Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Организационные (административно-правовые) и справочно-информационные 2 страница






Для земель с имеющимся источником ирригации, способных давать не менее двух урожаев в год, максимальные нормы земле­владений составляли в зависимости от штата от 4, 05 до 7, 28 га. Согласно законам штатов 7, 2 млн акров (2, 9 млн га) земель были объявлены излишками, из них 4, 4 млн акров (1, 8 млн га) были пе­рераспределены; остальные или остались неперераспределенны-ми, или по ним до сих пор ведутся судебные процессы.

Небольшая площадь перераспределяемых земель объясняется тем, что, предчувствуя введение максимальных норм, крупные зем­левладельцы прибегали к фиктивному разделу своих владений, оформлению их на подставных лиц. В результате излишки сверх ус-


тановленных норм оказывались незначительными. Кроме того, не­которые группы крупных землевладельцев получили льготы, кото­рые препятствовали разделу их участков. Сами инициаторы рефор­мы были довольно слабо организованы и не сумели создать адми­нистративный механизм, необходимый для ее осуществления.

Параллельно в ряде штатов (Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш и др.) шла работа по укрупнению мелких землевладений. Мелко-земелье, дробление и раздел участков в этих регионах были след­ствием давних традиций и законов наследования. Поэтому прово­дились работы по комассации и укрупнению земель для повыше­ния эффективности сельского хозяйства.

Таким образом, опыт организации земельных реформ в незави­симой Индии показал следующее:

для успешного осуществления земельных реформ помимо по­литических установок и экономических мер необходимы соответ­ствующие организационные мероприятия — создание специаль­ных органов по проведению реформы и контролю за ее исполне­нием (или наделение такими функциями действующих админист­ративных органов);

осуществление земельных преобразований требует наличия яс­ности в составе землевладельцев, границах и площадях закреплен­ных за ними земель, налаженного земельного кадастра, позволяю­щего вести регистрацию землевладений и землепользования, учет и контроль за использованием земель, их оценку; только на этой основе можно осуществлять экономические мероприятия (предо­ставление кредитов, взимание земельного налога и т. д.);

для юридически правильных и технически грамотных отводов и перераспределения земель, организации их рационального и эконо­мически выгодного использования необходимо землеустройство.

4. РЕФОРМЫ В КИТАЕ И ВЬЕТНАМЕ

Китайская Народная Республика занимает территорию около 9, 6 млн км2 (960 млн га), на которой проживают 1, 24 млрд человек; 80 % населения сосредоточено в сельской местности. Сельское хо­зяйство Китая — одна из главных отраслей экономики; на его долю приходится около 70 % национального дохода.

Основные отрасли земледелия — производство зерновых, техни­ческих, овощных и сахарсодержащих культур (сахарный тростник, свекла); в животноводстве наибольшее развитие получило свиновод­ство. Хорошо развиты птицеводство и рыбное хозяйство. По разно­образию сельскохозяйственной продукции Китай занимает ведущее место в мире. Здесь возделываются свыше 50 видов полевых культур, около 100 овощных, более 60 плодовых, около 700 видов грибов, ле­карственные травы, развиты производство чая и шелководство. По­севная площадь составляет 145 млн га, из которых почти треть оро-


шается. В основных земледельческих районах получают два-три уро­жая в год. Средний коэффициент повторных посевов составляет 1, 4, а в основных районах земледелия достигает 3, 81.

Земельная реформа в Китае стала основой сельскохозяйствен­ного развития и представляет собой неотъемлемую часть общей экономической реформы и государственной политики в целом.

Первый этап земельной реформы в КНР проходил в 1949— 1952 гг.; он был связан с конфискацией земли и других средств производства (сельскохозяйственной техники, скота, инвентаря и другого имущества) у крупных землевладельцев и их передачей безземельным крестьянам. Начиная с первой пятилетки социали­стического строительства в Китае (1953 г.) земельная реформа обеспечивала реализацию принципов коллективизации — от пер­воначального до полного кооперирования на селе (1955 г.). В 1958 г. в Китае начался так называемый «большой скачок». В це­лях скорейшей реализации принципов коммунизма повсюду в централизованном порядке повышались нормы и конечные пока­затели производства. На селе активно создавались коммуны и гос­хозы, укрупняли сельскохозяйственные кооперативы. Это позво­лило государственным органам управления монополизировать землю как объект хозяйствования, полностью контролировать производство, использование выделяемых ресурсов, распределе­ние излишков продукции и частную деятельность крестьян. Пре­обладающей стала общественная собственность на землю.

