Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цепное разложение прироста чистой продукции сельского хозяйства
Продолжение
Результаты расчетов показывают, что за анализируемый период землеустроительные мероприятия обеспечили прирост чистой продукции сельского хозяйства на сумму 3 млрд руб., что в общем объеме созданного в сельском хозяйстве национального дохода составляет 6 %. В различные годы природные и экономические условия хозяйствования неодинаковы, поэтому при выявлении народнохозяйственного эффекта землеустройства целесообразно цепное разложение прироста чистой продукции осуществлять ежегодно. Для упрощения расчетов прирост чистой продукции, полученной за счет осуществления землеустроительных мероприятий, можно определять следующим образом: АД3 Дф(/3--1)(1+/в ■ 'м-'х-'с-'з ^пл-'ч/ где Дф — чистая продукция сельского хозяйства в исходном году; /, — индекс зем-леустроенности сельскохозяйственных предприятий; /в —индекс валовой продукции сельского хозяйства; /пл — индекс площади сельскохозяйственных угодий; 1Ч — индекс среднегодовой численности работников сельского хозяйства; /м — индекс площади мелиорированных земель; 1Х — индекс доз вносимых удобрений; /с — индекс удельного веса сортовых посевов в общей площади. Удельный вес национального дохода, получаемого непосредственно за счет осуществления землеустроительных мероприятий, в общем его объеме можно получить, исходя из следующей зависимости: У = ДфСэ 1)(1 + /в-7го1/ч) Дп •'м-'х-'с-'з Такие расчеты позволяют планировать операционные расходы бюджета на проектные и изыскательские работы по землеустройству. Для этого в формулу для определения ДД3 необходимо подставить значения, характеризующие перспективные параметры развития АПК, и выразить через них показатель планируемой землеустроенности хозяйств. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Землеустройство проводится на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, договоров о проведении землеустройства, судебных решений государственными проектными организациями за счет средств бюджета соответствующего уровня (госбюджет, местный бюджет) или средств заказчика. Разработка землеустроительных проектов может проводиться другими организациями, предприятиями, учреждениями и частными землемерами, имеющими лицензию на выполнение землеустроительных работ. Проекты составляются при участии заинтересованных сторон и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца. Осуществление мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства, возлагается на землевладельцев и землепользователей. Землеустроительные организации оказывают помощь и ведут авторский надзор за внедрением проектов. Землевладельцы и землепользователи при необходимости могут вносить предложения об изменении или уточнении проектов. Проектные организации несут ответственность за экономическую и экологическую эффективность намечаемых мероприятий. Они имеют право: осуществлять без особого на то разрешения контроль за реализацией проектов землеустройства, информировать о его результатах администрацию и вносить предложения по улучшению использования и охраны земель; согласовывать изменения в проектах, связанных с мелиорацией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохозяйственных нужд и по другим основаниям; вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем и проектов землеустройства. При планировании землеустройства необходимо: установить перечень проектно-изыскательских работ по землеустройству; определить структуру и оценить объем работ в натуральном и стоимостном выражении; обосновать источники финансирования землеустроительных мероприятий; наметить пути кадрового обеспечения землеустроительной проектной службы в связи с изменением структуры и объемов выполняемых работ. При установлении перечня проектно-изыскательских работ необходимо учитывать, что они должны выполняться комплексно, в единой технологической и информационной связи, в четкой последовательности. Поэтому в их состав следует включать: подготовительные работы к составлению проектов, в том числе аэрофотогеодезические работы, наземные съемки, летно-съемоч-ные работы, корректировку планово-картографического материала, почвенное и геоботаническое обследование, земельно-оценочные и кадастровые работы, инвентаризацию и графический учет земель, прочие обследовательские и изыскательские работы; подготовку комплексных схем землеустройства районов и других предпроектных документов по организации рационального использования и охране земель; работы по межхозяйственному землеустройству и составлению проектов отвода земель для несельскохозяйственных целей, образованию и упорядочению землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения, межевания земель; внутрихозяйственное землеустройство, включая работы по землеустройству оленеводческо-промысловых хозяйств в районах Крайнего Севера, сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий, оказанию помощи в осуществлении проектов; работы по составлению рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель; установление границ территорий с особыми режимами и условиями использования земель (административно-территориальных образований, населенных пунктов, природоохранных территорий, включая водоохранные зоны и прибрежные полосы малых рек, рекреационных и заповедных земель и т. д.); прочие работы. При планировании структуры и объемов землеустроительных работ на перспективу опираются на следующие методические положения. Обновление планов и карт, используемых в землеустройстве, осуществляется в основном методом аэрофотосъемки через каждые 8—15 лет в зависимости от степени их старения в различных районах картографирования, а их корректировка — в более короткие сроки (от 1 года до 5 лет), чтобы обеспечить достоверность информации об использовании земли при составлении проектов землеустройства. Поэтому объем ежегодного обновления планово-картографического материала по площади должен составлять ориентировочно 8, 7 % всей землеустраиваемой территории 100: ^-^=8, 7% а объем ежегодной корректировки— 33, 3 %
территории, затронутой проектными работами При планировании работ по составлению предпроектных землеустроительных документов (схем землеустройства районов) учи- тывается, что они разрабатываются, как правило, на срок до 15 лет с разбивкой по очередям. Предполагается, что в течение 5 лет все административные районы России (1850 единиц) должны получать такие документы с последующей корректировкой один раз в пять лет, то есть в среднем за год нужно разрабатывать не менее 370 схем землеустройства районов. Работы по межхозяйственному землеустройству включают: предоставление и изъятие земель для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей; разработку проектов устранения недостатков землевладений и землепользовании; разработку проектов образования землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения; разработку проектов перераспределения земель; прочие виды работ. Размер отводов земель для несельскохозяйственных целей определяется исходя из анализа сложившегося уровня изъятия земель за предыдущие 10—15 лет с учетом экспертной оценки специалистов. При расчете стоимости работ по составлению схем землеустройства районов учитываются следующие стадии: подготовительные работы, разработка схемы, изготовление документов. По межхозяйственному землеустройству оцениваются подготовительные работы, полевое обследование территории, разработка проекта, установление (восстановление) границ. Стоимость работ по внутрихозяйственному землеустройству включает затраты на подготовительные работы, составление проекта, перенесение проекта в натуру, осуществление проекта, вычисление площадей контуров земельных угодий. Учитывая, что срок осуществления проектов внутрихозяйственного землеустройства составляет, как правило, 4—8 лет, то есть равен периоду освоения севооборотов (в среднем 6 лет), практически через этот промежуток времени в хозяйстве должен составляться новый или корректироваться существующий проект. Внутрихозяйственному землеустройству обязательно подлежат вновь образованные сельскохозяйственные предприятия и хозяйства, в которых корректировка проектов не обеспечивает нормальную увязку процессов динамично развивающегося производства и территории. Рабочее проектирование включает в первую очередь следующие проекты: коренного улучшения сельскохозяйственных угодий, не требующих осушения, а также проекты освоения новых земель; рекультивации земель и улучшения малопродуктивных угодий плодородным слоем почвы; противоэрозионных мероприятий; другие проекты, связанные с улучшением и охраной земель. ПО Реализация земельной реформы и совершенствование земельных отношений в 1991—2001 гг. потребовали проведения ранее не проводимых или проводимых в незначительных объемах видов землеустроительных работ, которые следует планировать на перспективу: природно-сельскохозяйственное районирование земель; формирование земельных фондов специального назначения; проведение землеустроительных работ, связанных с реформированием сельскохозяйственных предприятий и приватизацией их земель; формирование земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и т. д.; инвентаризация земельных участков и подготовка необходимых документов, связанных с приватизацией земельных участков и регистрацией прав на землю; предоставление земельных участков для расселения беженцев и вынужденных переселенцев; военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных Сил; казачьих обществ; выделение территорий традиционного природопользования и создание общинно-родовых хозяйств в районах Крайнего Севера; установление ограничений (обременении) в использовании земельных участков, составление дежурных карт ограничений (обременении); инвентаризация городских земель и составление проектов их земельно-хозяйственного устройства; составление проектов межевания городских земель и земель других поселений; землеустроительные работы по закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО). Изменились содержание и назначение отдельных традиционных видов работ, что сказывается на их стоимости. Так, появилась необходимость разработок проектов землеустройства на эколого-ландшафтной и агроэкологической основе. Схемы землеустройства районов стали включать в себя вопросы перераспределения земель и планирования использования земельных долей. При обследованиях земельных ресурсов (почвенном, геоботаническом, гидрологическом и др.) появилась необходимость в более детальном изучении загрязнения земель токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, развития эрозионных процессов, подтопления, засоления и других негативных явлений в состоянии земель. Наряду с традиционным обследованием сельскохозяйственных земель возникла необходимость в установлении качественных характеристик и изучения негативных явлений в состоянии городских земель. Исходя из указанных факторов, при планировании землеустройства нужно учитывать следующий состав и виды работ: а) изучение состояния земель, включая: оценку качества земель; инвентаризацию земель; составление, подготовку к изданию и издание специальных тематических карт состояния и использования земель; внутрихозяйственную оценку земель; б) планирование и организацию рационального использования и ох разработку предложений по использованию и охране земель на федеральном и региональном уровнях; выделение земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; природно-сельскохозяйственное районирование и зонирование земель, эколого-хозяйственное, агроэкологическое и эколого-ландшафтное районирование территорий; зонирование территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений; формирование специальных земельных фондов; земельно-хозяйственное устройство не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель городов и других поселений; в) межхозяйственное (территориальное) землеустройство, включая: межевание объектов землеустройства; г) внутрихозяйственную организацию территории сельскохозяй д) разработку проектов мероприятий по защите почв от эрозии и Таким образом, сложность и стоимость землеустроительных работ существенным образом повышаются. Контрольные вопросы и задания 1. Какие признаки лежат в основе выделения видов эффективности землеустройства? 2. Чем отличаются абсолютная и сравнительная, расчетная и фактическая эффективность? 3. Какой показатель и почему является основным (критериальным) при оценке народнохозяйственной эффективности землеустройства? 4. Как осуществляется сопоставление эффекта и затрат при оценке эффективности? 5. Перечислите обобщающие показатели оценки эффективности землеустройства. 6. Укажите последовательность индексного цепного разложения величины национального дохода. 7. В чем заключается организация землеустройства? 8. Как планируется объем землеустроительных работ на перспективу? Глава V УЧЕТ ТРАНСПОРТНОГО ФАКТОРА ПРИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ФАКТОРА ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗМЕРОВ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Проблема эффективности землеустройства всегда интересовала землеустроителей и экономистов-аграрников России. Особое внимание привлекла она во время так называемого столыпинского землеустройства в 1906—1911 гг., когда действия землеустроителей оказывали существенное влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Специалисты указывали, в частности, на технический эффект землеустройства, связанный с улучшением формы землевладений и землепользовании и облегчением работы крестьян по мере ликвидации чересполосицы и дальноземелья. Так, например, А. Кофод в своей книге «Русское землеустройство» в 1914 г. писал, что «...конечная цель землеустройства заключается в придании каждой отдельной хозяйственной единице той внешней формы, которая, с одной стороны, окончательно удовлетворила бы население, отвечая его сокровенным стремлениям, а с другой — возможно более соответствовала бы увеличению производительности почвы, благоприятствуя введению сельскохозяйственных улучшений» [23, с. 64]. В своем руководстве по межеванию и землеустройству (1910 г.) профессор А. А. Ржаницын также уделял большое внимание зем-леустроительно-техническим действиям, способствующим ликвидации таких недостатков землевладения, как дальноземелье, чересполосица, неправильное размещение границ и др. [33, с. 320]. В российской землеустроительной науке постепенно формируется понятие «средних расстояний», сокращение которых считалось основным эффектом землеустройства. Особенно интенсивно эти исследования стали проводиться в 1920—1925 гг. Для учета транспортного фактора было предложено множество методов — А. В. Чаянова, К. Н. Сазонова, П. И. Лященко и Ф. Т. Дитякина, О. А. Хауке (метод «изорент»), А. Вебера, Уорена, П. П. Сплюхи-на, А. В. Куприянова и др. Метод А. В. Чаянова был основан на расчете математических и реальных средних расстояний полей до усадеб, вычислении на этой основе эффекта землеустройства и определении оптимальных размеров землевладений и землепользовании. В книге «Оптимальные размеры земледельческих хозяйств», изданной в 1921 г., он писал: «...