Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Организационные (административно-правовые) и справочно-информационные 2 страница
Для земель с имеющимся источником ирригации, способных давать не менее двух урожаев в год, максимальные нормы землевладений составляли в зависимости от штата от 4, 05 до 7, 28 га. Согласно законам штатов 7, 2 млн акров (2, 9 млн га) земель были объявлены излишками, из них 4, 4 млн акров (1, 8 млн га) были перераспределены; остальные или остались неперераспределенны-ми, или по ним до сих пор ведутся судебные процессы. Небольшая площадь перераспределяемых земель объясняется тем, что, предчувствуя введение максимальных норм, крупные землевладельцы прибегали к фиктивному разделу своих владений, оформлению их на подставных лиц. В результате излишки сверх ус- тановленных норм оказывались незначительными. Кроме того, некоторые группы крупных землевладельцев получили льготы, которые препятствовали разделу их участков. Сами инициаторы реформы были довольно слабо организованы и не сумели создать административный механизм, необходимый для ее осуществления. Параллельно в ряде штатов (Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш и др.) шла работа по укрупнению мелких землевладений. Мелко-земелье, дробление и раздел участков в этих регионах были следствием давних традиций и законов наследования. Поэтому проводились работы по комассации и укрупнению земель для повышения эффективности сельского хозяйства. Таким образом, опыт организации земельных реформ в независимой Индии показал следующее: для успешного осуществления земельных реформ помимо политических установок и экономических мер необходимы соответствующие организационные мероприятия — создание специальных органов по проведению реформы и контролю за ее исполнением (или наделение такими функциями действующих административных органов); осуществление земельных преобразований требует наличия ясности в составе землевладельцев, границах и площадях закрепленных за ними земель, налаженного земельного кадастра, позволяющего вести регистрацию землевладений и землепользования, учет и контроль за использованием земель, их оценку; только на этой основе можно осуществлять экономические мероприятия (предоставление кредитов, взимание земельного налога и т. д.); для юридически правильных и технически грамотных отводов и перераспределения земель, организации их рационального и экономически выгодного использования необходимо землеустройство. 4. РЕФОРМЫ В КИТАЕ И ВЬЕТНАМЕ Китайская Народная Республика занимает территорию около 9, 6 млн км2 (960 млн га), на которой проживают 1, 24 млрд человек; 80 % населения сосредоточено в сельской местности. Сельское хозяйство Китая — одна из главных отраслей экономики; на его долю приходится около 70 % национального дохода. Основные отрасли земледелия — производство зерновых, технических, овощных и сахарсодержащих культур (сахарный тростник, свекла); в животноводстве наибольшее развитие получило свиноводство. Хорошо развиты птицеводство и рыбное хозяйство. По разнообразию сельскохозяйственной продукции Китай занимает ведущее место в мире. Здесь возделываются свыше 50 видов полевых культур, около 100 овощных, более 60 плодовых, около 700 видов грибов, лекарственные травы, развиты производство чая и шелководство. Посевная площадь составляет 145 млн га, из которых почти треть оро- шается. В основных земледельческих районах получают два-три урожая в год. Средний коэффициент повторных посевов составляет 1, 4, а в основных районах земледелия достигает 3, 81. Земельная реформа в Китае стала основой сельскохозяйственного развития и представляет собой неотъемлемую часть общей экономической реформы и государственной политики в целом. Первый этап земельной реформы в КНР проходил в 1949— 1952 гг.; он был связан с конфискацией земли и других средств производства (сельскохозяйственной техники, скота, инвентаря и другого имущества) у крупных землевладельцев и их передачей безземельным крестьянам. Начиная с первой пятилетки социалистического строительства в Китае (1953 г.) земельная реформа обеспечивала реализацию принципов коллективизации — от первоначального до полного кооперирования на селе (1955 г.). В 1958 г. в Китае начался так называемый «большой скачок». В целях скорейшей реализации