Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Девиантное поведение.
Девиантное поведение – поведенческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое. Необходимо разделять два понятия: «конформное поведение» и «конформизм». Конформное поведение – поведение человека соответствующее ожиданиям окружающих. Конформизм – подчинение мнению большинства. Специфика социологического подхода к рассмотрению девиантного поведения состоит в том, что одни и те же поступки одобряются в одних обществах, и считаются недопустимыми в других. (Примеры: отношение к многоженству в мусульманских и немусульманских странах; археологи и грабители могил). Отклонения от норм не могут быть объективной характеристикой человеческого поведения. Общество само решает, считать ли какое-либо поведение девиантным или нет. Социальная норма – это не линия, а определенная зона, описывающая диапазон определенных стилей поведения. Ни один стиль поведения не является девиантным сам по себе. Девиантность – предмет социальных определений. Девиантное и нормативное поведения – две стороны одной медали – две составляющие социально-ролевого поведения. Девиация направлена на преодоление фрустрации – препятствия на пути к цели. Основной вопрос социологии девиантного поведения: почему люди нарушают социальные нормы? – На этот вопрос в социологии даны 4 ответа – четыре основных концепции девиантного поведения – (I) теория аномии, (II) теория «культурного переноса», (III) теория конфликта (IV) теория стигматизации. Рассмотрим их. (I) Теория аномии (Э, Дюркгейм). Девиантное поведение в обществе необходимо; многие выдающиеся открытия и изобретения рассматривались вначале как девиации, а их авторы – как девианты. Более того, Девиантное поведение играет функциональную роль. Наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым. Громадную роль в росте девиаций играет состояние «аномии» - ценностной неопределенности, как об этом свидетельствует пример современной России. (II) Теория культурного переноса. Ее автором является выдающийся французский юрист и социолог Габриэль Тард (1843-1904). В основе девиантного поведения лежит процесс подражания. Малолетние преступники подражают взрослым. «Попал в дурную компанию». (III) Теория конфликта (К.Маркс). Согласно марксистской социологии, в основе девиантного поведения лежит феномен «отчуждения». Нарушая лицемерные нормы буржуазного общества, девиант бросает вызов буржуазным ценностям.
(IV) Теория стигматизации (Гоффман). Этот подход основывается на тезисе о том, что девианты выполняют «стигматизированные социальные роли». (По гречески слово stigma означает «ярлык», «клеймо»). Девиантное поведение индивида является девиантным потому, что другиелюди считают его отклоняющимся от нормального. Подобное объяснение девиантности связано с теорией «наклеивания ярлыков»: девианты подвергаются «типичной стигматизации, и их стигма действует в качестве основного статуса, определяющего характер их взаимодействия с другими людьми». Поэтому девиантность, в значительной мере, создается реакцией общества. Когда индивиды характеризуются как «девиантные», общественная реакция на этот ярлык непременно закрепит и усилит для них самих стигматизированный образ самого себя как непохожего на всех остальных, как «человека с отклонениями». В этом случае девиантность может принять устойчивый, долговременный характер: «если с кем-то постоянно обращаются как с опасным человеком, как с отщепенцем, крайне велики шансы, что он будет таким же образом рассматривать сам себя и поступать соответствующим образом». Концепция «стигмы» основана на социально-философских идеях Чарльза Кули и Джорджа Мида. Чарльз Кули (1864-1929) – американский социолог, известный благодаря его оригинальной теории «зеркального Я». Эта теория легла в основу концепции символического интеракционизма Дж. Г. Мида – американского философа и социолога, работавшего в Чикагском университете. Под влиянием Джеймса Дьюи и Чарльза Кули, в концепции Мида различались сознательное мышление, а также самосознание и саморегулирование ролей социальных акторов. Согласно Миду, «Я» возникает из социальной интеракции, благодаря которой человек, «приняв роль другого», делает своими внутренними позиции реальных и предполагаемых других. Опираясь на выдвинутое Кули понятие зеркального «Я», он включил «Я» в непрерывное взаимодействие с «Мы» (Я, каким меня видят другие). «Мы» представляет позиции социальной группы, «обобщенного другого». Через восприятие роли в игре и воображаемые репетиции мы внутренне усваиваем ценности группы в качестве своих собственных. Согласно мнению большинства социологов, ни одна из теорий (I) – (IV) не способна дать полное описание и исчерпывающее объяснение девиантного поведения. У каждой – свой источник отклоняющегося поведения. Отклоняющее поведение бывает трех типов: (1) собственно девиантное поведение (поведение, несовпадающее со стандартным, но не являющееся криминальным – например, нестандартная сексуальная ориентация; (2) делинквентное поведение (небольшие отклонения); (3) криминальное поведение. Специфика социологического рассмотрения преступности – в его многомерности. Рассматриваются не только юридические преступники, но и фактические (например, Гитлер и Сталин). Социология права рассматривает преступное поведение как разновидность профессионального поведения, характеризуемое тем, что: (1) преступность обеспечивает средства к существованию; (2) необходимы профессиональные навыки; (3) технические приспособления; (4) иерархия в преступном мире – воры в законе, блатные, мужики и опущенные; (5) особый воровской жаргон – «феня»; (6) свои воровские традиции; (7) налаженная система передачи опыта, обучения профессии; (8) престиж.
3. Основные подходы к исследованию природы криминальной личности.
Согласно Уголовному Кодексу РФ, суд обязан учитывать не только характер преступления, но и личность преступника. Разработаны три основных подхода к пониманию природы криминальной личности – (I) антропологический, (II) психологический и (III) социологический. (I) Основателем антропологического подхода является итальянский криминалист Чезаре Ломброзо (1835-1909), долгое время работавший начальником тюрьмы в г. Турине и собравший колоссальную картотеку на уголовником, насчитывавшую несколько десятков тысяч карточек. Каждая карточка содержала не только фотографию преступника, но и данные о его возрасте, семейном положении, социальном происхождении, но и его антропометрические данные – рост, вес и т.д. Именно Ломброзо заметил и обосновал на большом фактическом материале, что существуют определенные корреляции между внешним видом преступника и характером совершенного преступления. Чем тяжелее преступление, тем больше преступник похож на гориллу: малый рост, длинные руки, звериный взгляд и т.д. Основываясь на этих данных, Ломброзо выдвинул теорию «врожденного преступника»[29], для которого характерны: (1) нарушение равновесия между инстинктом и интеллектом; (2) повышенная агрессивность; (3) низкая степень развития личности; (4) звероподобный внешний облик. Тем не менее, критики Ломброзо указали ему на следующее обстоятельство: в своих рассуждениях он игнорировал социальные измерения преступности, то, что преступники происходили, как правило, из неблагополучных семей, принадлежащих к самым бедным и обездоленным общественным классам.
(II) Одним из основателей психологического подхода является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Этот подход оказывается особенно эффективным для понимания природы серийных убийц – маньяков типа Чикатило, - которые внешне выглядят весьма благопристойно (Чикатило был завучем в средней школе). Согласно Фрейду, маньяками движет изначально присущий человеку инстинкт разрушения и агрессии на почве фрустрации. Грубо говоря, если сексуальные потребности не могут найти положенный выход, они прорываются в виде особо зверских поступков. (III) Французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) показал важность учета влияния социальных факторов – и прежде всего той среды, в которой вырастает преступник, - на его поведение. Именно ближние формируют направленность поступков человека на добро и зло. В итоге можно резюмировать, что человек – существо биосоциальное. Поэтому подлинной причиной формирования преступных наклонностей в нем выступает сочетание биологических и социальных факторов.
|