свет. Свет (фос с о долгим) играет большую роль в доктрине Первого Человека в трактате 1, " Поймандр" " Герметического Свода". 13 Фестюжьер указывает, что упоминание о Рае свидетельствует об иудейском происхождении этого мифа о Фосе. 14 " Теогония", 521 -523, 614-616. 15 Этот фрагмент в квадратных скобках Райценштайн и Teqr~f|ep считают более поздней христианской вставкой в текст, происходящей из гнозиса, независимого от христианства. 16 То есть человека внешнего, тело. - Прим. Фестюжьера. 17 Речь идет о Манихее, умершем при Бахраме 1 (274-277 гг.). Манихайос насчитывает 9 букв, как пэймарменэ (Судьба). - Пршч. Фестюжьера. 18 О семи периодах см. F. Cumont, " La fin du monde selon les Mages occidentaux" в " Revue Hist. Rel.", Clll (1931), с. 93. 19 Несмотря на контекст, Вальтер Скотт и Юлиус Руска, а вслед за ними и Фестюжьер склонны считать, что под словом аутос подразумевается не Сатана, а Сын Божий. 20 Здесь Зосима указывает на два главных источника, из которых он черпал: герметические книги и " иудеи", то есть, с одной стороны, аллегорические экзегезы (толкования) рассказа об Адаме, а с другой псевдохристианские гностические писания (Никофей). Третий источник, упомянутый сразу после них, - аллегорическая экзегеза легенды о Прометее-Эпиметее. - Прим. Фестюжьера. 21 В противоположность чисто эмпирическому. - Прим. Фестюжьера. 22 Этой разноцветной вещью должна быть протэ иле. - Прим. Фестюжьера. 23 Кажется, что для автора демонами являются местные боги номов, " управляющие местами". - Прим. Фестюжьера. 24 Возможно, мемра - олицетворенное Слово Бога или йамбрес - один из двух египетских пророков, противопоставившихся Моисею. - Прим. Фестюжьера. 25 Здесь явно имеется в виду Поймандр, см. трактаты 1 и IV " Герметического Свода". 26 Легон оно кай като: вверху или внизу, что на бытовом алхимическом языке означает также сублимацию и дистилляцию. - Прим. Фестюжьера. 27 Судя по стилю, автором этого произведения может быть Зосима. Прим. Фестюжьера. 28 Berthelot М. La chimie au moyen age. Т. II. - 1893. - С. 238; Scott W. Hermetica. T. IV. - C. 140; Festugiere A.-J. La revelation d'Hermes Trismegiste. T. 1. С. 256. 29 В действительности почти все произведение, открыто или тайно, повествует об этом. 30 Предположительно из книги " Физика" Гермеса Трисмегиста; приводим две версии этого текста; см. CAAG, с. 28-33, 33- 35; W.Scott, " Hermetica", т. IV, с. 145-149; A.-J. Festugiere, " La revelation d'Hermes Trismegiste", т. I, c. 256-260. 31 Райценштайн сравнивает этого архангела с богом Хнубисом, у которого диск на голове и сосуд в руке. - Прим. Фестюжьера. 32 Змей, кусающий свой хвост, символ вечности и единства Вселенной.
|