Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Табличная форма представления транспортной модели
Для формализованного изложения методов решения транспортной задачи сформулируем основные понятия, родственные введенным для общей задачи линейного программирования. Допустимым решением транспортной задачи называется такая совокупность значений величин Ху, /= \,..., т, ]= \,..., п, для которой выполняются все ограничения. Допустимое решение, при котором целевая функция достигает минимума (максимума), называется оптимальным. Среди допустимых решений выделяют оазисные, в которых не более (т+п— I) величин Ху отличаются от нуля, а остальные строго равны нулю. Наличие таких решений—общее свойство задач линейного программирования; ко-мичество ненулевых переменных в базисном решении не может превышать числа независимых ограничений. В данном случае в идаче имеется (т + п) ограничений типа (15.2), (15.3), но с учетом балансового условия (15.4) независимых ограничений остается только (т+п—1). Следовательно, в базисном решении транспортной задачи должно быть не более (т+п— 1) ненуле-пых переменных. Как и в общей задаче линейного программиро- вания, при поиске оптимального решения транспортной задачи можно ограничиться анализом только базисных решений. В матричном представлении задачи (табл. 84) клетки, в которых величины Хц отличны от нуля, называют занятыми, а все остальные — свободными. Таким образом, любое базисное решение содержит не более (т +п— 1) занятых клеток. Если число занятых клеток (Кзш) в точности равно (т +п— 1), решение называется невырожденным, в противном случае — вырожденным. Поскольку в рассматриваемом ниже алгоритме мы будем оперировать только базисными решениями, то в ходе решения для контроля необходимо рассчитывать величину Кзш. Если ^зан > (т + п — 1)> то решение на очередной итерации найдено неверно и необходимо искать ошибку. В вырожденном решении некоторые базисные переменные равны нулю; соответствующие им клетки заполняются нулями и считаются условно занятыми. Итерационная процедура решения транспортной задачи, как и в общей задаче линейного программирования, начинается с поиска хотя бы одного допустимого базисного решения; его также называют опорным решением (планом). Затем опорный план проверяется на оптимальность, при необходимости улучшается (с заменой одной из базисных переменных) и т. д. В отличие от первого опорного плана симплекс-метода, имеющего чисто условный характер, распределительный метод предполагает составление реального опорного плана; методы его нахождения очень важны. Чем ближе опорный план к оптимальному, тем меньше итераций необходимо будет произвести для достижения оптимального решения, тем меньше затраты времени и выше точность вычислений. Существует несколько методов нахождения опорного решения; любой из них позволяет сделать это, но они существенно различаются по количеству вычислительных операций, которые необходимо осуществить, и по степени близости опорного решения к оптимальному. Как правило, чем проще метод, тем хуже опорное решение (хотя не всегда это так). Мы рассмотрим два наиболее часто используемых на практике метода: один из простейших — метод минимального (максимального) элемента, полезный прежде всего в дидактическом отношении, и метод аппроксимации, требующий более сложных вычислений, но дающий опорное решение, более близкое к оптимальному.
|