![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пластические деформации, связанные с потерей несущей способности материала под действием транспортной нагрузки.
Ответственным за появление пластических деформаций может быть любой конструктивный слой и земляное полотно. возможна ситуация когда ответственность несут несколько конструктивных слоев. В то же время наиболее часто накоплению пластических деформаций подвергнуты верхний и нижний слои покрытия. Связано это с повышенным нагревом данных слоев в летний период и достаточно высоким уровнем напряжения в них от действия транспортной нагрузки. Пластические деформации можно разделить на следующие группы: 1. Продольные колеи различной конфигурации. 2 Поперечные деформации в виде гребенки. 3. Наплывы, отпечатки и сдвиги, возникающие в локальных местах перераспределения транспортных потоков и стоянках. Более подробно о видах пластических деформаций и причинах их появления можно ознакомиться в [3]. Причинами появления пластических деформаций является несоответствие свойств материала, ответственных за появление пластических деформаций напряженному состоянию, возникающему при движении расчетного автомобиля. То есть:
где -
Для дискретных материалов сопротивление сдвигу однозначно связано с параметрами угла внутреннего трения и нормальной составляющей напряжения. То есть:
где
Основным законом, отражающим зависимость сопротивления сдвигу от угла внутреннего трения является закон Кулона:
где с- сила внутреннего сцепления материала. На законе Кулона основана теория сдвигоустойчивости грунтов земляного полотна и несвязных слоев основания дорожных одежд, рассматриваемая в данном разделе. Для оценки сдвигоустойчивости по закону Кулона достаточно определить касательные и нормальные напряжения в конструктивном слое, силу внутреннего сцепления и угол внутреннего трения материала данного слоя. Условие сдвигоустойчивости подобных материалов можно представить в виде измененной формулы (1.11.3):
Асфальтобетон и другие материалы, включающие органические вяжущие, с одной стороны, проявляют свойства дискретных (зернистых) материалов с другой, свойства реологических, упруго-вязко-пластических систем. Наличие дискретной среды минерального остова приводит к зависимости свойств от напряжения, соотношения главных напряжений, величины и знака деформаций и др. В связи с наличием битумных пленок применительно к асфальтобетону данный закон требует корректировки. Наличие реологических свойств, приводит к зависимости прочностных и деформационных параметров от температуры, времени действия нагрузки и скорости нагружения. То есть, если судить по вышеприведенным формулам, параметр (С) является непостоянным и его значение однозначно определить невозможно. Подобная ситуация приводит к сложной зависимости свойств от величины нагрузки и времени ее действия. Органическое вяжущее ведет к появлению зависимости сопротивления сдвигу от температурно - временных параметров, когезии вяжущего, силы сцепления и др. В целом, для объективной оценки сопротивления материала пластическим деформациям необходимо знать две группы свойств: 1. Свойства, необходимые для расчета напряженно-деформированного состояния (деформационные свойства). 2. Свойства, необходимые для оценки устойчивости материала пластическим деформациям (прочностные свойства). Деформационные свойства необходимы для получения зависимости напряженно-деформированного состояния от действия транспортной нагрузки. Наиболее оптимальным вариантом является получение зависимости ( Прочность материала на сдвиг непостоянна и зависит от соотношения упругих и вязких связей в процессе нагружения. Согласно [3] прочность асфальтобетона сдвигу можно определить из условия:
где Et - модуль упругости (релаксации) материала при расчетной температуре и времени нагружения; Rc- gредельная структурная прочность;
Едл - длительный модуль упругости; Ес - максимальный модуль упругости; С - сила внутреннего сцепления. Подробно о вопросах сдвигоустойчивости асфальтобетона можно ознакомиться в [3]. Расчеты на сдвигоустойчивость конструктивных слоев, содержащих органическое вяжущее, производятся под нагрузку А3, и для городских улиц. Методика расчета приведена ниже в разделе расчет дорожных одежд при реконструкции и капитальном ремонте.
|