Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет потребности в сенокосах н пастбищах






 

Показатель Населенный с. Ивановка 1УНКГ С, Орловкл
Число скота, усл. гол.   $9
Требуется сена на 1 гол., т 1.0 1.0
Всего требуется сена, т 123.0 39, 0
Урожайности сенокосон. т/га 1, 5 1.5
Требуется сенокосов, га 82, 0 26, 0
Требуется зеленого корма, т:    
на 1 гол. 5.0 5, 0
всего 615, 0 195.0
Урожайность пастбищ, т/га 6, 0 6.0
Требуется пастбищ, га 102, 5 " 52.5

На основании расчетов по обоснованию потребности в зе­мельных участках устанавливают (уточняют) черту сельских посе­лений и границ земельных участков за их чертой, предназначен­ных для использования жителями В целях огородничества, сено­кошения, пастьбы личного скота.

По каждому поселению вычисляют (уточняют) площади зе­мельных угодий по категориям земель и составляют (уточняют) экспликацию земель, передаваемых в веление сельской админис­трации, с выделением площадей, расположенных в черте поселе­ния и за ее пределами. В связи с тем что не всегда предоставляет­ся возможность полностью удовлетворить потребность жителей в кормовых угодьях для личного скота, недостаток их может быть компенсирован за счет земель для подсобного хозяйства.

При проектировании черты поселения учитывают следующие обстоятельства:

по возможности черту совмещают с существующими или про­ектируемыми линейными элементами организации территории (дорогами, ручьями, банками и т. п.);

дороги, проходящие по периметру поселения, в состав его зе­мель не входят;

защитные лесные насаждения, расположенные между дорогой и землями поселения, включают в его состав;

в черту включают примыкающие к землям селения, лесные массивы, предназначенные для общего пользования, или сущест­вующие защитные насаждения;

участки производственных центров, примыкающие к землям сельского поселения, в черту можно и не включать;

если к поселению примыкают водоемы, то черту устанавливают по ближним к нему берегам;

черта по возможности не должна разрезать контуры угодий.


На проектный план (план землепользования хозяйства) наносяг: границу поселения: границы участков сельскохозяй­ственных угодий; посторонние землепользования; резервные земельные участки, изымаемые по мере потребности (рис. 26).



7 X" ЛМ \

'. Пушкино

 


 


Рис. 26. Размещение земель, передаваемых в ведение сельской админисграиии:

/ и 2 — границы населенного пункта существующая и про­ектируемая; А — улипы, -/—зона индивидуальной застрой­ки; земли 1жл1.им> \очяистненнгит1 использования; 5 ого­роды; А —сенокосы; 7— паегшща; посторонние землеполь­зовании; «V— произкодсч ценный пензр. V— школа; 10 — са-нитарио-зашитая зона: И — резерлные земли для рааяи щя населенного пункта


Вз


В результате выполненных работ по каждому поселению и сельской администрации формируют землеустроительное дело, содержание которою и определяет состав проекта. Последний включает:

схему расположении поселений на территории сельской адми­нистрации;

проектные планы установления границ земель, передавае­мых в ведение сельской администрации по каждому поселе­нию:

экспликации угодий в установленных границах земель, пере­даваемых в ведение сельской администрации (в экспликации приводят данные по каждому поселению и в целом по админист­рации);

экспликации угодий в установленных границах земель, изы­маемых из состава сельскохозяйственных и других предприятий и передаваемых в ведение сельской администрации; в эксплика­ции приводят данные по каждому поселению и в целом по адми­нистрации;

перечень посторонних землепользовании, расположенных в пределах черты сельских поселений;

экспликации угодий, остающихся в пользовании сельскохозяй­ственных, лесохозяйственных и других предприятий после изъя­тия земель и передачи их в ведение сельской администрации;

пояснительную записку;

документы согласования и утверждения материалов проекта.

После согласования проекта с заинтересованными землевла­дельцами и землепользователями, на территории которых распо­ложены поселения, с комитетом по земельным ресурсам и земле­устройству, органами архитектурного надзора и охраны природы его рассматривает сельская администрация и утверждает в поряд­ке, установленном субъектом Федерации.

Закрепляю! границы земель, передаваемых в веление сель­ских администраций, при неясности в их размещении (отсут­ствии четких границ контуров) путем разрезания контуров сель­скохозяйственных угодий и установления па поворотных точках межевых знаков.

Контрольные вопросы,!. Каков правовой режим чемель. находншичея и це­лении Городской (поселковой, сельской) администрации? 2. Что такое черта поселения и каковы особенности использования чемель в чтой черте'1 3. В чем включается содержание проекта установлении и изменения городской черты?

4. Какие виды проектных документов составляют на территорию города и п чем заключается содержание проекта чемельно-хочяйственного устройства города'.'

5. Каков порядок инвепгаричаиии чемель поселения? 6 Г какой недью устанавли­вают черту сельского поселения? 7. Каковы содержание и методика разработки проекта установления этой черты?


Глава 14

ОГРАНИЧЕНИЯ И ОБРЕМЕНЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ИХ УЧЕТ

ПРИ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННОМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ

14.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОГРАНИЧЕНИЙ И ОБРЕМЕНЕНИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ

При разработке проектов межхшяйственншч) землеустройства. подготовке правоустанавливающих и правоудоетоверяющих доку­ментов на земельные участки (свидетельств, договоров) возникает необходимость установить ограничения и обременения н исполь­зовании земли. Эти данные могут быть получены при разработке дежурной карты ограничений и обременении в использовании зе­мель на территории административного района или иного муни­ципального образования, дежурной земельно-кадастровой карты, а при их отсутствии — при составлении проекта межхозяйс! вен­ного землеустройства непосредственно.

Эти землеустроительные документы составляют с целью полу­чения достоверной графической и аналитической информации о наличии, составе, месторасположении и параметрах режимных и режимообразуюших объектов на территории района и конкрет­ных землепользовании; выделения зон особого режима исполь­зования земель (ЗОРИЗ) с учетом типов и характеристик таких объектов и установления ограничений в использовании земель­ных угодий в пределах этих зон для формирования новой систе­мы управления земельными ресурсами, отвечающей условиям рыночной экономики и позволяющей организовать безопасное зе мл епол ьзова н ие.

Режимный объект —ВТО объект, на территории которого уста­новлен особый режим землепользования (природопользования).

Режимообразующий объект —ото объект, вокруг (вдоль) кото­рого установлен особый режим землепользования (природополь­зования). В качестве режимообразующего может выступать и ре­жимный объект.

Зоны особого режима использования земель — территории с осо­бым режимом землепользования (природопользования), выделя­емые на основании правоустанавливающих и (или) нормативных документов.

Особый режим использования земель — режим землепользования (природопользования), ограничивающий те или иные виды хо­зяйственной и (или) правовой деятельности на территории в пре­делах определенных Гранин, в целях обеспечения сохранности и зашиты от неблагоприятного антропогенного воздействия режим-пых и режимообразуюших объектов либо защиты населения от вредного воздействия режимообразуюших объектов.


Особый режим использования земель задается системой запре­тов либо ограничений тех видов деятельности, которые несовмес­тимы с целями установления ЗОРИЗ.

Обременения — всиише или обязательные права других лип па принадлежащие правообладателю объекты недвижимого иму­щества (включая земельные участки), а также установленные в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стес­няющие правообладателя при осуществлении права собствен­ности или других вещных прав на конкретный объект недвижи­мого имущества (сервитуты. ограничения, залог, аренда, арест имущества и т. п.).

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объек­том недвижимого имущества (включая земельные участки). Сервитут можно устанавливать для обеспечения прохода, про­езда, прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций и других нужд, которые не могут быть обеспечены без установле­ния сервитута.

Ограничении — это вид обременения, содержащий перечень дей­ствий, осуществление которых на данной территории запрещено или ограничено какими-либо условиями.

Далее перечислены режимные объекты:

особо охраняемые природные территории — территории природ­ных объектов и комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровитель­ное значение, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны. Это госу­дарственные природные заповедники, национальные парки, при­родные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, заповед­ные лесные участки, лечебно-оздоровительные местности, курор­ты, курортные регионы (районы);

обьекты исторического и культурного наследия — здания и со­оружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные форми­рования, ландшафты, территории, представляющие историческую, научную, художественную иди иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и на­ходящиеся в руинном или фрагментарном состоянии, а также яв­ляющиеся частью более поздних объектов. Это памятники, ансам­бли и комплексы истории и культуры, историко-культурные запо­ведники, заповедные территории, музеи и музейные комплексы, исторические города, центры, кварталы, площади и улицы;

особо ценные земли сельскохозяйственного назначения — земли, к которым относят:

опытные поля и участки научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, используемых в целях проведения стационар­ных научных опытов и испытания, выращивания ценных видов растений, проведения селекционной работы и сортоиспытаний;


орошаемые и осушенные $емли с депсжующими стационарны­ми оросительными и скрытыми осушительными системами и си­стемами двустороннего регулирования водного режима;

земли, подлежащие- консервации, — деградированные сельскохо­зяйственные угодья; земли, загрязненные токсичными промыш­ленными отходами и радиоактивными веществами.

Деградированные сельскохозяйственные угодья — земли, на кото­рых в результате антропогенных или природных факюров происхо­дят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв.

Земли, загрязненные токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, — это земли, загрязненные геж-сичными промышленными отходами свыше предельно допусти мых концентраций или радиоактивными веществами свыше пре­дельно допустимых уровней;

резервные территории — территории, выделяемые в соответ­ствии с утвержденной проектной документацией с целью их пер­спективного освоения под определенные проектом объекты и (или) под их ЗОРИЗ.

Особо охраняемые природные территории, объекты историчес­кого и культурного наследия, водные объекты, гидрометеорологи­ческие станции, промышленные предприятия, сельскохозяйствен­ные предприятия и объекты (фермы, элеваторы, теплицы, парни­ки, цехи по изготовлению кормов, овощехранилища, картофеле­хранилища, навозохранилища, скотомогильники и т.д.), комму нал ьно-складские объекты (склады, свалки, поля ассенизации и т.д.), транспортные коммуникации и сооружения (железные и автомобильные дороги, аэродромы, вертодромы и т.д.), линии связи и радиотехнические объекты, водопроводные сети и соору­жения, электрические сети и сооружения, магистральные трубо­проводы, газовые сети и сооружения, населенные пункты отно­сятся к режимообразующим объектам.

Типы ЗОРИЗ режимообразующих объектов:

охранная з о н а — территория с особым режимом земле­пользования (природопользования), выделяемая вокруг особо цен­ных природных объектов, объектов исторического и культурного наследия, гидрометеорологических станций в целях их охраны и защиты от неблагоприятных антропогенных воздействий, а также вдоль линий связи, электропередачи, магистральных трубопрово­дов, земель транспорта для обеспечения нормальных условий экс­плуатации и исключения возможности повреждения;

зона охраняемого п р ир о д н о г о л а н д ш а ф -т а — территории с ограниченным режимом использования, выде­ляемые вокруг памятников истории и культуры, их ансамблей и комплексов, предназначенных для обеспечения сохранности па­мятников и их среды:

зона санитар по и о х р а н ы — территории, прилега­ющие к водопроводам хозяйственно-питьевого назначения, вклю-

уу;


чая источник водоснабжения, водозаборные сооружения, водо­проводные сооружения, водоводы, с ограничениями хозяйствен­ной деятельности в целях обеспечения их санитарно-энидемнодо-гической надежности;

в о д о о х р а н н а я зона — территория, прилегающая к ак­ваториям рек. озер и водохранилищ, на которой устанавливают специальный режим в целях предо! вращения загрязнения, засоре­ния, истощения вод и заиления водных объектов;

и р и б р е ж п а я полоса—- территория строгого ограниче­ния хозяйственной деятельности, выделяемая по берегам рек, озер и водохранилищ в пределах водоохранных зон:

запрети ы й р а й о н и запретная з о н а — терри­тории, примыкающие к военным складам, предназначенные для обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техни­ки и другого военного имущества, а также защиты населения, на­роднохозяйственных объектов и окружающей среды от воздей­ствия аварийных и стихийных бедствий;

с а н и т а р н о-з а ш и т пая зона— территория, отделяю­щая объекты, являющиеся источниками выделения вредных ве­ществ, запаха, повышенных уровней шума, вибрации, ультразву­ка, электромагнитных волн радиочастот, статического электри­чества, ионизирующих излучений, от жилой застройки;

зона о г р.а и и ч е н п о и за с тр о й к и — территория вок­руг (вблизи) радиотехнических объектов, в пределах которой па высоте более 2 м от поверхности земли превышены предельно до­пустимые уровни электромагнитного поля, устанавливаемая в це­лях защиты населения от его воздействия;

зона м и н и м а л ь н ы х расстояний— территория, прилегающая к режимообразуюшим объектам, в пределах которой регламентируется размещение зданий, сооружений, прочих объек­тов, функционально не связанных с первыми, в целях безопаснос­ти населения, обеспечения надежности функционирования, нор­мальных условий эксплуатации, исключения возможности по­вреждения режимообразуюших объектов;

1И умов а я з о н а — территория, в пределах которой повы­шаются допустимые уровни шума, выделяемые вокруг (вдоль) аэродромов и других объектов, являющихся его источниками, в целях зашиты населения от его воздействия.

В проектах межхозяйствепного землеустройства, а также де­журных картах ограничений и обременении, кроме того, отобра­жают границы земельных участков, обремененных следующими серви гутами:

прохода — правом ходить и ездить на велосипеде по пеше­ходной тропе через чужой земельный участок. К ним относятся участки, обеспечивающие оптимальную пешеходную связь с объектами производственного назначения (связь мест прожива­ния населения с животноводческими фермами и комплексами и


другими произволе! венным и центрами) и социальной сферы (с железнодорожными станциями и платформами, автобусными ос­тановками, пристанями и другими объектами массового посеще­ния граждан);

проезда — право ездить на транспортных средствах по про­езжей дороге через чужой земельный участок. К ним относятся участки, занятые автомобильными дорогами, не огносяшимися к категории земель транспорта, проходящие через земельные участ­ки нескольких собственников (пользователей) земли и обеспечи­вающие транспортную связь с внешним миром, и отдельные учас­тки, занятые дорогами для подъезда к местам массового посеще­ния граждан;

л и и и й к о м м у н и к а ц и й — правом использования уча­стка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфра­структуры;

размещения па з е м с л ь п о м участке меж е-в ы х и г е о д с з и ч е с к и х з и а к о в и и о д ъ с з д о в к ним — правом проводить указанные работы;

дренажных раб о т — правом отвода воды со своего зе­мельного участка на чужой или через чужой участок. К ним от­носятся земли, занятые водоотводными каналами, водосбросны­ми и водонаправляюшими сооружениями, расположенными вне границ земельных участков владельцев (пользователей) земли, с чьих земельных участков отводят воду;

водозабора — правом брать воду для потребностей своего земельного участка из чужого водоема и пользоваться пешеходной тропой, ведущей к водоему. К ним относятся участки, занятые водными объектами или их частями, находящимися в пользова­нии одних лиц, право использования которых в целях водоснаб­жения имеют и другие лица; территории непосредственного раз­мещения водозаборных сооружений, мест забора воды, а также земли, занятые пешеходными тропами, обеспечивающими доступ к местам водозаборов;

скотопрогона — право прогона скота и прохода через чу­жой земельный участок. К ним относятся участки, предназначен­ные для прогона скота к местам его регулярного выпаса, водопоя и других целей через земельные участки, не принадлежащие соб­ственнику прогоняемого скота;

водопоя — правом поить свой скот из чужого водоема и пользования скотопрогонной дорогой, ведущей к чужому водо­ему. К ним относятся участки, занятые водными объектами или их частями, находящимися в собственности одних лиц, и рано ис­пользования которых в целях водопоя скота имеют и другие липа; территории непосредственного размещения водопойных площа­док; земли, занятые пешеходными тропами и скотопрогонами, обеспечивающими доступ к местам водопоя;


с с и о к о с а и ли пастьбы— прано косить или. пасти скот на чужом земельном участке во время, соответствующее мест­ным условиям и обычаям. К ним относятся земельные участки, не принадлежащие (и неаренлуемые) собственникам, землевладель­цам (землепользователям), выпасающим па них свой скот;

и с п о л ь з о в а н и я з е м е л ь и о г о у ч а с г к а в ц е-л я х охот ы. л о в л и рыбы и для друг и х нужд -правом охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки И в установленном порядке;

временного пользования земельным участ­ком в целях проведения изыскательских, и с с л е л о в а т е л ь с к и х и других работ— правом использовать земельные участки для указанных нужд.

с в о б о д н ого доступа к прибрежной пол о-с с —правом использовать прибрежную полосу водных объектов для отдыха, туризма, рыбной ловли и других рекреационных це­лей. К ним относятся участки, находящиеся в собственности, владении (пользовании), примыкающие к акваториям водных объектов и регулярно используемые населением для указанных целей.

14.2. СОСТАВЛЕНИЕ ДЕЖУРНЫХ КАРТ ОГРАНИЧЕНИЙ И ОБРЕМЕНЕНИИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЛИ

Дежурные карты ограничений и обременении используют при проведении всех видов работ по землеустройству и земельному кадастру, при подготовке документации, удостоверяющей право собственности, владения, пользования землей, и внесении до­полнений в ранее выданную документацию, а также при осуще­ствлении контроля за соблюдением землепользователями установ­ленного режима использования земель.

Дежурные карты ограничений и обременении составляют в следующем порядке: подготовительные работы: составление кар­ты и вычисление площадей ЗОРИЗ; рассмотрение, согласование и утверждение документации; изготовление и выдача документов заказчику.

Подготовительные работы. В процессе подготовительных работ собирают, изучают, анализируют и систематизируют действующие законодательные, распорядительные, инструктивно-кадастровые и другие документы, материалы и разработки, содержащие инфор­мацию об образовании, размещении и параметрах режимных и режимообразуюших объектов и их ЗОРИЗ; оценивают возмож­ности и целесообразность использования информации; изготовле­ние планово-картографической основы.


Собирают необходимую для работы информацию:

в местных органах исполнительной власти;

природоохранной, землеустроительной, санитарно-эпидемио­логической, архитектурно-строительной, геодезической, геологи­ческой, лесохозяйствепной и водохозяйственной службах;

обществах охраны природы, памятников истории и культуры;

органах управления объектами культуры, курортов, связи, транспорта, электрификации, водоснабжения, газонефтепродук­тов, обороны и др.;

научно-исследовательских и нроектно-изыскательсклх органи­зациях и предприятиях, разрабатывающих цроектно-сметную до­кументацию на строительство промышленных объектов, газо- и нефтепроводов, дорог, линий связи, электропередачи и т. д.. а так­же занимающихся разработкой проектных документов для орга­низации ЗОРИЗ;

сельскохозяйственных коммерческих организациях и других предприятиях; у владельцев (пользователей земли).

Основные руководящие документы и источники получения не­обходимой информации и сведении:

законодательные акты Российской Федерации;

указы Президента Российской Федерации;

постановления (решения, распоряжения) Правительства Рос­сийской Федерации, ее субъектов и органов местного само­управления;

ГОСТы. СНиПы, инструктивно-нормативные документы ми­нистерств и ведомств, регламентирующие правила охраны комму­никаций и сооружений, образования саьштарно-защитных и ох­ранных зон, округов, поясов, в пределах которых для собственни­ков, владельцев и пользователей земли ограничено ведение хозяй­ственной деятельности, а для предприятий, в ведении которых находятся коммуникации и сооружения, установлено ограничен­ное пользование; утвержденные в установленном порядке проек­ты образования землепользовании предприятий и кооперативов, полигонов бытовых отходов, полигонов захоронения токсичных промышленных отходов, земледельческих полей орошения, сель­скохозяйственных производственных комплексов, особо охраняе­мых природных территорий, объектов историко-культурного на­следия и их ЗОРИЗ; проекты планировки и застройки сельских населенных пунктов, установления зон и поясов санитарной охра­ны источников питьевого водоснабжения; материалы по установ­лению в натуре границ санитарно-защитных и охранных зон ука­занных ранее образований;

материалы по консервации деградированных сельскохозяйст­венных угодий и земель, загрязненных токсичными промышлен­ными отходами и радиоактивными веществами;

территориальные комплексные схемы; схемы и проекты район­ной планировки, комплексного использования и охраны природ-


> Ь - 7063



ныл и водных ресурсов; схемы и проекты землеустройства и лесоуст­ройства;

материалы инвентаризации, государственного земельного ка­дастра;

материалы вычисления площадей земельных угодий;

материалы привязки сетей и коммуникаций;

статистические данные (реестры, списки, каталоги), которыми располагают соответствующие государственные службы, органы и организации.

На основании анализа собранных в процессе подготовитель­ных работ материалов и информации устанавливают:

качество планово-картографической основы, необходимость ее корректировки; полноту и качество информации, необходимость ее дополнительного поиска и отражения на планово-картографи­ческой основе;

организацию выполнения работ но составлению карты;

необходимость привлечения соисполнителей; предполагаемый состав, объемы и стоимость выполняемых работ.

В процессе сбора информации о режимообразующих объектах составляют перечень (реестр) организаций, предоставивших эту информацию. Наличие и правильность размещения режимообра­зующих объектов на картографическом материале (рабочих план­шетах) подтверждают подписями ответственных лиц соответству­ющих организаций, которые заверяют печатью.

Составление карты ограничений и обременении. Дежурные кар­ты ограничений и обременении составляют по административ­ным районам по копиям штриховых планов в рамках трапеций масштаба 1: 10 000.

В некоторых случаях при значительных перегрузках карты ин­формацией и плохой ее читаемости допускается использование планово-картографической основы более крупного масштаба на отдельные части района или землепользования либо изготовление фрагментов карты по отдельным видам обременении.

Дежурную карту ограничений и обременении постоянно под­держивают на современном уровне, поэтому в ее содержание сис­тематически вносят дополнения и изменения.

Работы по составлению дежурной карты проводят в два этапа.

На первом этапе выявляют и наносят на дежурную карту все режимные и режимообразующие объекты, расположенные на тер­ритории административного района, и все ЗОРИЗ.

Месторасположение режимных и режимообразующих объек­тов, границы их ЗОРИЗ наносят на дежурную карту с максималь­но возможной точностью.

На втором этапе месторасположение режимных и режимообра­зующих объектов устанавливают инструментально на местности, координируют и наносят на дежурную карту с точностью, соответ­ствующей масштабу карты.


Содержание дежурной карты предусматривает отражение па пей не всех обременении, а гол], ко тех, которые связаны с ограничения­ми правовой и хозяйственной деятельности в зонах особого режима использования земель и усыновлением соответст-вуюших сервиту-тов.

Административные границы района, землепользовании, насе­ленных пунктов и границы земель режимных объектов, являю­щихся самостоятельными землепольлонаниями. и их инвентарные (или кадастровые) номера наносят на дежурную карту по материа­лам последней инвентаризации земель.

Месторасположение инженерных, транспортных и других комму­никаций, объектов и сооружешш (линий электропередачи, связи, магистральных трубопроводов, водопроводов, теплотрасс, автомо­бильных и железных дорог и др.) устанавливают на основании доку­ментов по предостаатению земельных участков в пользование, дан­ных графического учета земель, материалов аэрофотосъемки, планов земпепользований. а также графических материалов (проектов стро­ительства, чертежей исполнительной съемки, планов прохождения трасс), которыми могут располагать соответствующие органы отрас­левого управления и организации, осуществляющие техническое об­служивание и эксплуатацию указанных объектов и сооружении.

В отдельных случаях не исключена необходимость отображе­ния коммуникаций и других объектов на основании данных поле­вого обследования.

Строящиеся режимные и режимообразуюшие объекты нанося I на карты как построенные.

При составлении карты ограничений и обременении должны быть выявлены землепользования, на территории которых в каче стве обременении должны быть установлены (или уже установле­ны) сервитуты.

При выявлении таких землепользовании необходимо прини­мать во внимание следующее:

из всех возможных сервитутов выявляют необходимость уста­новления лишь тех. которые связаны с прокладкой, строительст­вом и эксплуатацией инженерных сетей и сооружении;

инженерные сети и сооружения должны принадлежать посто­роннему для данного земельного участка собственнику;

необходимость установления для данного участка указан­ных ранее сервитутов определяют проходящие через него ма­гистральные трубопроводы, сети газоснабжения, электрические сети, линии связи и радиофикации, а также другие инженерные коммуникации.

Границы ЗОРИ'5 режимообразующих объектов наносят на кар­ту, как правило, на основании проектных материалов по установ­лению этих зон для конкретных объектов.

При отсутствии таких материалов границы ЗОРИЗ устанавли­вают на основании разработанных и утвержденных других проскт-


IV



пых материалов (схем, проектов районной планировки и т. л.), а при отсутствии последних — по нормативам.

ЗОРИЗ режимообразующих объектов, когда ими являются ре­жимные объекты, устанавливают от их границ.

Для установления границ ЗОРИЗ других режимообразующих объектов «точки отсчета» выбирают в соответствии с определен­ными правилами. Например, границы ЗОРИЗ устанавливают:

для охранных з о н: воздушных линий связи, радиофи­кации и электропередачи — от крайних проводов; магистральных трубопроводов — от оси трубопроводов; магистральных многони­точных трубопроводов — от осей крайних трубопроводов;

санитарн о-з ащитных зон в о д о е м о в — от крайних водоводов;

водоохранных зон: рек и озер — от среднемноголет-него уреза воды в летний период; водохранилищ —от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

прибрежных полос — так же, как и для водоохран­ных зон;

санитарн о-з а щ и т н ы х з о н: предприятий с техноло­гическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными и неприятно пахнущими веще­ствами, — непосредственно от источника загрязнения атмосферы сосредоточенными выбросами (трубы, шахты и др.) или рассредо­точенными выбросами, а также от мест загрузки сырья, свалок или открытых складов; кладбищ —от его границ; железных до­рог — от оси крайнего железнодорожного пути;

зон минимальных расстояний: автомобильных дорог —от бровки земляного полотна; тепловых сетей —от на­ружной грани строительных конструкций каналов и тоннелей при подземной прокладке.

Ряд режимных и режимообразующих объектов образуют не­сколько ЗОРИЗ, территории которых относительно друг друга расположены в различном порядке. Их можно или накладывать друг на друга, или примыкать друг к другу, или они могут нахо­диться относительно друг друга на некотором расстоянии, не имея обшей границы.

