![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Территориальное (межхозяйственное) землеустройство в зонах крупных водохранилищ 1 страницаСтр 1 из 34Следующая ⇒
I___________ Получение заключений о предварительном согласовании размещения объекта от органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель: 1, На уровне мушшипальнот образования (обязательно). 2. На уровне субъекта Российской Федерации, если материалы подлежат рассмот Г Рассмотрение проекта предварительного согласования места размещения объекта и принятие решения органом местного самоуправления (обязательно) и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если к его компетенции относятся изъятие и предоставление данного земельного участка ._____________ 1______________ Рассмотрение проекта предварительного согласования места размещения объекта и принятие решения органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, если решается вопрос об изъятии или изменении режима использования особо охраняемых территорий Рис. 18. Схемы процедуры предварительного согласования места размещения несельскохозяйственною объекта При выборе участка обязательно участие сельских (поселковых) органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендатором, представителей соответствующих государственных служб, юридических лиц и граждан, заинтересованных в предоставлении земель, и третьих лиц, законные интересы которых могут быть нарушены при изъятии и предоставлении земельного участка. При выборе земельного участка решают вопросы, неразрывно связанные между собой: определение месторасположения земельного участка и его характеристика; установление обладателей прав на земельный участок и условий передачи прав; оценка недвижимого имущества, потерь и убытков, включая упущенную выгоду, расчет выкупной цены; оценка негативного воздействия строительства объекта и определение оптимальных вариантов уменьшения этого воздействия; информирование населения и заинтересованных лиц. При этом учитывают зонированные территории, экологические, санитарно-эпидемиологические и другие последствия предлагаемого занятия земель, социально-экономические перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляют актом о выборе земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. м- К акту прилагают картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Рассмотрение ходатайства о предварительном согласовании места размещения новых и расширения действующих промышленных предприятий, предназначенных для обеспечения федеральных потребностей или имеющих межрегиональное значение, рассматривают при наличии согласия органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на строительство и размещение указанных предприятий, а предназначенных для обеспечения потребностей субъекта Российской Федерации и не связанных с производством и переработкой продукции сельского хозяйства — с согласия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией или уставом субъекта Российской Федерации, где могут быть предусмотрены участие и полномочия органа законодательной власти субъекта Российской Федерации. Согласие органов законодательной власти может быть выражено в решениях о строительстве объекта и финансировании его строительства при утверждении соответствующих бюджетов, а также планов финансирования министерств и других органов исполнительной власти. Наличие решения о строительстве объектов федерального значения и значения субъектов Российской Федерации установлено также в Градостроительном (статьи 21 и 22) и Бюджетном (ст. 67) кодексах. Органы власти местного самоуправления иди органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан на условиях и в порядке, которые установлены законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Площадка (трасса) для строительства предприятия, здания и сооружения, площадь необходимого земельного участка и намечаемые мероприятия по обеспечению охраны и воспроизводства окружающей природной среды, санитарной и пожарной безопасности должны отвечать требованиям соответствующих глав СНиП и других нормативных документов. Заказчик-инвестор, заинтересованный в строительстве объекта, может привлекать проектные организации, снециали- зированные изыскательские предприятия для разработки необходимых дополнительных материалов, расчетов, изысканий, обоснования инвестиций, предироектных решений, ТЭО, эскизного проекта, технической и экологической экспертиз, оценки недвижимости, получения предварительных условий на подключение проектируемого объекта к инженерным сетям и коммуникациям и др. Результатом первого этапа является постановление (решение) органа власти о предварительном согласовании места размещения объекта, которое предоставляет возможность проведения изыскательских работ на земельном участке и разработку проект-но-сметной документации в соответствии с актом выбора, техническими условиями, градостроительным заданием и предварительными расчетами стоимости потерь, убытков и выкупной цены. Землеустроительный проект этого этапа используют для последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка. Копию решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе выдают заявителю в семидневный срок с момента его принятия. В случае несогласия собственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора и других заинтересованных пин с указанным решением он может обжаловать его в суде, решение кою рого является окончательным. Органы, осуществляющие контроль за использованием и охре! ной земель, вправе обжаловать в суде решение о согласовании места размещения объекта. В последующем на втором этапе изымают и предоставляют земельный участок для строительства объекта. После утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенции которого находятся изъятие и предоставление земельного участка для строительства объекта. При уточнении месторасположения объекта или увеличения площади участка предприятие, учреждение, организация дополнительно согласовывают с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором, а также с обладателем прав ограниченного пользования земельным участком (владельцами инженерных и транспортных сетей, в пользу которых установлены сервитуты, охранные, санитарные и иные зоны) планируемые изменения. Процедура изъятия и предоставления земельного участка показана на рисунке 19.
Т К ходатайству прилагают: 1. Землеустроительный проект предварительною согласования места размещения объекта. 2. Проект строительства объекта, согласованный и утвержденный в установленном порядке. 3 Заключение Государственном экологической экспертизы проекта строительства объекта. 4. Проект рекультивации нарушенных земель, то есть земель, предоставляемых в безвозмез В отдельных случаях также прилагают: 5. Проект освоения новых земель или окультуривания существующих сельскохозяйст 6 Проект восстановления нарушенной мелиоративной сет 7. Проект переноса и строительства на новом месте зданий, строений и сооружений, подлежащих сносу. 8. Другую просктно-сметную документацию по объектам согласованною долевою строительства для развития инженерных и транспортных сетей и других объектов городской инфраструктуры I Организация работы ранее действовавшей комиссии по выбору земельного участка Т
участка с обладателем прав на землю: согласование порядка и условий передачи прав; заключение договора безвоз-мезд1юго срочного пользования, аренды, купли-продажи земель, мены, договора о сервитуте (договоры вступают в силу после принятия постановления об изъятии и предоставлении земельного участка под строительство объекта); составление акга и расчет стоимости потерь и убытков, включая упущенную выгоду: на изымаемые земли; на земли, предоставляемые под охранные зоны и т. м, т. е. ограниченного пользовании Рассмотрение проекта строительства объекта и выполнения предварительно установленных условий осуществления строительства: определение соответствия границ и площади земельного участка акту выбора (в случае отступления решаю! вопрос о повторных согласованиях и возможности осуществления строительства в новых границах); подключение объекта к инженерным и транспортным сетям. вы полис н не градос троител ышго задания; опенка воздействия объекта на окружающую среду в соответствии с установленными нормативами и правилами; сохранение плодородного слоя и ре культи наци я нарушенных > е мель; выполнение других требований и условий проектирования строительств;! об1> скта *
Обследования для согласования проекта изъятия и предоставления земельного участка: I. Составление акта техническою обследования земель лесною фонда и дрсвссно-кустарниковой растительности с учетом проекта строительства 2 Предоставление акта горною Отполз и лицензии на пользование недрами, сслп не были предоставлены на нервом этапе 3. Получение лицензии И ШОГОВОра водопользования водными объектами и водосброса. 4. Окончательное согласование условий предоставления и изменения режима использования земельных участков охраняемых территории в соответствии с проектом строительства объекта, 5. Согласование условии изъятия или аренды земельного участка с собственника ми инженерных и транспортних сетей и коммуникаций и иными обладателями прав ограниченного пользования земельными участками согласно проекту строительства Г Получение заключений об изъятии и предоставлении земельных участков лля строительства объекта от органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель: на уровне муниципального образования (обязательно); на уровне субъекта Российской Федерации, если материалы подлежат рассмотрению органом государственной власти субъекта Российской Федерации или Правительства Российской Федерации V Обращение в орган местного самоуправления с ходатайством (заявлением) о рассмотрении проекта изъятия и представления земельного участка под строительство объекта и принятие решения органом власти местного самоуправления (обязательно) и органом государственной власти субъекта российской Федерации, если к его компетенции относится изъятие и предоставление данного земельною участка
Рассмотрение проекта изъятия и предоставления земельного участка под строительство объекта и принятия решения органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, если решается вопрос об изъятии или изменении режима использования особо охраняемых территорий Рис. 19. Схема процедуры изъятия н предоставления земельного участка для строительства I Государственная зкологическая экспертиза проекта изъятия и предоставления земельного участка под строительство объекта, предоставление земель, которые относи рея к ведению Российской Федерации I Направление ходатайства от органа исполнительной масти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации о переволе лесных земель в пелесные и (или) изъятии земель лесного фонда в лесах первой группы; по строительству межрегиональною значения, инициатива предоставления земель Иол которые нринадпежит и относится к Компетенции Правительства Российской Федерации; об изъятии и предоставлении земель федеральной собственности, отнесенных к ведению Российской Федерации I Рассмотрение проекта изъятия и предоставления земельного участка под строительство объекта и принятие решения Правительством России ской Федерации Результат второго этапа — постановление (решение) органа местного самоуправления, и если полномочий органа местного самоуправления недостаточно, то и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии и предоставлении земельного участка, которое разрешает изменение категории земель разрешенного использования земельного участка, целевого назначения земель; энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Решение о предоставлении земельного участка принимают в двухнедельный срок после обращения с ходатайством (заявлением). Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано. Истцом в этом случае выступает собственник земельного участка, землевладелец (землепользователь), арендатор, не согласный с принятым решением об изъятии (выкупе) земельного участка. Обжалование решения приостанавливает его исполнение. Землеустроительный проект изъятия и предоставления земельного участка может быть разработан в один этап (стадию), если объект размешен в соответствии с генеральным планом, проектом планировки и застройки города или сельского поселения, разработанным и утвержденным в установленном порядке. В таком случае проведения предварительного согласования места размещения объекта не требуется (Земельный и Градостроительный кодексы), а также при предоставлении земель гражданам для сельскохозяйственною производства, лесного хозяйства. При этом состав и содержание землеустроительного проекта не изменяются, и в него включаются все документы, предусмотренные как первым, так и вторым этапом. Разрешение на строительство объекта выдают согласно ст. 62 Градостроительного кодекса при наличии документов, удостоверяющих права на земельные участки, и утвержденной проектной документации. Подготавливают документы для выдачи разрешения на строительство объекта органы архитектуры согласно заявлению заказчика. Решение о выдаче разрешения на строительство принимает орган местного самоуправления. Поэтому очень важно, чтобы проект разрешения на строительство был подготовлен до принятия постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Дело в том, что в указанных документах устанавливают условия использования земельного участка, которые затем фиксируют в правоустанавливающих и правоудостовсряющих документах на землю, которые, в свою очередь, проходят государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В документах, удостоверяющих право на землю, и в разрешении на строительство объекта не должно быть расхождений, в том числе по условиям использовании земельного участка. С этой целью рекомендуют готовить разрешение на строительство объекта до принятия постановления о предоставлен и и земельного участка, чтобы не было разночтений в документах на землю и не было дополнительных ограничений по использованию земельною участка, не учтенных в соответствующих документах на землю. Контрольные вопросы. 1. Какова последовательность (стадии) образования несельскохозяйственного землепользования? 2- Какие документы готовят к процессе оформления ходатайства о выделении земельного участка? 3. Какова лроцелурл предварительного согласования места размещения объекта0 4. Каков порядок изъятия и предоставления земельного участка для строительства объекта? 5. В чем заключается межевание земельного участка? 6. Какие составные части включает проект образовании несельскохозяйственного землепользования? 7 Какими способами определяют площадь испрашиваемого земельного участка? 8. Как установить потери сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства и для чего их рассчитывают? 9. Какие вопросы необходимо решить для изъятия и предоставления земельного участка? Глава 9 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 9.1. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ (ПРЕДПРИЯТИЙ) ПРОМЫШЛЕННОСТИ Земля для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений этой категории земельного фонда России служит территориальным пространством их деятельности, естественным основанием для размещения строительных площадок, зданий, сооружений, коммуникаций. Плодородие земли для них не имеет значения. Эти землепользования в большинстве случаев разбросаны среди других земельных участков, вклиниваясь, вкрапливаясь и пересекая их, или тянутся длинными узкими полосами. Их образование нередко ведет к нарушению устойчивости сельскохозяйственного производства и вызывает необходимость реорганизации существующих землевладений и землепользовании. Кроме того, несельскохозяйственные объекты (заводы, электростанции, добывающие предприятия и т.