Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классические концепции идеологии.






 

Впервые термин «идеология» ввел французский мыслитель Антуан Дестют де Траси в работе «Элементы идеологии» (1815), соединив два греческих слова idea + logos. Получилось: «наука об идеях». Сам автор собирался «описать значение человеческих чувств в формировании общественных наук». И именно за это Де Траси удостоился жесткой критики императора Наполеона, который стал называть «идеологами» (т.е. в его понимании - болтунами) людей, которых диктаторы всего мира не любят более всего, - представителей гуманитарной либеральной интеллигенции.

Первую серьезную, систематическую попытку построить теорию идеологии предприняли основоположники марксизма. Для марксизма характерно рассмотрение идеологии как системы идей, отражающей интересы господствующего класса. В антагонистической формации, с классами, интересы которых диаметрально противоположны, господствующей должна быть идеология экономически господствующего класса.

Ложным сознанием может быть не вся идеология, но лишь такая, которая отражает интересы исторически регрессивного класса. Идеология исторически прогрессивного класса дает в целом объективную картину социальной реальности. Поэтому она носит научный характер. В предельно сжатом виде современная классическая марксистская теория идеологии состоит в следующем.

Общественное сознание - совокупность продуктов духовного производства - содержит духовные образования двух видов. Их принято называть уровнями общественного сознания. Низший уровень общественного сознания содержит духовные образования, которые «вплетены» в материальную жизнь общества, непосредственно связаны с общественным бытием, включающим материальную практику и материальные (производственные) отношения. Высший уровень общественного сознания содержит такие духовные образования, которые отражают общественное бытие не сразу, не непосредственно, но опосредованно, через духовные образования первой группы, низшего уровня.

Структуру общественного сознания можно рассматривать, по меньшей мере, с точки зрения двух подходов - гносеологического и социологического. Первый - гносеологический подход - рассматривает общественное сознание как отражение общественного бытия. Его интересует то, как именно общественное сознание отражает общественное бытие. При этом подходе низший уровень общественного сознания получает название обыденного сознания, а верхний – теоретического сознания.

Детерминация общественным бытием общественного сознания выражается в том, что теоретическое сознание отражает общественное бытие не прямо, а через уровень обыденного сознания, включающего все то, что непосредственно «вплетено» в обычную жизнь, практику. Главное отличие обыденного сознания от теоретического - в том, что первое создается обычными людьми в «процессе повседневности», а второе - теоретиками в процессе сведения воедино, систематизации результатов деятельности обыденного сознания.

При социологическом подходе исследователя интересует не то, как общественное бытие воздействует на общественное сознание, а обратный процесс - как общественное сознание влияет на общественное бытие. Поэтому в данном случае и низший, и высший уровни характеризуют разные стороны практики - практики как стихийной деятельности и практики как сознательного применения теории. Низший уровень получает название общественной психологии, а высший уровень - общественной идеологии. Как и в случае гносеологического подхода, общественная идеология отличается от общественной психологии тем, что она, обладая систематизированным характером, является результатом деятельности особой профессиональной группы – идеологов. Открытие Маркса и состояло в том, что общественное сознание не может быть адекватно понято без выявления его социальных корней.

Классический марксизм, как и всякая классика, подвергся тщательному анализу представителями различных наук, в результате чего была выявлена его «ограниченность». Как и всякая великая социальная теория, данная система идей слишком явно отражала свой собственный «дух времени» - атмосферу позитивистского XIX века с его атмосферой материализма, цинизма и практицизма.

Неслучайно один из явных «недостатков» марксизма, вытекающим, впрочем, из ряда его несомненных «достоинств», - это проблема статуса и роли духовных факторов, общественного сознания в целом. «Отягощенность» духа материей выражалась, прежде всего, в той жалкой роли, которая была уготована духу в самой классической историко-материалистической теории.

Правда, и в самой теории подчеркивалось, что сфера общественного сознания, и особенно такие его формы, как наука и искусство, находятся на предельно далеком расстоянии от общественного бытия. Влияние последнего опосредуется такими формами как политическое и правовое сознания.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал