![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 13
ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ И УПОРЯДОЧЕНИЯ ГРАНИЦ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ЗЕМЕЛЬ УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ ГОРОДСКИХ (ПОСЕЛКОВЫХ)АДМИНИСТРАЦИЙ Земли городов и поселков, находящиеся в ведении их администраций, на I января 2000 г. занимали 7.7 млн га. Они характеризовались высокой долей застроенных территорий (около 31 % площади), а также значительными площадями земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции (20, 9%), и городскими лесами (16, 2 %). В состав земель городов и поселков входят земли застройки: общего пользования; сельскохозяйственного пользования; природоохранного, оздоровительною, рекреационного и историко- И культурного назначения: занятые лесами; промышленности, транспорта, связи и иного назначения. Эти земли объединяют городской (поселковой) чертой. Городская (поселковая) черта — это внешняя граница, которая отделяет населенный пункт от других категорий земель. Она не служит границей землепользования, не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения, а является административно-территориальной границей (такая же, как и граница административного района). Земли в ее пределах находятся в ведении, т. е. в управлении, администрации, а не в пользовании или собственности. Внутри городской (поселковой) черты располагают многочисленные участки различного назначения, находящиеся в собственности, пользовании, аренде. Чересполосные участки, расположенные за пределами черты города или другого населенного пункта, используемые для его нужд или предприятиями, расположенными на его территории, не входят в состав его земель. Иногда землепользование входит в состав земель населенного пункта только частично и его можно размещать по обе стороны его черты. Включение земельных участков в черту населенного пункта не ведет к прекращению права собственности, пользования и аренды на эти участки. Все земли городов, поселков и других населенных пунктов используют в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки. Такие планы и проекты определяют основные направления их использования для строительства. Планы земельно-хозяйственного устройства городов и поселков определяют основные направления их использования, не подлежащие застройке и временно не застраиваемые земли города. Границы городских и поселковых администраций (черта населенных пунктов) устанавливают на основе градостроительной и землеустроительной документации по заказу органов исполнительной власти (администрации) городов и поселков, имеющих административно-территориальный статус. Основанием для проведения этих работ является решение соответствующих органов власти. Проект установления или изменения городской черты выполняют в таком порядке: разработка задания на проектирование; подготовительные работы; составление проекта; рассмотрение и утверждение проекта. В задании на проектирование указывают: наименование проекта; основание для проектирования; заказчика проекта; разработчика проекта; сроки разработки проекта или отдельных его этапов; сведения о существующей городской черте или границе города (поселка); данные о современном использовании земельного фонда города; сведения о территориальном развитии города по утвержденному генеральному плану; предложения заказчика по установлению или изменению городской черты; перечень обследовательских работ с указанием плошадсй. на которых их будут проводить; требования к защите окружающей среды; состав материшюв, передаваемых заказчику, с указанием масштаба графической части проекта. К заданию прилагают план территории города и смежных с ним земель; копию генерального плана; данные об использовании земель города и намеченных к включению в него земель (но материалам учета земель); перечень имеющихся материшюв, которые могут быть использованы при проектировании. Подготовительные работы зактючаются: в сборе юридических документов по существующей черте; сборе, обработке и приведении к единому масштабу графических материалов (включая землеустроительные); изготовлении необходимого числа копий с планово-картографического материала; сборе статистических данных по включаемому в городскую черту населенному пункту; изучении организации территории и управлении прилегающих к городу территорий; выявлении и изучении пожеланий и пре; гложений участников землеустройства и других заинтересованных сторон; других работах. Проект установления границ состоит из проектного плана, пояснительной записки и вспомогательных чертежей. Проектный план выполняют в масштабах, зависящих от площади территории города (1: 2000, 1: 5000, I: 10 000, I: 25 000). При составлении проекта особое внимание уделяют обоснованию: возможности включения в городскую черту участков промышленных предприятий, расположенных смежно с городскими землями, а также населенных пунктов; целесообразности исключения из городских земель сельскохо-зяйствеиных угодий; необходимости и целесообразности расширения территории города за счет земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственных предприятий включают в пределы городской черты только в исключительных случаях, учитывая настоящие или будущие потребности юрода. При лом учитывают перспективы их сельскохозяйственного использования, соблюдают принцип приоритета сельскохозяйственного землепользования. После включения в городскую черту эти земли какое-то время (иногда довольно долго) используют по прежнему назначению, но рано или поздно настанет время, когда они могут потребоваться городу для застройки. При проектировании необходимо также проверить обоснованность размеров городской территории, определить целесообразность ее использования. На проектном плане показывают: существующую городскую черту или сложившуюся границу; современное использование земель по категориям, землеполь-зованиям, формам собственности; современное использование прилегающих земель, включаемых в городскую черту; проектные решения утвержденного генерального плана города или другой градостроительной документации, служащие основой для установления и изменения городской черты; проектируемую городскую черту; описание смежных с городом земель; экспликацию земель города с указанием площади существующей и включаемой в его состав. Пояснительная записка содержит: сведения о городе, существующей городской черте, экспликацию земель по категориям, землевладениям, землепользовапиям, видам использования; изложение проектных решений утвержденного генерального плана, другой градостроительной документации, обосновывающих территориальное развитие города; проектное решение и его обоснование: включение или исключение земель, включение населенных пунктов, промышленных предприятий, социально-культурных учреждений, систем инженерного оборудования; экспликацию включаемых и исключаемых земель; сводный баланс земель города по проекту по категориям, землевладениям и землепользовапиям; описание проектной городской черты. К пояснительной записке прилагают материалы по рассмотрению и согласованию проекта. Проект согласовывают с органами местной администрации, архитектуры и градостроительства, землеустройства, землепользователями и собственниками земель. 13.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации организация использования земель городских и сельских поселений осуществляется на основе градостроительной доку- ментации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных обра юва-ний и градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов); генеральные планы городских и сельских поселений; проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований. Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает: проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (далее — проект планировки); проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее — проект застройки). В генеральном плане городского или сельского поселения определяют: основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения: зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон; меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур: соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения; территории резерва для развития городского или сельского поселения; иные меры по развитию территории городского или сельского поселения. Проекты черты городского и сельского поселений разрабатывают на основе генеральных планов или территориальных комплексных схем, а при малых размерах городов и поселков, сельских поселений — в составе генеральных планов указанных поселений. Проекты межевания территорий резрабатывают для застроенных территорий и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий. Рис. 24. Городская черта и использование городских земель: /и 2— Границы города суикстнуюшая и проектируемая. 3— автомобильные дорО|и и улицы; 4 — железная дорога. 5 • коммунальные объекты И гаражи; 6— промышленные объекты; 7— объекты сельскохозяйственного назначения, 5—сельскохозяйственные земли; 9~ складские объекты; 10 — капитальная опорная застройка; //и /2—ветхая двухэтажная и одноэтажная застройки; 13— ОТВОДЫ Пол строительство: /-/-граница оценочной земли. 1..ЛХ— номера оценочных чон участков, ЗО - юна отдыха Проекты межевания территорий можно разрабатывать в составе проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений. Фрагмент генерального плана городского поселения показан на рисунке 24. 13.3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Все земли в пределах черты сельских поселений находятся в ведении местных органов исполнительной власти (администрации). Прежде земли сельских поселений входили в состав землепользовании сельскохозяйственных предприятий. Приусадебные участки основные землепользователи передавали жителям во вторичное пользование. Напротив, земли городов и поселков всегда находились в ведении соответствующих органов управления. По состоянию на I января 2000 г. в черте сельских поселений имелось 10, 9 млн га земель. По сравнению с 1999 Г. площадь этих земель уменьшилась на 2, 4 млн га. Это произошло в основном в связи с продолжавшимися работами по исключению из состава данной категории земельного фонда участков земель, находящихся в ведении администраций, но расположенных за чертой поселений. Территории сельских поселений являются динамичными образованиями. Поэтому работы по установлению и изменению их черты проводят по мере необходимости и они имеют свои особенности. Обычно это делают в случаях: неясности или отсутствия закрепленных границ поселения; изменения генерального плана и проекта планировки и настрой ки поселения; предоставления дополнительной земельной площади для развития поселений или нужд сельской администрации. Для уточнения площадей и использования земель сельских поселений проводят их инвентаризацию. Главная ее цель — создать основу для ведения государственного земельного кадастра, обеспечить регистрацию прав собственности, владения, пользования (аренду) с выдачей землевладельцам (землепользователям) документов установленного образца, создать банк данных па обычных и компьютерных носителях, организовать постоянный контроль за использованием земель. Основные задачи инвентаризации земель поселений: выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков; выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения; установление границ землепользовании (землевладений), границ черты, вынос и закрепление их па местности. Все работы по инвентаризации земель поселений технологически разбивают на два этапа — подготовительный и производственный. Исходными материалами служат графические, текстовые и правовые документы па земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масш- и - Уш табов I: 500... 1: 2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети. Подготовительные работы при инвентаризации земель поседений включают: сбор, изучение и анализ имеющихся материалов; анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель; разбивку кварталов и массивов и составление карты-схемы топографической обеспеченности; подготовку рабочего инвентаризационного плана (схемы). На базе собранных и проанализированных материалов составляют техническое задание на проведение инвентаризации земель поселений, в котором должен быть предусмотрен порядок выполнения следующих работ: разбивки территории поселений на кварталы (массивы); выбора технологии проведения производственного этапа инвентаризации; создания рабочего инвентаризационного плана (схемы); составления землеустроительного деда квартала (массива); обследования геодезической сети; установления черты поселений. В зависимости от размера поселений выбирают общую структуру разбивки его территории, которая должна учитывать существующее административно-территориальное деление и особенности территории. Небольшие поселения в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конкретное землевладение или землепользование (приусадебный участок, садово-огородный участок и др.), а в качестве рабочей кадастровой единицы — квартал или любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами. В техническом задании дают описание технологии производственного этапа. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (квартала, массива). При разработке этого раздела руководствуются следующими принципами: для создания рабочего инвентаризационного плана необходимо, как правило, иметь в качестве основы топографические планы; масштаб исходного топографического материала должен быть не мельче I: 2000; исходный материал может не иметь отображения подземных сооружений и рельефа; при отсутствии топографических планов в качестве основы до- пустнмо использован, аэрофотоснимки, увеличенные до масштаба 1: 20 000. На производственном лапе по каждому кварталу (массиву) формируют землеустроительное дело, которое пополняют необходимыми документами по мере выполнения работ. Инвентаризацию внутри квартала (массива) начинают с составления списка всех землевладельцев (землепользователей); им рассылают повестки и получают от каждого декларации (заявления) о факте использования земельного участка и наличии всех документов, удостоверяющих их право на землю. Натурное обследование заключается в поиске, обнаружении или опознании поворотных точек и линий границ землевладений (землепользовании). При этом возможно визуальное и инструментальное обследование, а также опрос землевладельцев (землепользователей). По результатам натурных обследований вычисляют предварительные площади всех землепользовании в установленных границах. В землеустроительное дело по кварталу (массиву) включают: список всех землевладельцев (землепользователей) с указанием площадей их участков по документам и по результатам обследований; рабочий инвентаризационный план (схему) с предварительно нанесенными границами всех землевладений (землепользовании) (рис. 25); список пользователей земель без надлежаще оформленных прав или с просроченными правами (включая случаи самовольного строительства или захвата участка); данные о неиспользуемых или нерационально используемых землях; выявленные несоответствия фактического использования земель их целевому назначению и режиму пользования. По материалам обследований и собранным документам в пределах квартала (массива) в случаях отсутствия четких границ землевладений (землепользовании) составляют проект этих границ, перечисляя вопросы, не решенные при натурных обследованиях по границам земельных участков, и предложения но устранению спорных вопросов. В землеустроительном деле землевладельцам (землепользователям) устанавливают ограничения по использованию земельных участков (сервитуты), касающиеся обеспечения проезда и прохода, доступа и сохранения подземных и наружных инженерных коммуникаций, озеленения, установки ограждений и заборов с учетом правил застройки, градостроительных норм и правил. Сюда прикладывают состав земель (экспликацию) по землеполь-зованиям и видам угодий. Рис. 25. Рабочий инвентаризационный план населенного пункта: л —разбивка на кадастровые кварталы: /и 2- границы населенного пункта и кварталом. 3 — пастбиша; 4 — производственные земли. 6- фрагмент инвентаризационного квартала: 1— граница землепользования с точками координирования; 2— шифр землепользования; 3 —земли с особым режимом использования; 4 и 5 жилые и нежилые постройки; 6 номера поворотных точек теодолитного хода Землеустроительное дело поступает в комитет по земель-ным ресурсам и землеустройству, который представляет его на рассмотрение в комиссию по инвентаризации при местной администрации. 13.4. УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В сельских поселениях (селах, деревнях, станицах, хуторах и т.д.) значительная часть жителей занята на производстве в сельхозпредприятиях, на территории которых они находятся. В состав этих земель включают также дополнительные участки для размещения личного подсобного хозяйства, индивидуального и общественного строительства, сенокошения и выпаса скота. В черту сельских поселений входят существующие на момент землеустройства и резервные территории (нужные для развития в перспективе); селитебная (жилая) зона — существующая жилая застройка с приусадебными участками, участки общественных зданий, сооружения общего пользования, водоемы, площади, улицы и др.; производствен нам зона — производственные центры, мастерские, склады, машинно-тракторные дворы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, транспортные сооружения и г. п.; сельскохозяйственные и другие угодья, расположенные внутри и вне поселений и предназначенные для содержания скота, сенокошения и строительства; санитарно-защитная зона — защитные разрывы между жилой и производственной зонами; резервные территории, необходимые для расширения населенных пунктов на ближайшие 5 лет. Устанавливают черту сельского поселения на основании градостроительной документации, расчетов по обоснованию резервных и дополнительных площадей с использованием материалов, учитывающих нормативы и предельные размеры приусадебных и других участков, установленные местной администрацией проектов внутрихозяйственного землеустройства. В черту поселений включают, как правило, земли хозяйств, па территории которых они расположены, что ведет к прекращению их права пользования или собственности. Такие сельскохозяйственные угодья может использовать землепользователь, и их можно изымать у него по мере необходимости. Изъятию также подлежат неиспользуемые или используемые не по назначению земли посторонних пользователей. Землеустроительные работы проводят в такой последовательности: подготовительные работы, составление проекта, согласование и утверждение проекта. Подготовительные работы включают: получение сведений о численности населеття, числе семей, поголовье личного скота, площадях приусадебных участков, перспективах их роста, о предельных размерах; подготовку планово-картографического материала на землевладения и землепользования хозяйств и территорию населенных пунктов, входящих в юрисдикцию конкретных сельских администраций, материала по вычислению площадей контуров угодий, сведения о посторонних землях; анализ имеющегося проекта внутрихозяйственного землеустройства, его показателей; изучение и анализ имеющихся проектов (схем) планировки и застройки поселений; изучение и анализ материалов инвентаризации земель; изучение обследовательских и проектных материалов мелиоративных и других инженерных мероприятий на проектируемой территории. В проекте установления черты сельского поселения: определяют пдошади, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. С этой целью проводят оценку на ближайшие 5 лет числа дворов, численности населения, поголовья скота, потребности в земле для размещения приусадебных участков, огородов, кормовых угодий (сенокосов и пастбищ); выявляют и уточняют имеющихся и потенциальных землепользователей и площади их участков; проектируют черты поселений и границы кормовых угодий за этой чертой; составляют экспликацию земель, включаемых в территорию всех поселений (в черте и за ее пределами); определяют площади угодий, изымаемых у прежних землевладельцев (землепользователей) и остающихся в их пользовании и собственности; устанавливают резервные площади земель, изымаемых по мере необходимости. При определении площади селитебной территории, нужной для размещения общественных, культурно-бытовых и других зданий и сооружений, улиц и проездов, используют показатели площади застройки в расчете на один дом. Для поселения с ломами усадебного тина с участками при доме они составляют:
Для секционных домов без участков указанные площади принимают от 0, 02 до 0, 04 га в зависимости от этажности (СНиП 2.07.02—89). Если создаются обособленные прогоны для скота, площадь селитебной зоны увеличивают на 10%. При размещении производственных центров, зданий и сооружений сельскохозяйственных предприятий, находящихся на территории сельского поселения, учитывают соответствующие санитарные, ветеринарные и противопожарные требования, нормы технологического проектирования. На обособленных земельных участках производственных зон сельских поселений санитарно-зашитная зона должна быть не менее 300 м. Вокруг сельских поселений, расположенных в малолес- ных районах, предусматриваю! размещение зашитых лесных полос шириной до 50 м. В поселениях, расположенных вблизи водоемов, выделяют водоохранные зоны: для малых рек —от 100 ло 300 м, для водохранилищ—до 500 м. Рассмотрим в качестве примера расчет площади земель, передаваемых сельской администрации в населенных пунктах Ивановке и Орловке Петровского района Саратовской области. Площади угодий в существующих границах населенных пунктов установлены по данным учета земель па момент составления проекта. Дополнительные площади для ведения личного подсобного хозяйства рассчитывают с учетом перспектив развтия населенного пункта, числа дворов, численности населения (табл. 14) и предельных земельных наделов, установленных местной администрацией (табл. 15).
|