Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Организационные (административно-правовые) и справочно-информационные 5 страница
Во время реформы (с 1991 г.) перераспределение земель осуществлялось в соответствии с Законом о восстановлении прав граждан Литовской Республики на сохранившееся недвижимое имущество и с Земельным законом. В переустройство предусматривалось вовлечь 3, 9 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Землеустроительная служба обеспечивала приватизацию земли, реструктуризацию сельского хозяйства, а также техническое и юридическое оформление новых землевладений и землепользовании. По итогам реформы 38, 1 % землевладельцев получили участки площадью до 5 га, 30, 2 % — от 5 до 10, а 22, 4 % — от 10 до 20 га. Весьма сомнительной представляется возможность организации высокоэффективного товарного производства. В перспективе основной задачей землеустройства станет консолидация (объединение) участков, а также устранение недостатков землевладения и землепользования. В Латвии в 90-е годы была восстановлена частная собственность на землю. Еще в 1990 г. вступили в действие законы об аграрной реформе и о предпринимательстве. Аграрная реформа включала три элемента: земельную реформу, преобразование экономических отношений и системы управления сельским хозяйством. На первом этапе землю предоставляли в пользование, затем — в частную собственность. В настоящее время в Латвии наблюдается многообразие форм собственности и предпринимательства. У каждого есть возможность выбрать приемлемый вариант. Наиболее распространены крестьянские хозяйства — индивидуальные или семейные предприятия. В Эстонии земельная реформа также началась в 1991 г. Земля из исключительной собственности государства перешла в собственность физических и юридических лиц, появились новые формы землевладения и землепользования. Вместо существовавших до земельной реформы 300 крупных колхозов и совхозов к началу 1998 г. в республике появилось 863 сельскохозяйственных товарищества, акционерных общества и около 35 тыс. крестьянских хозяйств. На одно сельскохозяйственное предприятие приходится в среднем 440 га, на один крестьянский — 10, 5 га пашни. По данным Государственного земельного департамента Эстонии, по состоянию на 1 января 1999 г.: возращено отчужденной прежде земли 743 304, 1 га; приватизировано по праву преимущественной покупки 190 232, 1 га; продано на публичных торгах 21 440, 2 га; передано в муниципальную собственность 4495, 4 га; передано в государственную собственность 839 770, 3 га. Всего в земельный кадастр внесено 182 798 учетных единиц общей площадью 1 799 242, 7 га, что составляет 39, 4 % всего земельного фонда республики. Землеустроительные действия в Эстонии осуществляются на основании принятого в 1995 г. Закона о землеустройстве с поправками от 9 июня 1999 г. В соответствии с этим документом землеустройство понимается как «деятельность, целью которой является создание путем проведения землеустроительных действий возможностей для наиболее рационального использования в хозяйственных целях недвижимой вещи» (ст. 2). В состав землеустроительных действий включены: перемежевание, обмен, раздел недвижимой вещи, выявление ограничений в отношении недвижимой собственности, установление границ недвижимой вещи. Лицами, проводящими землеустройство, признаются присяжные землемеры или лица, имеющие соответствующую лицензию. Сведение землеустройства только к мероприятиям по управлению недвижимостью сразу придало ему политическую направленность. Основная цель — приватизация земли отодвинула на второй план организацию земли как главного средства производства. Анализ хода земельной реформы показал, что процесс образования новых землевладений и землепользовании проходит с нарушениями требований экономических и экологических условий хозяйствования. Возврат и приватизация земель осуществляются без предварительно составленных проектов землеустройства, в результате чего вновь созданные землепользования по своим размерам и пространственным условиям имеют существенные недостатки. Задачи, содержание и порядок проведения землеустройства в условиях частной собственности на землю и в условиях проведения земельной реформы имеют существенные различия. При сложившейся частной собственности на землю землеустройство проводится, как правило, на добровольных началах и в интересах отдельных землевладельцев. Согласно Закону о землеустройстве Эстонии при проведении земельной реформы землеустройство является обязательным, если возвращение земли не отвечает землеустроительным требованиям. Но поскольку возвращение земель предусматривается, как правило, в прежних границах, эти землеустроительные требования выполнить практически невозможно. По имеющимся данным, в последнее время земельная реформа в Эстонии приобрела ускоренные темпы (АсташкинА. П. Роль землеустройства в системе управления земельными ресурсами// Труды Международной