Например, все ЗОРИЗ курорта расположены на его территории (режимный объект). Первую зону округа санитарной охраны рас­полагаю! в центре объекта, третью— в виде пояса по периферии, а вторую — в виде пояса между первой и третьей.

Прибрежная полоса выделяется в пределах водоохранных зон рек, озер, водохранилищ и накладывается на их территорию.

Фрагмент дежурной карты ограничений и обременении в ис­пользовании земель Ленинского района Московской области по­казан па рисунке 27.

Оформление материалов дежурной карты. На дежурной карте ог­раничений и обременении показывают границы:


Рис.27. Фрагмент карты ограничений и обременении В использовании»смсль:

/ — гранииы населенных пунктов; 2— Гранины и номера землепользовании, не являющихся режимными или режнмообразуюшими объектами; 3— Гранины и номера прочих режимных объектов; 4— границы водоохранной зоны; 5— границы прибрежной полосы; 6— лес; 7— се­нокос здкустаренныи

административного района;

населенных пунктов;

всех землепользовании района вне границ населенных пунктов, их инвентарные и (или) кадастровые номера и наименования;

всех режимных объектов и их номера;

всех ЗОРИЗ режимных и режимообразующих объектов и их номера, а также всех режимообразующих объектов и их номера.

Всю информацию, отражаемую на дежурной карте, вычерчива­ют в соответствии с принятыми условными обозначениями.

К дежурной карте ограничений и обременении прилагают по-


яснительную записку, приложения (стандартный набор), рабочие ве­домости вычисления площадей ЗОРИЗ.

Пояснительная записка содержит перечень всех отчетных до­кументов, в ней отражают основные вопросы и особенности вы­полнения работы но составлению карты.

В тексте записки указывают:

основание для выполнения работы;

ее цель и задачи;

использованную дли составления карты планово-картографи­ческую основу, се качество, полноту и соответствие информации, отраженной на материалах инвентаризации земель;

особенности района как объекта составления карты ограниче­ний и обременении в использовании земель;

источники получения необходимой информации;

методы и особенности отображения информации на карте по видам режимных и режимообразующих объектов;

общие площади земель, занятых ЗОРИЗ;

согласование карты и других документов, подготовленных и процессе ее составления.

В пояснительную записку в виде самостоятельных разделов входят:

режимные объекты района;

режимообразующие объекты района;

список режимообразующих объектов района, ЗОРИЗ которых выходят за территорию района;

реестр режимообразующих объектов, расположенных вне тер­ритории района, но имеющих ЗОРИЗ на территории района;

экспликация земель, расположенных на территории режимных объектов; земель ЗОРИЗ режимообразующих объектов;

частные приложения, содержащие описание режимов исполь­зования земель конкретных объектов и их ЗОРИЗ.

В пояснительную записку включают также реестр организаций, предоставивших информацию о режимообразующих объектах.

В реестрах указывают: наименование объекта и его параметры; правоустанавливающие и нормативные документы, па основе кото* рых установлены обременения; организацию, в ведении которой находится режимный или режимообразующий объект; номер (код) землевладения, землепользования, на землях которых установлены ограничения и обременения; площадь обремененных земель; ре­жим ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В приложении (стандартный набор) приводят условные обо­значения, классификаторы; перечень организаций для получения информации о режимных и режимообразующих объектах, а также о границах и режимах ЗОРИЗ; режим использования земель в раз­личных ЗОРИЗ; содержание сервитутов.

Рассмотрение, согласование и утверждение материалов дежурной карты. Материалы дежурной кари»! рассматривают на научно-тех-


ническом совете проектное организации но землеустройству и согла­совывают со следующими организациями;

районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству:

районным управлением градостроительства и архитектуры:

районным комитетом по экологии и природопользованию:

районным центром Госсанэпидем надзора:

районным комитетом по культуре и спорту.

Реестр согласований помешают в пояснительную записку.

Утверждает дежурную карту администрации района по прел-ставлен и ю рай комзема.

Изготовление и выдача документов заказчику. Оригиналы дежур­ных карт ограничений и обременении в использовании земель ад­министративного района с пояснительной запиской, приложени­ями (стандартный набор) и рабочими ведомостями вычисления площадей ЗОРИЗ сдают в архив землеустроительных организа­ций, а копии этих документов, кроме рабочих ведомостей вычис­ления илошадей ЗОРИЗ»—соответствующим районным комите­там по земельным ресурсам и землеустройству.

Контрольные вопросы. \. Для составления каких документов требуется ЗЩ7& ог­раничении И обременения в использовании земли'' 2. Какие виды ограничении и обременении и использовании земли вы лысге" ' 3. Чго такое режимные и рсжимо образующие объекты и зоны особого режима использования земель'1 -1 Как под­разделяют серинтуты? 5. Каков порядок разработки лежурных карг ограничении и обременении в использовании земли'.1 Ь. Как зарегистрировать сервитуте


Раздел V

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

И ИХ ОХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Глава 15

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ

15.1. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДАННОГО ВИДА ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О землеустрой­стве» планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводят в целях совершенствования распре­деления земель в соответствии с перспективами развития эконо­мики, улучшения организации территории и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и му­ниципальных образованиях.

Существовавшая до проведения земельной реформы система планирования использования и охраны земель была ориентирова­на на централизованное распределение земельных ресурсов. При этом значение землеустройства сводилось главным образом к меж­отраслевому перераспределению земель, зачастую без учета инте­ресов непосредственных производителей продукции, производи­тельных и территориальных свойств земли.

В настоящее время поставлена задача максимального удов­летворения экономических интересов всех собственников зем­ли, не только государства, но и других землевладельцев и земле­пользователей.

Поэтому основными задачами по планированию и организа­ции рационального использования и охраны земель являются следующие:

определение долгосрочной и краткосрочной перспективы раз­вития территорий и рационального использования земель всех ка­тегорий независимо от форм собственности на землю и форм хо­зяйствования;


подготовка предложении для принятия решений по предоставле­нию (перераспределению) земель с учетом потребности всех отрас­лей: агропромышленной) комплекса, лесного хозяйства, развитии городов и других поселений и систем расселения, промышленное! и, транспорта, горнодобывающих отраслей, территории природоохран­ного, природно-заповелного. оздоровительного, историко-культурно­го назначения;

формирование государственного фонда перераспределения зе­мель и иных целевых земельных фондов с целью обеспечения зе­мельными участками граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, инди­видуального жилищного и дачного строительства, организация крестьянских (фермерских) хозяйств;

проведение мероприятий по охране земли; выделение территорий в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и других нужд.