принципов коммунизма повсюду в централизованном порядке повышались нормы и конечные показатели производства. На селе активно создавались коммуны и госхозы, укрупняли сельскохозяйственные кооперативы. Это позволило государственным органам управления монополизировать землю как объект хозяйствования, полностью контролировать производство, использование выделяемых ресурсов, распределение излишков продукции и частную деятельность крестьян. Преобладающей стала общественная собственность на землю. Оплата труда в соответствии с отработанным временем носила по своей сути уравнительный характер, что не стимулировало увеличение производства продукции и отчуждало крестьянство от земли. Вместе с тем за счет мобилизации крестьянства в коммуны и принудительного изъятия государством большей части прибавочного продукта происходило развитие агропромышленного производства, создавалась аграрная инфраструктура, в сельскую местность привлекались средства промышленности. Однако общественная собственность на землю вскоре стала сдерживающим фактором в развитии сельскохозяйственного производства и экономики всей страны. Третий пленум ЦК КПК в 1978 г. принял решение о выходе из кризисной ситуации на основе внедрения в производство экономических методов хозяйствования, базирующихся на учете объективных экономических законов, экономических интересов различных слоев населения, экономических стимулов, модернизации сельского хозяйства. Была официально признана многоукладность сельской экономики. Наряду с социалистическими предприятиями право на существование получили индивидуальные, частнохозяйственные, государственно-капиталистические хозяйства. 'Добрынин В. Аграрная реформа в КНР // Международный агропромышленный журнал. - 1990. - № 3. - С. 79-87. Распространение подрядной системы в сельском хозяйстве выявило огромное аграрное перенаселение, невозможность предоставления каждому работнику земельного надела, обеспечивающего полную занятость и нормальный источник существования. Поэтому было разрешено части рабочей силы деревни не участвовать в сельскохозяйственном производстве, а заняться подсобным промыслом. Крестьянам была разрешена и мелкая частная торговля. Главной хозяйственной единицей на селе стал крестьянский двор, который владеет имуществом (основные фонды, жилье, запасы сельхозпродукции и др.). Сельская семья заключала с коллективом (деревней, производственной бригадой) контракт на подряд земельного участка (его средний размер 0, 5—0, 8 га), в соответствии с которым обязывалась продать государству по стабильной закупочной цене определенное количество сельскохозяйственной продукции, делать отчисления в коллективные фонды, уплачивать сельскохозяйственный налог. Существует право собственности крестьян на плодовые и другие деревья, право наследования подрядных договоров. Допускаются найм рабочей силы, передача участков в субподряд. Приветствуется концентрация земель в руках «умелых землевладельцев». Размеры приусадебных участков крестьян в период реформы были увеличены и теперь занимают до 7—15 % площади пахотных земель. Нет ограничений на выращивание в личных хозяйствах скота, птицы, плодовых деревьев, разведение рыбы и др. Сельскохозяйственный налог взимается в денежной форме. Его структура включает налог за пользование землей (неизменный на определенный период) и налог на продажу продукции (2—10 % стоимости реализуемой продукции в зависимости от ее объема и вида). Государство закупает у крестьян 30—35 % производимого зерна, более 70 % растительного масла, 95 % хлопка. За каждый центнер зерна, проданного по государственным контрактам, крестьяне получают по твердым ценам 3 кг дизельного топлива и 6— 10 кг удобрений. В случае невыполнения контракта они вынуждены покупать эти товары на рынке по ценам в 2—4 раза выше государственных. Сверх контрактов зерно закупается у крестьян на договорных началах по коммерческим ценам, которые в среднем в 2, 5 раза выше государственных закупочных. Несмотря на принятые меры, производство зерна остается низкорентабельным (в 2—3 раза менее выгодным, чем выращивание технических культур, и в 3—4 раза, чем мелкое промышленное производство и транспортные услуги)1. Переход от народных коммун к семейному подряду способствовал подъему сельской экономики. Этот механизм, давший каждой крестьянской семье участок земли, стал формой соедине- 1 Разов С. С. Китайская Народная Республика: Справочник. — М.: Политиздат, 1989.-С. 131-136. ния личной материальной заинтересованности и инициативы с экономическими интересами государства. Хотя он породил и немало проблем (продолжающееся дробление земельных участков, нежелание крестьян вкладывать средства в долгосрочное повышение урожайности и др.), но пока позволяет не допускать обезземеливания и обнищания преобладающей части крестьян. Широкомасштабная экономическая реформа 1978 г. началась с деревни. Народные коммуны были ликвидированы, их хозяйственные и административные функции разделены. Волостные (поселковые) народные правительства взяли в свои руки политические и многие другие функции коммун. Всего было создано около 70 тыс. волостных правительств, а также 845 тыс. комитетов сельских жителей1. Комитет, объединяющий в среднем около 150 крестьянских дворов, выступает собственником земли, крупных сельскохозяйственных орудий и других средств производства, принадлежавших ранее производственным бригадам коммун. Земля, формально оставшаяся в коллективной собственности жителей деревни (фактически — в государственной), передается в аренду крестьянским хозяйствам на срок 15 лет и более. Им устанавливаются обязательные задания по производству только нескольких видов товарной продукции (зерно, хлопок, масличные культуры), которые закупаются по твердым ценам; все остальные крестьяне реализуют па рынке. При переходе на семейный подряд передача в пользование земли, находящейся в коллективной собственности, осуществлялась уравнительно (как правило, из расчета 70 % по числу едоков, 30 % по рабочей силе). В дальнейшем производилось дополнительное ее перераспределение. Основной производственной хозрасчетной единицей на селе при сохранении госхозов и кооперативов стал крестьянский двор (семья), за которым по контракту (договору) сначала на короткий, а затем на длительный срок была закреплена земля (включая пашню, лес, пастбища и водоемы). Наряду с повышением цен на сельскохозяйственную продукцию была отменена система централизованных закупок (типа продразверстки), что привело к существенному росту производительности труда в сельском хозяйстве. За 10 лет реформы валовой сбор зерна по всей стране увеличился на 100 млн т и достиг в 1987 г. 402, 4 млн т. В 1978—1983 гг. темпы роста производства продовольствия в Китае составляли 7 % в год, а продуктивности земледелия и производительности труда — соответственно 3, 75 и 5, 21 % (Хан Тункуй, Лу Хуешен. Земельная реформа в Китае // Международный агропромышленный журнал. — 1990. — № 5. — С. 67; Сравнительный анализ аграрного сектора КНР и Индии // Китай: Реф. сб. ВИНИТИ, 1990. -№ 10. - С. 61). 'Гельбрас В. Г. Экономическая реформа в КНР. — М.: Международные отношения, 1990.-С. 123. Существенного успеха добились госхозы, созданные еще в период широкомасштабного освоения целинных земель. В 1989 г. их количество превысило 2 тыс., а численность работающих достигла 5 млн человек. За госхозами закреплено более 4, 4 млн га пашни, свыше 13, 17 млн га пастбищ, 1, 74 млн га лесов. В 1979—1989 гг. темпы прироста их сельскохозяйственного и промышленного производства составляли 10, 5% (Сельское хозяйство Китая в 1989 г. // Китай: Реф. сб. ВИНИТИ, 1990. - № 8. - С. 39). Основной хозрасчетной единицей госхоза также стало семейное крестьянское хозяйство. За госхозом сохранилось право единого планирования, выдачи производственных заданий, оказания помощи крестьянам. В процессе экономической реформы в сельской местности была разрешена промышленная деятельность. В этих условиях сельскохозяйственные кооперативы начали превращаться в крупные агропромышленные формирования, имеющие в своем составе сельскохозяйственную, промышленную, строительную, торговую и другие структуры. Такой подход, особенно с привлечением иностранного капитала, дал существенные положительные результаты в плане роста эффективности производства. С другой стороны, возникла большая проблема, связанная с увеличением отводов ценных сельскохозяйственных угодий для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей, что потребовало усилить экономическую защиту этих земель. В ходе земельной реформы больше внимания стало уделяться развитию