Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исходные данные к задаче 15.2
Культуры
Интенсивность смыва почвы при размещении на землях определенной категории, т на 1 га в год IV Площади культур, га Озимая пшеница 1, 8 4, 7 10, 2 30, 5 61, 4 340 Ячмень 2, 4 6, 3 12, 0 34, 0 64, 0 560 Многолетние травы 0, 2 0, 8 2, 4 4, 8 6, 4 510 Однолетние травы 2, 3 6, 3 11, 8 33, 5 64, 0 360 Пар чистый 3, 8 10, 0 30, 0 60, 0 80, 0 340 Площади категорий 980 710 220 100 100 —____ 2110 земель, га Транспортная интерпретация задачи: «ресурсы в источниках» (А,) — это площади культур; «потребности в ресурсах» (В]) — площади земель различных категорий эродированности; «удельные транспортные расходы» (С«) — интенсивность смыва почвы; «транспортируемый ресурс» (ху) — площадь /-й культуры на землях у'-й категории; целевая функция — общий смыв почвы. Задача 15.3. Три близлежащих хозяйства имеют 7 чересполосных участков, продукция которых используется на кормовые цели. Необходимо так перераспределить чересполосные участки между хозяйствами, чтобы транспортные затраты на перевозку кормов были минимальными при условии, что общий объем потребления кормов в каждом хозяйстве сохраняется. Объем производства кормов в хозяйствах на первоначально закрепленных за ними участках составил: «1 Мая» —6000 т корм, ед., «Луч» —4000, «Победа» — 10 000 т корм. ед. Объемы производства кормов на указанных участках (т корм, ед.): 1-1000, II-2000, III -3000, IV-2500, V-1500, VI —9000, VII— 1000. Стоимость транспортировки кормов с участков в хозяйства в рублях и первоначальное закрепление участков за хозяйствами показаны в таблице 82. ; Транспортная интерпретация задачи: «ресурсы в источниках» (Л, -) — потребности хозяйств в кормах; «потребности в ресурсах» (5,) — объемы производства кормов на различных участках; «удельные транспортные расходы» (С#) — стоимость транспортировки кормов с участков в хозяйства; «транспортируемый ресурс» (Ху) — часть кормов с у-го участка, которая после перераспределения должна потребляться /-м хозяйством; целевая функция — общие транспортные расходы. В результате решения задачи полученные объемы перевозимых кормов с участков делятся на урожайность кормовых культур, вследствие чего можно получить площадь перераспределения земель между хозяйствами. 82. Исходные данные к задаче 15.3
Задача 15.4. При размещении отарных участков в районах развитого овцеводства при круглогодичном использовании сезонных пастбищ необходимо так организовать передвижение отар с участков весенне-летних пастбищ на осенне-зимние, чтобы общая длина перегонов была минимальной. Расстояния между участками весенне-летних и осенне-зимних пастбищ и другие исходные данные приведены в таблице 83. 83. Исходные данные к задаче 15.4
Если задача решается в предположении, что на всех пастбищах запасы кормов используются полностью, то транспортная интерпретация задачи такова: «ресурсы в источниках» (Л;) —запасы кормов на весенне-летних участках; «потребности в ресурсах» (5,) — запасы кормов на осенне-зимних участках; «удельные I ранспортные расходы» (С0 — расстояния между участками весенне-летних и осенне-зимних пастбищ; «транспортируемый ресурс» (Ху) — количество овец, перегоняемых с /-го весенне-летне-к> пастбища нау'-е осенне-зимнее пастбище. Заметим, что в ходе решения задачи можно оперировать не количеством животных, а объемом кормов, который потребляют овцы, перегоняемые с /-го нау'-е пастбище. За целевую функцию может быть принята общая длина перегонов овец (с учетом предыдущего замечания можно оперировать не реальной длиной перегона, а величиной, пропорциональной ей). По этим примерам можно ориентировочно представить перечень землеустроительных задач, решаемых распределительным методом: определение оптимальных маршрутов перевозки грузов с закреплением гуртовых и отарных пастбищных участков за фермами, объемов перевозки продукции (семян, кормов, органических удобрений) между производственными центрами, севооборотами, угодьями, перераспределение сенокосов между бригадами и т. п.; рациональное размещение культур на участках различного плодородия (например, установление состава культур в севооборотах при заданном размещении последних, ежегодное размещение культур по рабочим участкам и т. п.); оптимальное размещение угодий и севооборотов на различных по качеству и местоположению участках с уточнением намечаемой трансформации земель; устранение чересполосицы, вкрапливаний и других недостатков землевладения и землепользования; определение размера и структуры сырьевых зон промышленных предприятий, перерабатывающих или хранящих сельскохозяйственную продукцию (сахарных, спиртовых, крахмалопаточ-ных, эфиромасличных, консервных заводов, хлопкоочистительных пунктов, элеваторов, токов, калибровочных центров) в схемах землеустройства; составление оптимальных планов перехода к запроектированным севооборотам при внедрении прогрессивных систем землевладения в хозяйствах. Существует определенный порядок решения задач распределительным методом: постановка задачи с формулировкой цели; сбор исходной информации и ее обработка; заполнение исходной матрицы и составление первоначального опорного плана; вычисление цены опорного плана и его анализ на оптимальность; последовательное улучшение плана (до получения оптимального); контроль результатов полученного решения. Существует много методов решения задач распределительного типа; мы рассмотрим лишь основные из них. 15.2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПОРНОГО ПЛАНА В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ Нетрудно заметить, что задача (15.1 — 15.5) является частным случаем общей задачи линейного программирования и в принципе ее можно было бы решать симплекс-методом. Однако специфический вид транспортной модели (ограничения только типа «=», все коэффициенты при неизвестных в левых частях ограничений равны 1 или 0) позволил разработать для транспортных моделей более быстродействующую модификацию симплекс-метода. При изучении и применении этого метода полезно использовать стандартное табличное представление транспортной модели, в котором отражается вся исходная информация задачи (табл. 84).
|