В соответствии с законом планирование и организация рацио­нального использования земель и их охраны включают:

разработку предложений о рациональном использовании зе­мель и об их охране;

природ! ю-сельскохозяйственное районирование земель; определение земель, в границах которых гражданам и юриди­ческим лицам могут быть предоставлены земельные участки:

определение земель, отнесенных к категориям и видам, уста­новленным законодательством Российской Федерации.

Планируют и организуют рациональное использование земель и их охрану в городских и сельских поселениях в соответствии с градостроительной документацией.

Планируют и организуют рациональное использование земель и их охрану в Российской Федерации, субъектах Российской Фе­дерации и муниципальных образованиях на основе комплекса землеустроительных документов, взаимосвязанных между собой. К ним относятся:

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;

схемы землеустройства территорий субъектов Российской Фе­дерации;

схемы землеустройства муниципальных и других администра­тивно-территориальных образований и прежде всего администра­тивных районов;

схемы использования и охраны земель.

Реализуют указанные документы через планы и программы (федеральные, региональные, местные) использования и охра­ны земельных ресурсов, а также через конкретные проекты зем­леустройства.


Основой дли разработки этих документов могут служить данные нрнродно-седьскохозяйственного районирования земель соответ­ствующих территорий, включаемого в состав обязательных землеуст­роительных работ.

15.2. ПРИРОДНО-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

ПрироОпо-сеяьскохознйственное районирование земель — это раз­деление территории Российской Федерации, отдельных регионов или территорий субъектов Российской Федерации с учетом при­родных условий и агробиологических требований сельскохозяй­ственных растений.

С помощью системы комплексного общероссийского райони­рования выделяют природно-сельскохозяйственные пояса, зоны, провинции, округа.

Г! р и р о д н о-с е л ь с к о х о з и й с т в с н н ы й пояс — высшая единица природно-сельскохозяйственного районирования, где ос­новным признаком выделения является теплообеспечепность, от­ражаемая суммами температур выше Ю*С. В Российской Феде­рации выделяют три пояса: холодный, умеренный, теплый суб­тропический.

[ I р и р о д н о-с с л ь с к о х о з я й с т в с н н а я з о н а — ос­новная единица нрпродно-сельскохозяйственного районирования. которая характеризуется определенным балансом тепла и влаги.

П р и р о д н о-с е л ь с к о х о з я и с т с н н а я п р о в и н ц и я — часть зоны, характеризующаяся специфическими особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом внутри зон, с головым ходом его элементов.

П р и р о д 11 о-с с л ь с к о х о з я й с т в е н н ы и округ — часть провинции, характеризующаяся хорошо выраженными геоморфо­логическими и гидрологическими особенностями, составом поч-вообразуюгцих пород, преобладающим типом почвообразования, а также существенными особенностями макро- и мезоклимата.

Используют и охраняют земли сельскохозяйственного назначе­ния в соответствии с ириродпо-седьскохозяйственным райониро­ванием земель.

Требования нормативных актов при природно-седьскохозяй-ствеином районировании земель относятся к законным обремс-нениям земельных участков и их включают в условия при пре­доставлении земель гражданам, сельскохозяйственным организа­циям, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

При разработке и утверждении законодательными (представи­тельными) органами субъектов Российской Федерации и органа­ми местного самоуправления предельных (максимальных и мини­мальных) площадей и числа земельных участков, находящихся в


собственности, владении и пользовании гражданина (семьи) и юри­дического дина, учитывают, основываясь па рекомендации научно-исследовательских учреждений, данные природно-сельскохозяп-ственного районирования земель.

Материалы по природно-сельскохозяйственному районирова­нию территории Российской Федерации, региона или субъекта Российской Федерации изготавливают в виде схематической кар­ты, на которой показывают границы поясов, зон, провинции, в необходимых случаях и подпровинний, каждый пояс окрашивают определенным цветом, на котором условными индексами надпи­сывают основные характеристики данного пояса (номер зон: но­мера провинций в зоне, округов; агроклиматические показатели, преобладающие типы рельефа, гидрологические условия). На кар­те приводят подробную легенду всех принятых обозначений и ия-дексов, к ней прикладывают поясни тельный текст.

Материалы природно-есльскочозяйствеиного районирования в целом по Российской Федерации или региону рассматривает и ут­верждает Правительство Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации —органы его исполнительной власти.

Материалы по природно-сельскохозяйственному районирова­нию земельного фонда СССР, проведенному Министерством сельского хозяйства СССР в 1984 г., можно использовать для раз­личных землеустроительных целей.

В состав материалов входят пояснительная записка и карта в масштабе 1: 8 000 000.

На карту наносят границы зон, областей и провинций, под-провинний, округов и уровни горной территории, а также индек­сы природно-сельскохозяйственных округов, подразделений (зон, провинций, подпровинций и др.).

На врезках и картах приводят условные обозначения, а также характеристики:

природно-сельскохозяйственных округов по преобладающему гранулометрическому составу почв, гидрологическим условиям, преобладающему типу рельефа;

природно-сельскохозяйственных подразделений по площади, коэффициенту континентальности. сумме температур воздуха выше ИГС. коэффициенту годового атмосферного увлажнения (отношение осадков к испаряемости), климатическому индексу биологической продуктивности к баллах относительно средней продуктивности;

зон по типам и подтипам почв:

состава горных территорий.

В случае необходимости при планировании и организа­ции рационального использования земель и их охраны ис­пользуют и другие материалы специальных районировании: эколого-хозяйственного, -жолого-ландшафтпого. агроэколо! и-ческого и др.


15.3. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Зонирование территории — это ее разграничение с выделением особых зон VI определением для каждой из них целевого назначе­ния, приоритетных функций и соответствующих режимов исполь­зования.

Особое распространение зонирование территории подучило в за­падноевропейских странах. США и Канаде, где зоны определяют ос­новные направления развития землепользования на перспективу.

Зонирование территории осуществляют на основе схем земле­устройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Решения по зонированию территории принимают, исходя из сле­дующих основных принципов в комплексной ее организации:

ориентации на интенсивное использование и рациональную организацию;

установления научно обоснованного баланса земель различно­го назначения, сохранения особо охраняемых природных террито­рий, сельскохозяйс! венных угодий и местностей с ценным исто­рико-культурным наследием и создания необходимой инженер­но-транспортной инфраструктуры;

четкого разграничения земель сельскохозяйственного, лесохо-зяйственного, природоохранного назначения и урбанизирован­ных территорий с закреплением в законодательном порядке соот­ветствующих режимов их функционального использования;

охраны окружающей природной среды и обеспечения экологи­ческой безопасности;

рационального использования природных ресурсов;

обеспечения наиболее благоприятных организационно-терри­ториальных условий для ведения сельского хозяйства.

В состав земель поселений, например, могут входить земель­ные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

жилым;

обществен но-дедовы м;

производственным;

инженерных и транспортных инфраструктур;

рекреационным;

сельскохозяйственного использования:

специального назначения;

военных объектов;

иным территориальным зонам.

Материалы по зонированию территории изготавливают в со­ставе текстовой и графической частей.


В текстовой части обосновывают условия установления зон, их границы, площади земельных угодий и г. и.

Графическая часть включает схематическую обзорную карту, на которой в цвете показывают расположение каждой из уста­новленных зон.

Масштаб карты зависит от размера территории зонирования и может быть:

для территории субъектов Российской Федерации — 1: 100000...I: 25О0О0:

административных районов — I: 250 000... 1: 50 000;

территории муниципальных образований, находящихся в гра­ницах административных районов, — 1: 10000...I: 25 000.

Схемы зонирования поселений в соответствии с градострои­тельными требованиями в зависимости от размера территории утверждают постановлением соответствующих органов власти или решением органов местного самоуправления.

Размешают объекты промышленного, сельскохозяйственного, жилишно-гражданекого и рекреакционного строительства, объек­ты инженерно-транспортной инфраструктуры, устанавливают ре­жимы использования территорий, планируют использование зе­мель в соответствии с установленными зонами.

Изменение форм собственности на землю, куплю, продажу и аренду земельных участков, установление платы за землю осуще­ствляют, соблюдая требования зонирования территорий и режим использования земель.

15.4. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Один из основных видов землеустроительной документации — Генеральная схема землеустройства территории Российской Феде­рации. Это предплановый документ, используемый для подготовки научно обоснованных решений по организации рационального ис­пользования и охране земель, перераспределению земель между от­раслями народного хозяйства, формированию новых форм земле­владения и землепользования, освоению и мелиорации земель, пе­реселению граждан в районы с высокой обеспеченностью землей, разрабатываемый на всю территорию России.

Аналогом этого документа служит разрабатываемая ранее Генеральная схема использования и охраны земельных ресур­сов Российской Федерации. Поэтому при составлении Гене­ральной схемы землеустройства территории Российской Феде­рации применяют тс же методы и последовательность выпол­нения землеустроительных работ, что и при разработке ранее применявшейся схемы.


Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации предназначена для взаимоувязанного решения во­просов планирования и организации рационального использова­ния земель всех категорий, сохранения и повышения плодородия почв, перераспределения земельных ресурсов по категориям, уго­дьям и формам собственности в комплексе с другими природоох­ранными мероприятиями страны и различных отраслей народного хозяйства.

Данная схема может быть использована для разработки комплекс­ной научно-технической программы развития производительных сил страны, формирования бюджета государства, а в части развития зем­лепользования и землеустройства —для составления федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресур­сов.

Особенности планирования использования и охраны земель­ных ресурсов Российской Федерации в Генеральной схеме земле­устройства ее территории определяются основными направления­ми социального и экономического развития России, геополити­ческой проблематикой, реагированием миграции населения, спе­цифическим подходом к решению развития отраслей, произ­водительных сил и производственных отношений. В соответствии с выявленными особенностями развития и размещения произво­дительных сил в Генеральной схеме отражают;

прогрессивные тенденции и направления в использовании зе­мельных ресурсов и их охране, определяемые темпами развития производительных сил в Российской Федерации или регионе;

перераспределение земельного фонда по отраслям народного хозяйства и категориям земель (динамика и пропорции перерас­пределения должны быть подчинены развитию производительных сил и совершенствованию их развития);

научно обоснованное перераспределение земель по формам собственности (федеральная, субъектов Федерации, муниципаль­ная, частная);

определение возможностей увеличения плошади сельскохозяй­ственных угодий и их мелиорации для использования в агропро­мышленном комплексе, повышение эффективности использова­ния земель в сельскохозяйственном производстве;

земельно-ресурсное сопровождение переселенческих меро­приятий;

внедрение новых организационно-хозяйственных и территори­ально пространственных форм использования земель в агропро­мышленном комплексе;

производство по секторам селЕ> екохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения и промышленнос­ти в сырье;

территориальную увязку всей системы природоохранных ме­роприятий;


потребность в капитал.ныч вложениях дня обеспечения эффек-тивного использования и охраны земель.

Генеральная схема землеустройства территории Российской Феде­рации по своему назначению и содержанию относится к долговре­менной прогнозной и предплановой документации, разрабатываемой на 15...25легс разбивкой по очередям. Первую очередь схемы можно разрабатывать на ближайший 5-лстний период совместно с Феде­ральной целевой программой использования и охраны земельных ресурсов России, которая представляет собой комплексный землеуст­роительный документ, предназначенный для управления земельны­ми ресурсами страны.

Генеральная схема землеустройства территории Российской Фе­дерации, с одной стороны, должна отражать синтез народнохозяй­ственных, отраслевых и межотраслевых требований к распределе­нию и использованию земельного фонда, а с другой —определять главные направления, исходя из общих и частных задач развития производительных сил Российской Федерации и се регионов.

При разработке Генеральной схемы землеустройства особое значение придают охране земель. В схеме землеустройства долж­ны быть отражены обшие направления и основные задачи госу­дарственной природоохранной политики, которые включают пра­вовые, организационные, экологические, технологические и дру­гие мероприятия по рациональному использованию < емель, со­хранению и повышению плодородия почвы, предотвращению необоснованных изъятии земель из сельскохозяйственного оборо­та, защите их от вредных воздействий, а также восстановлению продуктивных земель. При планировании использования и охра­ны земель зкологические условия охраны земель превалируют над экономическими.

Составной частью Генеральной схемы должна быть система ме­роприятий, направленных на формирование устойчивого землеполь­зования и обоснованного размещения земель различных форм соб­ственности (государственной, муниципальной, частной) в соответ­ствии с экологическими и социально-экономическими требования­ми, а также на создание благоприятных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной, лесохозяйственной и иной деятель­ности для устойчивого развития юродов и других поседений.

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть включает пояснительную записку с необходи­мыми расчетами, примерами. В пей обязательно приводят зке-пликацию земель, форму собственности и категории землепользо­вателей, а также указывают перераспределение земельного фонда по годам между категориями землепользователей.

Графическая часть состоит из различных обзорных карт. Масш­таб карт определяет заказчик, и его указывают в задании на со­ставление Генеральной схемы.


Генеральную схему землеустройства разрабатывают по заданиям федеральных органов исполнительной власти.

Она подлежит государственной землеустроительной и экологи­ческой экспертизам, и ее согласовывают со всеми заинтересован­ными министерствами и государственными комитетами и ведом­ствами.

Согласованную в установленном порядке Генеральную схему землеустройства территории РФ рассматривает и утверждает Пра­вительство Российской Федерации.

