Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Затраты времени на холостые перегоны животных







Расстояние от загонов до водопоя, км


Длина холостых перегонов, м


Затраты времени

% к общей продолжи­тельности пастьбы


 


1, 0 1, 5 2, 0 2, 5 3, 0


 

  1 ч 42 мин  
  2 ч 33 мин  
  3 ч 24 мин  
  4 ч 15 мин  
  5 ч 06 мин  

Уже в начале изучения математических средних расстояний было доказано их существенное отличие от реальных, поскольку их рассчитывали при следующих допущениях:

грузоемкость на всех частях территории одинакова;

все передвижения между отдельными частями территории и хозяйственным центром совершаются по кратчайшим расстояни­ям (то есть по прямым линиям, без учета существующей в хозяй­стве дорожной сети);

хозяйственный центр принимается за математическую точку;

вся территория представляет собой одно угодье.

Как уже отмечалось ранее, для указанных допущений К. Н. Са­зонов дал общую формулу математического среднего расстояния

где Р— площадь земельного массива; К; —коэффициент, учитывающий положе­ние хозяйственного центра относительно землепользования и соотношения сто­рон в нем.

Значение Кх определяется следующим образом. Например, если землепользование имеет форму круга с населенным пунктом (хозяйственным центром), расположенным в его центре, то мате-


матическое среднее расстояние равно К = —г,


где г — радиус круга.


Следовательно, г = —К; площадь круга с таким радиусом будет


9 1

или Л = 0, 376Л

равна Р = —пК, откуда К

4 3 V л

Впоследствии В. Я. Заплетин широко использовал эту формулу

[18, с. 9—11; 15, с. 31]. Он же предложил методику и дал примеры расчета дорожного коэффициента 2), обеспечивающего переход от математического к реальному (определяемому по дорогам) рас­стоянию (табл. 19).

19. Пример вычисления дорожного коэффициента (Кг)

 

 

 

  Среднее расстояние от центра, км  
Грузосборочный       Дорожный
     
участок математическое Л„ реальное (по дорогам) коэффициент (Кг)
  1, 12   1, 75 1, 56
  1, 80   2, 75 1, 53
  2, 69   3, 75 1, 39
  3, 64   4, 75 1, 30
  4, 60   5, 75 1, 25
  4, 60   5, 75 1, 25
  3, 64   4, 75 1, 30
  2, 69   3, 75 1, 39
  1, 80   2, 75 1, 53
  1, 12   1, 75 1, 56
Среднее значение 2, 77   3, 75 1, 36

Формула для расчета реального среднего расстояния (К) имеет следующий вид:

Дорожный коэффициент показывает, во сколько раз путь по до­рогам к данному земельному участку длиннее пути по прямой. Ко­лебания его весьма значительны и зависят от конфигурации участ­ка, расположения хозяйственного центра, размещения дорог и т. д.

Для определения дорожного коэффициента и установления за­кономерностей его изменения В. Я. Заплетиным был взят прямо­угольник площадью 2000 га (условно это была площадь, закреп­ленная за бригадой; рис. 4).

В приведенном примере при равновеликости грузосборочных участков реальное среднее расстояние от этих участков до хозяй­ственного центра составляет 3, 75 км, математическое — 2, 77 км. Отсюда средний дорожный коэффициент для земельного участка


К,


3, 75 277


= 1, 36.



альное среднее расстояние определится по формуле

 

  г*4 ' 6 \ 1 *
! 'Г Г------ ^7-------- ' 1 / * '1-* / • 7 '
РЖ: \" 1Ц 8!
  и/7" Г7" 1
" ^----------------------- :  

< Э Хозяйственный центр

Дорога

* Центр тяжести участка

^ Направление движения к дороге

, 2 Номера полей (грузосборочных участков)

■ ■ ■ ■ Расстояние до центра участков по прямой

Рис. 4. Схема определения средних расстояний


В данном случае за матема­тическое расстояние принима­лась длина отрезка прямой от хозяйственного центра до цен­тра тяжести грузосборочного участка, а за реальное — длина того же пути по дорогам. Сред­нее расстояние вычислялось как среднеарифметическая ве­личина, поскольку грузообо­рот со всех участков считался одинаковым.

В общем случае работа по транспортировке грузов опре­деляется как произведение массы грузов на пройденное ими расстояние. Если обозна­чить массу грузов с отдельных участков через я! ],..., т„, а рас­стояние до этих участков через гь..., г„, тогда общая работа И7 составит

'= т\Г[ +... + т„г„.

Если грузоемкость площади участков одинакова, то можно вместо массы грузов взять пло­щадь участков Р{,..., Р„. Тогда общий объем работ будет про­порционален Р\ +... + Р„, а ре-


 


К-


Р1г12г2 +... + Рпгп

р{2+...+рп


Для расчета площадь предварительно разбивают на элементар­ные грузосборочные участки, тяготеющие к тому или иному от­резку дороги (такими участками могут быть, например, поля сево­оборота). На каждом участке находят центр тяжести, из которого опускают перпендикуляр на линию дороги. К среднему расстоя­нию (по дороге) от усадьбы до перпендикуляра прибавляют его длину.

Вычисление реального среднего расстояния можно вести по следующей форме (табл. 20).

Профессором В. Я. Заплетиным было показано также, что с увеличением расстояния от земельных участков дорожный коэф-



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал