![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль руководства в кадровом обеспеченииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Кадровое обеспечение управления
Роль руководства в кадровом обеспечении Организация деятельности кадровых служб Отбор персонала Повышение квалификации работников
Два предыдущих вида обеспечения функционирования производства, как правило, не обходятся без участия исполнителей производственного процесса. Каждый вид оборудования, каждая связующая технологическая цепочка между агрегатами, участками и цехами предприятия насыщены определенными производственно-технологическими функциями. Выполнением таких функций начинается и заканчивается любая технологическая операция и более крупный цикл или этап. В целях досконального выполнения всех ограничений и норм ведения технологии для каждого рабочего места формируются должностные инструкции, которые и служат первой важной составляющей кадрового обеспечения производства. Другой его составляющей, базирующейся на первой, является совокупность документов по обучению этим профессиям, по освоению профессиональных навыков, необходимых для выполнения соответствующих должностных инструкций. Такие документы имеют ряд разновидностей. Сюда входят разнообразные справочники по профессиям (справочник слесаря, животновода, мастера-строителя и т.п.), охватывающие узкий круг функций каждого конкретного профессионального направления. Кроме того, имеется учебная литература, дающая возможность освоить содержание работы по своеобразной стыковке разнородных функций в единый технологический процесс. Практически это уже функции производственного управления. Обе эти задачи для уровня конкретного оборудования, агрегатов и цехов на предприятиях часто решают через специальную заводскую сеть подготовки кадров - профессионально-технические училища и школы мастеров. Обучение специалистов более высокого уровня в основном осуществляется централизованно через техникумы и высшие учебные заведения.
Роль руководства в кадровом обеспечении Кадры (от фр. cadre – личный состав) основной (штатный) состав работников учреждения, предприятия, той или иной отрасли деятельности; все постоянные работники. Персонал (лат. personalis – личный) личный состав учреждения, предприятия. Работники, принадлежащие к какой – либо одной профессиональной категории. Например, административно – управленческий персонал, медицинский. Штат – постоянный состав сотрудников какого-либо учреждения.
Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условии для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.
Как известно, менеджмент любого предприятия включает два основных аспекта. Первый - это определение целей организации, разработка мероприятий по их осуществлению и соответственно контроль за результатами. В данном случае менеджмент направлен на решение материально-логических задач, организацию событий на предприятии и управление ими. Второй аспект предполагает, что руководить предприятием означает также и управлять людьми. В этой связи представляется, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников - одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы. Успех в этом деле обеспечивают функционирование организации, а также жизненные потребности его сотрудников. Первый и второй аспекты менеджмента тесно связаны между собой, поэтому противопоставлять их или отдавать предпочтение одному из них не имеет смысла. Это связано с целями стратегического менеджмента, потому что руководитель предприятия должен принимать правильные материально- логические решения, с одной стороны, направлять и стимулировать деятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач организации - с другой. Т.е. руководство организацией означает также и руководство (управление) людьми в смысле воздействия на отношения сотрудников в направлении выполнения ими поставленных целей. Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности изменили требования к административно-управленческим работникам, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом, повысило их роль в организации. Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело управленческих кадров немыслимы глубокие качественные изменения в области менеджмента. Это связано с тем, что из чистого администратора, слепо выполнявшего команды " сверху", менеджер превращается в творческую личность, деятельность которой направлена на реализацию политики мотивации, приобретающей в переходный к рыночным отношениям период решающее значение. Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу. Требования творческого отношения менеджеров к производству и управлению обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполненную работу; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах коллективного труда. Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди. Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников. Функционировавшая в период административно-командного управления система отучила многих менеджеров брать на себя ответственность за принимаемые решения, что не могло не сказаться на уровне экономического мышления управленческих кадров. При подборе кадров профессионализм, как правило, не учитывался. Нередко подбирались " удобные" менеджеры, а умение " выбивать" ресурсы считалось чуть ли не важнейшим качеством руководителя. В то время это было оправданно, так как вышестоящая организация вместе с полным набором управляющих директив направляла на предприятие и подобранного ею руководителя, который выступал в роли представителя вышестоящих органов руководства (в том числе и партийного) и в своей деятельности ориентировался главным образом на выполнение их указаний. Происходящие изменения в экономике преобразуют и подходы в области управления человеческими ресурсами. Появляются руководители нового типа, мышление и стиль работы которых в определенной мере соответствует новым задачам и условиям развития организаций. Значительно повышается и роль кадровых служб, которые должны более активно вовлекаться в процесс подготовки и реализации стратегии организации в направлении управления персоналом.
|