н.), размешенные на отводимых участках, могут оказывать вредное загрязняющее или другое негативное влияние на окружающую природную среду и территорию. В отличие от сельскохозяйственных все землепользования промышленного, транспортного и иного назначения по своим параметрам и характеристикам весьма разнообразны, очень мпогочис- ленцы, а образование их и связанное с этим меж хозяйстве иное землеустройство имеют различные специфические особенности. Обшими для них являются: проектирование размещения и параметров землепользования в соответствии с функциями и внутрихозяйственной структурой размещаемого объекта; разработка вариантов размещения земельных участков в целях определения лучшего проектного решения с позиций народнохозяйственной эффективности; учет социально-экономической и экологической ценности предоставляемых земель. Народнохозяйственный подход к выбору проектного решения требует наиболее полного учета положительных и отрицательных результатов данного способа использования земельных ресурсов, влияния размещаемого объекта и его землепользования на территорию и окружающую среду в ближайшей и отдаленной перспективе, а также последовательного осуществления принципа абсолютной экономии земли, ее минимального расходования под объекты промышленного и другого строительства в пределах, соответствующих современному уровню развития производительных сил. При проектировании землепользовании (площадок) промышленных предприятий эффективным способом экономии земли является размещение их в составе промышленных узлов, т.е. групп предприятий с общими объектами вспомогательных производств, инженерных сооружений и коммуникаций, с единой системой бытового и других видов обслуживания. Например, в одном из вариантов проекта образования землепользования металлургического комбината, размещаемого в Восточной Сибири, были предусмотрены и обоснованы размещение промышленного предприятия на площади 4, 2 тыс. га; города металлургов на площади 5, 4 тыс. га; нового сельского населенного пункта на площади 150 га для переселения в него жителей трех селений, попадающих в зону комбината (строительная площадка и санитарно-защитная зона); реорганизация землепользовании существующих сельскохозяйственных предприятий. Распространенным несельскохозяйственным объектом являются автомобильные дороги. При размещении автомобильной дороги в состав ее земель включают полосы и участки земель в постоянное (бессрочное) пользование и полосы и участки для временного краткосрочного использования. Ширина полос и размеры участков земли, предоставляемых в бессрочное пользование, зависят от категории дороги, числа полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, принятых в проекте дороги, заложений откосов насыпей и выемок и дру- гих условий.. Кроме того, в состав предоставляемых земель включают участки земли для размещения транспортных развязок на разных уровнях. Ширину полос земель и площади участков, предоставляемых во временное пользование на период строительства дороги, определяют проектом дороги. Полосы земель для автомобильных дорог предоставляют не целиком, а участками в соответствии с очередностью строительства. Площади элементов автомобильных дорог рассчитывают в соответствии с Нормами отвода земель для автомобильных дорог. Размещение АЭС практически не связано с местами запасов топлива, что позволяет приближать их к потребителям электроэнергии. Сами АЭС не требуют для размещения больших земельных площадей, но многие из них нуждаются в искусственных водохранилищах-охладителях, которые занимают значительные площади. Например, под строительство Смоленской АЭС потребовалось 4, 7 тыс. га земли. В структуру земельного массива АЭС входят промышленная площадка, водохранилище-охладитель, железные и автомобильные дороги» другие коммуникации, поселок энергетиков и карьеры строительных материалов. Предусматривают мероприятия по охране окружающей среды. Устанавливают в радиусе Зкм с учетом розы ветров санитарно-защитную зону, из которой жители населенных пунктов должны быть переселены на новые места. При размещении участков для строительства линейных сооружений (железных и шоссейных дорог, линий связи, трубопроводов, каналов и др.) необходимо проявлять особую осторожность, так как размещение их без тщательного учета существующей организации территории и интересов сельского хозяйства может привести к снижению эффективности производства и ухудшению использования земли на территории, значительно превышающей предоставляемую площадь. Кроме отводимых в постоянное пользование хмель при сооружении линейных объектов обычно предоставляют землю и во временное пользование, на период строительства. Для большинства коммуникаций (линейных сооружений) существуют утвержденные нормы отвода земель. При этом уменьшения площади отводимых земель можно добиться путем выбора рациональных решений: сокращения протяженности и высоты насыпей, глубины выемок, увеличения крутизны откосов, уменьшения числа транспортных развязок, уменьшения числа различных коммуникаций (трасс, дороге кабельными и проводными линиями и т.п.). Участки, предоставляемые временно, на период строительства, подлежат возврату после рекультивации. Образование землепользовании горнодобывающих предприятий отличается своеобразием. Так, промышленную добычу полезных ископаемых начинают только после оформления горного отвода и получения в установленном порядке земельного участка, необходимого для организации горных работ. Горный отвод — это часть недр, предоставляемая для промышленной разработки содержащихся в них залежей полезных ископаемых. Горные отводы предоставляют специализированные горные органы. Земельный участок для разработки полезных ископаемых предоставляют в обычном порядке после выдачи горного отвода. Размер и конфигурация его определяются структурой горнодобывающих предприятий, для которых характерны динамичность землепользовании во времени и в пространстве (вовлечение новых земель и освобождение их в нарушенном состоянии); ограниченность срока пользования определенными участками; большое влияние на окружающую среду; необходимость воспроизводства потребляемых земельных ресурсов, т. е. рекультивации. Около 80% полезных ископаемых добывают открытым способом, что обходится дешевле по сравнению с подземным способом, по связано с большими потерями земли. При этом большие участки земной поверхности нарушают карьеры, глубина которых может достигать 100 м и более, засыпают отвалами высотой до 50 м. Открытые горные работы ухудшают гидрологические условия (иссушают землю) на территории, в 10... 12 раз большей, чем сама нарушенная площадь, загрязняют окружающую среду территории, атмосферу. Например, в структуре землепользовании проектируемых горнодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии отдельные их части занимают, % обшей площади: карьеры — 13, внешние отвалы—46, хвостохранилища — 28, промышленные площадки — 10, линейные сооружения и другие объекты — 3. В качестве учебного пособия для более подробного изучения данного материала и практической разработки землеустроительной документации может быть использована книга «Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи электропередачи» (М: Юни-пресс, 2001. — 618 с), подготовленная А. Семени-щенковым, Н. Комовым, В. Спиридоновым и др. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ (МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ЗОНАХ КРУПНЫХ ВОДОХРАНИЛИЩ Данная форма землеустройства — одна из наиболее сложных. В практике землеустроительных работ ее называют земельно-хозяйственным устройством территории в зонах водохранилищ. Водохранилища — это искусственные водоемы значительной вместимости, образуемые обычно в долинах рек плотинами для целей гидроэнергетики, орошения земель, водоснабжения, водно- го транспорта и др. Основные параметры водохранилища: площадь водной поверхности, глубина, ширина, длина, уровни воды, объемы воды. Водохранилища используют для следующих целей: получения электроэнергии; орошения и обводнения засушливых земель: водоснабжения городов и промышленных предприятий; судоходства, рыборазведения; предотвращения наводнений; организации зон отдыха и спорта. Начиная с 30-х годов в нашей стране было создано большое число крупных водохранилищ, в основном для целей гидроэнергетики — создания ГЭС Среди них к числу крупнейших в мире относятся такие, как Братское на Ангаре (1961 — 1967 гг.) с площадью водного зеркала 547 000 га, длиной более 450 км; Красноярское на Енисее (1967—1970 гг.) с площадью водного зеркала 20 000 га. длиной более 300 км; Куйбышевское на Волге (1955— 1957 гг.) с площадью водного зеркала 644 800 га, длиной более 450 км, шириной 35...40 км. Водохранилища с площадью водного зеркала менее 200 га и длиной в несколько километров относятся к малым. Наиболее крупные по площади водохранилища создавали при строительстве ГЭС в равнинной местности. При строительстве водохранилищ затапливаются обширные территории. Они вносяг в природу и хозяйство территории, на которых их создают, многочисленные отрицательные изменения и последствия. Характер воздействия создаваемых водохранилищ на территорию очень многообразен: затопление и подтопление земель, обрушение берегов, изменение климатических условий и др. Это вносит изменения в экономику, размещение предприятий и отраслей народного хозяйства, попадающих в зону воздействия водохранилищ. Сооружение водохранилищ вызывает безвозвратные потери земельной площади, в том числе ценных сельскохозяйственных угодий, необходимость перенесения па новые места населенных пунктов, предприятий, сгроительства дорог и других сооружений.
|