Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности предпринимательской деятельности в России
Предпринимательская деятельность в современной России возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате трансформации командной системы. В связи с этим становление и развитие предпринимательства в России связано с целым рядом трудностей и противоречий: -во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства, отличающаяся противоречивостью и недостаточной стабильностью; - во-вторых, система исполнения законов, особенно связанная с защитой прав собственности, работает неэффективно, что сдерживает развитие предпринимательства; - в-третьих, налоговая система по преимуществу носит фискальный характер и по-прежнему сохраняющееся достаточно высокое налоговое бремя дестимулирует предпринимательскую деятельность, что наряду с недобросовестностью исполнения законов способствует стремлению экономических агентов «уйти в тень»; - в-четвертых, условия, необходимые для развития предпринимательства, имеются лишь частично; это касается неразвитости рыночной инфраструктуры и сохраняющихся высоких бюрократических препонов. В современной экономике России в силу многих причин основной формой предпринимательства выступают крупные фирмы в промышленности, функционирующие на основе акционерной собственности. Многие из них представляют собой не только единый технологический комплекс, но и являются градообразующими структурами. Значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, имеют свои исторические корни. В советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции. Ситуация стала меняться с распадом Советского Союза и переходом России на рельсы рыночной экономики. Необходимо было создавать рыночную инфраструктуру и конкурентную среду. Процесс приватизации привел к выделению из состава крупных предприятий подразделений, как правило вспомогательных и обслуживающих, большинство из которых стали малыми и средними предприятиями. Кроме того, началось массовое создание малых предприятий, на которые уже к 1996 году приходилось около 84% общего количества организаций в России, в то время как на средние и крупные предприятия – всего 16%. Но эти процессы мало изменили ситуацию с ролью крупных предприятий. Хотя их число сократилось, но они по-прежнему играют ключевую роль в экономике страны: на них приходится свыше 90% стоимости основных средств и они создают свыше 80% ВВП. Крупный бизнес за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеет ряд преимуществ перед малым и средним бизнесом: - для изготовления продукции в больших объемах применяются специализированные оборудование и технологии, обладающие, как правило, значительно более высокими техническими характеристиками; - крупным предприятиям проще получить кредит, причем под невысокие банковские проценты, в том числе у зарубежных банков; - в составе крупных предприятий имеются структуры, занимающиеся научными и опытно-конструкторскими разработками новой продукции и новых технологий; - производительность труда, как правило, на крупных предприятиях выше, чем на средних и малых; - в крупных российских компаниях достаточно высока доля государственной собственности, а потому они в большей степени получают поддержку государства и имеют возможность привлекать иностранные инвестиции и выходить на зарубежные рынки. В то же время крупным предприятиям присущи недостатки, среди которых чаще всего отмечают их негибкость, более сложную адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры, меньшие стимулы к труду в связи с обезличиванием работников. В отраслевой структуре крупного бизнеса преобладают предприятия добывающих отраслей и первичной переработки сырья: топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическая промышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности с позиции мирового уровня по большей части слабо конкурентоспособны, недостаточно развиты высокотехнологичные и наукоемкие производства. Сложившаяся отраслевая структура крупного бизнеса тормозит развитие российской экономики. Малый же бизнес, обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, способен не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дает уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы (как показала практика послевоенных десятилетий в западных странах) легче идут на риск нововведений, что получило отражение в названии таких фирм – «венчурные» (от англ. Venture – рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы с занятностью населения. Несмотря на позитивные изменения в расширении позиций малого бизнеса на рынке, существует множество проблем, которые сдерживают развитие данного сектора экономики в России. К ним можно отнести: несовершенное законодательство, неоправданно высокие административные барьеры, сложности доступа к финансово-кредитным ресурсам, недостаток навыков ведения бизнеса, сохраняющийся высокий налоговый прессинг, недостаточное развитие производственной кооперации между крупными и малыми предприятиями и другие. Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупного, так и малого бизнеса. От рационального соотношения числа крупных, средних и малых предприятий зависит эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики. Несмотря на трудности роста, предпринимательство в России развивается. По мере накопления капиталов все больше становится устойчивых фирм, пытающихся делать бизнес цивилизованным путем. Становление предпринимательства в России зачастую шло методом проб и ошибок, но дальнейшее его развитие связано с необходимостью использования как зарубежного опыта, что важно в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство, так и учета специфики России, прежде всего её ресурсного потенциала и менталитета.
Тема 6. Фирма: затраты и выпуск. Экономические издержки и их виды
1. Экономические издержки и экономическая прибыль. 2. Издержки производства в краткосрочном периоде. 2.1. Виды издержек и их значение для фирмы. 2.2. Закон убывающей предельной производительности. 2.3. Условие максимизации прибыли. Краткосрочное равновесие фирмы. 3. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект роста масштаба производства.
Судьба любого коммерческого предприятия зависит от соотношения: доход (выручка) – издержки – прибыль. Издержки являются основным ограничителем прибыли и основным фактором, влияющим на объем предложения. Цель данной темы – определение зависимости производственных издержек от объема выпуска, анализ экономической устойчивости фирмы на рынке.
|