Оплата труда в соответствии с отработанным временем носила по своей сути уравнительный характер, что не стимулировало уве­личение производства продукции и отчуждало крестьянство от земли. Вместе с тем за счет мобилизации крестьянства в коммуны и принудительного изъятия государством большей части приба­вочного продукта происходило развитие агропромышленного производства, создавалась аграрная инфраструктура, в сельскую местность привлекались средства промышленности. Однако об­щественная собственность на землю вскоре стала сдерживающим фактором в развитии сельскохозяйственного производства и эко­номики всей страны.

Третий пленум ЦК КПК в 1978 г. принял решение о выходе из кризисной ситуации на основе внедрения в производство экономи­ческих методов хозяйствования, базирующихся на учете объектив­ных экономических законов, экономических интересов различных слоев населения, экономических стимулов, модернизации сельско­го хозяйства. Была официально признана многоукладность сельс­кой экономики. Наряду с социалистическими предприятиями пра­во на существование получили индивидуальные, частнохозяйствен­ные, государственно-капиталистические хозяйства.

'Добрынин В. Аграрная реформа в КНР // Международный агропромышлен­ный журнал. - 1990. - № 3. - С. 79-87.


Распространение подрядной системы в сельском хозяйстве вы­явило огромное аграрное перенаселение, невозможность предос­тавления каждому работнику земельного надела, обеспечивающе­го полную занятость и нормальный источник существования. По­этому было разрешено части рабочей силы деревни не участвовать в сельскохозяйственном производстве, а заняться подсобным про­мыслом. Крестьянам была разрешена и мелкая частная торговля.

Главной хозяйственной единицей на селе стал крестьянский двор, который владеет имуществом (основные фонды, жилье, за­пасы сельхозпродукции и др.). Сельская семья заключала с кол­лективом (деревней, производственной бригадой) контракт на подряд земельного участка (его средний размер 0, 5—0, 8 га), в со­ответствии с которым обязывалась продать государству по ста­бильной закупочной цене определенное количество сельскохозяй­ственной продукции, делать отчисления в коллективные фонды, уплачивать сельскохозяйственный налог.

Существует право собственности крестьян на плодовые и дру­гие деревья, право наследования подрядных договоров. Допуска­ются найм рабочей силы, передача участков в субподряд. Привет­ствуется концентрация земель в руках «умелых землевладельцев». Размеры приусадебных участков крестьян в период реформы были увеличены и теперь занимают до 7—15 % площади пахотных зе­мель. Нет ограничений на выращивание в личных хозяйствах ско­та, птицы, плодовых деревьев, разведение рыбы и др.

Сельскохозяйственный налог взимается в денежной форме. Его структура включает налог за пользование землей (неизменный на определенный период) и налог на продажу продукции (2—10 % стоимости реализуемой продукции в зависимости от ее объема и вида). Государство закупает у крестьян 30—35 % производимого зерна, более 70 % растительного масла, 95 % хлопка. За каждый центнер зерна, проданного по государственным контрактам, крес­тьяне получают по твердым ценам 3 кг дизельного топлива и 6— 10 кг удобрений. В случае невыполнения контракта они вынужде­ны покупать эти товары на рынке по ценам в 2—4 раза выше госу­дарственных. Сверх контрактов зерно закупается у крестьян на до­говорных началах по коммерческим ценам, которые в среднем в 2, 5 раза выше государственных закупочных.

Несмотря на принятые меры, производство зерна остается низ­корентабельным (в 2—3 раза менее выгодным, чем выращивание технических культур, и в 3—4 раза, чем мелкое промышленное производство и транспортные услуги)1.

Переход от народных коммун к семейному подряду способ­ствовал подъему сельской экономики. Этот механизм, давший каждой крестьянской семье участок земли, стал формой соедине-

1 Разов С. С. Китайская Народная Республика: Справочник. — М.: Полит­издат, 1989.-С. 131-136.