личного подсобного хозяйства крестьян, оставшихся членами кооперативов, но не занятых в сельскохозяйственной сфере. В личное пользование им выделяется земля из расчета до 1, 0 му на семью (1 му = 0, 06 га), разрешается иметь до 10 свиней и 100 голов птицы. Таким образом, к 1987 г. семейным подрядом была охвачена большая часть (95 %) сельскохозяйственных земель страны. За каждой деревней было закреплено в среднем 148, 4 га пахотных земель. Товарищества и единоличники теперь занимали только 3, 7 % земель, сельские коллективы — 0, 8, кооперативы различного типа — 0, 3, несельскохозяйственные коллективы, индивидуальные арендаторы—0, 04 %. Вместе с тем данная система практически себя исчерпала. Валовой сбор зерна остановился на уровне 400 млн т в год. Семейное землепользование стало тормозом на пути дальнейшей интенсификации производства, что объясняется рядом причин. 1. Рост производительности труда при внедрении семейного подряда был вызван в основном повышением напряженности труда и увеличением продолжительности рабочего дня и вскоре достиг своих естественных границ. Дальнейшее повышение эффективности производства возможно только на базе механизации, внедрения прогрессивных технологий и др., что требует значительных инвестиций, а также развития кооперации, укрупнения земельных массивов, создания новых форм землевладения и землепользования. 2. Уравнительное перераспределение земель, требующее нарезки каждой семье участков одинаковой площади, качества и удаленности, привело к появлению множества мелких чересполосных и раздробленных участков. Исследование подрядных участков показало, что на одну семью в среднем приходится сейчас 0, 56 га пашни, расположенной в десятке мест (примерно по 0, 057 га на участок). Большинство культур каждая семья выращивает по своему усмотрению, что затрудняет использование сельскохозяйственной техники. 3. Монопольное право крестьянской семьи на свой земельный участок стало препятствием для сведения их в крупные наделы, когда в этом возникает необходимость. 4. Система семейного подряда предусматривает бесплатное закрепление земли; отсутствует дифференциация земельного налога в зависимости от ее качества и местоположения. Это приводит к хищническому использованию земли, в особенности арендованной на небольшой срок, и потере почвенного плодородия. Ситуация усугубляется также усилившимся в последние годы оттоком сельского населения (90 млн человек) в города, что стало следствием «ножниц цен» на промышленные и сельскохозяйственные товары. Началось запустение некоторых территорий, пашня превращается в залежь или используется экстенсивно. Поэтому возникла необходимость в поиске новых форм землевладения и землепользования, создании экономического механизма внедрения достижений научно-технического прогресса, укреплении землеустроительной службы. Современные земельные отношения и землеустройство в Китае строятся на основе скорректированного законодательства, четкой государственной системы управления земельными ресурсами, которая осуществляется недавно созданным Министерством земли и природных ресурсов. Оно было сформировано в ходе реорганизации правительства в 1998 г. в результате объединения Управления землей, Министерства природных ресурсов и Министерства водных ресурсов. Оно отвечает за земельные и водные ресурсы (включая моря), а также за недра, имеет центральный аппарат (15 тыс. человек) и территориальные органы во всех провинциях, городах и поселках (около 1 млн человек). В земельном блоке министерства работают 200 тыс. сотрудников. Земельные отношения регулируются в соответствии с принятым в 1986 г. Законом КНР об управлении землей; в конце 1998 г. этот закон был пересмотрен и дополнен. Была подтверждена и укреплена социалистическая общественная собственность на землю. Вся земля в застроенных районах городов принадлежит государству, в сельских и пригородных районах — коллективам крестьян (за исключением участков, которые по закону принадлежат государству). И государственная, и крестьянская коллективная земля определяется по закону как используемая предприятиями или гражданами. Предприятия и граждане, использующие земли, обязаны ее охранять, управлять землей и рационально ее использовать. В ст. 11 названного закона сказано, что земля, предоставляемая крестьянским коллективам для сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования, регистрируется и учитывается властями местного уровня, которые выдают свидетельства о праве собственности (для крестьянских коллективов) или подтверждающие право использования несельскохозяйственной земли под строительство. Свидетельства на право пользования выдают землеустроительные органы. Собственность на лесные земли или луга, право использовать лесные земли, луга, водную поверхность или приливные земли в целях ведения аквакультуры устанавливаются в соответствии с законами о лесном хозяйстве, о лугах, о рыбном хозяйстве КНР. Предприятия или частные лица не имеют права самовольно захватывать землю или передавать ее посредством купли-продажи или иных методов, не предусмотренных законом. Официальным документом, удостоверяющим право землепользования крестьянства в Китае, является контракт (письменный договор). Право крестьянина обрабатывать коллективную землю по контракту, срок которого составляет 30 лет, защищено законом. Государственная земля также может предоставляться для возделывания сельскохозяйственных культур, ведения лесного хозяйства, животноводства или рыбного хозяйства также по контракту, срок которого устанавливается в договоре (содержание такого контракта рассмотрено в работе О. Г. Строковой: Земельные реформы и земельные отношения в зарубежных странах. — М.: Диалог МГУ, 1998. — С. 60—64). Для планирования и осуществления землеустроительных мероприятий в Китае в соответствии с Законом об управлении землей разрабатывают генеральные планы использования земель на перспективу на срок, который устанавливается Госсоветом. Эти землеустроительные документы разрабатывают народные власти всех уровней на основе планов экономического и социального развития, с учетом необходимости улучшения земельного фонда страны, защиты национальных ресурсов и окружающей среды, наличия земли и потребностей в земле под строительство различных производственных объектов. Основные задачи генеральных планов: определение потребности в земле и контроль общего количества земли, используемой под строительство; зонирование и определение целевого использования каждого участка земли (на уровне муниципалитета и общины); поддержание баланса между площадями обрабатываемых земель, используемых для других целей, улучшенных и рекультивированных земель; защита основных сельскохозяйственных угодий и предотвращение их неконтролируемого изъятия для несельскохозяйственных целей; улучшение экологического состояния земель, организация их рационального и устойчивого использования и охраны. При составлении генеральных планов более низкого уровня применяются контрольные нормативы планов более высокого уровня: по площади пахотных земель, по суммарному количеству земель, выделяемых для строительства, по площади рекультивации земель или переноса плодородного слоя в другие места, по улучшению и вовлечению в сельскохозяйственный оборот новых земель взамен изымаемых. На основании перспективных разрабатываются годовые планы использования земель на территорию соответствующего уровня, которые служат основой для составления проектов землеустройства, мелиорации и строительства. Часть земель, прилегающих к рекам, озерам, находящаяся под контролем и защитой от наводнений в зоне водохранилищ, земле-устраивается в Китае на основании специальных планов развития и использования рек и озер. Таким образом, для КНР характерно жесткое централизованное управление земельными ресурсами со стороны государства. Оно выражается в государственном планировании использования и охраны земли, организации землепользования и контроле над ним. Собственностью на государственные земли распоряжается Государственный Совет. Государство имеет право, действуя в общественных интересах, реквизировать землю у коллективов; оно организует национальную информационную сеть, земельный кадастр, мониторинг земель, ведет земельную статистику, финансирует землеустроительные мероприятия. Например, только на создание единой кадастровой системы из госбюджета КНР предусмотрено выделить 5 млрд юаней (100 юаней = 12, 4 долл. США). В сельском хозяйстве Вьетнама до 1945 г. господствовали докапиталистические формы хозяйства и полуфеодальные методы эксплуатации. Колониальная администрация была заинтересована в их сохранении, так как это облегчало сбор налогов и укрепляло социальную опору режима в лице помещичьего класса. Показательно, что крестьяне, составлявшие свыше 90 % населения колониального Вьетнама, владели всего 30 % земли, причем худшей; большая часть земли принадлежала вьетнамским помещикам и французским колонистам. В это время применялись различные формы земельной ренты. Чаще всего безземельный крестьянин обрабатывал землю помещика, заключив договор на несколько лет, пользуясь скотом, орудиями и посевным материалом хозяина. Земля предоставлялась за половину урожая, а общая величина ренты достигала 3/5 или даже 2/3 урожая. Существовала также аренда, а исходя из фиксированных поставок продукции, и денежная аренда. Развитие аграрных отношений во Вьетнаме после победы Августовской революции в 1945 г. можно разделить на четыре этапа: подготовка и начало аграрной реформы (1945—1954 гг.); завершение аграрной реформы и переход к социалистическим преобразованиям в Северном Вьетнаме (1955—1975 гг.); аграрные преобразования на Юге и развитие социалистических производственных отношений на Севере (с 1975 г. до середины 80-х годов); современный этап земельного реформирования. Сразу после революции 1945 г. был проведен комплекс мероприятий, в известной степени облегчавших положение сельского населения. В частности, был отменен подушный налог и снижен на 20 % поземельный. Правительство Вьетнама приняло постановление о сокращении размеров арендной платы крестьян на 25 %; арендная плата теперь не должна была превышать 1/3 основного урожая. Земли французских колонизаторов конфисковывались и передавались во временное пользование безземельным и малоземельным крестьянам. Право на получение земельного надела предоставлялось всем лицам, достигшим 15-летнего возраста. Максимальный надел на одного человека в Бакбо и Чунбо (север Вьетнама) был установлен в размере 0, 5 га, в Намбо (юг Вьетнама) — 1 га. Предусматривалось также изъятие общинных земель у лиц, незаконно их захвативших, и передача их во временное пользование нуждающимся. Пустующие частные земли, которые не обрабатывались в течение 5 лет, объявлялись собственностью государства и временно передавались деревенской бедноте. При этом в течение первых трех лет крестьяне освобождались от уплаты земельного налога и продовольственных поставок в фонд вооруженных сил ДРВ. В целом, однако, отношения между крестьянами и помещиками оставались прежними. С 1953 г. начался первый этап осуществления реформы. К концу 1956 г. на всей территории Северного Вьетнама, за исключением некоторых горных районов, земли были конфискованы у помещиков и других нетрудовых классов. Более 810 тыс. га было безвозмездно передано 2 млн 104 тыс. крестьянских семей. Тогда же в ДРВ было создано 190 тыс. групп трудовой взаимопомощи, охватывающих до 60 % хозяйств на Севере страны. К 1960 г. кооперирование крестьян в основном завершилось, в 41, 4 тыс. кооперативов вошли 2, 4 млн крестьянских дворов. Большинство кооперативов представляло собой хозяйства низшего типа. Земля и основные средства производства оставались в собственности крестьян. За свой пай крестьянин ежегодно получал часть доходов, равную 25 % урожая с его участка; право же использовать землю и основные средства производства принадлежало кооперативу. Крестьянин мог изъять свою землю из кооператива и снова стать единоличником. В 60-е годы кооперативное движение развивалось вглубь; главным направлением стал переход кооперативов от низших форм к высшим. К концу второго этапа в развитии земельных отношений на долю социалистического сектора в сельском хозяйстве Север- ного Вьетнама приходилось около 96 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. В сельскохозяйственные кооперативы вступило 95 % крестьянских дворов в соответствии с господствовавшей тогда концепцией «ускоренного перехода к социализму в масштабах всей страны». К 1975 г. 97, 4 % кооперативов стали кооперативами высшего уровня, с коллективной собственностью на землю и основные средства производства, с оплатой по труду. Вместе с тем более 50 % сельскохозяйственных кооперативов не были оснащены даже простейшими средствами механизации. Вручную орошалось 80 % площадей, потребность в удобрениях обеспечивалась лишь на одну треть (Исаев И. П., Пивоваров Я. Н. Очерк аграрных отношений во Вьетнаме. — М.: Наука, 1987. — С. 15). Следует особо сказать о развитии государственных сельскохозяйственных предприятий. Их создание началось сразу же после победы Августовской революции, и в 1959 г. в ДРВ насчитывалось 52 сельскохозяйственных предприятия такого типа. В 1975 г. на севере страны имелось 115 госхозов с посевной площадью 106, 7 тыс. га, из которых почти 24 тыс. га было занято техническими культурами. В 1980 г. в северных провинциях СРВ действовали около 14 тыс. производственных сельскохозяйственных кооперативов, которые стали здесь ведущей формой сельскохозяйственного производства. Эволюция аграрных отношений в бывшей зоне контроля сай-гонской администрации на Юге усилила мелкотоварный уклад в экономике; в деревне сохранялись феодальные и полуфеодальные пережитки. Доля безземельных и малоземельных крестьян составляла 30 %. Экономика Юга была тесно связана с мировым капиталистическим хозяйством. После разрыва этих связей в связи с объединением Вьетнама резко снизился экспорт сельскохозяйственной продукции. Новая социалистическая власть провела конфискацию помещичьих землевладений, национализацию имущества сайгон-ской администрации, осуществила переход к социалистической системе в сельском хозяйстве, который сопровождался сопротивлением крупных землевладельцев и зажиточных крестьян, особенно в рисопроизводящих провинциях в дельте реки Меконг. По Конституции СРВ 1980 г. земля —общее достояние всего народа, а не какой-либо группы или какой-либо местности; земля является социалистической собственностью в двух формах: общенародной и коллективной. До 1980 г. бригадная подрядная система была единственной формой организации и оплаты труда, применяемой в кооперативном секторе сельского хозяйства Вьетнама. В общих чертах эту систему можно охарактеризовать следующим образом: бригады получали от кооператива три задания — по объему произведенной продукции, материальным затратам и заработанным баллам. Эти задания распределялись между членами бригады, которые получали баллы за совместную работу. Такая система не отвечала интересам работников и, следовательно, не обеспечивала полного использования трудового потенциала, не стимулировала инициативу и ответственность за выполненную работу. Проблема эффективного использования земли является для Вьетнама весьма острой: по уровню обеспеченности землей (0, 6 га на человека) Вьетнам занимает 159-е место в мире. Поэтому в середине 80-х годов вводится новая система — индивидуального подряда, основанная на оплате сельскохозяйственного труда по конечной продукции. Каждой крестьянской семье на период до пяти лет выделяется участок кооперативной земли (в зависимости от числа трудоспособных); она обязана сдать кооперативу определенное количество продукции, за что получает соответствующее количество трудодней. Произведенная сверх этой нормы продукция остается в распоряжении крестьянской семьи, которая может сдать ее государству по повышенным ценам или реализовать на рынке. Некоторые виды работ в кооперативе (например, ирригация, обработка земли механизмами и др.) продолжают осуществляться коллективно специализированными бригадами. Размер земельных участков, предоставляемых для выполнения подряда, должен быть стабильным в течение ряда лет, чтобы заинтересовать крестьян в дополнительных вложениях в землю. Это позволяет также определить нормы сдачи продукции на основе средней урожайности и затрат трудовых и материальных ресурсов в предшествующие 3—5 лет. Земля во Вьетнаме остается общенародной собственностью; в общенародной или коллективной собственности остаются и важнейшие средства производства. Передаваемый в распоряжение крестьянину на условиях подряда участок кооперативной земли может быть изъят в случае, если подрядчик нарушит условия подряда. Крестьяне, используя закрепленную за ними землю, производят продукцию для кооператива и на свое личное потребление по единому плану. Этот план разрабатывается кооперативами; его выполнение гарантируется хозяйственными договорами, заключенными между государством и кооперативом, и подрядными договорами, заключенными между кооперативом (при посредстве бригад) и крестьянами. Продукция и доход делятся на принципах социалистического распределения.
|