научно-практической конференции. — Елгава, 1999. — С. 16). Бывшим владельцам возвращено более половины земель, возрастают темпы приватизации земли. За 1998 г. приватизировано земли по преимущественному праву покупки в 1, 5 раза больше, чем за все предыдущие 7 лет. Но при этом не обеспечивается рост эффективности сельскохозяйственного производства; наоборот, в совокупности с другими аграрными преобразованиями земельная реформа привела к резкому падению потенциала сельского хозяйства, его значение как одной из важнейших и традиционных отраслей народного хозяйства утрачивается. Состояние сельскохозяйственных земель ухудшилось, снизился уровень почвенного плодородия, практически прекратились работы по ведению мониторинга земель и осуществлению контроля за рациональным использованием и охраной земель. В республике не используется около 280 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Форсирование земельного передела под давлением политических сил осуществлялось в Эстонии под руководством Земельного департамента как государственного органа по управлению земельными ресурсами. Отсутствие отдела землеустройства в структуре этого органа не позволяет осуществлять земельные отводы достаточно обоснованно. Анализ земельных реформ в странах Восточной Европы и Балтии позволяет сделать следующие выводы. 1. Во всех странах передел земельной собственности и разрушение (реорганизация) крупных сельскохозяйственных предприятий привели к снижению эффективности аграрного сектора. 2. На первом этапе земельных реформ превалировал более или менее единообразный политический подход, основанный на приватизации земельной собственности, насаждении мелкотоварных фермерских хозяйств с увеличением числа земельных собственников, разрушении государственных и кооперативных предприятий в ущерб экономической эффективности производства. Частично теоретической основой таких преобразований был принцип «шоковой терапии». 3. Во всех странах был нарушен принцип устойчивости землепользования, в короткие сроки осуществлен переход к новой структуре землевладений и землепользовании со значительным удельным весом мелких крестьянских хозяйств площадью до 5 га (табл.7). При этом страны, сохранившие в основном крупные хозяйства (Чехия, Словакия, частично Венгрия, Болгария), имеют объективно лучшие условия для выхода из аграрного кризиса и менее болезненно перенесли последствия земельного передела. 7. Группировка хозяйств стран Восточной Европы по земельной площади, %*
* Аёпси1шга1 РоШлез. Магке: $ апд Тгаде т Тгапзкюп Есопогше5/Мош1опп§ ап< 1 Еуа1иапоп.-Раш: ОЕСЭ, 1996. 4. Первоочередной задачей земельной реформы считались изменение законодательства, создание систем земельной регистрации и земельного кадастра с целью закрепления и охраны прав новых собственников. При этом повсеместно нарушались требования землеустройства, вследствие чего недостатки землепользования (парцелляризация, нарушение природоохранных норм, разрушение мелиоративных систем, чересполосица, дальноземелье и др.) приняли массовый характер. Опыт земельных реформ в регионе лишний раз подтвердил, как важно исходить не из идеологических шаблонов, а из реальных потребностей экономики и общепризнанных правил землеустройства. 7. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Большое значение при реализации земельной политики в западноевропейских странах имеют меры экономического характера — налогообложение, субсидирование, кредитование. Основу земельных отношений в этих странах составляет частная собственность на землю, на которой в основном базируется (за некоторыми исключениями) и фермерское хозяйство. Эта система сложилась еще в XIX в. под влиянием французской революции 1789 г. Отмена феодальных привилегий и последующие реформы сделали крестьян — основных производителей сельскохозяйственной продукции — частными собственниками своих земель. Формально частная собственность на землю отсутствует лишь в Великобритании, где аналогичный статус обозначается как поместье, наследуемое без ограничений, что фактически подразумевает абсолютное право владения землей, несмотря на то, что формально она принадлежит государству. Развитие этой системы позволило в странах Западной Европы решить ряд вопросов: создать новый социальный слой фермеров за счет разрушения феодального землевладения; обеспечить защиту и личную независимость фермеров, поскольку они могут свободно распоряжаться землей и произведенной продукцией; увеличить производительность сельского хозяйства за счет повышения заинтересованности фермерства в росте производства; предоставить фермерам возможность получения под залог земли, находящейся в собственности; обеспечить фермеру свободу действий в отношении использования земли, передачи ее в аренду, по наследству и т. д. Приобретение крестьянами права собственности на землю осуществлялось по-разному; использовались методы частичной экспроприации земель, экономического