Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эластичность спроса и предложения. Анализ спроса и предложения, данный в предшествующих разделах, позволил выявить общие направления их изменения под воздействием ценовых и неценовых факторов и
Анализ спроса и предложения, данный в предшествующих разделах, позволил выявить общие направления их изменения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовые законы рынка – закон спроса и закон предложения. Однако очень часто нужна более точная количественная оценка увеличения или падения объема спроса и объема предложения, так как указанные изменения могут быть быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Очевидно, что покупатели по-разному отреагируют на снижение цен на автомобили и французские духи, с одной стороны, хлеб и молоко, с другой. В первом случае объем продаж может существенно возрасти, во втором – изменится мало. Для того, чтобы разобраться в этом аспекте, необходимо изучить понятие рыночной эластичности. В целом э ластичность – это степень реакции одной величины на изменение другой. Применительно к характеристике рынка, эластичность – это чувствительность рыночного спроса и рыночного предложения к изменению цен, доходов или какого-либо другого рыночно фактора. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом. Введение эластичности в экономический анализ имеет огромное значение: она важна в маркетинговых исследованиях, нужна для объяснения полученных результатов и для выработки поведения со стороны производителей товаров. Эластичность определяется на основе расчета специального коэффициента. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одной величины (y), выраженной в процентах, при изменении другой величины – фактора (х) на один процент. Применительно к спросу могут быть следующие виды эластичности: а) эластичность спроса по цене; б) эластичность спроса по доходом; в) перекрестная эластичность. А) Эластичность спроса по цене выражает чувствительность рыночного спроса к изменению цены данного товара. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает степень количественного изменения величины спроса (в процентах) при изменении цены на 1% и при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Примем следующие обозначения: Р0 и Q0 – первоначальные параметры цены и величины спроса. Р1 и Q1 – полученные в результате изменения параметры цены и величины спроса. ∆ Р и ∆ Q – количественное выражение изменения цены и величины спроса. ЕРd – коэффициент эластичности спроса по цене.
Принято различать пять вариантов эластичности спроса по цене: 1. Эластичный спрос, когда при незначительном снижении цены объем покупок значительно возрастает (ЕРd > 1). 2. Единичная эластичность спроса, когда процентное изменение цены, равно процентному изменению объема покупок (ЕРd =1). 3. Неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж (0 < ЕРd < 1). 4. Абсолютно эластичный спрос, если потребители платят одну и ту же цену за товар, не взирая на величину спроса (ЕРd à ∞), то есть когда при неизменной цене или ее крайне незначительных колебаниях спрос на продукцию сокращается или увеличивается до предела покупательских возможностей. 5. Абсолютно неэластичный спрос, если потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цены, то есть изменение цены не вызывает никакого изменения величины спроса (ЕРd =0). Графически все пять видов ценовой эластичности представлены на рис. 8. Рис. 8. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Среди факторов, воздействующих на ценовую эластичность спроса, наиболее значимыми являются: 1. Наличие и доступность товаров – заменителей. Чем больше товаров – заменителей, тем эластичнее спрос.
|