Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Организационные (административно-правовые) и справочно-информационные 1 страница
выдача документов, удостоверяющих право землевладения (землепользования) подготовка информации о количестве, качестве и местоположении земель Рис. 1. Система землеустроительных действий Экспроприацией называется принудительное отчуждение земель за определенное справедливое вознаграждение для государственных или общественных надобностей (для строительства автомагистралей, железных дорог, объектов промышленности и т.д.). Иногда вместо термина «экспроприация» используют равнозначный термин «реквизиция». В процессе приватизации земельные участки, находящиеся в государственной или коллективной собственности, разделяются и закрепляются за частными землевладельцами. В ходе национализации, наоборот, земля передается в собственность народа или государства как представителя общественных интересов. При коллективизации земли также могут объединяться, переходя в коллективную или государственную собственность. Другими словами, юридически переход права собственности на землю всегда связан с изъятием и предоставлением земельных участков. Реквизиция — это временное изъятие земельного участка у собственника при наличии обстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и др.), уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции. Реституцией называется восстановление земель в прежнем правовом и имущественном отношении, то есть возвращение земельной собственности прежним законным владельцам. Например, в процессе земельных реформ в республиках Прибалтики, на территории Восточной Германии (бывшей ГДР), в ряде других стран в 1992—1999 гг. были осуществлены меры по передаче земель бывшим собственникам (или их наследникам), потерявшим их в 40-е годы и доказавшим свои права на землю. Коренные изменения в земельной собственности и связанное с ними перераспределение земель обычно осуществляются в ходе земельных реформ. Земельные реформы всегда регулируются государством и осуществляются под его контролем. Они представляют собой концентрированное выражение земельной политики государства и обеспечиваются соответствующими правовыми, экономическими, техническими, организационными мерами. Коренное преобразование земельных отношений — центральное звено любой земельной реформы. Такие реформы имеют долгосрочные последствия и существенно влияют на уровень благосостояния народа. Поэтому, прежде чем начинать земельную реформу, необходимо глубоко изучить опыт различных государств на различных исторических этапах их развития, с тем чтобы выявить соответствующие закономерности и учесть возможные последствия. Особенно важно это для России, где большая земель- ная территория, сложные природные условия сочетаются с разнообразием национальных традиций и социально-экономических факторов земельного строя. Анализ результатов земельных реформ в других странах может внести существенные коррективы в характер аграрных преобразований, определить перспективные формы землевладения и землепользования, организации сельскохозяйственного производства, положительные и отрицательные стороны реформирования земельных отношений. 2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ За несколько последних десятилетий во всех странах Латинской Америки были проведены земельные реформы, масштабы и трудности осуществления которых определялись различными факторами. Основные из них следующие: характер политического режима, устойчивость политической власти, степень влияния внешней политики США и СССР; исходное состояние земельных отношений, включая формы собственности на землю, землевладения и землепользования; площади используемых земель, их плодородие, размещение, потенциальные резервы вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот; численность населения, традиционный уклад жизни, доля крестьян, их социальная активность и землеобеспеченность. Говоря о политическом аспекте земельных реформ, следует отметить три варианта их осуществления: в результате гражданских войн, военных переворотов и обычных законодательных действий. Так, в Мексике и Боливии реформы начались после гражданских войн, в Перу их провело военное правительство, а в Чили и Коста-Рике — законодательная власть. Идеологическая направленность земельных реформ в странах, ориентировавшихся на США и Западную Европу, предполагала безальтернативную идею семейной фермы как основного производителя продукции сельского хозяйства. В странах, находившихся ранее под влиянием СССР, приоритетными направлениями считались сельскохозяйственные кооперативы и другие формы коллективного хозяйства. Традиционные земельные отношения в странах Латинской Америки базировались на господстве крупной земельной собственности. Например, в Колумбии 4 % лендлордов до сих пор контролируют 43 % сельскохозяйственных угодий, в то время как 66 % крестьян полностью или почти полностью безземельны. Даже после осуществления земельной реформы в Сальвадоре 1 % землевладельцев контролирует 41 % угодий, а 60 % крестьян практически не имеют земли. Примерно 88 % всех ферм в Гватемале размещаются на 16 % обрабатываемых земель. В то же время фер- мы размером 450 га и более (около 1 % всех ферм) занимают около 34 % всех пахотных земель страны. В Бразилии мелкие фермы размером до 50 га занимают 12% всей земельной площади, однако они производят 50 % всей сельскохозяйственной продукции. В них занято около 70 % трудовых ресурсов аграрного сектора. В странах с высокой землеобеспеченностью земельные реформы не представляли большой важности. Например, в Аргентине на душу населения приходится относительно много земли, причем крестьяне в основном проживают в районах с наиболее плодородными почвами. Напротив, в Перу, где ощущается нехватка пригодных для сельскохозяйственного использования земель, лучшие из них еще в колониальные времена были монополизированы землевладельческой элитой, масса крестьян страдала от безработицы, что обусловливало его дискриминацию и бедность. Земельные реформы в странах Латинской Америки проводились с целью: наделения крестьян землей, ослабления благодаря этому социальной напряженности между крупными землевладельцами и основной массой населения; обеспечения роста экономики, увеличения сельскохозяйственного производства как для внутренних потребностей, так и на экспорт, в том числе за счет освоения, «колонизации» новых земель. Образование новых форм землевладения и землепользования привело к повышению занятости трудоспособного населения. Вместе с тем нередко политические аспекты явно превалировали над экономическими. Так, например, в Сальвадоре и Никарагуа земельные реформы проходили с переменным успехом и определялись ходом гражданской войны. В процессе реформирования земельного строя использовались следующие методы: национализация земли с последующей передачей ее крестьянам, образованием государственных предприятий и сельскохозяйственных кооперативов (Куба, 1959—1981 гг.; Никарагуа, 1979—1983 гг.); «колонизация» земель — создание преимущественно семейных ферм на пограничных территориях, на неиспользуемых или выкупленных государством у частных лиц землях (Бразилия, 1964— 1969 гг.; Аргентина, 1940-1968 гг.); частичная экспроприация или выкуп земель, образование на них новых семейных ферм или сельскохозяйственных производственных кооперативов (Боливия, 1953—1975 гг.; Гватемала, 1954—1969 гг.). Во всех случаях наиболее остро стоял вопрос о способах передачи земель, а также о преимуществах или недостатках мелких семейных ферм и более крупных производственных кооперативов. Так, например, в Чили, Перу, Доминиканской Республике, отчасти в Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа, Панаме и прибрежных районах Эквадора сразу же после земельной реформы были созда- ны производственные кооперативы, базирующиеся в основном на коллективной собственности на средства производства и разделе доходов в конце года пропорционально количеству отработанных в хозяйстве дней. В Колумбии, Венесуэле, Парагвае (после 1964 г.), в Боливии, Коста-Рике и ряде других стран в результате земельных реформ возникали прежде всего новые семейные фермы. Основные результаты проведения реформ и площадь земель, охваченных переделом, показаны в табл. 3. 3. Некоторые характеристики земельных реформ в странах Латинской Америки*
* Составлено по данным: Тисенхьюзен У. К. Анализ земельных реформ, проведенных в странах Латинской Америки. Докл. на семинаре ФАО. — М.: ВАСХ-11 ИЛ, 1991.-С. 6-9. Производственные кооперативы в Латинской Америке не выдержали испытания временем. В 1980-х годах страны региона одна за другой отказывались от такого способа сельскохозяйственного производства и переходили к индивидуальному фермерству (табл. 4). И) 4. Площади земель и число хозяйств, охваченных земельной реформой
Даже в Никарагуа идея государственных ферм и производственных кооперативов была поддержана только там, где выращивались экспортные культуры. В пореформенный период никарагуанские крестьяне явно стали склоняться к созданию своих собственных ферм, а государственные сельскохозяйственные предприятия были сильно ослаблены в ходе войны. Производственные кооперативы, первоначально созданные в Сальвадоре в ходе аграрной реформы, в последующем также стали дробиться. Переход к индивидуальному фермерству был обусловлен рядом причин: правые правительства искали поддержку крестьян, поэтому всячески поощряли раздел земель государственных и кооперативных структур; для налаживания производства кооперативам нужны были крупные кредиты и высококвалифицированные специалисты (экономисты, менеджеры, бухгалтеры), которые практически отсутствовали; с получением земли крестьяне были заинтересованы в освобождении от опеки различных инстанций и обретении самостоятельности; при распределении доходов в кооперативах почти всегда имела место уравниловка, оплата труда практически не дифференцировалась в зависимости от его количества и качества; наиболее деятельные крестьяне были заинтересованы в получении земли в собственность, чтобы свободно распоряжаться ею, передавать по наследству и осуществлять другие операции. Кроме того, большинство крестьян предпочитали свободу выбора различных форм землевладения и землепользования; эффективность мелкого крестьянского хозяйства выше в условиях преобладания ручного труда, отсутствия кредитов и материально-технической поддержки. Следует, однако, отметить, что при наделении крестьян землей, в особенности в условиях крайней их бедности, определенная степень производственной кооперации является абсолютно необходимой. В дальнейшем, когда доходы крестьян возрастают, производственная кооперация может заменяться обслуживающей и маркетинговой. Кроме того, при правильной организации и оплате труда, стимулировании экономических интересов производителей крупные коллективные предприятия за счет применения системы машин и прогрессивных технологий получают большие преимущества по сравнению с мелкими. Анализ земельных реформ в странах Латинской Америки позволяет сделать следующие выводы: земельные реформы в данном регионе в основном определялись политическими мотивами; эти реформы имели успех, когда обеспечивались не только политической, но и экономической поддержкой государства; при организации различных форм землевладения и землепользования важное значение имеет свобода их выбора; наиболее эффективными для условий региона с производственной точки зрения оказались семейные фермы (индивидуальные крестьянские хозяйства). 3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ИНДИИ К началу XX в. в результате колониальной политики европейских держав страны Южной и Восточной Азии представляли собой феодальные общества с преимущественно аграрной экономикой, замедленным развитием и преобладанием помещичьего землевладения. После освобождения от колониальной зависимости необходимость развития промышленности и роста производительности сельского хозяйства потребовала коренных преобразований в экономике, проведения радикальных земельных и аграрных реформ. Земельные преобразования в основном осуществлялись по двум альтернативным направлениям: развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, основанных на частной собственности на землю, аренде земель, переходе к сельскохозяйственным предприятиям капиталистического типа (Индия, Южная Корея, Пакистан и др.); переход к коллективным формам ведения сельского хозяйства, развитие кооперации и социалистических производственных отношений (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея). При проведении земельных реформ использовались различные методы: национализация, экспроприация земель, регулирование землевладения и землепользования законодательными и экономическими средствами (кредитование, субсидирование, налогообложение). Наиболее сложными, многообразными и в то же время характерными для стран региона путями шли реформы в Индии и Китае. Индия — одно из крупнейших государств мира; площадь сельскохозяйственных угодий здесь составляет 181 млн га, в том числе 166 млн га пашни (чуть более 0, 2 га на одного жителя); 70 % экономически активного населения занято в сельском хозяйстве. Страна является крупнейшим экспортером чая, арахиса, джута, сахарного тростника, хлопка и клещевины, поставляет также каучук, кофе, пряности. Аграрная структура и земельные отношения до середины XX в. находились под сильным воздействием традиционной кастовой системы (более 3, 5 тыс. каст и подкаст). Преобладали формы землепользования и виды прав на землю, сложившиеся еще во времена монгольской династии и на первом этапе британского колониального правления. Обширными территориями владели помещики (заминдары) на праве «хасс» (близком к частной собственности). Им же была передана часть крестьянских земель, с которых они собирали арендную плату. Из этих поступлений заминдары ежегодно выплачивали государству заранее назначенную сумму в виде земельного налога. Некоторые виды прав на землю предоставлялись феодальной знати в качестве вознаграждения за особые заслуги перед государством (военные, экономические, управленческие). К ним относились, в частности, инамы — земли, налог с которых собирался в пользу данного лица (позже они были включены в право собственности на землю), а также джагиры — землевладения, частично или полностью освобожденные от уплаты земельного налога. Определенная часть земель находилась в непосредственном владении крестьян, которые обрабатывали ее и платили земельный налог правительству. Значительные территории (в основном на севере и северо-востоке страны) находились под контролем сельской общины; отдельные участки передавались в пользование ее членам (жителям данной деревни) для обработки. Землевладелец оставался хозяином земли, пока продолжал жить в деревне. Если он уезжал, его участок возвращался общине, которая затем передавала ее другим общинникам. Такая система переходящей обработки называлась «джум»1. Индия — многонациональное государство с разнообразными природными условиями, поэтому формы землевладения и землепользования всегда имели местные особенности. Вместе с тем в производстве сельскохозяйственной продукции повсюду преобладали мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства. В ряде крупных помещичьих землевладений применялся наемный труд, определенное распространение получили издольщина и аренда земель на условиях продуктовой и денежной оплаты или отработки. С точки зрения опыта земельных реформ представляют интерес попытки британской администрации первой половины XX в. стимулировать развитие сельского хозяйства страны. Ставилась задача изменить систему использования земли и увеличить поступления государству за счет разрушения помещичьего землевладения, расширения крестьянской частной собственности и повышения заинтересованности сельхозпроизводителей в росте производства. Было испытано несколько вариантов реформы. 1. Так называемая английская система помещичьего землевладения, чтобы, с одной стороны, заинтересовать заминдаров вкладывать дополнительные средства в сельское хозяйство и тем самым активизировать сельскохозяйственное производство, с другой — передать неэффективно используемые помещичьи земли частным предпринимателям. Для этого часть земель заминдаров была объявлена свободной и выставлена на аукционах для продажи лицам, предлагавшим наивысшую цену. 1 Джакоб X. А. Земельные реформы в Индии. Доклад на семинаре ФАО 7 июня 1991 г.-М.: ВАСХНИЛ, 1991.-240 с. Кроме того, англичане ввели так называемый постоянный сет-тельмент, то есть установили навечно для заминдаров фиксированную сумму земельного налога, оставляя себе весь дополнительный доход от обложения налогом крестьян-землепользователей. Действие этой системы ограничивалось в основном восточными провинциями (Западный Бенгал, Бихар и Орисса). Ощутимых результатов она не дала, так как на аукционах обычно сами замин-дары предлагали за свои бывшие земли максимальную цену. Входя в огромные долги, они сохраняли и все свои привилегии. Кроме того, крестьяне теперь были вынуждены платить большую арендную плату, что способствовало их обнищанию и увеличению социальной напряженности. Заминдары по-прежнему вели жизнь рантье и были заинтересованы в максимальном обложении крестьянства земельным налогом. 2. В Мадрасе и Бомбее британцы использовали французскую модель крестьянской собственности, которая в Индии получила название «райотвари». При этой системе земля передавалась в собственность крестьянам непосредственно государством по специальному соглашению, согласно которому крестьянин признавался собственником земли с правом отдать ее в поднаем, заложить, подарить или продать. Крестьянин-землевладелец был защищен от выселения, пока платил правительству установленный земельный налог. 3. Еще один тип землевладения (махалвари) был установлен в Объединенных провинциях и распространен затем на Пенджаб; при этом договор заключался с целой деревней. Государство дополнительно к индивидуальному получало теперь и коллективный земельный налог. Названные системы также не дали ожидаемых результатов, так как от 50 до 70 % валового продукта изымалось за пользование землей в форме земельного налога, не считая других подзаконных сборов и обложений. У крестьян не оставалось ни средств, ни стимулов (за исключением увеличивать производство сверх прожиточного минимума). По данным экономического обзора последствий земельных реформ, в период между 1900 и 1945 г. население Индии увеличилось на 37, 9 %, размеры культивируемых площадей — на 18 %, выпуск пищевой продукции остался неизменным, а производство товарных культур возросло на 59, 3 %. В то время как в 80-е годы XIX в. производство продуктов питания увеличилось на 5 млн т, в 1945 г. наблюдался их дефицит, исчисляемый в 10 млн т. К этому времени около 30 % населения Индии страдало хроническим недоеданием1. Опыт земельных преобразований в Индии в колониальный период позволяет сделать следующие выводы: успешное осуществление аграрных преобразований и повышение эффективности сельскохозяйственного производства возмож- 1 Джакоб X. А. Земельные реформы в Индии. — М.: ВАСХНИЛ, 1991. — С. 5—6. ны лишь при передаче земли в собственность непосредственным производителям, охране прав на эту собственность и отказе от их эксплуатации в налоговой или какой-либо иной форме; крестьяне должны свободно распоряжаться производимой ими продукцией и иметь денежные средства для вложения получаемой прибыли в свое хозяйство; государство через систему налогов, цен, кредитов, других экономических рычагов должно стимулировать осуществляемую им земельную политику и тем самым опираться на экономические интересы крестьян; любые планы по проведению земельных реформ должны учитывать политическую, социально-экономическую и историческую ситуацию в стране и не должны выходить за возникающие в силу этой ситуации ограничения. После обретения Индией независимости назрела необходимость осуществления новой земельной реформы. Предстояло решить следующие вопросы: отмена системы крупного землевладения (заминдари); установление, закрепление и охрана прав арендаторов; введение ограничений на максимальный размер землевладений; объединение землевладений. Отмена системы крупного землевладения производилась на основании законов, принятых штатами; суть ее заключалась в ликвидации налоговых посредников между государством и крестьянами. Тем самым была сделана попытка ликвидировать остатки феодализма в земледелии и подготовить почву для развития прибыльного сельского хозяйства. За отдаваемые земли помещики получали денежную компенсацию, учитывающую уровень земельного налога и размер годового дохода. В распоряжении землевладельцев тем не менее продолжали оставаться обширные площади (приусадебные земли, земли в деревнях, а также обрабатываемые самими землевладельцами своими силами или с использованием наемного труда и арендаторов). Государство получило от бывших частных владельцев около 173 млн акров земли (69, 9 млн га) и установило прямые отношения с 73 млн землевладельцев; этот процесс продолжается и в настоящее время. Развитие сельского хозяйства связывалось также с укреплением прав арендаторов, которые нередко притеснялись помещиками и даже выселялись ими с арендуемых земель, лишаясь единственного источника существования. Поэтому в первом пятилетнем плане были заложены основы реформы по использованию земель на правах аренды. Было рекомендовано всем землевладельцам и землепользователям подтвердить свои права на земельные участки (на основе поземельных книг, договоров аренды, квитанций об уплате арендной платы и др.). Арендаторы получили право обеспечения их занятости, а собственники — право вернуть себе ограниченную земельную площадь для обработки ее своими силами. Для этих целей была введена нор- ма возврата земли собственнику в размере 3 семейных землевладений. Под землевладением одной семьи понималась площадь, которую могли обрабатывать взрослые члены семьи с помощью работников. Если земля в течение 5 лет не была затребована собственником, то арендаторам предоставлялось право ее покупки. Вместе с тем, если арендаторы не представляли документ на право аренды (из-за плохого земельного учета таковые во многих случаях отсутствовали), крупные землевладельцы выселяли всех арендаторов со своих земель. Поэтому в ходе земельной реформы были налажены учет земель и регистрация всех земельных сделок, которые осуществлялись, начиная с 3-го пятилетнего плана, налоговыми инспекциями. А в 4-м пятилетнем плане права землевладельцев на возвращение арендуемых земель были ограничены их личным участием в обработке земель. В ряде штатов были приняты законы, упорядочивавшие взимание арендной платы и приравнивающие издольщиков к арендаторам. Главная цель — передача земель арендаторам в собственность не была достигнута, так как большинство из них были не в состоянии заплатить выкупную цену. Кроме того, крупные земельные собственники всячески препятствовали передаче своих земель в собственность другим лицам и стремились сохранить свои владения. Основная идея ограничений на предельный размер землевладения заключалась в изъятии излишков земли у крупных собственников и ее перераспределении безземельным крестьянам или иным мелким производителям. Законодательство о максимальных наделах находилось в юрисдикции штатов, и принятые на местах законы затем корректировались, исходя из единой общегосударственной политики. Расчетной единицей при установлении максимальной нормы надела сначала был один человек, затем — семья из 5 человек, включая мужа, жену и 3 несовершеннолетних детей. Каждой семье предусматривалось выделить стандартное по размерам землевладение, учитывающее качество участка земли и наличие источника орошения. Кроме того, к стандартному владению добавлялась 1/5 его на каждого члена семьи сверх 5 человек. Старшему сыну и разведенной женщине полагалось отдельное стандартное владение.
|