Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет среднего расстояния
Номер грузо-сборочного участка Площадь участка Р, га Расстояние г от участка до центра (по дороге), км Произведение Рг
фициент снижается. Изменение К2 для типичных дорожных сетей подчиняется гиперболической зависимости, что записывается уравнением вида К2 ■ + ь, где 1тах — максимальная удаленность (по дорогам) от хозяйственного центра до границ земельного участка; а, Ь — параметры уравнения связи. Для сельскохозяйственных дорожных сетей (в результате выравнивания эмпирического ряда регрессии изменения дорожного коэффициента в зависимости от максимальной удаленности участка) было получено следующее уравнение: -Нпах Тогда формула для исчисления реальных средних расстояний примет вид К = К{ 'Ж Ч-^тах + 1, 12 л/Р, 2< 1< 20. Вычисление средних расстояний в зависимости от размеров земельной площади, соотношения сторон и расположения хозяйственного центра подтверждает выводы, сделанные ранее. С увеличением площади землевладения при прочих равных условиях возрастает и среднее расстояние; этот рост пропорционален корню квадратному площади. Наименьшее среднее расстояние для прямоугольных участков достигается при расположении центра хозяйства в центральной части участка. Среднее расстояние увеличивается по мере увеличения вытянутости фигур и перемещения хозяйственного центра к границам участка. Только изменением местоположения хозяйственного центра среднее расстояние перевозок может быть увеличено (или уменьшено) более чем в 2 раза, а с учетом соотношения сторон этот разрыв может достигать и больших размеров. Другими словами, увеличение среднего расстояния (а значит, и транспортных издержек) может быть связано не только с изменением площади земельного массива. Например, среднее расстояние остается примерно одинаковым для прямоугольника в 1000 га с соотношением сторон 1: 5 и размещением хозяйственного центра в вершине участка и для массива площадью 9000 га, но имеющего форму квадрата с усадьбой, размещенной в его центре. Поскольку севообороты и угодья имеют различную грузоем-кость, необходимо учитывать общую площадь, в составе которой находится угодье, до которого определяется среднее расстояние. Например, чтобы определить среднее расстояние до пахотных массивов при 50 % распаханности территории, следует исходить не из площади пашни, а из площади всей территории (то есть в данном случае площадь должна быть увеличена вдвое). Если удельный вес пашни в общей площади снижается, то это приводит к увеличению среднего расстояния транспортировки. Так, с уменьшением удельного веса пашни с 40 до 10 % среднее расстояние возрастает в 3—5 раз. При неодинаковой грузоемкости одного и того же угодья среднее расстояние следует вычислять по формуле где т — масса грузов, приходящихся на 1 га того или иного участка. Пусть, например, на земельном массиве имеется 2 севооборота: полевой на площади 1500 га (К =4 км, т = 20 т/га) и кормовой на площади 500 га (Я =2 км, т = 40 т/га). Тогда среднее расстояние для всего массива, взвешенное по площадям, будет равно р 1500-4 + 500-2 7000, „ *1= 1500 + 500 =2000=3'5°КМ- С учетом грузоемкости получим _ 1500-4-20 + 500-2-20 140000 Я, =------------------------- =--------- = 2, 80км. 2 1500-20 + 500-40 50000 Таким образом, реальное расстояние, вычисленное с учетом грузоемкости, в данном примере существенно (на 20 %) меньше, чем среднее расстояние, взвешенное только по площади. Если мы разместим кормовой севооборот на большем расстоянии (например, 4 км), полевой севооборот приблизится и разместится на расстоянии 3, 3 км. Среднее расстояние для всего массива при этом не изменится и составит 3, 5 км, а среднее расстояние, учитывающее грузоемкость, будет равно к _ 1500-3, 3-20+ 500-4-40 = 179000 _,.<, Данный расчет показывает, что для сокращения средних расстояний, учитывающих грузоемкость перевозок, грузоемкие культуры необходимо приближать к хозяйственным центрам. Тогда и транспортные затраты хозяйства будут гораздо меньше. 2. МЕТОДИКА ВЫЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ПРОЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА К числу затрат, определяющих влияние транспортного фактора на землеустройство, относятся следующие: транспортные расходы на перевозку грузов; транспортные расходы на перевозку людей; затраты на переезды сельскохозяйственной техники к месту работы и обратно на стоянку; затраты на переезды сельскохозяйственной техники с одного поля на другое после завершения каждого вида работ; затраты на холостые повороты и заезды сельскохозяйственной техники при проведении механизированных работ в пределах поля. Транспортные расходы складываются из затрат по внутри- и внеш нехозяйственным транспортировкам. Внешнехозяйственные перевозки учитываются в случае, когда возможно отправление грузов в различные пункты назначения. Если же расстояния до этих пунктов по каждому виду грузов остаются неизменными, внешнехозяйственные перевозки не принимают во внимание. Внутрихозяйственные транспортные расходы включают стоимость грузоперевозок с полей на усадьбы подразделений и обратно, а также стоимость перевозок рабочей силы. С полей на усадьбы перевозят семена и корма всех видов, за исключением зеленой массы естественных и улучшенных пастбищ (которая в основном потребляется скотом непосредственно на пастбище) и других кормов, которые могут быть использованы на месте их производства. Перевозка товарной продукции, отгружаемой покупателю непосредственно с поля (картофель и т. п.), в состав внутрихозяйственных перевозок в ряде случаев также не входит. С усадеб на поля перевозят семена (посевной материал), органические и минеральные удобрения, топливо и смазочные материалы для работающих в поле машин. Потребность в семенах рассчитывается исходя из посевных площадей и норм высева. Посевной материал перевозится два раза в год: весной с усадеб на поля, осенью с полей на усадьбы. Перевозки между усадьбами подразделений возможны в тех случаях, когда запланирована передача части продукции из одного подразделения в другое. Перевозки с усадеб на внешние пункты назначения включают товарную продукцию растениеводства и животноводства (молоко, мясо и др.). Для определения транспортных затрат по перевозке товарной продукции необходимо установить, какая ее часть будет перевозиться с полей в хозяйственные центры и какая — непосредственно с полей на заготовительные пункты. Все эти данные заносят в специальную таблицу, в которой и производится расчет количества перевозимых грузов (табл.21).
|