Наиболее землеустроенной должна почитаться та сельскохозяйственная территория, которая при одинаковом составе угодий и культур и при одинаковой площади имеет благодаря своему пространственному расположению наименьшее среднее расстояние сельскохозяйственных перевозок. Идеально землеустроенной в этом смысле территорией является круг с усадьбой в центре его, и мы можем принять всякую иную фигуру территории, тем более землеустроенной, чем ближе она приближается к этой идеальной». Количественное выражение эффекта землеустройства (У) он предлагал определять по формуле 2 ' где Хь X—старый и новый коэффициенты землеустроенности; 2— коэффициент идеальной землеустроенности (принимается равным 1). Указанные коэффициенты рассчитывают следующим образом: Х\ = 3\ / 5; Х2 = 1$2 / 5, где 5, —реальное среднее расстояние; ^ — среднее расстояние по проекту; 51— идеальное среднее расстояние (для круга). Данные формулы применялись для одного угодья; для нескольких угодий вводились различные весовые коэффициенты [38, с. 80—82]. В этом случае степень землеустроенности предлагалось также определять путем сопоставления реальной массы перевозок в пудоверстах с идеальной массой перевозок тех же грузов в том случае, если угодья будут расположены концентрическими кольцами вокруг усадьбы, причем угодья с наиболее тяжелым подесятинным составом груза будут размещены в ближайших хозяйственных центрах. Однако несколько лет спустя А. В. Чаянов отметил, что его формула 1921 г. может дать неправильное представление об эффекте землеустройства. В самом деле, в одном случае среднее расстояние может быть уменьшено путем землеустройства с 2, 32 до 1, 74, а в другом — с 1, 74 до 1, 16. И в том и в другом случае эффект в соответствии с предложенной формулой равен 0, 50, но фактически он не одинаков, так как во втором случае землеустроенность доведена до нормальной, а в первом случае — нет. Поэтому в 1925 г. им была предложена другая формула [39, с 23]: где Л", — среднее расстоянг. для практически идеальной площади (в предыдущем примере 1, 16); остальные ооозначения те же, что и выше. По этой формуле для первого случая мы получим эффект 0, 50, а для второго — 1, 0, то есть идеальную землеустроенность. Учет эффекта землеустройства по указанному методу сводится к определению среднего расстояния; поскольку последнее определено, выявление эффекта не представляет затруднений. Исследованиями ряда авторов (Б. Сплюхина, К. Сазонова) установлено, что на практике важнее считаться с реальным средним расстоянием, а не с математическим, как это предлагал А. В. Чаянов, ибо расхождение между тем и другим может быть весьма значительным (под реальным средним расстоянием подразумевается расстояние по внутрихозяйственным дорогам). Многие разработки российских ученых в то время базировались на классическом труде немецкого исследователя фон Тюнена «Изолированное государство», выдержавшем три издания (последнее вышло в Берлине в 1875 г.), см. [43]. Автор впервые поставил и попытался разрешить вопрос о стоимости внутрихозяйственного транспорта и расчете средних расстояний. Изучая влияние расстояния от усадьбы до полей на издержки производства, фон Тюнен выделил четыре класса работ, различных в отношении влияния на них удаленности от хозяйственного двора: 1-й класс. Работы, объем которых всецело зависит от величины расстояния (например, вывозка навоза или перевозка урожая). 2-й класс. Работы, которые каждый день требуют двукратной поездки на поле и обратно и, кроме того, внезапно могут быть прерваны дождем (например, покос, жатва и другие уборочные работы). Принимается в среднем, что этот перерыв в работах имеет место ежедневно один раз, а потому для этого класса работ считаются троекратными затраты времени, требуемого на выезд в поле и возвращение с него в усадьбу. 3-й класс. Работы, требующие только двукратного выезда, при дожде почти совсем не прекращающиеся или прекращающиеся в значительно меньшем числе случаев. Сюда относятся вспашка, боронование, посев, окучивание и другие подобные работы. Может показаться, отмечает автор, что вспашка на волах не принадлежит к этому классу, так как пахарь, уходя утром в поле, возвращается только вечером, — говоря иначе, проходит дорогу до поля только один раз туда и обратно. Но волы, которых сменяют трижды в день, проходят эту дорогу четыре раза, ввиду чего дальность расстояния не может не сказаться и на этой работе. Поэтому вспашку также причисляют к данному классу. 4-й класс. Работы, которые совершаются на самом дворе (молотьба, погрузка навоза, веяние и т. п.). Их объем всегда одинаков, в каком бы отдалении ни находились поля от усадьбы. Работы по удобрению полей и уборке урожая с них также подразделялись на указанные классы. Так, при удобрении полей вывозка навоза относилась к первому классу, разброска его по полям — к третьему классу, а погрузка на возы — к четвертому. Точный расчет показал, что из общей стоимости удобрения полей к первому классу принадлежит 7/10 издержек; к третьему классу — 1/10; к четвертому классу — 2/10 издержек. На основании указанной классификации, а также приводимых формул средних расстояний для землевладений и землепользовании, имеющих форму правильных фигур (треугольников, прямоугольников и др.), фон Тюнен рассчитал затраты времени и денежных средств на полевые работы. На этой основе давались предложения по совершенствованию землеустройства крестьянских хозяйств. Многие ученые за рубежом в начале XX в. (Шмекель, Стебег и др.) продолжали успешно использовать исследования фон Тюнена при расчете транспортных затрат. В России его данные также брались за эталон А. В. Чаяновым, К. Н. Сазоновым, А. Л. Вайнштей-ном, С. Платовой и др. Так, например, А. В. Чаянов в своей работе «Издержки внутрихозяйственного транспорта и определение среднего расстояния полей от усадьбы» (1925) привел следующие расчеты влияния расстояния на потерю времени при переходе от усадьбы на поле при работах 2-го и 3-го классов (табл. 14; [39, с. 37]). 14. Влияние расстояния на потери времени при переходе от усадьбы на поле при работах 2-го и 3-го классов
Из приведенных данных видно, например, что при увеличении расстояния от поля до усадьбы со 100 до 3000 саженей при работах 2-го класса затраты в процентах к дневному рабочему времени увеличиваются с 2, 5 до 75 %. Таким образом, при больших расстояниях до полей переходы к месту работы и обратно «съедают» большую часть рабочего дня. В этой же работе А. В. Чаяновым предложены формулы для вычисления транспортных издержек, увеличивающихся по мере укрупнения хозяйств. Говоря о методах количественного учета эффекта землеустройства, А. В. Чаянов писал: «...задачей землеустройства является сокращение транспортной работы, или, что еще более точно, сокращение тех расстояний, по которым передвигаются грузы в земле-устраиваемом хозяйстве... Все разнообразие исчислений и заданий землеустройства, как это постепенно выяснилось при научном анализе проблемы, может быть охвачено одной идеей сокращения того среднего расстояния, по которому в процессе эксплуатации хозяйства приходится передвигаться средней единице всех грузов...»[39, с. 11]. Главный показатель оценки эффекта землеустройства он определил следующим образом: «Средним расстоянием полей от усадьбы является то расстояние, передвижение на которое всех грузов, перевозимых или переносимых в хозяйстве, дает такую же массу перевозок (в пудо-верстах), которую дает сумма всех индивидуальных перевозок каждого груза в отдельности на расстояние, отделяющее его от усадьбы» [39, с. 12]. Чаянов принимает следующие обозначения: ^— искомое среднее расстояние; /У— суммарная масса всех грузов; аи..., а„ — масса отдельных грузов; Х\,..., ^„ — расстояния, на которые перевозятся указанные грузы. Тогда среднее расстояние определяется так: ^_а{х{+...+апхп В дальнейшем эта формула стала применяться многими учеными. Увеличить доходность хозяйств за счет сокращения транспортных затрат предполагалось благодаря следующим землеустроительным действиям. 1. Рондирование угодий, то есть устранение чересполосицы и дальноземелья и сведение земель хозяйства в один участок, по возможности близкий по своей конфигурации к кругу. 2. Расположение усадьбы по возможности ближе к центру массива, чтобы минимизировать объем транспортных работ. 3. Расположение различных угодий и культур вокруг усадьбы с таким расчетом, чтобы те из них, которые для своей эксплуатации требуют наибольшего количества транспортных работ для передвижения людей, животных и грузов, были бы расположены наиболее близко от усадьбы, а остальные располагались в последовательности все уменьшающейся нормы транспортных работ. 4. Проведение полевых дорог, связывающих усадьбу с каждой точкой эксплуатируемых земель, с таким расчетом, чтобы каждая единица груза передвигалась в усадьбу или из усадьбы по возможности по кратчайшему расстоянию и чтобы при этом количество земли, изымаемой из сельскохозяйственного оборота под полотно дорог, было наименьшим. В дальнейшем идеи А. В. Чаянова по данному вопросу развивал профессор Воронежского СХИ К. Н. Сазонов. Им было доказано, что при расчете средних расстояний необходимо учитывать следующие условия землепользования: фигуру площади хозяйства; положение на ней (или вне ее) хозяйственного центра; длину действительного пути, совершаемого каждым отдельно передвигаемым грузом, и размеры той части общей площади хозяйства, для которой этот груз предназначен (или с которой собран); массу каждого груза, число всех грузов, их общую массу; топографию площади, уклоны путей, по которым грузы передвигаются, состояние путей (дорог). Если после учета этих условий вычислить количество работы по передвижению отдельных грузов от хозяйственного центра (или его отдельных пунктов) до мест назначения, то среднее расстояние земельной площади, на которую была распространена работа по перевозке грузов от хозяйственного центра, определится формулой Щ+...+\У„ _ТУ М ~ М' Здесь И7!,..., Жп обозначают объемы работ по перевозкам отдельных грузов, И7— общий объем перевозок, М— общую массу всех грузов, Л1— среднее расстояние. Определенная по этой формуле при условии точного учета указанных выше условий величина ^У может быть названа реальной величиной среднего расстояния [17, с. 62]. Таким образом, русские ученые-землеустроители впервые в мировой практике стали различать математическое и реальное среднее расстояние. К. Н. Сазонов показал, что математическое среднее расстояние зависит исключительно от фигуры землепользования, положения на нем хозяйственного центра и площади хозяйства (табл. 15; см. [34, с.29]). 15. Зависимость математических средних расстояний от вида фигур землепользовании и положения хозяйственного центра Наименование фигур Положение хозяйственного центра Расчетный коэффициент*
Круг » » Правильный шестиугольник » » Квадрат » » Прямоугольник, п = 2' » » п — 3 » » п = 4 » » п = 5 » п = 10 » Равносторонний треугольник » Прямоугольный треугольник, п = 1 В центре круга На середине радиуса На окружности В центре тяжести На середине радиуса В вершине В центре тяжести На середине полудиагонали В вершине ' В центре тяжести В вершине В центре тяжести В вершине В центре тяжести В вершине В центре тяжести В вершине В центре тяжести В вершине В центре тяжести В вершине В центре тяжести В вершине острого угла (на катете а) В вершине острого угла (на катете Ь) угла (на катете а) угла (на катете Ь) угла (на катете а) угла (на катете 6) угла (на катете а) угла (на катете Ь) угла (на катете а) угла (на катете Ь) 0, 376 0, 445 0, 667 0, 377 0, 461 0, 687 0, 383 0, 489 0, 765 0, 419 0, 839 0, 475 0, 950 0, 530 1, 061 0, 585 1, 169 0, 801 1, 601 0, 404 0, 924 0, 426 1, 082 1, 082 0, 467 0, 986 1, 387 0, 530 1, 026 1, 662 0, 591 1, 095 1, 905 0, 649 1, 172 2, 122 *Среднее расстояние определяется путем умножения данного коэффициента на корень квадратный из площади землевладения (ыР). **п — соотношение сторон. Проведем расчет среднего расстояния при площади землепользования в форме крута и расположении усадьбы в центре (Р= 100 га): Л = 0, 376 ■ 7Ю00000 = 0, 376 ■ 1000 = 376 м. Для прямоугольного треугольника (я = 4) с расположением усадьбы в вершине острого угла на катете а и Р= 100 га: • 52 = 1, 905 • VI000000 = 1095 м, что почти в 3 раза больше. Изучая данную таблицу, К. Н. Сазонов сделал следующие выводы. 1. Величина математического среднего расстояния для одной и той же фигуры и при одном и том же положении хозяйственного центра прямо пропорциональна корню квадратному из величины площади. 2. Для равновеликих фигур при одинаковых положениях хозяйственного центра (центр тяжести фигуры, вершина или наиболее удаленная от центра тяжести точка и т. п.) среднее расстояние тем больше, чем фигура площади асимметричнее (чем меньше имеет фигура осей симметрии); наименьшую величину среднего расстояния имеет круг при положении хозяйственного центра в его центре. 3. Для равновеликих площадей одной и той же фигуры наименьшее значение среднего расстояния получается при положении хозяйственного центра в центре тяжести фигуры; чем дальше хозяйственный центр (по прямой линии) от центра тяжести, тем среднее расстояние больше. 4. По мере передвижения хозяйственного центра от центра тяжести фигуры к точке, наиболее удаленной от него, среднее расстояние растет тем быстрее, чем неправильней конфигурация площади. В дальнейшем при переходе от математических средних расстояний (5М) к реальным (Л" р) использовалась следующая формула: *$р ~ -^А; ^р = -^1 %2 -чР> $м = К24Р, где К\ — коэффициент извилистости дорог (в зависимости от условий местности принимается равным от 1, 1 до 1, 6); К2 — коэффициент, учитывающий форму землевладения и местоположение на нем хозяйственного центра (см. табл.15); Р — площадь землевладения (землепользования). Методику определения эффекта землеустройства с учетом транспортного фактора и средних расстояний рекомендовал также для использования на производстве профессор Одесского СХИ Ф. Г. Некрасов [28, с. 264—270]. До практического применения эту методику довел А. Н. Алеевский. В своей брошюре «Опыт практического определения эффекта землеустройства» (1927) на основе математических и реальных средних расстояний он установил влияние землеустройства на эффективность производства [5, с. 48-51]. Расчеты показали, что затраты на землеустройство довольно быстро окупаются за счет снижения средних расстояний, перехода от чересполосного землепользования к хуторскому (отрубному) или к крупному коллективному хозяйству. С точки зрения П. И. Лященко, проблема организации территории «выходит из рамок непосредственно землеустроительных задач и работ» [25, с.5]. Поэтому он предлагал устанавливать оптимальные размеры землепользовании и поселков иным методом, чем А. В. Чаянов, с учетом влияния внешних факторов, определяющих оптимум: индустриализации, механизации, электрификации, школьного строительства и др. Исходя из такого подхода, Ф. Т. Дитякин определил «предельно-выгодные расстояния». Эти расстояния затем принимались за радиус некоторого круга, и по формуле площади последнего (Р = пг2, где г— радиус круга) определялись территориальные размеры предприятия. При определении влияния внутрихозяйственного транспорта на размер территории рационального хозяйства ни природные особенности территории (рельеф, почвы, водный режим и др.), ни форма расположения ее, ни состав и соотношение угодий не принимались во внимание. Расчеты касались только пашни. Следующей попыткой разрешить проблему транспортировки стал способ отыскания места наивыгоднейшего расположения усадебного центра с помощью так называемых «изорент», предложенных профессором О. А. Хауке. Он принимал в качестве показателя условий сельскохозяйственного производства размер земельной ренты, получаемой с каждого пункта земной поверхности. Утверждая, что рента от хозяйства не зависит (от него зависит лишь, в какой мере рента будет реализована), он считал ее объективным показателем. Так как с увеличением хозяйственного расстояния от рынка до предприятия уровень ренты на единицу площади падает равномерно, то можно было, по его мнению, составить «карту со своего рода рентным профилем», при этом профиль будет изображен линиями одинаковых высот рент, которые он назвал изорентами [37]. Пользуясь принципом фон Тюнена, профессор О. А. Хауке построил специальную схему (рис. 3). Согласно этой схеме пунктом высшей ренты земельного участка, изображенного на чертеже, оказывается ближайшая к рынку точка С. В действительности под влиянием расположения путей сообщения, природных условий и других факторов изоренты принимают «кудрявую форму». О. А. Хауке Рис. 3. Схема изорент О. А. Хауке не дает приемов практического определения рент и нанесения их высот на план. Если бы эти приемы были известны, то, по его мысли, дело сводилось бы к отысканию положения высшей изоренты и к нахождению на ней места для постройки усадьбы. Однако, ставя этот вопрос абстрактно-теоретически, О. А. Хауке не останавливался на конкретных обстоятельствах, эту задачу усложняющих или изменяющих сам принцип решения, как не относящихся непосредственно к теме. Методика немецкого ученого А. Вебера, касающаяся размещения промышленных предприятий, была перенесена на сельскохозяйственное производство. В вышедшей в 1909 г. книге «Шег < 3еп Згапсюгт йег 1пс1шгпеп» [8] им была предложена теория географического размещения промышленных отраслей. Эта работа не лишена интереса и с точки зрения приложения некоторых приемов, использованных А. Вебером для отыскания наивыгоднейших мест положения промышленных предприятий к расположению усадеб сельскохозяйственных предприятий. С точки зрения А. Вебера, местоположение промышленного предприятия определялось тремя факторами: 1) транспортом; 2) местами сосредоточения наиболее дешевой рабочей силы и 3) агломерационными пунктами, то есть пунктами производственной концентрации предприятий в одном месте (вследствие чего снижаются издержки производства за счет возможности взаимоутилизации промышленных остатков, работы одного предприятия на другое и т.д.). Он пытался выяснить, в каких случаях, почему и как промышленность ориентируется на те или другие факторы. Главным фактором, определяющим местоположение предприятия, Вебер считал транспорт; на остальные он смотрел как на искажающие, а иногда и нарушающие транспортную ориентацию. Принимая в качестве единственно определяющих величину издержек на транспортировку, массу транспортного груза и расстояние, А. Вебер свел задачу к отысканию минимум указанных издержек (включая как производство, так и сбыт продукции). Производственный центр, или штандорт (то есть пункт транспортного минимума), определялся в зависимости от положения следующих пунктов: 1) источника сырья; 2) источника энергии; 3) места сбыта товарной продукции. Получается некоторая фигура, которую Вебер называет штандортной; вершинами ее являются указанные географические пункты. В простейшем случае задача сводится к отысканию оптимального местоположения в зависимости от трех пунктов. В книге А. Уоррена (США) «Организация фермерского хозяйства» [42, с. 347], которая вышла в 1927 г. и была широко известна землеустроительной общественности, также исследовались различные варианты размещения усадебных центров на земельном участке с точки зрения транспортного фактора. Его исследования были использованы при проведении аналогичных работ в России. Большой научный труд по экономике землеустройства был подготовлен в 1928 г. межевым инженером П. П. Сплюхиным. В нем было дано новое понимание теории и методов определения средних расстояний при землеустройстве. Автор предложил способ определения средних расстояний по грузообороту от усадьбы до полей; схема расчета приведена в табл. 16 [36, с. 206]. 16. Определение среднего расстояния по грузообороту от усадьбы до полей* Номер дороги Название или обозначение дороги Номера участков, обслуживающих дорогу Площадь грузосбо-ра дорог, дес. < 7о р% У, = гР <? о и=гр
*г— расстояние между усадьбой и полем; дй/д{ —величина, определяющая соотношение полезной и фактической нагрузки на воз (учитывает качество дорог; при нормальных дорогах д0/д1 = 1). В данном случае для всех участков <? о = < 71 = 20 пудов (кроме участков 16 и 17). Для этих двух участков при одноконной тяге и уклоне дороги 7° #0 = 20 пудов, а цх = 15 пудов. Таким образом, рассматриваемая методика учитывает не только реальное среднее расстояние в его геометрическом смысле, но и качество дорог, различный состав угодий, грузооборот полей. Серьезное исследование проблем проектирования усадебных центров и сельскохозяйственных дорог с учетом транспортного фактора было осуществлено в Московском межевом институте (с 1930г. —Московском институте землеустройства) профессором А. В. Куприяновым. Автор проанализировал методы учета затрат на внутрихозяйственные и межхозяйственные транспортировки и определил их значение для организации территории и размещения усадебных центров. Он рассмотрел задачи, возникающие при совмещении пункта транспортного минимума с фактическим усадебным центром [24, с. 48], обосновал пределы отрезаний и прирезок земельных площадей, наметил основные пути роста и развития усадебных мест [24, с. 52—56]. Таким образом, к концу 20-х годов теоретические и практические аспекты проблемы определения средних расстояний в землеустроительной науке были выяснены. Вместе с тем все предложенные методики имели и определенные недостатки, что показало землеустройство в ходе коллективизации сельского хозяйства и индустриализации страны. Эти недостатки можно свести к следующим: определение транспортных затрат было ориентировано главным образом на конную тягу или пешие переходы людей к месту работы и обратно, а также на работу в поле на волах или с использованием лошадей. Появление тракторного парка и автомобильного транспорта существенно меняло ситуацию; вычисление среднего расстояния связывалось в основном с индивидуальным землевладением и землепользованием, предполагало наличие одного хозяйственного центра, что было не совсем пригодным для обобществляемого производства в крупных коллективных хозяйствах, где создавались производственные центры различного целевого назначения (фермы, хозяйственные дворы, бригадные и полевые станы, летние лагеря и т. д.); расчеты математических и реальных средних расстояний относились в первую очередь к земельным участкам, имеющим вид правильных геометрических фигур. Сложные же фигуры приходилось разбивать на более мелкие с поиском центра тяжести; имевшиеся методики не учитывали существенно различный характер перевозок, переездов и транспортных затрат (перевозка людей и грузов автомобильным транспортом и на тракторах, холостые переезды сельскохозяйственной техники, машин и механизмов и т.д.). Все это потребовало дальнейшего совершенствования методики определения средних расстояний и вычисления транспортных затрат при землеустройстве, а также при установлении оптимальных размеров создаваемых колхозов, совхозов и их внутрихозяйственных подразделений (отделений, бригад, ферм, цехов). Следует заметить также, что в геодезии в это время уже существовали формулы для расчета кратчайших расстояний между различными пунктами (расстояний по прямой), которые вычислялись по формуле 5=^(х{-х2)2НУ1~У2)2, где X), у> \ (х2, у2) — координаты центра тяжести первого (второго) пункта. По сути дела, данные расстояния также представляли собой математические расстояния, переход от которых к реальным, то есть измеренным по дорогам с учетом их изломанности и кривизны, мог осуществляться путем введения соответствующих коэффициентов. В 30-х годах исследования транспортного фактора при землеустройстве продолжились. Их вели в основном две научные школы: московская, базирующаяся в Московском институте землеустройства (МИЗе, а с 1934 г. в МИИЗе — Московском институте инженеров землеустройства с существовавшим тогда Научно-исследовательским институтом организации территории) и воронежская — при Воронежском СХИ. В Москве исследования по данной проблеме вели Н. В. Бочков, Н. Н. Бурихин, Г. И. Горохов, Г. А. Кузнецов, С. А. Удачин, Я. М. Цфасман и др. Уже в первом издании учебника по землеустроительному проектированию (1940) авторами предлагается учитывать при землеустройстве транспортные расходы по перевозке грузов (7) и считать их по формуле [19, с.39—40, 76] Т=ЧЫ, где <? —стоимость перевозки 1 т груза в зависимости от среднего расстояния (К); А1— общее количество перевозимого груза, т. Для вычисления средних расстояний (7?) в 1951 г. предлагалась следующая формула [19, с. 185]: к_ г1р1+... + г„р„ Р1+- + Рп где 1*1,..., /•„ — расстояния до отдельных участков, км; ри..., р„ — площади отдельных участков, га. Расстояния определялись по плану землепользования хозяйства от усадьбы (фермы) до центра тяжести конкретного участка (поля) по дорогам. В это же время появились формулы для расчета затрат на холостые переезды сельскохозяйственной техники к месту работы и обратно, на холостые повороты и заезды сельскохозяйственных машин при обработке полей и рабочих участков. В книге профессора Воронежского университета В. В. Редьки-на «Землеустройство колхоза», изданной в Воронежском областном книжном издательстве в 1945 г., показывалось, что при обосновании проектов землеустройства следует производить расчет затрат времени на переходы колхозников к месту работ, потери на холостые переезды по видам работ, затраты времени на холостые проходы животных при различных расстояниях [32, с. 34, 116— 117, 164-165]. Тогда же в землеустроительной литературе впервые приводятся нормативы, связанные со средними и допустимыми расстояниями перегона животных (табл. 17, 18).
|