Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Северная; 2 юшдния:? центраяшзд, 4 южна»; 5 — районный дешр; б и 7 - грани цы соответственнокпздисгп л| ро'мдалог ическш зон
Результаты эколою-хозяйственного зонирования, используемые для получения дальнейших решений схемы землеустройства района, оформляют в виде таблицы. В них же показывают рекомендуемые параметры производства и землевладений сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств района. Например, в ходе составления схемы землеустройства Волоколамского района Московской области были выделены четыре агробиологические зоны (рис. 28). 1-я — северная зона. Ее характеризуют преобладание земель низкого качества и лесных площадей, очаговый характер размещения сельскохозяйственных угодий и локально-рассредоточенный тип сельского расселения. Приоритетные направления сельскохозяйственного использования земель — луговое и нолевое кормопроизводство. 2-я — западная зона. Ее отличает более высокий агроэколо-гический потенциал земель, но низкоравнинное положение и просадочный тип рельефообразования предопределяют высокую степень неоднородности территории и мозаичности условий увлажнения. 3-я — центральная (в основном агропромышленная) зона. Эта зона отличается относительно высоким агроэкологическим потенциалом земель, более равномерным и компактным сельским расселением, развитой производственной инфраструктурой: все это создает предпосылки для организации сельского хозяйства на индустриальной основе. 4-я — южная зона. Эта зона сочетает черты мелкотоварного производства, как в первой зоне, и среднего товарного, как во второй. 17.3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ РАЙОНА ПО КАТЕГОРИЯМ И ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ Земли района на перспективу распределяют по формам собственности и категориям па основе сведений и материалов подготовительных работ. Данная составная часть схемы включает решение следующих вопросов: обоснование межотраслевых пропорций использования и охраны земель на перспективу и распределение земель по категориям; распределение земель по формам собственности: определение (уточнение) режима и условий землевладения и землепользования (ограничений, обременении, сервитутов), выделение территориальных зон; разработка земельного баланса района по срокам осуществления схемы. Основными задачами перераспределения земель яатяются: устранение недостатков в целевом (отраслевом) распределении зе- мельных ресурсом и повышение научно!! обоснованносш мероприятий, проводимых 1^ рамках земельной реформы: приведение земельно-ресурсной 6а п.I различных отраслей в соответствие с перспективам!! развития производства и отраслевой пригодностью земель; достижение оптимальных пропорций меж ду земельной обеспеченностью, наличием и размещением трудовых ресурсов, материально-техническими и инвестиционными возможностями: создание предпосылок для стабилизации экологической обстановки и окультуривания ландшафтов. Научно-информационной основой перераспределения земель служит эколого-хозяйетвенное районирование территории. По комплексу первичных природных факторов (рельеф, почвы, подстилающие породы и т.д.) и совокупности социально-экономических условий устанавливают отраслевую пригодность земель (для сельского или лесного хозяйства: городского, промышленного или водохозяйственного строительства; охраны и воспроизводства природной среды). Целесообразность полной или частичной (поэтапной) реализации схемы эколого-хозяйсчвенного районирования определяю! с учетом ожидаемых изменений социально-экономических условий. При распределении земель по формам собственности уточняют площади и месторасположение земель, находящихся в собственности (пользовании): государства (федеральных министерств и ведомств); органов муниципального управления: юридических и физических лиц. Параллельно с этим земли района перераспределяют по категориям земельного фонда: сельскохозяйственного назначения: населенных пунктов (городов и других поселений); промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; особо охраняемые (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреаииоиного и историко-культурного назначения): лесного и водного фондов: запаса. Анализируют состояние и оценивают степень использования земельных ресурсов, определяют перспективы развития землепользования административного района по каждой категории земель. исходя из их приоритетности в конкретных природных, экономических и социальных условиях. Земли сельскохозяйственного назначения. При определении площадей данной категории земель в схеме землеустройства района: дают характеристику земель угодий по основным агроэкологи-ческим, технологическим и культуртехническим свойствам и состоянию (засоленные, кислые, переувлажненные, заболоченные, каменистые, эродированные), приводят состояние почвенного покрова, выявляют опасность и степень деградации почв: устанавливают соответствие состава и качества угодий, структу- 2К1 ры посевных площадей агроэкологическим условиям земель района и перспективам развития сельскохозяйственного производства; определяю! потребность в сельскохозяйственных угодьях с учетом перспектив развития отраслей агропромышленного комплекса; устанавливают необходимость и целесообразность улучшения сельскохозяйственных угодий и их трансформацию, объемы окультуривания, известкования, гипсования, орошения, осушения земель; выявляют земли, пригодные для вовлечения в сельскохозяйственный оборот, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли, требующие землевания и проведения рскультивационных работ; земли, непригодные дни использования в сельском хозяйстве, с целью их облесения и размещения объектов внутрихозяйственного строительства; намечают мероприятия и организационные формы использования земель, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот; выявляют земли, которые целесообразно передать для организации новых сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективных садов и огородов, а также для других целей; разрабатывают направления наиболее эффективного использования и охраны земель. При формировании земельно-ресурсной базы сельского хозяйств;» района необходимо более полно, эффективно, экологически безопасно решить использование всех земель, пригодных для рентабельного производства продукции, экономного использования энергоресурсов. Площадь земель сельскохозяйственного назначения устанавливают с учетом возможной передачи участков из фонда перераспределения организациям и гражданам для ведения сельского хозяйства, а также вовлечения в производство новых мелиорированных и освоенных земель. Земли поселении. Площадь населенных пунктов (поселений) определяют на основе изучения градостроительных проектов, генпланов, проектов планировки и застройки, земельно-хозяйственного устройства и других материалов. При проведении работ устанавливают: динамику площади юродских земель и численность населения; удельную обеспеченность землей; изменения в связи с расширением юродов и поселков городского типа и включением земель сельской администрации в городскую (поселковую) черту и отнесением их к категории городов (поселков юродского типа); состав городских земель по угодьям; зоны возможного расширения городов и поселков городского типа за чертой населенных пунктов. Площади, находящиеся в ведении сельской (поселковой) администрации, определяют в границах и вне границ сельских населенных пунктов. При тгом составляют экспликацию $с-мель, находящихся в велении администрации, определяют площади для расширения личных подсобных хозяйств, устанавливают резервы свободных земель для строительства и сельскохозяйственного использования. Потребность земель для сельской администрации определяю! поданным проектов планировки и застройки, межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, а при их отсутствии — на основе расчетов. Дефицит земель может быть восполнен за счет районного фонда перераспределения, а избыток — изъят и передан нуждающимся гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. В результате землеустройства района должны быть созданы условия, необходимые для динамичного развития всех населенных пунктов, возвращения им полноценного хозяйственною значения, а в ряде случаев — строительства усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств и малых кооперативов. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли оборота, безопасности и земли иного специального назначения. В схеме землеустройства района определяют соответствие использования земель данной категории целевому назначению; площади, необходимые для развития промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных отраслей, а также площади, подлежащие охране от отрицательного воздействия промышленных и других предприятий. Общее правило формирования несельскохозяйственного землепользования — строжайшая экономия земель при строительстве и эксплуатации промышленных объектов, а также обеспечение выполнения природоохранных мероприятий. В процессе работ оценивают: динамику изъятия земель для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений; состав и структуру угодий, нарушенные земли, в том числе подлежащие рекультивации; использование имеющихся земель и сельскохозяйственных угодий; степень техногенного воздействия предприятий на природу, По землеемким предприятиям (имеющим очистные сооружения, карьеры, подъездные пути, резервные территории, санитар-но-зашитные зоны и т.д.) оценивают соответствие их площади нормативам, аналогам или типовым проектам. Использование земель менее землеемких промышленных предприятий анализируют сравнением фактической плотности застрой - X3 ки с норма! ивной по данным земельного кадастра, а также проектам строительства и реконструкции предприятий путем сравнения фактической плотности застройки с нормативной. Потребность в землях для промышленных предприятий, размещаемых вне городов и поселков городского типа, устанавливают по проектам и схемам строительства и реконструкции объектов. При отсутствии проектов развития промышленных предприятий потребность в земельной плошали на перспективу для них определяют по типовым проектам аналогичных предприятий с учетом утвержденной строительными организациями плотности застройки или по укрупненным нормативам. Использование земель, находящихся под железными и автомобильными дорогами, трубопроводами и другими линейными сооружениями, анализируют по материалам земельного кадастра, проектной и технической документации. Потребность в землях для строительства железных и автомобильных дорог, других линейных сооружений устанавливают по утвержденным нормам; для прочих несельскохозяйственных нужд (курортов, домов отдыха, пионерских лагерей и т. п.) — по схемам и проектам или укрупненным нормативам. Землевладельцев и землепользователей, от которых предусматривают передачу земель для развития промышленных предприятий, транспорта и других несельскохозяйственных целей, устанавливают в соответствии с проектами развития предприятий, а в случае их отсутствия — по предложениям авторов схемы. Кроме того, в схеме землеустройства: определяют наличие, изъятие и использование по своему назначению земель, пригодных для ведения сельского или лесного хозяйства; выделяют дополнительные площади (резерв земель) для расширения промышленных предприятий вне городов и поселков городского типа на землях других категорий, а также резерва земель для возможного расширения населенных пунктов; решают вопрос о сокращении и устранении выбросов вредных веществ и производственных отходов, своевременном проведении работ по рекультивации нарушенных земель; устанавливают экологически безопасный режим использования земель, в том числе на особо охраняемых территориях. Земли особо охраняемых территорий и объектов. Площади данной категории земель устанавливают с учетом экологической целесообразности, а также потребности района в решении социально-экономических (оздоровительных, рекреационных и историко-культурных) и природоохранных (природозаповед-ных) задач. При этом учитывают национальные, исторические и другие традиции населения, не только проживающего на данной территории, но и всею общества (государства, субъекта Федерации). Устройство особо охраняемых территорий предусматривает проверку соответствия земельно-учетных данных фактическому размещению земель этой категории, их наличия в составе других землевладений и землепользовании, предназначенных для производственной деятельности Устанавливают необходимоеI ь включения в состав особо охраняемых территорий дополнительных площадей в целях улучшения экологической обстановки, определяют порядок их охраны и режим использования. Земли лесного фонда. В схеме землеустройства района устанавливают: значение лесного хозяйства в экономике района; группу лесов и режим их использования; распределение земель по лесохозяйственным предприятиям и состав угодий; площади земель, пригодные для вовлечения в сельскохозяйственный оборот, а также для предоставления другим отраслям народного хозяйства и организации личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективного садоводства и огородничества и др.; площади земель лесохозяйственпых прелпртпий, предоставляемые во временное пользование сельскохозяйственным предприятиям и гражданам для сенокошения и пастьбы скота; мероприятия по улучшению использования земель лесохозяйственпых предприятий. При определении площади земель лесохозяйственпых предприятий на перспективу учитывают земли других землепользователей, подлежащих облесению. Резервами вовлечения земель лесохозийственных предприятий в сельскохозяйственное производство могут быть участки с плодородными почвами, занятые малоценными лесами (II, III групп) и кустарниками, не имеющими природоохранного и рекреационного значения, удобно расположенные по отношению к основным массивам сельскохозяйственных угодий. Пригодные для сельскохозяйственного использования площади выявляют в лесничествах по имеющимся материалам почвенного обследования, лесоустройства, таксационным описаниям иди землеустроител ьного обследования. Земли водного фонда. При установлении площадей данной, категории земель: изучают динамику земель водного фонда; определяют потребности земель для водохозяйственных нужд (под водохранилище, пруды, магистральные межхозяйственные каналы, полосы отвода по берегам водоемов, охранные зоны и др.): выявляют резервы земель, пригодных к использованию в сельском и лесном хозяйстве; решают вопрос о защите водохом неженных объектов от загрязнения, а смежных территорий о1 подтопления, оползней и т. п. Площади, необходимые дня строительства и реконструкции гидротехнических и водохозяйственных сооружений, определяют по имеющимся проектам и схемам мелиоративного и водохозяйственного строительства, а при их отсутствии — по укрупненным нормативам. Под водохозяйственные объекты отводят по возможности малопродуктивные земли с хорошими гидрогеологическими и ограниченными агроэкологическими свойствами. Земли запаса. При определении площадей и месторасположения земель запаса учитывают: наличие болот, песков, оврагов, пустынь, каменистых поверхностей, развитие процессов деградации земель и т. п.; необходимость исключения из интенсивного оборота ряда земель с целью их консервации, предотвращения и прекращения процессов деградации земель; размеры фондов перераспределения земель, включенных в категорию земель запаса; пригодность земель запаса для использования в сельском, лесном и других отраслях народного хозяйства. При разработке схемы землеустройства относительно земель запаса решают: какие земли надо дополнительно включить в эту категорию (это преимущественно деградированные, малопродуктивные угодья, неудобья и т. п.); какие земли можно исключить из земель запаса и передать конкретным землевладельцам и землепользователям (это земли, по своим 'зколого-хозяйственным свойствам пригодные для вовлечения в производство и перевода в другие категории). Оценивают земли запаса по данным земельного кадастра, а также материалам обследований, в которых рассматривают следующие вопросы: состав и качественное состояние угодий; закрепление земель по срокам временного пользования за отдельными землевладельцами и землепользователями; продуктивность сельскохозяйственных угодий; выявление земель, пригодных к использованию в сельском и лесном хозяйстве, для организации подсобных хозяйств промышленных предприятий, организаций и учреждений, коллективных садов и огородов. Режим и условия землевладения, землепользования определяют (уточняют) на основе земельно-кадастровых карт, дежурных карт ограничений и обременении в использовании земель района, а также ранее составленных проектов землеустройства. При этом подбирают также данные кадастровой оценки и мониторинга земель, а также нормативно-правовые и инструктивно-методические материалы по выделению охранных, санитарно-защитных. водоохранных и других юн, прибрежных полос и других территориальных зон, имеющих ограничения И обременения. Итог разработки этой части схемы землеустройства административного района — установление перспективного земельного баланса района (табл. 17, рис. 21)). 17. Земельный баланс Волоколамского района на период до 2010 г.. тыс. га
Категория земель
Земли сельскохозяйственного назначения
Земли поселений Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения Земли особо охраняемых территорий Земли лесного фонда Земли полного фонда Земли запаса Всего земель г> районе Из данных таблицы видно, что земли сельскохозяйственного назначения будут увеличиваться на 0, 3 тыс. га. Предполагается передать в эту категорию 2, 0 тыс. га из плошади поселений и 0, 9 тыс. га из земель запаса. Одновременно часть земель сельскою хозяйства нереиде! в охранную категорию и водный фонд
Рис. 29. Земельный баланс Волоколамского района, %:
а.. «-соответственно в 2000, 2005. 20101!, 5.М 0.2 сельскохозяйственных; 2— населенных пуШЛШ. ; промышленности; 4— особо охраняемых объектов; 5 —лесного фонда. 6 волною фонда. ~ тзпаса; знаменатель площадь категории «мс п., % 2К7 (2.0 и 0, 6 тыс. га). Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения сократятся из-за изъятия водоохранных территорий. Площади охранной категории увеличатся па 5 тыс. га за счет 2.0 тыс. га земель сельского хозяйства и 3, 0 тыс. га —лесною фонда. В водный фонд следует передать земли: сельскохозяйственного назначения — 0.6 тыс. га, поселений — 0, 7 тыс., промышленности и транспорта — 1, 2 тыс.. лесного фонда — 3, 6 тыс. га. Эту категорию земель формируют за счет водных объектов и прилегающих водоохранных зон. 17.4. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ Землевладения и землепользования сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в районе образуют сложную, но единую систему. Элементы этой системы в виде площадей земельных участков и зон, границ в ходе постоянных отводов, предоставления и изъятия земель находятся в постоянном движении. Также постоянно изменяется и персональный состав самих землевладельцев и землепользователей. Тем не менее система землевладений и землепользовании района является каркасом, организационно-территориальной основой для правовою оформления учета, оценки и регистрации земель, ведения хозяйственной деятельности и природопользования. Поэтому ее совершенствование — важная составная часть схемы землеустройства района. При разработке данной составной части схемы: анализируют существующую систему землевладений и землепользовании; устанавливают вновь образуемые и реорганизуемые существующие землевладения и землепользования сельскохозяйственного назначения; устраняют недостатки землевладений и землепользовании сельскохозяйственных и других предприятий; образуют новые и упорядочивают существующие землевладения и землепользования предприятий несельскохозяйственного назначения. Существующие землевладения и землепользования района анализируют с целью: изучения и оценки влияния территориального размещения сельскохозяйственных предприятий района, крестьянских, личных подсобных и других хозяйств, перерабатывающих и обслуживающих предприятий на развитие сельскохозяйственного производства, использование природного и производственного потенциала и имеющихся ресурсов; 28К установления соответствия размеров, структуры и состава угодий землевладении и землепользовании сельскохозяйственного назначения, их специализации; выявления недостатков в землепользовании; изучения состояния внутрихозяйственной организации территории; оценки влияния этих факторов на использование земель; оценки соответствия сложившейся организации территории района задачам и перспективам развития сельскохозяйственною производства и агропромышленного комплекса в целом, создания благоприятных условий для труда и отдыха населения и соблюдения природоохранных требований; подготовки предложений по совершенствованию системы землевладений и землепользовании. Образование новых землевладений и землепользовании в первую очередь связано с изменением организационно-правовых < }х> рм сельскохозяйственных предприятий, их реорганизацией; выделением работников из сельскохозяйственных предприятий для организации самостоятельного крестьянского хозяйства, объединением работников и их земельных долей в отдельные хозяйства, увеличением личных подсобных, крестьянских и других хозяйств за счет выкупа или аренды земельных долей и т. и. Кроме того, образование новых хозяйств обусловлено вовлечением в сельскохозяйственный оборот значительных площадей путем осушения или орошения земель, а также за счет восстановления нарушенных земель; при организации подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий, организаций и учреждений, при формировании коллективных садоводческих товариществ. При совершенствовании землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения обязательно учитывают возможности передачи хозяйствам земель из фонда перераспределения земель района. Во избежание появления недостатков землепользования (чересполосицы, дальноземелья, вкрапливапий, вклиниваний) при выделении земель в натуре собственникам земельных долей, а также лицам, организующим крестьянское хозяйство, в схеме предусматривают массивы первоочередного изъятия земельных участков из площадей, закрепленных за сельскохозяйственными предприятиями. Предложения по образованию новых и реорганизации существующих землевладений и землепользовании обосновывают производственной необходимостью и эффективностью данного мероприятия. Новые землепользования предприятий несельскохозяйственного назначения формируют на основе предложений по размещению объектов промышленности, транспорта, связи, производственного обслуживания сельского хозяйства и др. -.
Можайск ий район
Рис. 30. Схема размещения землевладений (землепользовании) сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств: / — ассоциация еельскохозяйстминых коопсратинон и крестьянских (фермерских) хозяин». 2- ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств; 3 юмли лесного фонда; 4 акционер иск* обIнесли», колхоз, госхоз, предприятии седалкохозяйственнш кооперптинок. (эф- число крестьянских (фермерских) хозяйств Недостатки землевладений и землепользовании устраняют в целях: улучшения условий производства и внутрихозяйственной организации территории; сокращения расстояний переездов и перевозок; рационального использования и охраны земель. В результате совершенствования землевладений и землепользовании устанавливают: рациональные размеры сельскохозяйственных и других предприятий; соответствие земельных угодий структуре и объемам произвол ства продукции сельского хозяйства; удобные границы и компактное размещение земельных массивов. Эффективность совершенствования землепользования оценивают по увеличению объемов производства продукции сельского хозяйства, сокращению производственных и других затрат и потерь, использованию земель по целевому назначению. Рассмотрим на примере Волоколамского района Московской области существовавшую в прошлом систему землевладений (землепользовании), подвергшуюся значительной реконструкции в ходе земельной реформы. Основные перемены затронули сельскохозяйственные землепользования. Государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы) преобразованы в акционерные общества и производственные сельскохозяйственные кооперативы (им. XXII съезда КПСС, «Теряевский», «Чисменский», «Яро-полецкий», «Судпиковский» и др.). Статус государственного предприятия сохранили госхозы «Львовский» и «Холмогорка». Из имевшихся 3 колхозов кооперативная организационно-правовая форма осталась лишь в колхозе «Путь Ильича». Бывший совхоз «Стеблево» именуется ТОО, совхоз «Болычево» — агроцехом, колхоз «Ударник» — подсобным хозяйством (ПХ). Созданы 747 крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя их значение в экономике района незначительно. Предлагается создание, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств в границах отдельных сельскохозяйственных предприятий — в АО «Теряевское» (58 хозяйств), ПХ «Курьяново» (54 хозяйства), агроцехе «Болычево» (70 хозяйств). Схема размещения землевладений (землепользовании) сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств показана на рисунке 30. 17.5. РАЗМЕЩЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РАЙОНА Любые земельные преобразования и перераспределение земель, особенно связанные с реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, образованием новых и упорядочением существующих землевладений (землепользовании), выделением спе- ! ')• циальных земельных фондов, затрагивают перспективы развития и размещения районного агропромышленного комплекса. Поэтому в данной составной части схемы землеустройства административного района размешают: отрасли сельского хозяйства; предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и формируют их сырьевые зоны; предприятия по производственному обслуживанию сельского хозяйства и сервису. Основная цель землеустройства района — территориальное обеспечение развития агропромышленного комплекса района на перспективу путем решения следующих задач: установления места и значения АПК в народном хозяйстве района; определения состава и мощности предприятий АПК; обоснования производственно-экономических связей между предприятиями АПК и определения их влияния на использование земель и организацию территории района; обоснования перспектив развития кооперации и межхозяйственных связей сельскохозяйственных предприятий; установления перспектив развития и размещения предприятий АПК; оценки состояния инфраструктуры АПК и разработки мер по ее совершенствованию. За последние годы сельскохозяйственное землепользование претерпело серьезные изменения в связи с передачей земель населенных пунктов в ведение органов местного самоуправления. Процесс этот не завершен, поэтому возможны различные варианты совершенствования разграничения земель: дополнительное их выделение, возврат, обмен земельными участками. При этом учитывают утвержденные для района нормативы предельных размеров площадей для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота, а также генеральные планы застройки поселков. Возможны случаи выделения земель сельского хозяйства для расширения действующих и строительства новых промышленных и иных несельскохозяйственных предприятий. Размещают их в соответствии с проектами строительства или реконструкции на непригодных для сельского хозяйства или малопродуктивных землях. С сельскохозяйственным землепользованием тесно связано создание специального фонда перераспределения земель. Земли изымают в фонд перераспределения по разным причинам: из-за превышения земельной доли граждан в конкретном сельскохозяйственном предприятии среднерайонного норматива, низкой обеспеченности трудовыми ресурсами, изменения специализации сельскохозяйственного производства, несоблюдения режима и условий использования земель и др. Земли этого фонда передают но- вым собственникам, владельцам, пользователям или посредством аренды прежним землепользователям. Основное требование к размещению перераспределяемых земель — создание условий для эффективного хозяйствования в рамках новых организационно-правовых формировании. Поэтому размещение агропромышленного комплекса района в схеме землеустройства требует тщательной проработки. Размещение отраслей сельского хозяйства. Разработка предложений по развитию и размещению сельского хозяйства включает: анализ и оценку современного развития и размещения сельского хозяйства и его отраслей в районе, а также по сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским, личным подсобным и другим хозяйствам; состояния, перспектив развития и размещения подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций; состояния и перспектив развития личною подсобною хозяйства, коллективного садоводства и огородничества; оценку материально-технической базы и обеспеченности земельными, трудовыми и другими ресурсами сельскохозяйственных предприятий; установление перспектив развития и размещения сельскохозяйственного производства, совершенствование специализации, форм кооперации и межхозяйственных связей. Анализ и оценку развития и размещения сельскохозяйственного производства проводят с целью выявления эффективности развития его отраслей, имеющихся резервов увеличения производства продукции растениеводства и животноводства на основе углубления специализации, дальнейшей концентрации и интенсификации сельскохозяйственного производства, внедрения систем ведения сельского хозяйства. Состояние и размещение отраслей растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях анализируют по следующим показателям: стоимость валовой и товарной продукции; структура посевных площадей и ее соответствие материалам оценки земель; урожайность основных сельскохозяйственных культур и продуктивность кормовых угодий*, наличие основных фондов растениеводства; уровень механизации по видам работ; прямые затраты труда и себестоимость основных видов продукции; чистый доход и рентабельность отраслей и видов продукции. Состояние и размещение отраслей животноводства анализируют по следующим показателям: общее поголовье, виды скота и птицы, зверей, число пчелосемей; '-> продуктивность животных; обеспеченность животных кормами собственного производстве): обеспеченность поголовья помещениями и их состояние; уровень механизации основных производственных процессов; стоимость валовой и товарной продукции; наличие основных фондов животноводства; затраты труда и себестоимость продукции, чистый доход и рентабельность основных отраслей и видов продукции. При этом выявляют факторы, в наибольшей степени влияющие на темны развития отраслей животноводства: уровень интенсивности кормопроизводства, соответствие производства кормов численности поголовья, специализация и концентрация производства продукции животноводства. По результатам анализа себестоимости продукции и ее рентабельности, получаемого чистого дохода от ее реализации, использования производственных фондов, приведенных затрат на 1 га посевов делают выводы об эффективности производства и разрабатывают рекомендации по углублению специализации и повышению концентрации отраслей, развитию кооперации и межхозяйственных связей. При изучении организации и размещения подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий рассматривают наличие подсобных сельских хозяйств, территориальное размещение, специализацию, объемы производства, площадь земельных угодий и потребность в них на перспективу и др.; выявляют предприятия и организации, имеющие условия и возможности для развития подсобных сельских хозяйств, выделяемые для лих целей ресурсы. Предложения по развитию личного подсобного хозяйства разрабатывают с учетом сложившейся структуры производства сельскохозяйственной продукции и реальных возможностей ее роста. При этом устанавливают площадь и состав приусадебных земель, служебных земельных наделов, участков под огородами, а также поголовье скота, объемы производства и продажи продукции растениеводства и животноводства, потребность в кормах, семенах, удобрениях, молодняке животных и др. Предложения но развитию коллективного садоводства и огородничества должны включать: число кооперативов и число членов в них; площади земель, используемые садоводческими товариществами, потребность в них на перспективу; возможности выделения земель под коллективное садоводство и огородничество, их размещение; объемы производства и продажи сельскохозяйственной продукции. Материально-техническая база сельского хозяйства характеризуется наличием основных фондов, тракторов, комбайнов, автомобилей, сельскохозяйственных машин (в натуральном выраже- нии и условных единицах), обеспеченностью производственными помещениями, а также количеством применяемых минеральных удобрений {азотных, фосфорных и калийных в пересчете па действующее вещеегво). наличием специальной техники (прогиво-эрозионной, строительной и др.). влиянием обеспеченности производственными ресурсами на экономические показатели развития и размещение сельскохозяйственного производства и его отдельных отраслей. Обеспеченность трудовыми ресурсами характеризуется обшей численностью работающих в сельскохозяйственных предприятиях, втом числе проживающих на территории хозяйств и привлекаемых со стороны, количественными и качественными изменениями в составе трудовых ресурсов сельского хозяйства и их использовании, направлениями и темпами изменения численности, половозрастной структуры трудовых ресурсов и профессионального состава рабочей силы, распределением рабочей силы сельскохозяйственных предприятий по отраслям производства. При анализе целесообразно выявить тенденции в изменении производительности труда, воздействие социально-экономических и экологических факторов и условий на формирование демографической ситуации в районе. На основе анализа и оценки фактической ситуации в аграрном секторе разрабатывают направления совершенствования развития и размещения отраслей сельского хозяйства. Определяют перспективную земельно-ресурсную базу аграрного производства. По материалам агроэкологического районирования и земельного кадастра устанавливают возможность и хозяйственную целесообразность передачи в сельскохозяйственное использование нахотно-. сенокосо- и пастбищепригодных земель из состава других категорий, в частности лесного фонда, добывающей промышленности, запаса. Одновременно выделяют малопродуктивные или деградированные земли сельскохозяйственного назначения, использование которых с целью производства растениеводческой продукции нерентабельно. Эти земли передают для ведения лесного хозяйства или размещения промышленных объектов. Посредством обмена, неэквивалентной передачи их включают в состав несельскохозяйственных категорий земель. На размещение и использование земель сельского хозяйства влияет уточнение границ особо охраняемых территорий с передачей их в специально выделенную категорию земель или без изменения существующих прав собственности, владения, пользования, но с введением более строгого режима и ограничений хозяйственной деятельное! и. Формирование категории земель особо охраняемых территорий может быть выделено в самостоятельные работы, отличающиеся особой сложностью, если работы выполняют впервые, в урбанизированных районах или местах массовой рекреации. Далее подробно обосновываю! содержание, формы и методы перспективного развития и размещения сельского хозяйства в районе. Из всего многообразия факторов, определяющих направление сельскохозяйственного производства, наибольшее влияние оказывают природные агроэкологические свойства земель, обеспеченность трудовыми и материально-техническими ресурсами и особенности рыночного спроса на сельскохозяйственную продукцию. Вопросы перспективной специализация сельского хозяйства, размера и размещения отраслей, выхода валовой и товарной продукции решают, группируя и выделяя земли по степени благоприятности для различных сельскохозяйственных угодий и культур. Затем в расчеты вводят показатели трудообсспечсиности и технической вооруженности производства. Если трудовые ресурсы и производственные фонды лимитируют развитие интенсивных отраслей и размещение требовательных к условиям выращивания культур, то их долю в структуре хозяйства сокращают. Соответственно увеличивается доля низкозатратных отраслей и культур. Показатели продуктивной отдачи в натуральном и денежном выражении с I га площади и единицы затрат свидетельствуют об уровне эффективности производства. Качество организации сельскохозяйственного землепользования определяют по соответствию его результатов конъюнктуре рынка в настоящем и будущем. Для этого рассчитывают показатели доходности, прибыли, рентабельности. Реконструкция сельскохозяйственного землевладения и землепользования в районе предполагает экологическую безопасность всех форм хозяйственной деятельности. Особое значение в поддержании экологического благополучия в сельской местности имеют оптимизация размещения землепользования, структуры угодий, элементов агро-, лесоиндустриального ландшафта, научно обоснованный подбор сельскохозяйственных культур, применение ресурсосберегающих технологий, проведение комплекса природоохранных мероприятий, предотвращающих эрозию и загрязнение, иссушение и подтопление, вторичное засоление и переуплотнение, другие формы деградации земель. При определении перспектив развития и размещения сельскою хозяйства в районе учитывают фактические объемы производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях, наличие договоров по закупкам сельскохозяйственной продукции, агропромышленных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий и тенденции их развития и размещения в перспективе, развитие межхозяйственных связей, данные оценки земель, имеющиеся резервы вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель и повышения производительной способности угодий, предполагаемое совершенствование специализации хозяйств, материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Итоговые материалы должны содержать показатели перспективного развития и размещении сельскохозяйственного производства района, обоснование ею перспеыпвной структуры и оценку эффективноеш намечаемых направлений ра«вития и размещения сельского хозяйства. Размещение предприятий ио переработке сельскохозяйственной продукции и формирование их сырьевых зон. Предложения но развитию и размещению предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и формированию сырьевых юп включают: анализ состояния и размещения районных, межхозяйственных и внутрихозяйственных предприятии, сырьевых зон. производства и поставок продукции сельского хозяйства для переработки; формирование сырьевых зон перерабатывающих предприятий и установление видов и объемов продукции, подлежащей переработке и храпению; совершенствование размещения предприятии и цехов по хранению, первичной обработке и переработке продукции сельского хозяйства и перспективы их развития. Состояние и размещение промышленное! и по переработке продукции растениеводства и жиаотповолства анализируют с целью установления обеспеченности района в перерабатывающих предприятиях и потребности в них с учетом развития отраслей сельского хозяйства. При этом определяют: число предприятий и цехов по хранению, первичной обработке и переработке продукции сельского хозяйства, их мощности; территориальное расположение ио отношению к источникам сырья; обеспеченность сырьем за счет поставок сельскохозяйственными предприятиями района, а также хозяйствами других районов; обеспеченность сырьем внутрихозяйственных объектов (предприятий, цехов); сроки поступления сырья, обеспеченность трудовыми, топливно-энергетическими ресурсами, водными источниками; использование промышленных отходов для нужд сельскою хозяйства; целесообразность реконструкции, расширения или строительства новых предприятий. Основные показатели для характеристики сырьевых зон: число хозяйств, объемы производства и поставок сырья по зоне в целом и в среднем на хозяйство; средний радиус доставки сырья: состояние дорожной сети; затраты, связанные с закупкой, хранением и транспортировкой сырья на переработку. При организации сырьевых зон необходимо обеспечить оптимальные пропорции между размерами производства сельскохозяйственной продукции и мощностями по ее переработке. Формируют сырьевые зоны на основе закрепления сельскохозяйственных предприятий, крестьянских и других хозяйств за перерабатывающими предприятиями с учетом перспектив развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, полной обеспеченности действующих и строящихся предприятий сырьем с оптимальным радиусом его доставки. При размещении новых перерабатывающих предприятий и цехов учитываю! следующие требования: возможность размещения предприятий, цехов вблизи автомобильных дорог, железнодорожных станций, пунктов производства и реализации продукции; использование возможностей хозяйств и организаций потребительской кооперации для развития мощностей по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции; наличие трудовых ресурсов; обеспечение водой; зашита земельных, водных и других ресурсов от загрязнения. Размещение предприятий по производственному обслуживанию сельского хозяйства и сервису. Разработка предложений по развитию и размещению предприятий сферы производственного обслуживания включает: анализ состояния и разработку перспектив развития предприятий по строительству и производству строительных материалов, машинно-тракторных станций (МТС); материально-техническому, мелиоративному, химическому и другим видам обслуживания сельскохозяйственных предприятий, заготовительных и транспортных организаций; пунктов хранения и реализации продукции сельского хозяйства; совершенствование размещения предприятий и объектов по производственному обслуживанию сельского хозяйства. В результате анализа устанавливают: наличие и размещение предприятий, их мощность, подчиненность; виды, объемы и стоимость ежегодно оказываемых услуг; потребность в расширении производственного обслуживания сельского хозяйства. Перспективы развития предприятий по производственному обслуживанию сельского хозяйства разрабатывают с учетом развития, размещения и специализации сельскохозяйственного производства и отраслевых проектных разработок. Совершенствование размещения предприятий и объектов производственного обслуживания сельского хозяйства проводят с целью: рационального размещения их по территории района и хозяйств; улучшения и удешевления оказываемых сельскохозяйственным предприятиям услуг; сокращения потерь сельскохозяйственной продукции; рационального использования материальных и трудовых ресурсов. При этом Предусматривают: выбор пунктов для размещения этих объектов на территория района: определение месторасположения и необходимой земельной плошали для строительства; установление зоны обслуживания. Результаты разработки отображают на картах, в таблицах и пояснительной записке. Таким образом, с помощью землеустройства происходит упорядочение развития и размещения агропромышленного комплекса в целом и его составляющих. Изменяются организационные основы хозяйствования и природопользования. Сельскохозяйственный район превращается в эколого-хозяйственный регион с новым техническим и технологическим укладом. 17.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА Данная составная часть схемы землеустройства района включает: совершенствование размещения хозяйственных центров с учетом намечаемой системы расселения; размещение дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры; организацию угодий. Размещение хозяйственных центров с учетом намечаемой системы расселения. Основная задача совершенствования размещения хозяйственных центров в районе — увязка планируемой системы расселения с перспективами использования и охраны земель, развитием и размещением производства по территории, т. е. при составлении схемы землеустройства района размещают производительные силы с учетом намечаемого использования земель. В результате этого составляют балансы труда как по отдельным предприятиям, так и по району в целом, а также определяют численность населения, проживающею в каждом населенном пункте. В ходе работ уточняют функциональное назначение хозяйственных центров и определяют перспективы их развития; размешают новые и упорядочивают существующие хозяйственные центры с определением их месторасположения и площади. Учитывая то, что хозяйственные центры, как правило, привязаны к населенным пунктам, земли которых находятся в ведении органов местного самоуправления, но по функциональному назначению имеют значение центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий, усадеб их произволе! венных подразделений или являются местом жительства работников сельского хозяйства, их размещение и перспективы развитии необходимо увязывать с развитием и размещением производственных центров сельскохозяйственных предприятий (животноводческих ферм, хозяйственных дворов, мастерских, перерабатывающих предприятие! и др.), земли под которыми находятся в пользовании предприятий сельского хозяйства. 2УЧ При определении перспективной системы расселения в районе учитывают также миграцию населения в обе стороны (из района в район), возможности прибытия вынужденных переселенцев, беженцев, военнослужащих, уволенных в запас, и их семей, а также организацию новых сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств при реорганизации и изменении организационно-правовых форм хозяйств. Уточняют функциональное назначение хозяйственных центров района (районный центр, кустовой центр, центральная усадьба, усадьба производственного подразделения, производственный центр, место жительства работников и их семей) и разрабатывают перспективы их развития с целью создания работникам сельской местности нормальных социально- и культурно-бытовых условий жизни, обеспечения их детскими садами, школами, услугами здравоохранения, учреждениями культуры и быта. В современных условиях это необходимо для превращения населенных пунктов в благоустроенные селения и объединения для этих целей усилий и финансов сельской администрации и руководства сельскохозяйственных и других предприятий. К категориям, подлежащим первоочередному развитию, относят: районный центр; поселения, наиболее крупные по численности и выполняющие функции центров сельскохозяйственных, агропромышленных предприятий и объединений, центров бригад и отделений и др.; поселки промышленных, лесохозяйственных и других предприятий; селения, имеющие большой удельный вес капитальных жилых, культурно-бытовых и производственных зданий; селения, удобно расположенные относительно основных массивов интенсивных угодий и мест приложения труда; поселки, обеспеченные хорошей дорожной связью как с обслуживаемой территорией, так и с внешними пунктами (железнодорожной станцией, предприятиями по приемке и переработке продукции и др.); населенные пункты, расположенные среди живописного ландшафта, вблизи открытых водоемов и других благоприятных для проживания природных условиях. При организации крупных агропромышленных предприятий или межхозяйственных объединений целесообразно предусматривать развитие при каждом из них поселков межхозяйственного назначения — кустовых центров, где в дальнейшем будут сосредоточены основное культурно-бытовое строительство, объекты по кормопроизводству, ремонту техники, первичной переработке сельскохозяйственной продукции и др. В соответствии с перспективой развитии населенных пунктов, численности населения в них и действующих нормативов рассчи- тыкают объемы культурно-бытового, жилищного строительства и площади земель дли расширения населенных пунктов. При определении перспектив развития производственных центров сельскохозяйственных предприятий: изучают сложившееся размещение животноводческих комплексов и ферм, машинных дворов, складов, хранилищ и др.; определяют состояние и мощность объектов производственного назначения, подъездных путей к ним: устанавливают уровень механизации основных производственных процессов, водообеспеченность и др.; определяют потребность в расширении и реконструкции объектов производственного назначения. Развитие производственных центров на перспективу предусматривает: определение животноводческих ферм и комплексов, подлежащих дальнейшему развитию на основе техническою перевооружения иди реконструкции, а также установление потребности в строительстве новых животноводческих объектов и их размещение; размещение МЧС, машинных дворов, складов, хранилищ и других объектов производственного сельскохозяйственного назначения. Потребность в строительстве новых животноводческих комплексов и ферм, установление числа ферм, подлежащих расширению и реконструкции, определяют в увязке с мероприятиями по развитию животноводства, созданию кормовой базы, улучшению условий труда и повышению уровня механизации в животноводстве. При размещении животноводческих комплексов (ферм) необходимо учитывать возможность обеспечения водой, наличие трудовых ресурсов, условия для рационального использования навоза и жидких стоков: санитарные, строительные, ветеринарные и другие требования. При наличии хуторской системы расселения, желании работников сельскохозяйственных предприятий выделиться в самостоятельное крестьянское хозяйство и построить свою собственную усадьбу учитывают размещение дорог, возможность подвода к усадьбам электричества, воды и других сетей жизнеобеспечения. Размещение дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры хозяйств. Совершенствование развития и размещения дорожной сети включает анализ состояния дорожной сети и разработку предложений по ее развитию и размещению. По каждому землевладению и землепользованию, а также в целом по району выделяют автодороги общего пользования, главные внутрихозяйственные дороги, подъезды, основные полевые дороги, поселковые и прочие дороги. В результате анализа должны быть получены сведения о состоянии дорожной сети, технических характеристиках существующих и намеченных к строительству дорог и дорожных сооружений, наличии действующих и разведанных карьеров с до-рожно-строительными материалами (площадь и запасы материалов), производственных мощностях специальных дорожных строительных организаций. Предложения по развитию и размещению дорожной сети разрабатывают с учетом обеспечения связи центральных усадеб сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий района, железнодорожных станций, пристаней, лечебных и оздоровительных учреждений с автомобильными дорогами общего пользования. По сельскохозяйственным предприятиям рассматривают вопросы обеспечения связи с центрами внутрихозяйственных подразделений и другими населенными пунктами, комплексами, фермами и полями севооборотов. При разработке предложений по развитию и размещению дорожной сети необходимы: сохранение построенных дорог общего пользования и главных внутрихозяйственных дорог; увязка внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования; экономия единовременных капитальных затрат на строительство дорог и дорожных сооружений; защита земель от эрозии, подтопления и других неблагоприятных последствий после размещения дорог; сохранение ценных сельскохозяйственных угодий; соблюдение технических норм и правил. В результате разработки предложений по развитию и размещению дорожной сети должны быть определены: протяженность реконструируемых дорог и сооружения на них; протяженность строительства новых дорог и сооружения на них; площади земель, занимаемые дорожной сетью, в том числе вновь строящейся; типы покрытия полотна новых и реконструируемых дорог; капитальные вложения на строительство дорог; очередность реконструкции и строительства дорог; охранные зоны вдоль дорог общего пользования и защитные полосы. К другим объектам производственной и социальной инфраструктуры района, которые размещают в схеме землеустройства административного района, относятся аэродромы; вертолетные площадки для сельскохозяйственной авиации; предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства; оросительные и осушительные сети и сооружения на них; высоковольтные линии электропередачи, связи, к-пло-, газо-, водоснабжения; рынки оптовой и розничной торговли; полевые станы и др. Размеры этих объектов устанавливают по типовым проектам, аналогам с использованием различных нормативно-правовых документов, Строительных норм и правил. Организация угодий- Организация угодий определяет способы использования земли, размещение и специализацию сельскохозяйственного производства, содержание природоохранных мероприятий. Эта часть схемы землеустройства административного района наиболее тесно связана с использованием земли на конкретных предприятиях и в хозяйствах. В перечень основных целей организации угодий входят: наиболее полное использование земель в соответствии с их аг-роэкологической пригодностью, природоохранными ограничениями, конъюнктурой рынка и другими условиями; обеспечение динамичного и одновременно устойчивого развития сельскохозяйственного производства и смежных отраслей АПК; осуществление энерго- и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, расширенного воспроизводства плодородия почв, повышение производительности земледельческого труда; создание прочной и экономически эффективной кормовой базы животноводства; освоение научно обоснованных систем ведения хозяйства, адаптивно-ландшафтного земледелия, гидро- и лесомелиорации, охраны окружающей среды и окультуримания ландшафтов. В ходе организации угодий в схеме землеустройства района: выявляют фонд сельскохозяйственною освоения, трансформации и улучшения всех земель; определяют объекты первоочередного освоения, трансформации и улучшения угодий; размешают угодья с составлением окончательною плана трансформации земель по угодьям и экспликации земель в целом и в разрезе землевладельцев и землепользователей. Освоение и улучшение земель включает разработку предложений: по организации освоения земельных резервов, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот па землях сельскохозяйственного назначения из земель, передаваемых из других категорий землепользовании, включая фонд перераспределения; орошению и улучшению использования орошаемых земель; осушению и улучшению использования осушенных земель; культуртехническим мероприятиям на землях, не требуюших осушения; землевапию малопродуктивных угодий; рекультивации нарушенных земель; известкованию и гипсованию земель; коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий и другим мероприятиям, повышающим производительную способность земель. В предложениях по вовлечению новых земель в сельскохозяйственный оборот указывают объемы, территориальное размещение и перечень предприятий, которым передают земли, вовлекаемые в сельскохозяйственный оборот; сроки их передачи и очередность освоении, распрелеление резервов земель по способам освоения и улучшения (орошение, осушение, куль-туртехнические мероприятия, террасирование склонов, рекуль-т ивапия. землеваше). Пригодность земель для освоения устанавливают с учетом: плодородия почв и данных агротехнической оценки земель: пространственно-технологических свойств земельных массивов (рельеф, размеры и конфигурация, уклоны и др.); транспортной доступности (удаленность от хозяйственных центров и дорог); потенциальной опасности развития эрозии, заболачивании, засоления и других неблагоприятных явлений; режима использования земель в водоохранных и других охранных зонах; затрат на освоение земель. При разработке предложений по орошению и осушению зс-м ел ь уста н а вл и вл ют: наличие, размещение, мелиоративное состояние, качественную характеристику и эффективность использования орошаемых и осушенных земель; мероприятия по улучшению использовании орошаемых и осушенных земель; наличие заболоченных и переувлажненных земель и площадей, пригодных для орошения; наличие водных источников и возможности их использования для целей орошения; объемы, объекты, стоимость и очередность нового мелиоративного строительства и реконструкции существующих систем; зколого-экономическую целесообразность орошения и осушения земель; объемы капиталовложении на орошение и осушение земель. Культуртехничеекие мероприятия на землях, не требующих осушения, должны предусматривать: выявление площадей, требующих проведения культуртехничес-ких работ по их видам (уборка камней, срезка кочек, очистка от древеспо-куетарниковой растительности и др.): установление объемов, объектов и очередности выполнения работ. При разработке предложений по землеванию малопродуктивных угодий устанавливают наличие плодородного слоя, площади, требующие землеваним, параметры наносимого плодородного слом, проектируемые плошали землевания. Предложения по рекультивации нарушенных земель включают: сведения о наличии и ожидаемое нарушении земель по объектам и видам нарушения; ожидаемое распределение и использование рекультивируемых земель по направлениям, земле пользователем и видам угодий; объекты, объемы, стоимость и очередность проведения работ по технической и биологической рекультивации. Предложения по известкованию и гипсованию разрабатывают по видам угодий для земель различного качества. Объемы и очередность химической мелиорации на расчетные периоды завися! от ее потребности и эффективности имеющихся ресурсов. Предложения но коренному и поверхностному улучшению кормовых угодий и другим мероприятиям, повышающим производительную способность земель, должны включать объемы, объекты и виды мероприятий для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. В районах, где имеются торфяные месторождения, разрабатывают предложения по их использованию, которые отражают: сведения о наличии торфяных месторождений и их плошади; характеристику торфяных месторождений; распределение месторождений по отраслям, направлениям использования и торфодобывающим предприятиям; ожидаемое выбытие из эксплуатации выработанных торфяных месторождений и их использование в перспективе; использование торфяных месторождений в сельском хозяйстве. В ряде случаев для уточнения границ земельных угодий и в целях последующей рациональной организации территории пашни в схеме землеустройства района намечают размещение массивов основных типов севооборотов: полевых, кормовых, специальных. Среди них особое внимание уделяют почвозащитным, сани-тарпо-очистительным и санитарно-восстановительным севооборотам на эродированных, загрязненных и зараженных почвах. Организацию угодий осуществляют в такой последовательности. 1. По материалам агроэкологического районирования территории района выделяют и локализуют группы и классы земель эко-лото-хозяйственной пригодности под пашню, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища, а затем по пригодности возделывания ведущих сельскохозяйственных культур. 2. Уточняют функциональное и природоохранное зонирование территории района, выделяют особо ценные и цепные сельскохозяйственные угодья, земли с особым режимом использования, ограничивающие права собственности и хозяйственную деятельность (применение минеральных удобрений и средств зашиты растений, размещение пропашных культур или выпас скота и т. д.). 20 - 70М 3. Устанавливают состав угодий и интенсивность их использования, соответствующие агроэкологическому качеству земель и другим факторам, объемы трансформации и улучшения угодий. В случае необходимости определяют размещение основных типов севооборотов. 4. Формируют общую для района или группы хозяйств систему земельно- и природоохранной инфраструктуры, включающую лесонасаждения, водохозяйственные, противоэрозионные, селезащитные и иные объекты, сети и сооружения (табл. 18).
|