15.5. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для обеспечения системного планирования и организации ра­ционального использования и охраны земель каждый субъект Российской Федерации должен иметь схему землеустройства сво­ей территории.

Основное назначение этой схемы — детализация землеустрои­тельных решений, намеченных в Генеральной схеме, и привязка мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов к территориям субъектов Российской Федерации.

Главная задача схемы —определение реально возможного рас­пределения земельного фонда по категориям пользования и от­раслям хозяйства, планирование использования земель в сельско­хозяйственном производстве при обновляемых формах хозяйство­вания на земле.

В схеме землеустройства территории субъекта Федерации должен быть решен весь комплекс вопросов по использованию и охране земель, включая отдельные конкретные проблемы (консервация загрязненных и деградированных земель, защита почв от эрозии и др.).

На основе этой схемы и в целях ее развития разрабатывают схемы землеустройства административных районов, а также мест­ные программы по планированию использования и охраны зе­мель на перспективу.

Схема землеустройства территории субъекта Федерации также относится к долгосрочной прогнозной и предплановой землеуст­роительной документации, разрабатываемой па период 5...25 лет с разбивкой по очередям, в которой:

обосновывают потребности в земельных ресурсах для раз­личных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лес­ного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а так­же потребности в землях граждан (для коллективного садо­водства и огородничества, дачного и индивидуального жилищ­ного строительства, развития личного подсобного и крестьян­ского хозяйства и т.д.);


разрабатывают предложения по перераспределению земель но формам собственности (государственная, муниципальная, част­ная), по категориям и угодьям, созданию специальных земельных фондов;

выявляют наиболее эффективные направления использова­ния и охраны земельных ресурсов, резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, обосновы­вают очередность вовлечения новых земель в сельскохозяй­ственный оборот;

разрабатывают меры по совершенствованию системы расселе­ния на территории субъекта Федерации, развития городов, посел­ков городского типа, сельских населенных пунктов и определяют резервы земель, необходимых для дальнейшей застройки;

проводят межотраслевое перераспределение земель, совершен­ствование системы землевладения и землепользования;

обосновывают показатели интенсивности использования зе­мельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных угодий на основе природно-сельскохозяйственного райониро­вания;

разрабатывают перспективы развития и размещения террито­риально-производственных комплексов, промышленных центров, объектов производственной и социальной инфраструктуры, вклю­чая дороги областного подчинения, аэропорты и т.д.;

обосновывают меры по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природо­охранных мероприятий;

определяют потребности в капитальных вложениях, материаль­ных и трудовых ресурсах дли реализации намеченных мероприя­тий и оценивают их эффективность.

Схема землеустройства территории субъекта Федерации состо­ит из текстовой и графической частей.

Схему рассматривают и согласовывают в установленном зако­ном порядке, и после экспертизы ее утверждает орган исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации.

Если схемы землеустройства территории субъектов Российской Федерации являются комплексными, так как в них рассматривают вес вопросы организации производства и территории, то гене­ральные схемы использования и охраны земель, в современном понимании, могут рассматривать отдельные вопросы регулирова­ния землепользования. К ним относятся, например, такие, как борьба с эрозией, опустыниванием, консервацией земель, повы­шение плодородия почв и т. п.

Материалы схем землеустройства территории субъектов Феде­рации служат основой для разработки заданий на составление схем землеустройства муниципальных и иных административно-территориальных образований.


г - щз



Контрольные вопросы. I. Каковы основные цели и задачи планировании и организации рационального использования земель и их охраны'.' 2. Какие вилы землеустроительных работ включают в себя планирование и организация рацио­нального использования земель и их охраны' 3. Какие землеустроительные до­кументы разрабатывают при планировании использования и охраны земель? 4. Что такое природно-сельскохозяисшепное районирование земель и для чего его используют'1 5, Почему и лля каких целей необходимо зонирование террито­рии? б Какова содержание Генеральной схемы землеустройства территории РФ? 7. Для чего разрабатывают схемы землеустройства территории субъектов РФ?

Глава 16

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЕ

СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

16.1. ПОНЯТИЕ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

Для осуществления землеустроительных мероприятий, увязки их с размещением производительных сил и системой земельных отношений административный район представляет собой наилуч­шую территориальную единицу. Именно здесь сосредоточены административные органы местного самоуправления, обладающие необходимыми финансовыми, организационными и другими воз­можностями. На этом уровне имеется сложившийся хозяйствен­но-экономический комплекс, включающий систему предприятий, производственную и социальную инфраструктуру, а также соот­ветствующие природные и экономические ресурсы.

В соответствии с законодательством (Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») административный район представляет собой муни­ципальное образование —совокупность городских и сельских по­селений, объединенных общей территорией, в пределах которой действует местное самоуправление, используют природные и эко­номические ресурсы, формируют муниципальную собственность и местный бюджет.

В административном районе имеется много собственников зем­ли, землевладельцев и землепользователей, использующих землю для нужд промышленности, транспорта, сельскою, лесного, водно­го хозяйства, а также для других целей. Здесь постоянно предостав­ляют, изымают и отводят земли, расширяется земельный оборот, в постоянном движении находятся размеры и границы землевладе­ний и землепользовании предприятий, организаций и учреждений, изменяются специализация, организационно-правовые формы и зе­мельные площади сельскохозяйственных предприятий.

Для регулирования землевладения и землепользования в адми­нистративном районе одних только проектов межхозяйственного

25К


и внутрихозяйственного землеустройства недостаточно, гак как они имеют самостоятельные пели, задачи, объекты проектирования и со­держание.

Поэтому дня упорядочивания и организации рационального использования и охраны земель в административном районе, воз­можности иметь единую земельную политику на территории дан­ного муниципального образования и направить в нужное русло межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство, реа­лизовать научно обоснованные принципы планирования исполь­зования земель и управления земельным фондом района разраба­тывают схему землеустройства административного района.

Схема землеустройства административного района — это комп­лекс текстовых и графических материалов, имеющих юридичес­кое, техническое и -экономическое содержание, включающих на­учно обоснованные предложения по межотраслевому, межхозяй­ственному и внутрихозяйственному перераспределению и исполь­зованию земель на перспективу.

Схема землеустройства административного района — предпла­новый и предпросктный документ, в котором на основе учета природных, экономических и социальных условий разрабатыва­ют комплекс взаимоувязанных мероприятий но региональному использованию и охране земельных ресурсов, развитию и терри­ториальной организации районного агропромышленного комплек­са, установлению инфраструктуры, соответствующей потребностям развития района, регулированию земельных отношении.

Схема служит основой для планирования развития АПК, раз­работки проектов землеустройства, мелиорации земель, объектов капита


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.074 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал