Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МОСКВА «КОЛОС» 2001






L& l___

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

С.Н.Волков

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Ш

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ \ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО |

Том 2

Рекомендовано Министерством сельского хозяйства Рос­сийской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по специальностям: 310900 «Землеустройство», 311000 «Земельный кадастр», 311100 «Городской кадастр»

Ф1

МОСКВА «КОЛОС» 2001


УДК 332.3(075.8) ББК 65.32-5я73 В67

Редактор И. М. Щербакова

Рецензенты: члены-корреспонденты РАСХН А. 3. Родин и А. П. Огаркок

kgqxd

Волков С. Н.

В67 Землеустройство. Т. 2. Землеустроительное проектир0" вание. Внутрихозяйственное землеустройство. — М.: К°" лос, 2001. — 648 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов

I высш. учеб. заведений).

I ISBN 5-10-003691-5 (Т. 2).

ISBN 5-10-003689-3. 1

Изложены содержание, задачи и методика разработки проектов внутри­хозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий (орга­низаций). Показаны методы рациональной организации территории сель­скохозяйственных предприятий (организаций) в условиях реформирования агропромышленного комплекса.

Для студентов высших учебных заведений по специальностям: «Земле-
I устройство», «Земельный кадастр», «Городской кадастр».

УДК 332.3(075.8) ББК 65.32-5Я73

ISBN 5-10-003691-5 (Т. 2)

ISBN 5—10—003689—3 © Волков С. Н. 2001


ВВЕДЕНИЕ

Сельскохозяйственные предприятия (организа­
ции)* России — основные производители продоволь­
ствия и сырья для народнохозяйственного комплекса
страны. Поэтому организация рационального ис­
пользования земли и ее охрана — важная государ­
ственная задача. I

Взаимоувязанное решение организации террито­рии сельскохозяйственных предприятий с системами ведения хозяйства, земледелия, а также с организаци­ей производства, труда и управления осуществляют в процессе внутрихозяйственного землеустройства. То есть внутрихозяйственное землеустройство представ­ляет собой комплекс землеустроительных работ, в процессе которых производство отдельного хозяйства привязывают к каждому конкретному участку земли с учетом его качественного состояния, пространствен­ных характеристик (удаленности от населенных пун­ктов и ферм, конфигурации, степени расчлененности и т. п.). В результате решают три очень важные зада­чи.

Во-первых, обеспечивается повышение экономи­ческой эффективности данного хозяйства за счет правильного использования земель; во-вторых, со­здаются условия для воспроизводства почвенного плодородия, что закладывает фундамент экологичес­кой стабильности территории; в-третьих, решаются социальные проблемы села в результате улучшения условий жизни, труда и отдыха работников.

Внутрихозяйственное землеустройство проводят только на землях сельскохозяйственных предприя­тий; оно имеет свою методику и содержание. На зем-|ЛИ> Годящиеся в ведении сельской (поселковой) ад-

Здесь и далее сельскохозяйственные предприятия.


министрации, распложенные в черте сельских насе­ленных пунктов, разрабатывают проекты планировки и застройки; на земли лесного фонда -— проекты ле­соустройства; на земли городов — градостроительные проекты, а на земли сельскохозяйственного назначе­ния в черте городов — проекты земельно-хозяйствен­ного устройства. На земли промышленности, транс­порта и иного несельскохозяйственного назначения разрабатывают проекты планировки, а на земли кол­лективных садов — проекты организации территории.

Таким образом, внутрихозяйственное землеуст­ройство—это отдельный вид землеустройства и са­мостоятельный раздел землеустроительного проекти­рования.

Происходящие крупные преобразования в эконо­мике страны и агропромышленном комплексе суще­ственно изменили организационно-правовые и орга­низационно-территориальные формы сельскохозяй­ственных предприятий, формы собственности на землю и другие средства производства, земельные от­ношения; нарушили организацию производства, тру­да и управление в них; снизили эффективность ис­пользования земельных, денежно-материальных и трудовых ресурсов.

В результате существенно увеличилось число сель­скохозяйственных предприятий, нарушились их гра­ницы, площади, организация производства и терри­тории.

Так, если к началу земельной реформы в России в 1990 г. насчитывалось чуть более 25 тыс. сельскохо­зяйственных предприятий, в том числе 12 363 колхоза и 12 865 совхозов, то в 1996—1999 гг. их число превы­сило 300 тыс., среди которых числилось 16 098 акцио­нерных обществ и товариществ, 5867 колхозов, 1903 ассоциации крестьянских хозяйств, 3749 государ­ственных и муниципальных предприятий, занимаю­щихся сельскохозяйственным производством, 4335 подсобных сельскохозяйственных предприятий, око­ло 260 тыс. крестьянских хозяйств.

Под влиянием социально-экономических условий, складывающихся в стране, формы хозяйствования продолжают постоянно меняться.

На территории бывших колхозов и совхозов по­явилось множество посторонних землевладельцев и


землепользователей. В ряде хозяйств число собствен­ников, включая владельцев земельных долей, доходит до 2...3тыс. и более.

Кроме того, в границах сельскохозяйственных предприятий, в особенности в густонаселенных райо­нах, появились большие площади, требующие особо­го режима и условий использования, имеющие обре­менения (сервитута) и ограничения.

В зависимости от района расположения сельско­хозяйственных предприятий доля таких земель дос­тигает 15...60 % их площади и более.

В результате земельной реформы возникли недо­статки землевладения и землепользования: дальнозе­мелье, чересполосица, вклинивание, вкрапливание, изломанность и неправилшшегтраусположение границ.

Примерно 10% земель обследованных хозяйств Центрального экономического района не использо­вались, находились под залежью или в лучшем случае под многолетними травами четырех—шестилетнего пользования. Освоенные севообороты занимали только около четверти площади против 85 % в 1991 г. Площадь под дорогами, межами, клиньями возросла с 1 до 5 % и была выключена из сельскохозяйственно­го оборота.

По данным социологического опроса руководите­лей ряда реформированных коллективных сельскохо­зяйственных предприятий и глав крестьянских хо­зяйств, 84% из них считают, что проведение меро­приятий по повышению плодородия почв и мелиора­ции земель за годы реформы ухудшилось; 66, 3 % указывают на неудовлетворительное состояние ин­фраструктуры (плохое качество или отсутствие дорог, недостаточное водоснабжение, ухудшение социаль­но-бытовых и культурных условий); 93, 6 % отмечают, что на их землях произошли значительные организа­ционно-хозяйственные и организационно-террито­риальные изменения.

В результате анализа итогов производственной дея­тельности ряда сельскохозяйственных предприятий Центрального экономического района было установле­но, что перераспределенные в ходе земельной реформы площади сильно повлияли на экономическую эффек­тивность производства, а большое изъятие земель сни­зило эффективность всех форм хозяйствования.



Выборочные почвенные обследования, а также данные научно-исследовательских и производствен­ных организаций свидетельствуют о том, что каче­ственное состояние земель, плодородие почв про­должают ухудшаться, в почвах большинства регио­нов страны складывается отрицательный баланс гу­муса, ценные сельскохозяйственные угодья зарастают кустарником и мелколесьем, выбывают из оборота.

Складывавшееся в последние годы в среде полито­логов мнение о ненужности внутрихозяйственного землеустройства и его финансировании только за счет средств земельных собственников полностью ис­черпало себя и нанесло большой ущерб сельскохо­зяйственному производству. В условиях переходной экономики внутрихозяйственное землеустройство — это дело особой государственной важности, которое позволит сельскохозяйственному производителю встать на ноги за счет организации эффективного ис­пользования и охраны его земель. Оно должно нахо­диться под контролем государства, которое обязано его организовывать и финансировать. Это доказала практика.

Сельскохозяйственные предприятия, освоившие проекты внутрихозяйственного землеустройства, продолжающие иметь четкую организацию террито­рии, систему севооборотов и сохранившие в целом организационно-производственную структуру, про­изводственные связи, приспособившиеся вследствие этого к новым экономическим условиям хозяйствова­ния, имеют более высокую экономическую эффек­тивность производства, чем другие хозяйства. Так, из 152 обследованных хозяйств с освоенными проекта­ми землеустройства было только 28. При одинаковой фондовооруженности и трудообеспеченности в этих 28 хозяйствах на 100 га сельскохозяйственных угодий было произведено на 40 % больше валовой продук­ции, на 46 % выше производительность труда и на 35 % больше фондоотдача, чем в остальных сельско­хозяйственных предприятиях.

В них также были выше сельскохозяйственная ос­военность и распаханность территории, лучше ис­пользовались земля, трудовые ресурсы, производ­ственные фонды и, как следствие, была больше рен-


табельность производства. Этим доказывается то, что
даже при нестабильной экономической ситуации
внутрихозяйственное землеустройство, проявляюще­
еся в данном случае в форме рациональной террито­
риальной организации производства, является одним
из основных факторов повышения эффективности
сельского хозяйства. |

Мероприятия по организации рационального ис­
пользования и охраны земель сельскохозяйственного
предприятия осуществляются на основе проекта
внутрихозяйственного землеустройства. I

Проект внутрихозяйственного землеустройства — это комплексный документ. Разрабатывает его груп­па специалистов, в составе которой имеются землеус­троители, агрономы, экономисты, почвоведы. К ра­боте над проектом привлекают геодезистов, мелиора­торов, дорожников, зоотехников, а также руко­водителей и специалистов хозяйств. Руководит со­ставлением проекта внутрихозяйственного землеуст­ройства главный инженер проекта, назначаемый из числа опытных инженеров-землеустроителей.

Землеустроитель-проектировщик помимо земле­устроительных дисциплин должен хорошо знать тех­нологию и организацию сельскохозяйственного про­изводства, земледелие и растениеводство, животно­водство, дорожное и строительное дело, экономику сельскохозяйственных предприятий и др.

В новых экономических условиях при переходе к многообразным формам земельной собственности, развитии многоукладного хозяйства, реорганизации и перестройке сельскохозяйственного производства, кардинальном изменении земельных отношений внутрихозяйственное землеустройство приобретает новый смысл и содержание.

Поэтому традиционный проект внутрихозяйствен­ного землеустройства в чистом, классическом виде уже не может решать всех задач, стоящих перед сель­скохозяйственным предприятием не только в области организации территории, но и особенно в области регулирования внутрихозяйственных земельных от­ношений и природоохранной сфере.

В данном учебнике сделана попытка увязать сло­жившиеся классические приемы землеустроительно­го проектирования, которые должен уметь применять


инженер-землеустроитель, с изменившимися услови­ями землеустройства, имеющими место на террито­рии реорганизованных сельскохозяйственных пред­приятий.

Это особенно важно сейчас, когда были реформи­рованы практически все сельскохозяйственные пред­приятия России и комплекс землеустроительных ра­бот на их территории, по существу, надо начинать за­ново.

Учебник соответствует новому Государственному
образовательному стандарту и программе курса «Зем­
леустроительное проектирование». I

При подготовке данного учебника использованы материалы книги «Землеустройство в условиях зе­мельной реформы. Экономика, экология, право» (С. Н. Волков. - М.: Былина, 1998). ЩаШ#

Глава 13 и раздел 5.8 написаны совместно с доц. В. В. Вершининым, глава 14 — с канд. биол. наук Т. И. Федосеевой.

Автор благодарит проф. Н. М. Радчевского, канд. экон. наук Ю. С. Волкову за предоставленные мате­риалы к главе 15, а также доц. Е. В. Черкашину за большую помощь в подготовке данного учебника к изданию.


Глава 1

СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ

1.1. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, I ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В СТРУКТУРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ

Российская Федерация имеет большие земельные ресурсы.
Общая площадь ее земель (территория), по.данным государ­
ственного учета на 01.01.1999 г., составляет 1709, 8 млн га, из ко­
торых 222, 2 млн га (13, 0%) занимают сельскохозяйственные уго­
дья и 127, 8 млн га (7, 5 %) — пашня. 1

Такая низкая сельскохозяйственная освоенность и распахан-ность территории России обусловлены сложными природными и климатическими условиями. Согласно ландшафтно-экологичес-кому районированию территории в стране выявлено 8 типов лан­дшафтов — от арктических до субтропических и 23 их подтипа — от ледниковых до пустынных [29, с. 26...28].

Наиболее характерными для России являются бореальные (та­ежные и лесолуговые) типы ландшафтов. Они занимают 1076, 3 млн га (63 % территории). Субарктические тундровые и ле­сотундровые ландшафты занимают 15 %. Большие площади со­ставляют суббореальные южные, полупустынные аридные и эк­страаридные ландшафты. То есть большая часть территории Рос­сии непригодна для земледелия или находится в зоне рискован­ного земледелия.

Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям земель приведено в таблице 1.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал