Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оптимальное решение двойственной задачи
1 Я (осн.) 1000 — 78, 6 6, 47 0 -1, 84 0, 844 0 -0, 012 2 уг (осн.) 11000 — 35, 7 5, 88 0 0, 16 -0, 16 0 -0, 024 3 у4 (осн.) 1400 - 8, 57 1, 97 0 -0, 0008 0, 0008 0 -0, 55 4 ут (изб.) - 5 ^' 8, 93 1, 04 0 0, 007 -0, 007 0, 025 -0, 064 5 ^'(осн.) -1000 - 8, 93 1, 04 -1 0, 007 -0, 007 0, 025 -0, 064 Индексная строка (Щ-В) 474500 -19590 0 -53 -947 -25 -1327 полнота симплекс-таблицы: симплекс-таблица, соответствующая прямой задаче, содержит всю информацию о решении двойственной и наоборот. Свойство взаимодвойственности достаточно очевидно. Если двойственную задачу рассматривать в качестве прямой и применить к ней правила построения двойственной, то, как нетрудно заметить, мы получим исходную прямую задачу. Теорема двойственности непосредственно иллюстрируется приведенными таблицами. Так, для задачи (4.6) 2ор{ = Жор1 = 6980; для задачи (4.7) 2ор( = Жор( = 47 450. В справедливости утверждения о полноте симплекс-таблиц прямой и двойственной задач нетрудно убедиться, сравнивая их попарно. Специально укажем на соответствие между элементами индексной строки прямой задачи, расположенными в столбцах небазисных дополнительных переменных, и значениями основных двойственных переменных, попавших в базис оптимального решения двойственной задачи. Так, в таблице 76 значения элементов индексной строки для остаточных переменных х5, хв (порожденных соответственно 1-м и 2-м ограничениями прямой задачи 4.6) равны ассоциированным с этими ограничениями основным двойственным переменным уь " у2- Аналогичное утверждение можно сделать и относительно элементов индексной строки прямой задачи 4.7, соответствующих избыточной переменной х5 и остаточным переменным хв, х7, х$. Значения этих элементов совпадают со значениями ассоциированных с соответствующими ограничениями двойственных переменных (ср. табл. 78 и 79). Методы анализа оптимальных решений, основанные на взаимосвязях прямой и двойственной задач, подробно рассмотрены в главе 16. Контрольные вопросы и задания 1. Сформулируйте общие требования к задачам, решаемым методами линейного программирования. 2. В чем состоит практическое значение линейного программирования? Каковы его преимущества перед традиционными способами проектирования и экономического обоснования проектных решений? 3. Назовите основные виды алгоритмов линейного программирования и охарактеризуйте кратко их суть. 4. Назовите основные составные части модели линейного программирования. 5. Укажите, какие аспекты землеустроительного проектирования отражают: система линейных ограничений; целевая функция. 6. Как записывается целевая функция общей задачи линейного программирования? 7. Приведите общий вид системы ограничений задачи линейного программирования. Какова стандартная форма записи ограничений? 8. Какие виды землеустроительных задач сводятся к общей задаче линейного программирования? Приведите соответствующие примеры. 9. Назовите основные этапы постановки задачи линейного программирования. 10. Как обычно записывают ресурсные ограничения в задачах линейного программирования? Приведите примеры. 11. Какой вид обычно имеют ограничения, учитывающие плановые задания по производству продукции? Приведите примеры. 12. Каков общий вид ограничений по кормам? Какие разновидности ограничений по кормам вы можете назвать? 13. Что такое избыточность системы ограничений? Приведите соответствующие примеры для случая ограничений по кормам. 14. Каковы основные особенности табличного представления задач линейного программирования? 15. Что называется каноническим видом (представлением) задачи линейного представления? 16. Каким образом задача линейного программирования может быть приведена к каноническому виду (представлению)? 17. Перечислите разновидности дополнительных переменных. 18. Как привести к каноническому виду ограничение типа «>»? Каков экономический смысл избыточной переменной? Приведите примеры. 19. Как преобразовать к каноническому представлению ограничение типа «<»? • Каков экономический смысл остаточной переменной? Приведите примеры. 20. В ограничения какого типа вводят искусственные переменные? Какова цель их введения в каноническую запись задачи? 21. Как получить опорное решение задачи линейного программирования, используя ее каноническое представление? 22. С какими коэффициентами входят в выражение для целевой функции в каноническом представлении остаточные и избыточные переменные? 23. Каким образом необходимо включать в выражение для целевой функции искусственные переменные в задачах на минимум и на максимум целевой функции? 24. Какими методами решаются общие задачи линейного программирования? 25. Что такое область допустимых значений (ОДЗ) основных переменных задачи линейного программирования? Чем определяются границы ОДЗ? 26. Приведите пример графического изображения области допустимых значений задачи линейного программирования, в которой число основных переменных равно двум. 27. Как геометрически изображается целевая функция задачи линейного программирования, в которой число основных переменных равно двум? 28. Что такое линия уровня целевой функции? Приведите пример уравнения для линии уровня. 29. Какому расположению линии уровня целевой функции соответствует оптимальное решение задачи линейного программирования? 30. Что такое допустимое базисное решение задачи линейного программирования? Каким точкам области допустимых значений соответствуют базисные решения? 31. Каким должно быть число базисных переменных в базисном решении? 32. Перечислите правила построения первой симплекс-таблицы. 33. Чему равен нулевой элемент индексной строки симплекс-таблицы? 34. В чем смысл итерационной процедуры симплекс-метода? 35. Назовите последовательность шагов одной итерации симплекс-метода. 36. Как на основании анализа индексной строки симплекс-таблицы можно определить, оптимально полученное решение или нет? 37. Как определяется ключевой (разрешающий) столбец симплекс-таблицы на данной итерации? 38. Как определяют вводимую в базис переменную? 39. Как определяют ключевую (разрешающую) строку симплекс-таблицы на данной итерации? 40. Как определяют выводимую из базиса переменную? 41. Приведите формулы для расчета элементов новой симплекс-таблицы при частичной замене базиса. 42. Как осуществляется контроль вычислений при определении оптимального решения задачи линейного программирования? 43. Какую задачу называют двойственной задачей линейного программирования? Какая форма представления прямой задачи используется при построении двойственной? 44. По какой схеме строится двойственная задача? Что такое «двойственные переменные, ассоциированные с ограничениями прямой задачи»? 45. К какому виду можно привести двойственную задачу, если в прямой задаче псе ограничения относятся к типу «<» и целевая функция максимизируется? 46. Как связаны между собой решения прямой и двойственной задач? Глава 15 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (ТРАНСПОРТНАЯ) МОДЕЛЬ 15.1. ПОСТАНОВКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Некоторые широко применяемые методы линейного программирования приспособлены для решения определенного класса задач; их использование дает большие преимущества по сравнению с симплекс-методом (применимым для любых задач линейного программирования). Наиболее распространенным из них является распределительный метод, позволяющий в ряде случаев существенно упростить расчеты, повысить точность вычислений и снизить затраты времени на ввод исходной информации. Идея этого метода принадлежит отечественным ученым (А.Толстой, Л.В.Канторович), которые в 1939—1940гг., по существу, поставили и решили транспортную задачу с использованием метода потенциалов. Аналогичный метод, отличающийся лишь небольшой деталью, был предложен независимо в 1951г. американским ученым Дж. Данцигом и назван им модифицированным распределительным методом (в зарубежной литературе он называется методом МОБ1). Первоначально распределительный метод применялся в задачах, связанных с транспортировкой грузов, их распределением между несколькими пунктами отправления и приема; поэтому он известен также под названием «транспортная задача». Суть ее заключается в следующем. Заданы т источников ресурса и п пунктов его потребления. Запасы ресурса в источниках составляют А-„ /= \,..., т, потребности — Вр ]= 1,..., п. Стоимость транспортировки единицы ресурса от /-го источника ку'-му потребителю— Су, ху — количество ресурса, транспортируемого от /-го источника ку'-му потребителю. Требуется определить такие значения ху, при которых общие транспортные расходы будут минимальны. Задача предполагается сбалансированной; общий запас ресурса у поставщиков и общий спрос на него у потребителей равны: Т п /=1 у=1 Такую задачу называют закрытой; если же этот баланс не выдерживается, транспортная задача является открытой. С учетом условия сбалансированности модель транспортной задачи может быть сформулирована следующим образом. Целевая функция: 2= 2СуХу-> тт. (15Л) Ограничения по запасам: П 2>, у=4-, 1=Ъ-, т. (15.2) /=1 Ограничения по потребностям: Т %Ху = Вр У=1,..., «. (15.3) / = 1 Условие баланса: Т п Х4= X5/- (15.4) (= 1 у'=1 Условия неотрицательности: х, 7> 0, /= 1,..., т, у'=1,..., и. (15.5) Из данной модели видны важнейшие отличительные особенности распределительных (транспортных) задач: условия задачи описываются только уравнениями (в симплексном методе ограничения задачи описывались и неравенствами); все переменные выражаются в одних и тех же единицах измерения; во всех уравнениях коэффициенты при переменных равны единице; каждая переменная встречается только в двух уравнениях системы ограничений: в одном по строке (по запасам) и в одном по, столбцу (по потребностям). Целевая функция 2 выражает суммарные расходы на транспортировку груза. Ограничения типа (15.2) и (15.3) означают, что' сумма ресурса, забираемого из /-го источника, должна быть рав- на запасу ресурса в нем и что сумма ресурса, доставляемого у'-му потребителю, должна быть равна его потребности. Величины С» могли бы выражать не транспортные расходы, а, например, прибыль от транспортных операций. В этом случае также была бы возможна постановка задачи такого же типа, но с максимизацией целевой функции. Сфера применения транспортных моделей, несмотря на, казалось бы, их специфический характер, очень широка. С их помощью можно моделировать реальные задачи отнюдь не только «транспортного» содержания. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих это утверждение. Задача 15.1. При землеустроительном обследовании в хозяйстве было выделено 5 участков с различным плодородием, пригодных для трансформации угодий. Площади этих участков 250, 100, 520, 310 и 130 га. По проекту на них намечается разместить кормовой севооборот площадью 600 га, полевой — 560 га, улучшенные сенокосы — 150 га. Необходимо так распределить севообороты и угодья по участкам, чтобы чистый доход был максимальным. Дополнительная информация приведена в таблице 80.
|