Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Волков С. Н.Стр 1 из 77Следующая ⇒
С.Н.Волков ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Том 5 Рекомендовано Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по землеустроительным специальностям Ф МОСКВА «КОЛОС» 2001 УДК 332.3 ББК 65.32-5я73 В67 Редактор В. И. Письменный Рецензент А. П. Огарков, член-корреспондент РАСХН, доктор экономических наук, профессор (Российская академия сельскохозяйственных наук) Волков С. Н. В67 Землеустройство. Экономика землеустройства. Т. 5. — М.: Колос, 2001. — 456 с. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений). IЗВN 5-10-003694-Х(т. 5) 15ВК 5-10-003689-3. Рассмотрены теоретические и практические аспекты экономики землеустройства. Показаны роль землеустройства в осуществлении земельных и аграрных реформ в различных странах, его функции и рыночной экономике. Подробно изложена методика экономического обоснонапия проектов внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и их составных частей. Особое внимание уделено анализу транспортного фактора в землеустройстве, размещению севооборотов, осуществлению мелиоративных мероприятий. Для студентов вузов землеустроительных специальностей. УДК 332.3 «1> К 65.32-5я73 18ВК 5-10-003694-Х(т. 5) I5ВN 5-10—003689—3 ©Волкове. П., 2001 ВВЕДЕНИЕ Эффективное развитие экономики страны невозможно без рационального использования и охраны земли. Важнейшую роль в этом процессе играет землеустройство, позволяющее с помощью системы инженерно-технических, экономических и юридических мероприятий организовать экологически и экономически целесообразное использование земель, обеспечить эффективную организацию территории и размещение производства. Особое значение землеустройство приобретает в периоды крупных земельных преобразований, когда происходят массовая реорганизация сельскохозяйственных предприятий, создание новых и упорядочение существующих хозяйств, перестройка земельных отношений и перераспределение земель. В этих условиях нужны специальные меры, чтобы избежать нерационального землепользования, неудобств в организации производства и территории, развития эрозии, деградации почв, других нежелательных экологических последствий, нанесения ущерба эффективно работающим предприятиям и экономике в целом. За период земельной реформы в России, с 1991 по 1999 г., проведена реорганизация около 24 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена приватизация их земель на площади 115, 9 млн га. В результате этого около 12 млн работников реорганизованных хозяйств стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано 13, 8 млн га земель. В настоящее время около 44 млн граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, садоводства, огородничества, животноводства. В ведение органов местного самоуправления передано 36, 4 млн га земель 153, 3 тыс. сельских населенных пунктов (с прилегающими территориями). Перераспределение земель, введение многообразия форм собственности и хозяйствования, по существу, позволили сформировать в России новый земельный строй. Вместе с тем реформа системы земельных отношений и перераспределение земель привели к множеству негативных явлений в землепользовании — дальноземелью, чересполосице, изломанное- ти и неправильному расположению границ. На территориях бывших колхозов и совхозов появилась масса посторонних землевладельцев и землепользователей, нарушилась компактность землепользования. Реформа затронула в основном земли сельскохозяйственного назначения. Не проведено разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Не выделены земли с особым правовым режимом использования. Мировой и отечественный опыт показывает, что реальным средством наведения порядка в использовании земель, переустройстве территории и регулировании земельных отношений может быть только землеустройство, обеспечивающее переход к новому земельному строю с соответствующими формами хозяйствования, землевладения и землепользования. Пока, однако, в России нет четкой программы его развития как на ближайшее время, так и на перспективу. Общепризнано, что землеустройство — это прежде всего социально-экономическое явление. Его главная функция — организация взаимодействия различных социальных групп по поводу распределения и использования земли и вместе с тем ее хозяйственное приспособление к реальной экономической ситуации. Как правило, в землеустроенных хозяйствах экономическая эффективность производства выше. Учебная дисциплина «Экономика землеустройства», изучающая землеустройство с социально-экономических позиций, возникла в 20-е годы. По своему предмету и методу она существенно отличалась от смежных дисциплин «Техника землеустройства» и «Землеустроительный процесс», которые изучали инженерно-технические, землемерные и юридические землеустроительные действия. В 30-е годы в землеустройстве на первый план вышли организационно-хозяйственные и экономические проблемы, связанные с построением и ведением сельскохозяйственного производства на крупной коллективной основе. В результате появился новый курс «Землеустроительное проектирование», имеющий в основном экономическое содержание и, по сути, поглотивший экономику землеустройства. Развитие землеустройства и расширение его содержания привели в 60—70-е годы к дифференциации соответствующих дисциплин. К курсу землеустроительного проектирования добавились «Геодезические работы при землеустройстве», «Планирование и организация землеустроительных работ», «Экономико-математические методы и моделирование в землеустройстве», «Научные основы землеустройства». Все они, однако, не раскрывали в полной мере экономического содержания землеустройства, так как имели свои особые предметы и методы изучения. Поэтому в 1990 г. в типовой учебный план, а затем в Государственный образовательный стандарт (ГОС) подготовки инженера-землеустроителя по специальности 310900 «Землеустройство» была включена дисциплина «Экономика землеустройства». Эта дисциплина перешла в качестве основной и в новый Государственный образовательный стандарт, введенный в действие в 2000 г. Этот курс в соответствии с типовой учебной программой охватывает следующий круг вопросов: экономика землеустройства как научная дисциплина; землеустройство в системе общественного производства; показатели экономической эффективности землеустройства и их использование при планировании и организации рационального использования земель; экономика внутрихозяйственного землеустройства; экономика межхозяйственного землеустройства. Приступая к изучению данного предмета, следует прежде всего уяснить его содержание, его место среди других научных дисциплин, изучающих землеустройство. В учебнике раскрываются социально-экономическая природа землеустройства, его роль в системе общественного производства, влияние на него объективных экономических законов, исторические и социально-экономические закономерности развития землеустройства; на этой основе определяется значение землеустройства в механизме регулирования земельных отношений, в системе управления земельными ресурсами страны, в организации рационального использования и охраны земель. Описываются принципы определения экономической эффективности землеустройства, соответствующие критерии и показатели. Излагаются методы оценки землеустроительных решений в схемах и проектах землеустройства, порядок их составления и финансирования. При внутрихозяйственном землеустройстве, как правило, возникает множество вариантов организации территории, имеющих различную социально-экономическую и эколого-экономическую эффективность, поэтому важно правильно оценить их с помощью системы показателей, отсеять неприемлемые и выбрать наиболее подходящие. В книге рассмотрены также вопросы экономики межхозяйственного (территориального) землеустройства: установление оптимальных размеров землевладений и землепользовании; оценка экономической эффективности производства, конкурентоспособности вновь образуемого или реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия; методика расчета экономических последствий предоставления и изъятия земель для государственных и общественных надобностей, выделения земельных долей в натуре; оценка экономической эффективности ликвидации недостатков землевладения и землепользования и др. Расчетные методики излагаются на конкретных примерах, как правило, взятых из реальной практики. Для обеспечения сопоставимости стоимостных показателей все они приводятся в ценах 1990 г. Необходимые корректировки можно осуществить по данным приложения 16. Учебник соответствует новой учебной программе и предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям 310900 «Землеустройство», 311000 «Земельный кадастр», 311100 «Городской кадастр», а также для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению 560600 «Землеустройство и земельный кадастр». В своей основной части он представляет собой переработанное и дополненное издание книги «Экономика землеустройства», вышедшей в издательстве «Колос» в 1996 г. Учебник написан заслуженным деятелем науки Российской Федерации, чл.-корр. РАСХН, д-ром экон. наук, проф. С. Н. Волковым (глава XVI — совместно с доц. В. В. Пименовым). Автор выражает признательность доц. Е. В. Черкашиной за большую помощь в подготовке рукописи к изданию. Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА Глава I ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В основе существования человеческого общества лежит сознательная деятельность по удовлетворению потребностей в продуктах питания, жилище, других материальных благах. Среди главных ее условий первостепенное значение принадлежит земле, являющейся предметом труда, а в сельском хозяйстве — одновременно средством труда и главным средством производства, так как-она обрабатывается различными орудиями производства и посредством своего плодородия воздействует на растения, способствуя тем самым формированию урожая. Не случайно классики экономической теории В. ГТетти, А. Смит, Д. Рикардо, а в последующем и марксистско-ленинская политэкономия придавали огромное значение земле как фактору процесса производства. Для начала процесса производства необходимы соединение рабочей силы с землей, другими средствами производства и определенная организация общества. Поэтому на всех исторических этапах развития человеческого общества происходили распределение земли, ее соединение и приспособление в процессе труда к другим средствам производства. Сначала этот процесс носил случайный характер и проявлялся путем разграничения сфер использования земли в первобытном обществе для целей собирательства плодов, грибов, ягод, охоты, а затем скотоводства и земледелия; позднее он превратился в сознательную деятельность по распределению земель и организации территории. Эта деятельность и получила впоследствии название {емлеустройства. Термин «землеустройство» впервые отмечен в русском языке в 1906 г.; до этого работы, связанные с перераспределением земель, назывались межеванием. При этом под межеванием понимался установленный законом процесс разграничения земельной соб- ственности и юридического оформления прав на землю. Главными целями межевания были: внесение ясности в вопрос, сколько земли за кем закреплено; определение границ владений земельных собственников, закрепление их на местности межевыми знаками (столбами, камнями и др.) и выдача документов на право землевладения и землепользования; раздел (передел) земли и ее закрепление за новыми собственниками с одновременной регистрацией и оформлением прав земельной собственности. Таким образом, посредством межевания государство налаживало учет земель, регистрировало землевладельцев и землепользователей для обложения их налогом и контроля за использованием земли, охраняло их права в случае нарушений и облегчало переход права собственности от одних лиц к другим. Исходя из этих целей, межевание включало в себя юридические и землемерно-технические действия, связанные с выдачей, оформлением и регистрацией документов, составлением планов землевладений и землепользовании, обмером и оценкой земель, вычислением площадей и т. д. В отличие от межевания землеустройство понималось шире и преследовало не только цели правового оформления границ земельных собственников, но и приспособления земли к наивыгоднейшему хозяйственному использованию, то есть как деятельность по экономическому устройству землевладений. Так, И. А. Иверонов в лекциях, прочитанных студентам Московского сельскохозяйственного и Московского коммерческого институтов по «Основам землеустроительного дела» в 1915 г., писал: «Вместе с укреплением границ земельной собственности на данной определенной территории возникают, однако, вопросы иного порядка и значения, а именно: с расположением земельных владений и фигурой участков, принадлежащих разным владельцам, весьма тесно связаны также разнообразные экономические интересы этих последних» [21, с. 6, 7]. В тех случаях, когда интересы землевладельцев удовлетворялись не путем закрепления существующих границ, а путем нового распределения земель, так что каждый из них получал участок, эквивалентный прежним владениям, но сведенный в удобные для хозяйства массивы земель и границы, соответствующей операции присваивалось название землеустройства. Различие межевания и землеустройства привело к выполнению этих работ в дореволюционной России различными министерствами и ведомствами. Так, межевое ведомство проводило работы по межеванию, межевые суды разрешали земельные споры, а сельскохозяйственные и крестьянские земли устраивались так называемыми землемерами землеустройства, споры разрешались землеустроительными комиссиями или по распоряжению землемеров землеустройства [22, с. 21]. Уже в то время экономическая сторона землеустройства ставилась на одно из первых мест. В дальнейшем, однако, грань между терминами «землеустройство» и «межевание» стерлась, так как все масштабные разграничительные работы в России (генеральное и специальное межевания, земельная реформа, связанная с ликвидацией крепостного права, столыпинская реформа и др.) преследовали цели как юридического укрепления границ земельной собственности, так и экономического устройства землевладений. Поскольку все действия по образованию новых, упорядочению или реорганизации существующих землевладений и землепользовании и внутреннему устройству их территории осуществлялись на основе землеустроительных проектов, межевание всегда являлось лишь частью более или менее сложных землеустроительных операций, преследующих цели устройства земельной собственности в различных природных и экономических условиях, с различными целями и задачами. Более того, так как в процессе землеустройства затрагиваются не только земли, но и трудовые ресурсы, объекты инженерного оборудования территории и другие средства производства, неразрывно связанные с землей (мелиоративные сети, дороги, источники водоснабжения и т. д.), состав землеустроительных действий вскоре значительно расширился. Уже в послереволюционный период согласно Земельному кодексу РСФСР от 20 ноября 1927 г. он включал: отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселениям городского типа, объединениям трудовых земледельцев, а также на особых условиях (аренда, концессии и др.) иным учреждениям, обществам и лицам; образование земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и перевод угодий из одного фонда в другой; изъятие земель для государственных и общественных надобностей; установление городской черты; раздел земель, состоящих в пользовании земельных обществ, пыделение земель отдельным хозяйствам (дворам) и их группам; разверстание всех или некоторых угодий земельного общества на хуторские либо отрубные участки; раздел земель обособленных трудовых земледельческих хозяйств (дворов); устранение или уменьшение чересполосности отдельных землепользовании, вклинивания и вкрапливания их, дальноземелья, неправильности очертания границ и других недостатков землепользования; проложение, перемещение или упразднение дорог, предостав-ш'пие водопоев и перемещение землепользовании в связи с производством коренных улучшений земельных угодий (мелиорации); распланирование сельских мест поселения; установление и изменение границ волостей. В дальнейшем в связи с коллективизацией и образованием крупных сельскохозяйственных предприятий в число землеустроительных действий вошло внутрихозяйственное землеустройство, представляющее собой научно обоснованную организацию территории конкретного хозяйства с введением севооборотов, рациональной организации производства, труда и управления, размещением угодий, севооборотов и устройством их территории. Таким образом, землеустройство превратилось в целый комплекс действий, имеющих одновременно правовое, техническое, организационно-хозяйственное и экономическое содержание. В курсе «Теоретические основы землеустройства» (Т. 1 настоящего издания) было подробно показано, что в процессе развития землеустроительной науки отдельные стороны землеустройства нередко абсолютилизировались, что приводило к различному его пониманию. Длительное время преобладали административно-правовая, социально-техническая и организационно-хозяйственная концепции землеустройства, соответственно интерпретирующие его сущность, задачи и содержание. Административно-правовая концепция изложена в исследованиях профессоров О. А. Хауке, Н. П. Рудина, Б. С. Мартынова. По их мнению, землеустройство имело прежде всего правовое содержание и определялось ими как «основанная на установленных в законе началах деятельность государственной власти, направленная на преобразование существующих земельных прав отдельных владельцев с целью создания самостоятельных поземельных владений» [26]. При этом землеустройство увязывалось с преобразованием административно-правовыми методами имеющихся земельных отношений (Хауке О. А. Понятие землеустройства //Вестник землеустройства и переселения. — 1927. -— № 1. — С. 34). Социально-технической направленности землеустройства придерживались проф. Ф. Г. Некрасов, К. Н. Сазонов, В. И. Киркор, А. А. Ржаницин. Они считали, что в основе землеустройства лежат технические действия по приспособлению земельных площадей (их размеров, конфигурации, размещения) к социально-производственным целям и задачам. Ф. Г. Некрасов, например, писал, что «землеустройством надлежит называть лишь такую социальную организацию землепользования (территории), которая сопровождается технической реорганизацией площади в пространственном отношении» [28, с. 29—36]. Организационно-хозяйственную точку зрения на сущность и содержание землеустройства отстаивал проф. И. Е. Герман. Он определял землеустройство как «переделку имений по форме и содержанию в состояние, наиболее удобное и выгодное в целях сельского хозяйства» (Герман И. Е. Земельные дела в западноевропейских государствах. — М., 1913. — С. 3). Эту концепцию раз- вивали затем многие ученые-землеустроители — И. В. Мозжухин, Н. П. Огановский, В. В. Редькин и др. Перечисленные односторонние понимания землеустройства неоднократно критиковали проф. П. Н. Першин, И. Д. Шулейкин, А. Д. Шулейкин, С. А. Удачин. В понимание землеустройства они обязательно включали техническую, правовую и экономическую сторону. Так, академик С. А. Удачин в 4-м издании учебника «Землеустроительное проектирование», указывая на экономическую сущность землеустройства, писал, что «... землеустройство является системой государственных мероприятий по регулированию земельных отношений в стране, по рациональной организации использования земли как средства производства в конкретных социалистических сельскохозяйственных предприятиях и во всем народном хозяйстве в целом, в интересах расширенного социалистического воспроизводства» [20, с. 16]. Данное понятие было принято землеустроителями, однако подверглось критике со стороны юристов. Например, П.Д.Сахаров считал, что такое определение землеустройства не раскрывает его сущности как экономической категории, поскольку на первое место выдвинут не объективный, а субъективный (государственный) характер землеустройства. «Землеустройство, — по мнению П. Д. Сахарова, — следует различать как правовое и экономическое явление. Оно не может регулировать земельные отношения, поскольку само является разновидностью этих отношений» [35, с. 7]. В ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.) дано следующее определение землеустройства: «Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Таким образом, хотя (как показано в курсе «Теоретические основы землеустройства») землеустройство имеет множество определений, вытекающих из его особенностей как сферы деятельности, системы государственных мероприятий, научной дисциплины и т. д., преобладающей остается экономическая концепция землеустройства. Если обобщить теоретические доводы, высказанные различными исследователями по данному вопросу, можно сделать следующие выводы. 1. Появление различных теорий землеустройства, неоднозначно трактующих его сущность, было вызвано многообразием со- держания и видов землеустроительных работ, включающих юридические, технические, социально-экономические, организационно-хозяйственные действия, абсолютизацией отдельных из них, а также недостаточным уровнем развития землеустроительной науки и практики. 2. Говоря о различных аспектах землеустройства, следует иметь в виду, что оно оказывает многостороннее влияние на общественное производство. Потому, признавая административно-правовое значение землеустройства, нельзя забывать о его экономической сущности, так как правовые нормы, по сути дела, всегда выражают определенные производственные отношения, соответствующие экономическому строю общества. 3. Аналогичным образом нельзя абсолютизировать технико-экономическую и организационно-хозяйственную стороны землеустройства. Это может повлечь за собой отрицание его народнохозяйственной значимости, государственного характера, роли в осуществлении земельной политики, необоснованно сократить границы его применения, снизить социально-экономическую роль. 4. Экономическая сторона является доминирующей в землеустройстве и определяет его сущность. Этот вывод мотивируется следующими причинами. Во-первых, землеустройство в широком смысле слова представляет собой составную часть общественного способа производства, проявляющуюся как социально-экономический процесс организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей. Следовательно, оно всегда связано с определенным уровнем производительных сил и производственных отношений и зависит от объективно действующих экономических законов (закона стоимости, пропорционального развития, экономии времени и др.). Во-вторых, как известно, законы общественного развития воспринимаются обществом не непосредственно, а через интересы. Поэтому землеустройство, имея государственный характер и находясь под контролем органов исполнительной и законодательной власти, всегда осуществляется в интересах определенных социальных групп. В системе интересов этих групп (политических, производственных, социальных) всегда превалируют экономические. Поэтому задача землеустройства заключается в таком перераспределении земли, чтобы, с одной стороны, обеспечить единство экономических интересов общества, отдельных коллективов и граждан, с другой — выдержать приоритет общественных интересов. Поскольку земля постоянно оказывается объектом конфликтующих интересов, землеустройство как механизм ее распределения и организации использования всегда оказывалось в центре политической борьбы. В-третьих, при землеустройстве участки распределяются между землевладельцами и землепользователями, а через них —между отраслями общественного хозяйства (промышленностью, транспор- том, сельским хозяйством и др.). Затем осуществляется внутреннее устройство землевладений и землепользовании, размещаются производственные объекты, населенные пункты, дороги, угодья (пашня, сенокосы, пастбища), севообороты, лесные насаждения, сады и т.д. При этом земля может выполнять различные функции. В обрабатывающей промышленности она является в первую очередь местом, на котором может совершаться процесс труда; здесь такие ее свойства, как почвенный покров, недра, леса и воды, не оказывают существенного влияния на получение материальных благ. В добывающей промышленности роль земли значительно больше; она выступает уже в качестве предмета труда, содержащего запасы угля, руды, газа, нефти, других полезных ископаемых. В сельском хозяйстве процесс производства продукции непосредственно связан с плодородием почв, качественным состоянием земель и характером их использования. В целях повышения плодородия человек различными способами воздействует на землю, осуществляет мелиоративные и культуртехнические работы, вносит удобрения, проводит обработку почв. При землеустройстве, с одной стороны, создаются условия для лучшего использования естественного и экономического плодородия почв за счет дифференцированного размещения угодий севооборотов, посевов сельскохозяйственных культур на наиболее пригодных землях и т. д., с другой — улучшаются производительные свойства земли благодаря комплексу работ по повышению плодородия почв, защите земель от эрозии, охране природы. Тем самым увеличивается выход продуктов растениеводства, в том числе кормов, возрастает экономическая роль земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, что также говорит о существенной экономической роли землеустройства. В-четвертых, основная цель землеустройства заключается в наведении порядка на земле, что достигается благодаря рациональной организации территории, наилучшему размещению общественного производства и отдельных отраслей, рациональным пропорциям построения и ведения хозяйства. Организационно-производственная структура согласовывается с качеством и территориальными свойствами земельных массивов (их удаленностью от хозяйственных центров, площадью, конфигурацией, расчлененностью, разобщенностью). Еще академик В. Р. Вильяме, говоря об эффективности земледелия, подчеркивал, что «в сельскохозяйственном производстве основой организации является организация территории, и только на ее фоне выполнима планомерная согласованная организация всей совокупности элементов хозяйства» [9, с. 74]. Организация территории, намечаемая в проектах землеустройства, закладывает каркас будущего хозяйства и определяет его экономическую эффективность, что вызывает необходимость экономического обоснования принимаемых землеустроительных решений. В этом смысле землеустройство является фактором интенсификации и роста экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В-пятых, при землеустройстве создается информационная основа для внедрения экономического механизма регулирования земельных отношений. Осуществляются отвод и изъятие земель, образуются новые и реорганизуются существующие землевладения и землепользования, устанавливаются их границы, оценивается качество земель, выдаются документы, удостоверяющие право земельной собственности, аренды земельных участков, создаются специальные земельные фонды перераспределения земель. Каждый земельный участок должен иметь цену или стоимость (нормативную, кадастровую, рыночную), а каждый землевладелец и землепользователь — получить сведения о размерах земельного налога, арендной платы за землю, компенсациях в случае изъятия у него земель для государственных и общественных надобностей, экономических мерах стимулирования рационального землепользования. В-шестых, государственный характер землеустройства предполагает, что оно находится в общей системе управления земельными ресурсами различных уровней (федерального, субъекта Федерации, муниципального), включающей в себя: информационное обеспечение в виде государственного земельного кадастра и мониторинга земель; прогнозирование и планирование использования и охраны земель; организацию рационального использования и охраны земель; контроль за использованием и охраной земель. Землеустроительные работы охватывают все стадии управления земельными ресурсами, начиная от проведения топографо-геоде-зических, аэрофотогеодезических, почвенных и других обследований и изысканий. Их результаты нужны для учета, регистрации и оценки земли, составления схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства, для разработки проектов землеустройства. Поскольку землеустройство находится в общей системе государственного планирования и финансирования, каждое землеустроительное предприятие, действие или работа должны строиться на принципах самоокупаемости, коммерческой выгоды и эффективности. 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА» Современное землеустройство представляет собой многогранную деятельность, охватывающую организацию рационального использования и охраны земель, регулирование земельных отно- шений, выработку земельной политики. Оно проводится в тесной увязке с расселением и программами переселения, системами мелиоративных, культуртехнических и противоэрозиенных мероприятий, с учетом и регистрацией земельных участков, оценкой земель, геодезическими и картографическими работами. Фактически оно превратилось в весьма сложную систему практических и теоретических знаний. Уже в период зарождения землеустроительной науки (конец XIX — начало XX в.) многие специалисты указывали на необходимость включения в нее комплекса научных дисциплин. К их числу были отнесены: экономика землеустройства, изучающая землеустройство как социально-экономическое явление, с анализом его сущности и причин, а также влияние землеустройства на землепользование, определяющая экономически целесообразные методы землеустройства; техника землеустройства, включающая технические вопросы деления, измерения и вычисления площадей участков, а также методы землеустройства (передел земли, выдел, разверстание и др.); землеустроительный процесс — дисциплина, рассматривающая порядок возбуждения, составления, прохождения (рассмотрения), утверждения и приведения в исполнение землеустроительного дела в увязке с действующими земельно-правовыми нормами; организация землеустройства, изучающая вопросы планирования и организации землеустроительных работ, их финансирования и рационального проведения. В этом перечне экономика землеустройства считалась базовой дисциплиной и относилась к числу теоретических землеустроительных курсов. Первый учебник, заложивший основы экономики землеустройства, был издан проф. Ф. Г. Некрасовым в 1925 г.; он назывался «Основы землеустройства (I. Экономика. II. Техника. III. Организация)». Здесь впервые были обоснованы экономическая сущность землеустройства и состав вопросов, относящихся к данному курсу. Так, автор отмечал: «Как бы мы ни смотрели на землеустройство, оно, несомненно, представляет собой явление хозяйственное — оно имеет хозяйственный смысл. Условия экономические его вызывают, и оно производит тот или иной экономический эффект, как с точки зрения отдельного хозяйства, подвергнувшегося землеустроительной операции, так и в смысле народнохозяйственном» [28, с. 61]. К основным вопросам экономики землеустройства были отнесены: эволюция форм организации земельной площади в пространственном отношении; формы землеустройства (межселенное, внутриселенное); методы землеустройства; экономическая оценка методики землеустройства, выявление и оценка его результатов. Важнейшей публикацией, обосновавшей социально-экономическое содержание землеустройства, стала статья проф. П. Н. Пер-шина «Социально-экономическая теория землеустройства (Введение в экономику землеустройства)», изданная также в 1925 г. Говоря о необходимости включения нового предмета в общую систему экономических знаний, П. Н. Першин писал: «Прежде всего, представляется необходимым научно осознать землеустройство как экономическое явление и таким образом ввести его в общую систему экономической науки. В процессе такой разработки и должна сложиться «экономика землеустройства», как его экономическая теория земледельческих хозяйств». Он считал также, что «... землеустройство, как и всякое явление, может быть изучаемо с разных сторон: со стороны техники, экономики и права... Землеустройство, как предмет научно-экономического знания, должно рассматриваться не иначе, как хозяйственный акт, социально выражающий более или менее сложное экономическое явление. Только с этой стороны и в этом его виде оно может стать объектом экономического исследования». К середине 20-х годов относятся также и первые научные исследования по экономике землеустройства. Так, в 1921 г. вышла книга проф. А. В. Чаянова «Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий». В 1927 г. публикуется работа А. Н. Алеев-ского «Опыт практического определения экономического эффекта землеустройства», а в 1928 г. — «Монографии по экономике землеустройства» П. П. Сплюхина, освещающие проблемы оптимальных размеров вновь организуемых поселков, методы учета экономического эффекта от землеустройства, теорию и методы определения средних расстояний. В дальнейшем, однако, с начала 30-х до середины 90-х годов учебники по экономике землеустройства не выпускались, хотя этот курс с 1990 г. был включен в программу обучения инженеров-землеустроителей. Только в 1996 г. такая книга, наконец, появилась (С.Н.Волков. Экономика землеустройства. — М.: Колос, 1996). Практика показала, что землеустройство следует рассматривать с двух сторон: как сферу практической деятельности по организации рационального использования и охране земель и как отрасль научного знания в этой области. Не составляет исключения и данный курс. Его место в системе специальных землеустроительных дисциплин, а также различие в предметах их изучения показаны в табл. 1. Таким образом, предметом экономики землеустройства являются экономические законы и закономерности, формы их проявления при организации рационального использования земли, оценка и обоснование землеустроительных решений.
|