ния личной материальной заинтересованности и инициативы с экономическими интересами государства. Хотя он породил и не­мало проблем (продолжающееся дробление земельных участков, нежелание крестьян вкладывать средства в долгосрочное повыше­ние урожайности и др.), но пока позволяет не допускать обезземе­ливания и обнищания преобладающей части крестьян.

Широкомасштабная экономическая реформа 1978 г. началась с деревни. Народные коммуны были ликвидированы, их хозяйствен­ные и административные функции разделены. Волостные (поселко­вые) народные правительства взяли в свои руки политические и мно­гие другие функции коммун. Всего было создано около 70 тыс. воло­стных правительств, а также 845 тыс. комитетов сельских жителей1.

Комитет, объединяющий в среднем около 150 крестьянских дворов, выступает собственником земли, крупных сельскохозяй­ственных орудий и других средств производства, принадлежавших ранее производственным бригадам коммун.

Земля, формально оставшаяся в коллективной собственности жи­телей деревни (фактически — в государственной), передается в арен­ду крестьянским хозяйствам на срок 15 лет и более. Им устанавлива­ются обязательные задания по производству только нескольких ви­дов товарной продукции (зерно, хлопок, масличные культуры), кото­рые закупаются по твердым ценам; все остальные крестьяне реа­лизуют па рынке. При переходе на семейный подряд передача в пользование земли, находящейся в коллективной собственности, осуществлялась уравнительно (как правило, из расчета 70 % по числу едоков, 30 % по рабочей силе). В дальнейшем производилось допол­нительное ее перераспределение. Основной производственной хоз­расчетной единицей на селе при сохранении госхозов и кооперати­вов стал крестьянский двор (семья), за которым по контракту (дого­вору) сначала на короткий, а затем на длительный срок была закреп­лена земля (включая пашню, лес, пастбища и водоемы).

Наряду с повышением цен на сельскохозяйственную продук­цию была отменена система централизованных закупок (типа продразверстки), что привело к существенному росту производи­тельности труда в сельском хозяйстве. За 10 лет реформы валовой сбор зерна по всей стране увеличился на 100 млн т и достиг в 1987 г. 402, 4 млн т. В 1978—1983 гг. темпы роста производства про­довольствия в Китае составляли 7 % в год, а продуктивности зем­леделия и производительности труда — соответственно 3, 75 и 5, 21 % (Хан Тункуй, Лу Хуешен. Земельная реформа в Китае // Международный агропромышленный журнал. — 1990. — № 5. — С. 67; Сравнительный анализ аграрного сектора КНР и Индии // Китай: Реф. сб. ВИНИТИ, 1990. -№ 10. - С. 61).

'Гельбрас В. Г. Экономическая реформа в КНР. — М.: Международные отно­шения, 1990.-С. 123.


Существенного успеха добились госхозы, созданные еще в пери­од широкомасштабного освоения целинных земель. В 1989 г. их ко­личество превысило 2 тыс., а численность работающих достигла 5 млн человек. За госхозами закреплено более 4, 4 млн га пашни, свыше 13, 17 млн га пастбищ, 1, 74 млн га лесов. В 1979—1989 гг. тем­пы прироста их сельскохозяйственного и промышленного произ­водства составляли 10, 5% (Сельское хозяйство Китая в 1989 г. // Китай: Реф. сб. ВИНИТИ, 1990. - № 8. - С. 39). Основной хозрас­четной единицей госхоза также стало семейное крестьянское хозяй­ство. За госхозом сохранилось право единого планирования, выда­чи производственных заданий, оказания помощи крестьянам.

В процессе экономической реформы в сельской местности была разрешена промышленная деятельность. В этих условиях сельскохозяйственные кооперативы начали превращаться в круп­ные агропромышленные формирования, имеющие в своем соста­ве сельскохозяйственную, промышленную, строительную, торго­вую и другие структуры. Такой подход, особенно с привлечением иностранного капитала, дал существенные положительные ре­зультаты в плане роста эффективности производства. С другой стороны, возникла большая проблема, связанная с увеличением отводов ценных сельскохозяйственных угодий для нужд промыш­ленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей, что потребовало усилить экономическую защиту этих земель.