регулирования землевладения и землепользования (за счет дифференцированного налогообложения, субсидирования и др.), законодательные акты, ограничивающие максимальный размер землевладения. В конце концов в большинстве стран региона (Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция и др.) возник свободный рынок земельных ресурсов, цены на котором определяются спросом и предложением. Есть, однако, страны (например, Германия), где рынок сельскохозяйственных угодий находится под контролем государства. Главная цель такого контроля — предотвращение спекулятивных сделок с землей. Учитывая, что интересы покупателя и продавца в отношении цены земли не совпадают (покупатель стремится к тому, чтобы цена приближалась к стоимости земли с низким уровнем продуктивности, а продавец ожидает назначение максимальной рыночной цены), правительство Германии приняло решение, что все соглашения о це- нах ниже 150 % средней стоимости земли аналогичного качества, которые были назначены другими фермерами, не противоречат закону (Липски Э. Э. Роль налогообложения и кредитования фермеров в земельных реформах и в системах землепользования в странах ЕЭС. Доклад на семинаре ФАО. - М.: ВАСХНИЛ, 1991. - С.7). Большое значение имеют работы по комассации (объединению) земельных угодий с целью укрупнения земельных участков фермеров, сведения их в крупные массивы и сокращения их числа, а также землеустроительные работы по укрупнению ферм. Это объясняется политикой государства, направленной на поддержку фермеров, число которых постоянно уменьшается. Так, по статистическим данным, в Германии ежегодно исчезает 16, 7 тыс. фермерских хозяйств, хотя лишь 0, 1 % из них ликвидируется в результате банкротства. В Швеции за период с 1950 по 1990 г. число землевладений сократилось с 300 тыс. до 98 тыс., а средний размер обрабатываемых земель, приходящихся на одно землевладение, увеличился с 12 до 27 га. В 90-е годы количество фермеров сократилось еще на 20 %. К основным инструментам регулирования земельных отношений в странах Западной Европы относятся налогообложение, кредитование и субсидирование. Фермеры платят подоходный налог, земельный налог (или налог на недвижимость), на переход земельной собственности или недвижимости к другому лицу и на прирост капитала (недвижимости). Политика взимания подоходного налога различна. Так, в Германии, Бельгии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге для сельскохозяйственных предприятий имеется особое законодательство по удержанию подоходного налога, отличное от промышленных предприятий. В основе исчисления налога лежат расчетные данные или материалы бухгалтерского учета. Этот налог обычно имеет прогрессивный характер, и его ставка зависит от доходов фермы, но, как правило (особенно для мелких ферм), очень невысока. В других странах (Дания, Нидерланды, Великобритания) законодательство по подоходному налогу не признает особого статуса сельского хозяйства, налоговые декларации фермеров принимаются на общих основаниях (хотя они и имеют ряд специальных льгот). В большинстве стран земельный налог относится к категории местных налогов; он взимается с земли (со строениями или без них). Экономическое положение лица (его общий доход) при этом не учитывается. Базой налогообложения, как правило, служит стоимость земли, определяемая в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий и с учетом рыночных цен. Методика оценки в разных странах далеко не одинакова. Например, в Германии, Франции, Италии, Бельгии фермеры оказываются в благоприятном положении, так как оценочные нормативы не меняются длительное время и налог взимается с цены земли, намного уступающей рыночной. Напротив, в Дании и Швеции землю для целей налогообложе- ния регулярно переоценивают с учетом спроса и предложения. В Великобритании земельный налог традиционно мал, но здесь выше налоги на переход недвижимости в другие руки и налог на прирост капитала. Большое значение в странах Западной Европы имеют системы кредитования и субсидирования фермеров, а также различные правительственные программы поддержки фермеров (или их кредитования). Развитая банковская система (кредитные банки, банки сельскохозяйственной ренты, банки кредитования поселков и земельной ренты, кооперативные банки, сберегательные банки, земельные и крестьянские банки и т. д) облегчает заемщику поиск наиболее удобной для него формы кредита. При проведении земельной политики, разрешении земельных споров, регистрации землевладений и землепользовании, охране земельных прав важную роль играют земельные суды. В целом в регионе преобладают фермерские хозяйства небольших размеров по земельной площади с малым числом занятых основных работников (табл. 8). 8. Размер ферм и количество занятых в них постоянных работников в странах Западной Европы (1993 г.)* Страна Размер фермы, га Занято работников на одной ферме, чел. Занято работников на 100 га с.-х. угодий, чел.
6, 2 3, 7 4, 6 17, 8 3, 9 3, 6 5, 5 11, 0 4, 5 10, 8 9, 3 14, 2 7, 5 4, 1 2, 5 5, 6 * 31ап$1$сЬе$ 1апгЪисп иЬег Егпапгип§, 1_апсгл'1гт$спап: ипй РиПег < 1ег В1Ш. — 1995. - 3. 424-425. Благодаря высокой интенсификации и специализации производства, прекрасной технической оснащенности, использованию новейших достижений научно-технического прогресса эти хозяйства добиваются высокой экономической эффективности и конкурентоспособны на мировых рынках. Но и в таких условиях государственная поддержка очень важна. Суммарные затраты по возделыванию культур на 1 га обрабатыва- емой площади из-за избыточной технической оснащенности (каждый фермер хочет быть независимым и иметь свою технику), высоких цен на энергоносители очень велики. Снижение себестоимости продукции оказывается возможным только при высокой урожайности культур, но ее увеличение ограничивается необходимостью воспроизводства почвенного плодородия и другими экологическими нормативами. Таким образом, в странах Западной Европы: в основе земельной политики лежат охраняемые законом стабильные отношения собственности на землю, что делает фермера лично заинтересованным в увеличении производства продукции и росте плодородия почв; земельная политика всегда опирается на адекватный экономический механизм ее реализации (включая налогообложение, кредитование, субсидирование); периодически производится корректировка земельного законодательства, что обеспечивает комплексное решение назревших проблем; действует мощная и хорошо отлаженная инфраструкрура, включающая как государственные, так и частные учреждения, предприятия, организации (земельные банки, земельные суды, земельные биржи, землеустроительные службы, информационные системы, налоговые инспекции, регистрационные бюро, различные земельные агентства и т. д.). Анализ роли землеустройства в ходе земельных реформ позволяет сделать следующие выводы. 1. На всех исторических этапах общественного развития землеустройство является орудием в руках государства, предназначенным для укрепления прав собственности на землю и организации ее использования в интересах господствующих классов, проведения в жизнь государственной земельной политики. 2. Успех земельных реформ обеспечивался только в тех случаях, когда государство создавало новые или укрепляло существующие землеустроительные органы, создавало соответствующую законодательную базу, осуществляло финансирование землеустройства и подготовку кадров. 3. Преследуя первоначально чисто технические и юридические цели по измерениям, отводам, отграничению земель и закреплению прав земельной собственности, землеустройство в последующем перерастает в сложное и многогранное социально-экономическое явление. Экономические интересы землевладельцев и землепользователей удовлетворяются не только путем закрепления и охраны их прав. Закономерно возникают вопросы, связанные с плодородием и местоположением земель, конфигурацией, составом угодий и т. д. Тем самым землеустройство приобретает организационно-хозяйственное содержание и начинает непосредственно влиять на экономику устраиваемых хозяйств. 4. Землеустройство как инструмент экономической и аграрной политики государства подкрепляется, как правило, другими экономическими, организационными и техническими мерами: инвестиционной политикой, экономическим и политическим стимулированием, организацией переселения, мелиорацией земель и т. д. 8. ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В условиях рынка содержание и задачи землеустройства существенным образом изменяются. Земля становится не только главным средством производства, пространственным базисом, природным ресурсом, но превращается также в объект недвижимого имущества и в товар. Возникают новые функции землеустройства, в том числе: формирование рыночного земельного фонда с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, определением их качественных и стоимостных характеристик; оценка всех земель, установление спроса и предложения на землю и отслеживание динамики земельного рынка; осуществление операций с землей (разделение, объединение, предоставление, изъятие и др.), выдача документов, удостоверяющих права на землю; регистрация земельных сделок; обеспечение реализации прав собственности на землю экономическими и правовыми мерами, определение особых режимов и условий использования земли; подготовка необходимой информации при передаче прав собственности, налогообложении, применении мер экономического стимулирования и экономических санкций. Включение земли в товарный оборот требует создания законодательной (правовой) и экономической базы, сложной инфраструктуры земельного рынка (регистрационных и кадастровых бюро, земельных банков, земельных судов и т. д.), реорганизации системы земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства. Расширяется состав землеустроительных действий, усложняются землеустроительный процесс и документация, изменяются цели землеустроительной службы, ее функции и задачи, возникает необходимость в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. Для упорядочения рыночных земельных отношений, предотвращения недостатков землевладений и землепользовании, парцелля-ризации земельных участков, проведения торговых и иных операций с землей создается рыночный земельный фонд. При этом все операции, связанные с куплей-продажей земельных участков, переделом земельной собственности, образованием новых и упорядоче- нием существующих землевладений и землепользовании, предоставлением и изъятием земель, устройством их территории, должны обязательно базироваться на проектах землеустройства. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое земельная собственность и из каких элементов она складывается? 2. Каковы основные виды земельной собственности? 3. Что такое сервитут? Перечислите основные их виды. 4. Чем отличается право земельной собственности от права землепользования? 5. Назовите землеустроительные действия, связанные с образованием и перераспределением земельной собственности. 6. Чем отличается конфискация земель от их экспроприации? Что такое национализация и приватизация земель? 7. Какие методы использовались при осуществлении земельных реформ за рубежом? 8. Какое значение имело землеустройство в ходе проведения земельных реформ? 9. Как изменяется содержание землеустройства в условиях рыночной экономики? Глава IV ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Как было показано в предыдущей главе, землеустройство — это составная часть экономической системы общества и представляет собой сложный, многогранный процесс, зависящий от характера производственных отношений, форм собственности на землю и другие средства производства. Из этого общего положения вытекают следующие выводы: экономическая эффективность землеустройства должна оцениваться исходя из системы экономических взаимосвязей и соответственно требует системы оценочных показателей; необходимо учитывать, с одной стороны, коллективные и личные интересы землепользователей и землевладельцев, с другой — общественные интересы, что требует использования как хозрасчетного (коммерческого), так и народнохозяйственного (бюджетного) подхода при определении экономической эффективности; поскольку земля является элементом окружающей природной среды (биосферы), следует принимать во внимание условия воспроизводства плодородия почв и экологические характеристики территории; при расчете показателей эффективности важно вычленить эффект собственно землеустройства, сопоставив его с соответствующими затратами, обеспечив качественную однородность и количественную сравнимость показателей по горизонтали и вер- тикали (по различным хозяйствам, по составным частям и элементам проекта и т. д.); поскольку проекты землеустройства связаны с осуществляемыми на их основе проектами улучшения использования земли, водохозяйственного, производственного и дорожного строительства и т. п., нужен учет эффективности мероприятий, которые осуществляются в период до полного освоения проекта, затрат на формирование (пополнение) основных и оборотных средств, сопряженных расходов, связанных с компенсацией потерь и охраной окружающей среды; разрыв во времени (лаг) между осуществлением капитальных вложений и получением эффекта от них предполагает соизмерение платежей и поступлений, не совпадающих во времени. При внутрихозяйственном землеустройстве за счет правильной организации территории, рационального использования земли создаются условия для выполнения производственной программы с максимальной эффективностью, улучшается использование всех средств производства. Данное положение подтверждается показателями работы землеустроенных и неземлеустроенных сельскохозяйственных предприятий (табл. 9; напоминаем, что все стоимостные показатели в данной книге, если прямо не указан другой порядок оценки, приводятся в ценах 1990 г.).
|