Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет транспортных затрат на перевозку рабочих
Номер подразделения А = ВпК-, 2_ Е пробег автомобиля, км А Стоимость 1 км пробега автомобиля, РУб. С Стоимость перевозки рабочих, руб.
Переезды сельскохозяйственной техники к месту работы и обратно на стоянку совершаются только в начале и конце рабочего дня или в случае необходимости ремонта агрегатов в рабочее время (независимо от того, завершена или нет операция, выполняемая на данном поле). Такие переезды могут быть сведены к минимуму, если оставлять тракторы до следующей смены в поле. Именно так и поступают механизаторы, особенно при двухсменной работе. Поэтому при обосновании проекта, по мнению Я. М. Цфасмана, эти переезды в расчет можно не принимать (как не зависящие от количества полей и севооборотов). Переезды с одного поля на другое совершаются после окончания каждого вида работ независимо от того, кончилась смена (рабочий день) или нет. Они всецело зависят от числа полей, а значит, и от числа севооборотов, обслуживаемых определенной группой трак- торов. Число таких переездов равно суммарному количеству всех видов механизированных работ, выполняемых в разное время и в каждом поле, умноженному на число полей, обслуживаемых определенной группой тракторов. При закреплении сельскохозяйственной техники за каждой бригадой, что возможно при достаточном объеме механизированных работ, холостые переезды будут совершаться в пределах территории данной бригады. В случае же обслуживания агрегатами нескольких бригад число переездов и их среднее расстояние возрастают. Путь минимален при переезде на смежное поле, максимален — при переезде на наиболее удаленное. Общая протяженность холостых переездов агрегатов (Т) может быть определена по следующей формуле: Т - П1ах Пд где 5тах —расстояние между наиболее удаленными полями по дорогам, км; п — количество переездов (равно сумме всех видов механизированных работ на всех полях); а —среднее количество агрегатов, совместно работающих в одном поле при выполнении отдельных операций. В тракторо-часах эти затраты составляют где V —скорость движения тракторного агрегата, км/ч. В стоимостном выражении значение 7^ или Тч получают путем умножения на соответствующий норматив. Для определения величины п используют данные приложения 6. При расчете затрат на холостые переезды сельскохозяйственной техники с поля на поле после окончания работ и на подготовку к переездам (Зхол) может использоваться следующая зависимость: где а —число совместно работающих агрегатов; /— время, необходимое для подготовки агрегатов к переезду, ч; уа — транспортная скорость движения агрегатов; Л —среднее расстояние переездов, км; (/—число полей, занятых одноименной культурой; С — стоимость одного километра переезда, руб. Общие затраты на холостые передвижения сельскохозяйственной техники при возделывании сельскохозяйственных культур определяют путем суммирования холостых переездов комплексов, звеньев, рабочих групп, формируемых в полевой период (пахотных, посевных, уборочно-транспортных и др.). 3. ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА Одним из обобщающих показателей хозяйственной деятельности является себестоимость производимой продукции. Анализ показывает, что на ее формирование влияют не только экономические факторы (техническая оснащенность, фондо- и энерговооруженность и др.), но также природные условия и прежде всего производительные и территориальные свойства земли. Производительные свойства земельных участков характеризуют качество и уровень плодородия почв. К ним относятся: типы и виды почв, их механический состав, степень эродированности, уровень увлажненности и т. д. Данные свойства в комплексе находят свое выражение в урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности угодий. Где бы ни были расположены участки земли с равными производительными свойствами, при одном и том же уровне агротехники на них будет получена равная урожайность сельскохозяйственных культур. Территориальные свойства земельных участков, напротив, характеризуют пространственные условия землевладений и землепользовании. К ним относятся: удаленность участков от хозяйственных центров, средний размер участков (контуров), их разобщенность и изрезанность, распаханность угодий, технологические и культуртехнические свойства (крутизна склонов, каменистость, механическое сопротивление почв и др.), качество дорог и т. д. Производительные свойства земли влияют на себестоимость продукции в нескольких направлениях. С одной стороны, на более плодородных землях при равных затратах труда и денежно-материальных средств создается большее количество продукции, а издержки производства единицы продукции меньше, чем на менее плодородных. С другой стороны, для получения равного урожая на худших по плодородию землях требуются добавочные вложения труда и затраты на удобрения, машины, мелиорацию и т. д. Таким образом, во-первых, равные затраты относятся на больший или меньший урожай, а во-вторых, разные издержки производства соотносятся с равной урожайностью. Возможны и другие комбинации факторов при формировании себестоимости продукции растениеводства, отражающие сочетание экстенсивного и интенсивного направлений развития производства. Указанную закономерность можно проследить по данным табл. 26. Из таблицы видно, что, например, в хозяйствах 1-го земельно-оценочного района Горьковской области за счет более высокого плодородия почв урожайность основных сельскохозяйственных культур повышается, а себестоимость продукции снижается. В сельскохозяйственных предприятиях Московской области для по- лучения равного урожая на худших по плодородию землях требуется затратить больше средств, чем на более плодородных участках. 26. Влияние качества земель на себестоимость продукции (1986—1990 гг.)
В связи с постоянным изменением цен и условий хозяйствования в 1991 —1999 гг. в абсолютном выражении данные зависимости изменились, но тенденция увеличения себестоимости при ухудшении качества земель сохранилась. Например, в 1999 г. в хозяйствах Московской области себестоимость фуражного зерна на лучших землях находилась в пределах 1900—2350 руб. за 1 т, а на худших землях — 2200—2850 руб. за 1 т (в 1998 г. эти цифры составляли соответственно 520—580 и 620—710 руб. за 1 т). Эти данные согласуются с проведенными нами ранее исследованиями [10, с. 179—192]. Из территориальных свойств земли на себестоимость продукции наибольшее влияние оказывают удаленность земельных участков от хозяйственных центров и контур-ность угодий (в данном случае мы рассматриваем только внутрихозяйственные перевозки). Увеличение расстояний переездов, мелкоконтурность угодий, сложная конфигурация обрабатываемых массивов, их неудовлетворительное культуртехническое состояние (засоренность камнями, закустаренность, залесенность и др.) приводят к потерям рабочего времени на дополнительные переезды, повороты и заезды сельскохозяйственной техники, повышенному износу машин, расходу топлива. Как следствие, снижается производительность машинно-тракторных агрегатов, увеличиваются сроки выполнения полевых работ, возрастают потери и себестоимость продукции. О влиянии удаленности полей от усадьбы на себестоимость продукции можно судить по группировке ряда сельскохозяйственных предприятий Московской области (табл. 27). 27. Влияние удаленности полей от хозяйственных центров на себестоимость продукции полеводства в хозяйствах Московской области, руб., у. е. за 1 ц
Из таблицы видно, что с увеличением расстояний до хозяйственных центров затраты на возделывание сельскохозяйственных культур также существенно возрастают. Фактические затраты на внутрихозяйственные перевозки по типичным хозяйствам Московской области показаны в табл. 28.
|