В ходе земельной реформы больше внимания стало уделяться раз­витию личного подсобного хозяйства крестьян, оставшихся членами кооперативов, но не занятых в сельскохозяйственной сфере. В лич­ное пользование им выделяется земля из расчета до 1, 0 му на семью (1 му = 0, 06 га), разрешается иметь до 10 свиней и 100 голов птицы.

Таким образом, к 1987 г. семейным подрядом была охвачена большая часть (95 %) сельскохозяйственных земель страны. За каж­дой деревней было закреплено в среднем 148, 4 га пахотных земель. Товарищества и единоличники теперь занимали только 3, 7 % зе­мель, сельские коллективы — 0, 8, кооперативы различного типа — 0, 3, несельскохозяйственные коллективы, индивидуальные аренда­торы—0, 04 %. Вместе с тем данная система практически себя ис­черпала. Валовой сбор зерна остановился на уровне 400 млн т в год. Семейное землепользование стало тормозом на пути дальнейшей интенсификации производства, что объясняется рядом причин.

1. Рост производительности труда при внедрении семейного подряда был вызван в основном повышением напряженности тру­да и увеличением продолжительности рабочего дня и вскоре дос­тиг своих естественных границ. Дальнейшее повышение эффек­тивности производства возможно только на базе механизации, внедрения прогрессивных технологий и др., что требует значи­тельных инвестиций, а также развития кооперации, укрупнения земельных массивов, создания новых форм землевладения и зем­лепользования.


2. Уравнительное перераспределение земель, требующее нарезки каждой семье участков одинаковой площади, качества и удаленнос­ти, привело к появлению множества мелких чересполосных и раз­дробленных участков. Исследование подрядных участков показало, что на одну семью в среднем приходится сейчас 0, 56 га пашни, рас­положенной в десятке мест (примерно по 0, 057 га на участок). Боль­шинство культур каждая семья выращивает по своему усмотрению, что затрудняет использование сельскохозяйственной техники.

3. Монопольное право крестьянской семьи на свой земельный участок стало препятствием для сведения их в крупные наделы, когда в этом возникает необходимость.

4. Система семейного подряда предусматривает бесплатное за­крепление земли; отсутствует дифференциация земельного налога в зависимости от ее качества и местоположения. Это приводит к хищническому использованию земли, в особенности арендован­ной на небольшой срок, и потере почвенного плодородия.

Ситуация усугубляется также усилившимся в последние годы оттоком сельского населения (90 млн человек) в города, что стало следствием «ножниц цен» на промышленные и сельскохозяй­ственные товары. Началось запустение некоторых территорий, пашня превращается в залежь или используется экстенсивно. По­этому возникла необходимость в поиске новых форм землевладе­ния и землепользования, создании экономического механизма внедрения достижений научно-технического прогресса, укрепле­нии землеустроительной службы.

Современные земельные отношения и землеустройство в Китае строятся на основе скорректированного законодательства, четкой государственной системы управления земельными ресурсами, ко­торая осуществляется недавно созданным Министерством земли и природных ресурсов. Оно было сформировано в ходе реорганиза­ции правительства в 1998 г. в результате объединения Управления землей, Министерства природных ресурсов и Министерства вод­ных ресурсов. Оно отвечает за земельные и водные ресурсы (включая моря), а также за недра, имеет центральный аппарат (15 тыс. человек) и территориальные органы во всех провинциях, городах и поселках (около 1 млн человек). В земельном блоке ми­нистерства работают 200 тыс. сотрудников.

Земельные отношения регулируются в соответствии с принятым в 1986 г. Законом КНР об управлении землей; в конце 1998 г. этот закон был пересмотрен и дополнен. Была подтверждена и укрепле­на социалистическая общественная собственность на землю. Вся земля в застроенных районах городов принадлежит государству, в сельских и пригородных районах — коллективам крестьян (за ис­ключением участков, которые по закону принадлежат государству).

