Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Предпринимательство и фирма в рыночной экономике
1. Сущность, задачи и виды предпринимательства. Фирма и её функции. 2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 3. Особенности предпринимательской деятельности в России.
11. Сущность, задачи и виды предпринимательства. Фирма и её функции
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется такими понятиями, как «предпринимательство» и «фирма». При рассмотрении предпринимательства необходимо разделять экономическую деятельность и предпринимательство в собственном понимании этого слова. Первое возникло с появлением человека. Собирательство, охота, земледелие представляли собой формы экономической деятельности, характерные для различных эпох истории человечества. Предпринимательство же возникло на определенном этапе развития общества и совпадает с формированием капитализма. Таким образом, предпринимательство связано с определенным типом экономической системы. Предпринимательство является главным атрибутом капиталистического способа производства. Его возникновение теснейшим образом связано с формированием буржуазных социально-экономических и политико-правовых отношений. Предпринимательство предполагает экономическую свободу. Экономическая свобода дополняет свободу личную и делает возможной организацию производства и распределения богатства без необходимости произвольного вмешательства властей, диктата более сильного или фаворитизма режима, основанного на привилегиях. Экономическая свобода в условиях частной собственности включает в себя право на экономическую инициативу, на свободу создавать и расторгать сообщества по своему собственному выбору. В современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть немало определений понятия «предпринимательство». Многогранность предпринимательства как социально-экономического явления допускает различные его трактовки. К сожалению, в большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, в статье 2 Гражданского Кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ предпринимательство определяется следующим образом: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Здесь отмечены лишь некоторые аспекты предпринимательства и не отражены отличительные особенности предпринимательского управления. Наиболее удачным представляется следующее толкование. Предпринимательство – это особый тип воспроизводства, включающий в себя организационную, новаторскую и социальную составляющие. Организационная составляющая подразумевает соединение комплекса ресурсов, их рациональную комбинацию, осуществляемую по собственной инициативе, на собственный риск и под свою ответственность с целью получения предпринимательского дохода. Организационная сторона предполагает не только создание и развитие действующего предприятия, но и организацию взаимодействия фирмы с микро- и макросредой ее функционирования, учет комплекса факторов меняющейся внешней среды. На практике эта составляющая реализуется в основном через стратегическое, текущее и ситуационное планирование. Новаторская сторона связана с поиском новых комбинаций факторов производства, с активным поиском новых решений, с нахождением новых возможностей получения прибыли. И, наконец, социальная составляющая предполагает важность данной деятельности с позиции экономического прогресса в обществе в целом. В экономической литературе различают классическое и инновационное предпринимательство. Отличительная особенность классического предпринимательства состоит в максимизации прибыли и получении наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на базе сложившихся технологий. Инновационное предпринимательство ориентируется на поиск более эффективных технологий переработки ресурсов и экономических методов ведения хозяйства и приводит к максимизации прибыли, как правило, лишь в некотором отдаленном будущем. Используя собственные и внешние ресурсы и формируя новые стратегии экономического развития, предприниматель берет на себя инновационные риски, связанные с новаторской деятельностью. В периоды общественных преобразований и экономических реформ роль инновационной модели предпринимательского поведения становится особенно важной. Большое значение приобретают в сфере предпринимательской деятельности нестандартные стратегические решения, позволяющие согласовать противоречивые экономические интересы хозяйствующих субъектов. Реализация инновационной модели требует, как правило участия государства. Предприниматель для успешной реализации своих функций должен обладать следующими способностями (умениями): - принимать нестандартные, новаторские решения в стандартных и особенно неопределенных ситуациях; - генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода; - оценивать рыночную конъюнктуру, анализировать информацию и делать правильные выводы; - оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности; Эти способности предпринимателя реализуются в совокупности основных задач его практической деятельности. Среди них: - изучение потребностей покупателей и их платежеспособности; - определение вида производства, параметров изделий и объема выпуска товаров, рынков сбыта и каналов продвижения продукции; - поддержание высокой конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг; - выявление, исходя из намеченной производственной программы, необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее приемлемым ценам; - выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источников её постоянного обновления, определение масштабов, источников и методов модернизации и расширения производства; - организация и управление производством товаров, намеченных к продаже; -поддержание заинтересованности непосредственного производителя в повышении производительности труда. Различают объекты и субъекты предпринимательства. Объектами предпринимательства являются различные виды ресурсов (земля, средства производства, рабочая сила), а так же ценные бумаги, валюта, произведенные товары и предоставляемые услуги. В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и её связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель, используя в качестве факторов собственные или приобретаемые средства производства, рабочую силу, организует производство продукции и выполнение определенных услуг. К этому виду бизнеса относятся создание товаров, осуществление строительных работ, транспортных перевозок, предоставление услуг связи и т.д. В коммерческом предпринимательстве бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. В коммерческом предпринимательстве прибыль образуется за счет продажи товара по ценам, превышающим цену приобретения. Финансовое предпринимательство – это особый вид коммерческого предпринимательства, связанный с осуществлением сделок с ценными бумагами и денежными средствами, в том числе предоставляемыми в кредит и выступающими в виде валюты. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного случая. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово – кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращает только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взноса образует предпринимательский доход. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника при соединении заинтересованных во взаимной сделке сторон (к такого рода деятельности относится функционирование товарных и фондовых бирж). Развитие предпринимательства возможно лишь в том случае, если создана соответствующая инфраструктура рыночного хозяйства. Её элементами выступают различные финансовые организации, страховые и консалтинговые компании, государственные органы, стимулирующие предпринимательскую активность. Субъектами предпринимательства являются частные лица, различного рода объединения (ассоциации) и государство. Исходя из рода субъекта, предпринимательство может осуществляться как в государственной, так и в частной, как в индивидуальной, так и в коллективной формах. Предпринимательство может предусматривать создание и регистрацию фирмы и определенную структурную оформленность её элементов, а может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности. Основным субъектом предпринимательской деятельности, а, следовательно, и агентом современной рыночной экономики, является фирма. «Фирма» и «предприятие» - различные категории экономической науки. Под предприятием следует понимать определенный производственно-технический и экономический комплекс, используемый для производства товаров или услуг в любой отрасли национальной экономики. Выдвижение фирмы на роль основного звена в рыночной экономике является результатом экономического прогресса. Фирма концентрирует и реализует через свою деятельность целый круг экономических интересов, которые возникают в национальном хозяйстве. Фирма в широком смысле – это основная хозяйственная единица рыночной экономики, зарегистрированная в определенной организационно – правовой форме. В узком смысле фирма – имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий. Сущность фирмы наиболее ярко проявляется в её функциях: - фирма является звеном в общественном разделении труда; - фирма является местом приложения труда, капитала и предпринимательских талантов; - через деятельность предприятий в рамках фирмы, с одной стороны, создаются экономические блага определенного экономического назначения (потребительские блага и средства производства), а с другой стороны, формируется покупательная способность для приобретения других экономических благ; - фирма обеспечивает работников заработной платой, обеспечивает доход на капитал, а через налоги обеспечивает доходы государства и в конечном итоге финансирование социальной сферы в обществе; - через функционирование фирмы создаются рабочие места как на самой фирме, так в других подразделениях национальной экономики, которые технологически связаны с деятельностью фирмы; - действуя в рыночной среде, фирма обеспечивает рациональное использование ограниченных экономических ресурсов. Некоторые авторы (Л.Мизес) считают целью фирмы обслуживание потребителя. Другой распространенный подход связан с чрезвычайно узкой трактовкой цели фирмы как максимизации прибыли (неоклассическая и марксистская школы). В последнее время все больше исследователей приходят к выводу, что рассматривать максимизацию прибыли как единственную цель фирмы, некорректно. Это лишь конечная цель фирмы. Так, с точки зрения менеджериальной теории фирмы, в качестве основной цели выступает максимизация объемов продаж в условиях растущего спроса на продукцию фирмы и укрепление позиций фирмы на рынке, а потом уже – максимизация дохода. Менеджеры считают, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. Поэтому необходимо постоянно искать возможности для укрепления позиций фирмы как на внутреннем, так и на мировом рынке. Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются: - получение и максимизация массы (нормы) прибыли; - завоевание большей доли рынка; - достижение определенного объема производства и уровня продаж; - достижение рыночной власти. Размер фирмы определяется: - размерами платежеспособного спроса на производимый товар или услугу; - эффектом масштаба; - способностью противостоять внешним воздействиям и обеспечить устойчивость, необходимую для выполнения функций. Для осуществления деятельности фирма несет производственные затраты. Однако помимо затрат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществляет и непроизводственные затраты. Они возникают в ходе хозяйственной деятельности и включают затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Они получили название трансакционных издержек (от лат. омпанииon – сделка). Действительно, для того чтобы осуществить сделку, фирме необходимо: 1) выбрать потенциальных партнеров, собрать сведения о них и о своих конкурентах (издержки поиска информации); 2) провести переговоры, составить договор (издержки ведения переговоров); 3) обеспечить гарантии выполнения соглашения (издержки защиты прав собственности). На этот аспект обратил внимание лауреат Нобелевской премии по экономике Рональд Коуз. Он считал, что в основе появления фирмы как особой институциональной структуры, которая приходит на смену предприятию, лежит экономия на трансакционных издержках. Фирмы возникают в связи с многочисленными затратами при осуществлении большого количества сделок. Рыночные внешние трансакции и внутрифирменные трансакции связаны между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы. Если внешние трансакции очень высоки, то есть выгода в объединении ряда самостоятельных предприятий в фирму и укрупнение фирмы за счет слияния с другими фирмами или поглощения их. Когда внутрифирменные трансакционные издержки становятся слишком высокими, то дальнейшее расширение фирмы за счет присоединения других фирм нецелесообразно. В противном случае всю экономику можно было рассматривать как гигантскую фирму. Существует несколько путей преобразования предприятий в фирму или объединения нескольких фирм в более крупную фирму. Этими путями являются: а) горизонтальная интеграция; б) вертикальная интеграция; в) диверсификация. Горизонтальная интеграция предполагает объединение однопрофильных предприятий или фирм, выпускающих однотипную продукцию. Вертикальная интеграция – это объединение фирм или предприятий, занятых на определенных этапах производственного процесса последовательно по технологической цепочке, например, от добычи нефти до продажи нефтепродуктов. Диверсификация – этопроникновение специализированных фирм в другие отрасли производства или сферу услуг. Это объединение предприятий и фирм, чьи технологические процессы прямо не связаны друг с другом, но при этом может существовать та или иная взаимосвязь с основным видом деятельности, в том числе может существовать единство используемых ресурсов или единство рынков сбыта. В настоящее время крупнейшие фирмы мирового хозяйства имеют диверсифицированный характер деятельности. Они более устойчивы на рынке, так как могут перемещать капиталы из одной отрасли в другую, чутко реагируя на изменение конъюнктуры рынка.
|