Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МОСКВА «КОЛОС» 2001Стр 1 из 72Следующая ⇒
L& l___ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С.Н.Волков ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Ш ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ \ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО | Том 2 Рекомендовано Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по специальностям: 310900 «Землеустройство», 311000 «Земельный кадастр», 311100 «Городской кадастр» Ф1 МОСКВА «КОЛОС» 2001 УДК 332.3(075.8) ББК 65.32-5я73 В67 Редактор И. М. Щербакова Рецензенты: члены-корреспонденты РАСХН А. 3. Родин и А. П. Огаркок kgqxd Волков С. Н. В67 Землеустройство. Т. 2. Землеустроительное проектир0" вание. Внутрихозяйственное землеустройство. — М.: К°" лос, 2001. — 648 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов I высш. учеб. заведений). I ISBN 5-10-003691-5 (Т. 2). ISBN 5-10-003689-3. 1 Изложены содержание, задачи и методика разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий (организаций). Показаны методы рациональной организации территории сельскохозяйственных предприятий (организаций) в условиях реформирования агропромышленного комплекса. Для студентов высших учебных заведений по специальностям: «Земле- УДК 332.3(075.8) ББК 65.32-5Я73 ISBN 5-10-003691-5 (Т. 2) ISBN 5—10—003689—3 © Волков С. Н. 2001 ВВЕДЕНИЕ Сельскохозяйственные предприятия (организа Взаимоувязанное решение организации территории сельскохозяйственных предприятий с системами ведения хозяйства, земледелия, а также с организацией производства, труда и управления осуществляют в процессе внутрихозяйственного землеустройства. То есть внутрихозяйственное землеустройство представляет собой комплекс землеустроительных работ, в процессе которых производство отдельного хозяйства привязывают к каждому конкретному участку земли с учетом его качественного состояния, пространственных характеристик (удаленности от населенных пунктов и ферм, конфигурации, степени расчлененности и т. п.). В результате решают три очень важные задачи. Во-первых, обеспечивается повышение экономической эффективности данного хозяйства за счет правильного использования земель; во-вторых, создаются условия для воспроизводства почвенного плодородия, что закладывает фундамент экологической стабильности территории; в-третьих, решаются социальные проблемы села в результате улучшения условий жизни, труда и отдыха работников. Внутрихозяйственное землеустройство проводят только на землях сельскохозяйственных предприятий; оно имеет свою методику и содержание. На зем-|ЛИ> Годящиеся в ведении сельской (поселковой) ад- Здесь и далее сельскохозяйственные предприятия. министрации, распложенные в черте сельских населенных пунктов, разрабатывают проекты планировки и застройки; на земли лесного фонда -— проекты лесоустройства; на земли городов — градостроительные проекты, а на земли сельскохозяйственного назначения в черте городов — проекты земельно-хозяйственного устройства. На земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения разрабатывают проекты планировки, а на земли коллективных садов — проекты организации территории. Таким образом, внутрихозяйственное землеустройство—это отдельный вид землеустройства и самостоятельный раздел землеустроительного проектирования. Происходящие крупные преобразования в экономике страны и агропромышленном комплексе существенно изменили организационно-правовые и организационно-территориальные формы сельскохозяйственных предприятий, формы собственности на землю и другие средства производства, земельные отношения; нарушили организацию производства, труда и управление в них; снизили эффективность использования земельных, денежно-материальных и трудовых ресурсов. В результате существенно увеличилось число сельскохозяйственных предприятий, нарушились их границы, площади, организация производства и территории. Так, если к началу земельной реформы в России в 1990 г. насчитывалось чуть более 25 тыс. сельскохозяйственных предприятий, в том числе 12 363 колхоза и 12 865 совхозов, то в 1996—1999 гг. их число превысило 300 тыс., среди которых числилось 16 098 акционерных обществ и товариществ, 5867 колхозов, 1903 ассоциации крестьянских хозяйств, 3749 государственных и муниципальных предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, 4335 подсобных сельскохозяйственных предприятий, около 260 тыс. крестьянских хозяйств. Под влиянием социально-экономических условий, складывающихся в стране, формы хозяйствования продолжают постоянно меняться. На территории бывших колхозов и совхозов появилось множество посторонних землевладельцев и землепользователей. В ряде хозяйств число собственников, включая владельцев земельных долей, доходит до 2...3тыс. и более. Кроме того, в границах сельскохозяйственных предприятий, в особенности в густонаселенных районах, появились большие площади, требующие особого режима и условий использования, имеющие обременения (сервитута) и ограничения. В зависимости от района расположения сельскохозяйственных предприятий доля таких земель достигает 15...60 % их площади и более. В результате земельной реформы возникли недостатки землевладения и землепользования: дальноземелье, чересполосица, вклинивание, вкрапливание, изломанность и неправилшшегтраусположение границ. Примерно 10% земель обследованных хозяйств Центрального экономического района не использовались, находились под залежью или в лучшем случае под многолетними травами четырех—шестилетнего пользования. Освоенные севообороты занимали только около четверти площади против 85 % в 1991 г. Площадь под дорогами, межами, клиньями возросла с 1 до 5 % и была выключена из сельскохозяйственного оборота. По данным социологического опроса руководителей ряда реформированных коллективных сельскохозяйственных предприятий и глав крестьянских хозяйств, 84% из них считают, что проведение мероприятий по повышению плодородия почв и мелиорации земель за годы реформы ухудшилось; 66, 3 % указывают на неудовлетворительное состояние инфраструктуры (плохое качество или отсутствие дорог, недостаточное водоснабжение, ухудшение социально-бытовых и культурных условий); 93, 6 % отмечают, что на их землях произошли значительные организационно-хозяйственные и организационно-территориальные изменения. В результате анализа итогов производственной деятельности ряда сельскохозяйственных предприятий Центрального экономического района было установлено, что перераспределенные в ходе земельной реформы площади сильно повлияли на экономическую эффективность производства, а большое изъятие земель снизило эффективность всех форм хозяйствования. Выборочные почвенные обследования, а также данные научно-исследовательских и производственных организаций свидетельствуют о том, что качественное состояние земель, плодородие почв продолжают ухудшаться, в почвах большинства регионов страны складывается отрицательный баланс гумуса, ценные сельскохозяйственные угодья зарастают кустарником и мелколесьем, выбывают из оборота. Складывавшееся в последние годы в среде политологов мнение о ненужности внутрихозяйственного землеустройства и его финансировании только за счет средств земельных собственников полностью исчерпало себя и нанесло большой ущерб сельскохозяйственному производству. В условиях переходной экономики внутрихозяйственное землеустройство — это дело особой государственной важности, которое позволит сельскохозяйственному производителю встать на ноги за счет организации эффективного использования и охраны его земель. Оно должно находиться под контролем государства, которое обязано его организовывать и финансировать. Это доказала практика. Сельскохозяйственные предприятия, освоившие проекты внутрихозяйственного землеустройства, продолжающие иметь четкую организацию территории, систему севооборотов и сохранившие в целом организационно-производственную структуру, производственные связи, приспособившиеся вследствие этого к новым экономическим условиям хозяйствования, имеют более высокую экономическую эффективность производства, чем другие хозяйства. Так, из 152 обследованных хозяйств с освоенными проектами землеустройства было только 28. При одинаковой фондовооруженности и трудообеспеченности в этих 28 хозяйствах на 100 га сельскохозяйственных угодий было произведено на 40 % больше валовой продукции, на 46 % выше производительность труда и на 35 % больше фондоотдача, чем в остальных сельскохозяйственных предприятиях. В них также были выше сельскохозяйственная освоенность и распаханность территории, лучше использовались земля, трудовые ресурсы, производственные фонды и, как следствие, была больше рен- табельность производства. Этим доказывается то, что Мероприятия по организации рационального ис Проект внутрихозяйственного землеустройства — это комплексный документ. Разрабатывает его группа специалистов, в составе которой имеются землеустроители, агрономы, экономисты, почвоведы. К работе над проектом привлекают геодезистов, мелиораторов, дорожников, зоотехников, а также руководителей и специалистов хозяйств. Руководит составлением проекта внутрихозяйственного землеустройства главный инженер проекта, назначаемый из числа опытных инженеров-землеустроителей. Землеустроитель-проектировщик помимо землеустроительных дисциплин должен хорошо знать технологию и организацию сельскохозяйственного производства, земледелие и растениеводство, животноводство, дорожное и строительное дело, экономику сельскохозяйственных предприятий и др. В новых экономических условиях при переходе к многообразным формам земельной собственности, развитии многоукладного хозяйства, реорганизации и перестройке сельскохозяйственного производства, кардинальном изменении земельных отношений внутрихозяйственное землеустройство приобретает новый смысл и содержание. Поэтому традиционный проект внутрихозяйственного землеустройства в чистом, классическом виде уже не может решать всех задач, стоящих перед сельскохозяйственным предприятием не только в области организации территории, но и особенно в области регулирования внутрихозяйственных земельных отношений и природоохранной сфере. В данном учебнике сделана попытка увязать сложившиеся классические приемы землеустроительного проектирования, которые должен уметь применять инженер-землеустроитель, с изменившимися условиями землеустройства, имеющими место на территории реорганизованных сельскохозяйственных предприятий. Это особенно важно сейчас, когда были реформированы практически все сельскохозяйственные предприятия России и комплекс землеустроительных работ на их территории, по существу, надо начинать заново. Учебник соответствует новому Государственному При подготовке данного учебника использованы материалы книги «Землеустройство в условиях земельной реформы. Экономика, экология, право» (С. Н. Волков. - М.: Былина, 1998). ЩаШ# Глава 13 и раздел 5.8 написаны совместно с доц. В. В. Вершининым, глава 14 — с канд. биол. наук Т. И. Федосеевой. Автор благодарит проф. Н. М. Радчевского, канд. экон. наук Ю. С. Волкову за предоставленные материалы к главе 15, а также доц. Е. В. Черкашину за большую помощь в подготовке данного учебника к изданию. Глава 1 СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ 1.1. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, I ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В СТРУКТУРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ Российская Федерация имеет большие земельные ресурсы. Такая низкая сельскохозяйственная освоенность и распахан-ность территории России обусловлены сложными природными и климатическими условиями. Согласно ландшафтно-экологичес-кому районированию территории в стране выявлено 8 типов ландшафтов — от арктических до субтропических и 23 их подтипа — от ледниковых до пустынных [29, с. 26...28]. Наиболее характерными для России являются бореальные (таежные и лесолуговые) типы ландшафтов. Они занимают 1076, 3 млн га (63 % территории). Субарктические тундровые и лесотундровые ландшафты занимают 15 %. Большие площади составляют суббореальные южные, полупустынные аридные и экстрааридные ландшафты. То есть большая часть территории России непригодна для земледелия или находится в зоне рискованного земледелия. Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям земель приведено в таблице 1.
|