И государственная, и крестьянская коллективная земля опре­деляется по закону как используемая предприятиями или гражда­нами. Предприятия и граждане, использующие земли, обязаны ее


охранять, управлять землей и рационально ее использовать. В ст. 11 названного закона сказано, что земля, предоставляемая крестьянс­ким коллективам для сельскохозяйственного и несельскохозяйст­венного использования, регистрируется и учитывается властями местного уровня, которые выдают свидетельства о праве собствен­ности (для крестьянских коллективов) или подтверждающие право использования несельскохозяйственной земли под строительство. Свидетельства на право пользования выдают землеустроительные органы. Собственность на лесные земли или луга, право использо­вать лесные земли, луга, водную поверхность или приливные земли в целях ведения аквакультуры устанавливаются в соответствии с за­конами о лесном хозяйстве, о лугах, о рыбном хозяйстве КНР.

Предприятия или частные лица не имеют права самовольно захватывать землю или передавать ее посредством купли-продажи или иных методов, не предусмотренных законом.

Официальным документом, удостоверяющим право землепользо­вания крестьянства в Китае, является контракт (письменный дого­вор). Право крестьянина обрабатывать коллективную землю по кон­тракту, срок которого составляет 30 лет, защищено законом. Госу­дарственная земля также может предоставляться для возделывания сельскохозяйственных культур, ведения лесного хозяйства, животно­водства или рыбного хозяйства также по контракту, срок которого устанавливается в договоре (содержание такого контракта рассмотре­но в работе О. Г. Строковой: Земельные реформы и земельные отно­шения в зарубежных странах. — М.: Диалог МГУ, 1998. — С. 60—64).

Для планирования и осуществления землеустроительных ме­роприятий в Китае в соответствии с Законом об управлении зем­лей разрабатывают генеральные планы использования земель на перспективу на срок, который устанавливается Госсоветом. Эти землеустроительные документы разрабатывают народные власти всех уровней на основе планов экономического и социального развития, с учетом необходимости улучшения земельного фонда страны, защиты национальных ресурсов и окружающей среды, на­личия земли и потребностей в земле под строительство различных производственных объектов.

Основные задачи генеральных планов:

определение потребности в земле и контроль общего количе­ства земли, используемой под строительство;

зонирование и определение целевого использования каждого участка земли (на уровне муниципалитета и общины);

поддержание баланса между площадями обрабатываемых зе­мель, используемых для других целей, улучшенных и рекультиви­рованных земель;

защита основных сельскохозяйственных угодий и предотвра­щение их неконтролируемого изъятия для несельскохозяйствен­ных целей;

улучшение экологического состояния земель, организация их рационального и устойчивого использования и охраны.


При составлении генеральных планов более низкого уровня применяются контрольные нормативы планов более высокого уровня: по площади пахотных земель, по суммарному количеству земель, выделяемых для строительства, по площади рекультива­ции земель или переноса плодородного слоя в другие места, по улучшению и вовлечению в сельскохозяйственный оборот новых земель взамен изымаемых.

На основании перспективных разрабатываются годовые планы использования земель на территорию соответствующего уровня, которые служат основой для составления проектов землеустрой­ства, мелиорации и строительства.

Часть земель, прилегающих к рекам, озерам, находящаяся под контролем и защитой от наводнений в зоне водохранилищ, земле-устраивается в Китае на основании специальных планов развития и использования рек и озер.

Таким образом, для КНР характерно жесткое централизован­ное управление земельными ресурсами со стороны государства. Оно выражается в государственном планировании использования и охраны земли, организации землепользования и контроле над ним. Собственностью на государственные земли распоряжается Государственный Совет.

Государство имеет право, действуя в общественных интересах, реквизировать землю у коллективов; оно организует нацио­нальную информационную сеть, земельный кадастр, мониторинг земель, ведет земельную статистику, финансирует землеустрои­тельные мероприятия. Например, только на создание единой ка­дастровой системы из госбюджета КНР предусмотрено выделить 5 млрд юаней (100 юаней = 12, 4 долл. США).

В сельском хозяйстве Вьетнама до 1945 г. господствовали дока­питалистические формы хозяйства и полуфеодальные методы экс­плуатации. Колониальная администрация была заинтересована в их сохранении, так как это облегчало сбор налогов и укрепляло социальную опору режима в лице помещичьего класса. Показа­тельно, что крестьяне, составлявшие свыше 90 % населения коло­ниального Вьетнама, владели всего 30 % земли, причем худшей; большая часть земли принадлежала вьетнамским помещикам и французским колонистам.

