Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Затраты времени на холостые перегоны животных
Расстояние от загонов до водопоя, км Длина холостых перегонов, м Затраты времени % к общей продолжительности пастьбы
1, 0 1, 5 2, 0 2, 5 3, 0
Уже в начале изучения математических средних расстояний было доказано их существенное отличие от реальных, поскольку их рассчитывали при следующих допущениях: грузоемкость на всех частях территории одинакова; все передвижения между отдельными частями территории и хозяйственным центром совершаются по кратчайшим расстояниям (то есть по прямым линиям, без учета существующей в хозяйстве дорожной сети); хозяйственный центр принимается за математическую точку; вся территория представляет собой одно угодье. Как уже отмечалось ранее, для указанных допущений К. Н. Сазонов дал общую формулу математического среднего расстояния где Р— площадь земельного массива; К; —коэффициент, учитывающий положение хозяйственного центра относительно землепользования и соотношения сторон в нем. Значение Кх определяется следующим образом. Например, если землепользование имеет форму круга с населенным пунктом (хозяйственным центром), расположенным в его центре, то мате- матическое среднее расстояние равно К = —г, где г — радиус круга. Следовательно, г = —К; площадь круга с таким радиусом будет 9 1
равна Р = —пК, откуда К 4 3 V л Впоследствии В. Я. Заплетин широко использовал эту формулу [18, с. 9—11; 15, с. 31]. Он же предложил методику и дал примеры расчета дорожного коэффициента (К2), обеспечивающего переход от математического к реальному (определяемому по дорогам) расстоянию (табл. 19). 19. Пример вычисления дорожного коэффициента (Кг)
Формула для расчета реального среднего расстояния (К) имеет следующий вид: Дорожный коэффициент показывает, во сколько раз путь по дорогам к данному земельному участку длиннее пути по прямой. Колебания его весьма значительны и зависят от конфигурации участка, расположения хозяйственного центра, размещения дорог и т. д. Для определения дорожного коэффициента и установления закономерностей его изменения В. Я. Заплетиным был взят прямоугольник площадью 2000 га (условно это была площадь, закрепленная за бригадой; рис. 4). В приведенном примере при равновеликости грузосборочных участков реальное среднее расстояние от этих участков до хозяйственного центра составляет 3, 75 км, математическое — 2, 77 км. Отсюда средний дорожный коэффициент для земельного участка К, 3, 75 277 = 1, 36.
< Э Хозяйственный центр — Дорога * Центр тяжести участка ^ Направление движения к дороге , 2 Номера полей (грузосборочных участков) ■ ■ ■ ■ Расстояние до центра участков по прямой Рис. 4. Схема определения средних расстояний В данном случае за математическое расстояние принималась длина отрезка прямой от хозяйственного центра до центра тяжести грузосборочного участка, а за реальное — длина того же пути по дорогам. Среднее расстояние вычислялось как среднеарифметическая величина, поскольку грузооборот со всех участков считался одинаковым. В общем случае работа по транспортировке грузов определяется как произведение массы грузов на пройденное ими расстояние. Если обозначить массу грузов с отдельных участков через я! ],..., т„, а расстояние до этих участков через гь..., г„, тогда общая работа И7 составит \У '= т\Г[ +... + т„г„. Если грузоемкость площади участков одинакова, то можно вместо массы грузов взять площадь участков Р{,..., Р„. Тогда общий объем работ будет пропорционален Р\ +... + Р„, а ре-
К- Р1г1+Р2г2 +... + Рпгп р{+р2+...+рп Для расчета площадь предварительно разбивают на элементарные грузосборочные участки, тяготеющие к тому или иному отрезку дороги (такими участками могут быть, например, поля севооборота). На каждом участке находят центр тяжести, из которого опускают перпендикуляр на линию дороги. К среднему расстоянию (по дороге) от усадьбы до перпендикуляра прибавляют его длину. Вычисление реального среднего расстояния можно вести по следующей форме (табл. 20). Профессором В. Я. Заплетиным было показано также, что с увеличением расстояния от земельных участков дорожный коэф-
|