В это время применялись различные формы земельной ренты. Чаще всего безземельный крестьянин обрабатывал землю поме­щика, заключив договор на несколько лет, пользуясь скотом, ору­диями и посевным материалом хозяина. Земля предоставлялась за половину урожая, а общая величина ренты достигала 3/5 или даже 2/3 урожая. Существовала также аренда, а исходя из фиксирован­ных поставок продукции, и денежная аренда.

Развитие аграрных отношений во Вьетнаме после победы Авгу­стовской революции в 1945 г. можно разделить на четыре этапа:

подготовка и начало аграрной реформы (1945—1954 гг.);


завершение аграрной реформы и переход к социалистическим преобразованиям в Северном Вьетнаме (1955—1975 гг.);

аграрные преобразования на Юге и развитие социалистических производственных отношений на Севере (с 1975 г. до середины 80-х годов);

современный этап земельного реформирования.

Сразу после революции 1945 г. был проведен комплекс мероп­риятий, в известной степени облегчавших положение сельского населения. В частности, был отменен подушный налог и снижен на 20 % поземельный. Правительство Вьетнама приняло поста­новление о сокращении размеров арендной платы крестьян на 25 %; арендная плата теперь не должна была превышать 1/3 основ­ного урожая. Земли французских колонизаторов конфисковыва­лись и передавались во временное пользование безземельным и малоземельным крестьянам.

Право на получение земельного надела предоставлялось всем ли­цам, достигшим 15-летнего возраста. Максимальный надел на одно­го человека в Бакбо и Чунбо (север Вьетнама) был установлен в раз­мере 0, 5 га, в Намбо (юг Вьетнама) — 1 га. Предусматривалось также изъятие общинных земель у лиц, незаконно их захвативших, и пере­дача их во временное пользование нуждающимся. Пустующие част­ные земли, которые не обрабатывались в течение 5 лет, объявлялись собственностью государства и временно передавались деревенской бедноте. При этом в течение первых трех лет крестьяне освобожда­лись от уплаты земельного налога и продовольственных поставок в фонд вооруженных сил ДРВ. В целом, однако, отношения между крестьянами и помещиками оставались прежними.

С 1953 г. начался первый этап осуществления реформы. К кон­цу 1956 г. на всей территории Северного Вьетнама, за исключени­ем некоторых горных районов, земли были конфискованы у поме­щиков и других нетрудовых классов. Более 810 тыс. га было без­возмездно передано 2 млн 104 тыс. крестьянских семей. Тогда же в ДРВ было создано 190 тыс. групп трудовой взаимопомощи, охва­тывающих до 60 % хозяйств на Севере страны. К 1960 г. коопери­рование крестьян в основном завершилось, в 41, 4 тыс. кооперати­вов вошли 2, 4 млн крестьянских дворов.

Большинство кооперативов представляло собой хозяйства низ­шего типа. Земля и основные средства производства оставались в собственности крестьян. За свой пай крестьянин ежегодно полу­чал часть доходов, равную 25 % урожая с его участка; право же ис­пользовать землю и основные средства производства принадлежа­ло кооперативу. Крестьянин мог изъять свою землю из кооперати­ва и снова стать единоличником.

В 60-е годы кооперативное движение развивалось вглубь; глав­ным направлением стал переход кооперативов от низших форм к высшим. К концу второго этапа в развитии земельных отношений на долю социалистического сектора в сельском хозяйстве Север-


ного Вьетнама приходилось около 96 % валовой стоимости сельс­кохозяйственной продукции. В сельскохозяйственные кооперати­вы вступило 95 % крестьянских дворов в соответствии с господ­ствовавшей тогда концепцией «ускоренного перехода к социализ­му в масштабах всей страны». К 1975 г. 97, 4 % кооперативов стали кооперативами высшего уровня, с коллективной собственностью на землю и основные средства производства, с оплатой по труду.

Вместе с тем более 50 % сельскохозяйственных кооперативов не были оснащены даже простейшими средствами механизации. Вруч­ную орошалось 80 % площадей, потребность в удобрениях обеспечи­валась лишь на одну треть (Исаев И. П., Пивоваров Я. Н. Очерк аг­рарных отношений во Вьетнаме. — М.: Наука, 1987. — С. 15).

Следует особо сказать о развитии государственных сельскохозяй­ственных предприятий. Их создание началось сразу же после победы Августовской революции, и в 1959 г. в ДРВ насчитывалось 52 сель­скохозяйственных предприятия такого типа. В 1975 г. на севере стра­ны имелось 115 госхозов с посевной площадью 106, 7 тыс. га, из кото­рых почти 24 тыс. га было занято техническими культурами. В 1980 г. в северных провинциях СРВ действовали около 14 тыс. производст­венных сельскохозяйственных кооперативов, которые стали здесь ведущей формой сельскохозяйственного производства.

Эволюция аграрных отношений в бывшей зоне контроля сай-гонской администрации на Юге усилила мелкотоварный уклад в экономике; в деревне сохранялись феодальные и полуфеодальные пережитки. Доля безземельных и малоземельных крестьян состав­ляла 30 %.

Экономика Юга была тесно связана с мировым капиталистичес­ким хозяйством. После разрыва этих связей в связи с объединени­ем Вьетнама резко снизился экспорт сельскохозяйственной про­дукции. Новая социалистическая власть провела конфискацию помещичьих землевладений, национализацию имущества сайгон-ской администрации, осуществила переход к социалистической системе в сельском хозяйстве, который сопровождался сопротив­лением крупных землевладельцев и зажиточных крестьян, особен­но в рисопроизводящих провинциях в дельте реки Меконг.

По Конституции СРВ 1980 г. земля —общее достояние всего народа, а не какой-либо группы или какой-либо местности; земля является социалистической собственностью в двух формах: обще­народной и коллективной. До 1980 г. бригадная подрядная систе­ма была единственной формой организации и оплаты труда, при­меняемой в кооперативном секторе сельского хозяйства Вьетнама. В общих чертах эту систему можно охарактеризовать следующим образом: бригады получали от кооператива три задания — по объему произведенной продукции, материальным затратам и зара­ботанным баллам. Эти задания распределялись между членами бригады, которые получали баллы за совместную работу. Такая система не отвечала интересам работников и, следовательно, не


обеспечивала полного использования трудового потенциала, не стимулировала инициативу и ответственность за выполненную ра­боту. Проблема эффективного использования земли является для Вьетнама весьма острой: по уровню обеспеченности землей (0, 6 га на человека) Вьетнам занимает 159-е место в мире.

Поэтому в середине 80-х годов вводится новая система — инди­видуального подряда, основанная на оплате сельскохозяйственного труда по конечной продукции. Каждой крестьянской семье на пери­од до пяти лет выделяется участок кооперативной земли (в зависимо­сти от числа трудоспособных); она обязана сдать кооперативу опре­деленное количество продукции, за что получает соответствующее количество трудодней. Произведенная сверх этой нормы продукция остается в распоряжении крестьянской семьи, которая может сдать ее государству по повышенным ценам или реализовать на рынке. Некоторые виды работ в кооперативе (например, ирригация, обра­ботка земли механизмами и др.) продолжают осуществляться кол­лективно специализированными бригадами. Размер земельных участков, предоставляемых для выполнения подряда, должен быть стабильным в течение ряда лет, чтобы заинтересовать крестьян в до­полнительных вложениях в землю. Это позволяет также определить нормы сдачи продукции на основе средней урожайности и затрат трудовых и материальных ресурсов в предшествующие 3—5 лет.

Земля во Вьетнаме остается общенародной собственностью; в об­щенародной или коллективной собственности остаются и важней­шие средства производства. Передаваемый в распоряжение крестья­нину на условиях подряда участок кооперативной земли может быть изъят в случае, если подрядчик нарушит условия подряда. Крестьяне, используя закрепленную за ними землю, производят продукцию для кооператива и на свое личное потребление по единому плану. Этот план разрабатывается кооперативами; его выполнение гарантируется хозяйственными договорами, заключенными между государством и кооперативом, и подрядными договорами, заключенными между ко­оперативом (при посредстве бригад) и крестьянами. Продукция и доход делятся на принципах социалистического распределения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал