Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для большинства стран мира показатели ВВП и ВНП различаются незначительно и зачастую считаются взаимозаменяемыми.Стр 1 из 12Следующая ⇒
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Пособие Для студентов экономических специальностей
ПИНСК 2008 ББК Н Автор-составитель: В.Ю. Друк, к.э.н., доцент
Рецензенты: В.С. Филипенко, к.э.н., доцент кафедры экономической теории Полесского государственного университета; А.А. Колесников, к.э.н., доцент кафедры Мировой и национальной экономики БТЭУ
Рекомендован научно-методическим советом УО ПолесГУ № __ от __ _____ 2008 года.
Национальная экономика: Пособие для студентов экономических специальностей и слушателей / Автор-составитель В.Ю. Друк. – Пинск: ПолесГУ, 2008. - с.
В пособии представлено краткое содержание тем курса, планы семинарских занятий по всем темам курса, задачи и примерный перечень вопросов к зачету и экзамену. В задачах использованы статистические данные, характеризующие состояние национальной экономики Республики Беларусь. Рекомендуется для студентов дневной и заочной формы обучения, а также слушателей специального факультета и факультета переподготовки кадров.
Ó УО ПолесГУ, 2008 Ó Автор-составитель Друк В.Ю. Тема 1. Научные основы национальной экономики Вопросы для изучения 1. Национальная экономика: понятие, структура, теоретико-методологические основы курса. 2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. 3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики. 4. Типы национальных хозяйственных систем.
Краткое содержание темы Понятие национальная экономика введено в научный оборот в 19 веке представителями исторической школы. Ее основатель – Густав Шмоллер (1838-1917) – сформулировал «генетический» подход к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические факторы, следовательно, в экономической политике не существует универсальных решений и правил, пригодных для всех без исключения стран. В России сторонником исторического подхода был С.Н. Булгаков (1871-1944), который разработал основы учения о путях национального ведения хозяйства для России. С середы 20-го века термин «национальная экономика» рассматривают в двух аспектах: 1) как науку и учебную дисциплину; 2) как область хозяйственной деятельности. Как наука национальная экономика имеет свои теоретико-методологические основы, которые включают: - объект исследования – национальная хозяйственная система; - предмет исследования – социально-экономические процессы, закономерности функционирования и развития национальной хозяйственной системы; - субъект исследования – органы управления и научные структуры; - инструментарий исследования – комплекс общенаучных и специальных методов познания, к числу наиболее значимых для данной науки можно отнести системный и структурно-функциональный подход. Как область хозяйственной деятельности национальная экономика имеет различные определения, к числу наиболее распространенных можно отнести следующие: - структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому и идеологическому порядкам; - хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Будучи сложной системой, национальная экономика может структурироваться по множеству признаков, к основным из них можно отнести: - организационный – в соответствии с ним национальная экономика представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности; - структурный – национальная экономика рассматривается как совокупность хозяйственных комплексов (промышленного, агропромышленного, топливно-энергетического, строительного, социально-бытового и прочих); - функциональный – под национальной экономикой понимается совокупность потенциалов (природно-ресурсного, демографического, трудового, научно-технического, производственного, внешнеэкономического и прочих); - институциональный – национальная экономика представляет собой совокупность институтов рынка и его сегментов (рынки факторов производства, товаров и услуг, валютный, фондовый рынок и т.п.). В зависимости от уровня функционирования и управления принято рассматривать национальную экономику на макроуровне (экономика страны в целом), на мезоуровне (отрасли и регионы) и микроуровне (хозяйствующие субъекты). Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, оценивается степенью использования национального богатства для обеспечения высокого уровня жизни населения, национальной безопасности и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов. Все предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики условно можно разделить на три группы: 1) общесистемные – носят конституционно-правовой, идеологический и политический характер. В отношении Республики Беларусь они сформулированы Конституцией страны и Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года следующим образом: - построение и развитие унитарного демократического социального правового государства; - формирование современного гражданского общества; - построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики; - уважение социально-психологических, культурных, ценностных ориентаций народа. 2) системные – предполагают соблюдение требования единства экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов и механизмов взаимодействия фирм с внешней средой. В белорусской национальной хозяйственной системе они сформулированы так: создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики; объективный и полный учет специфики страны при формирование потенциала национальной экономики. 3) внутрисистемные – обуславливают эффективность и конкурентоспособность национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования. Для республики они определены как: перевод экономики на инновационный путь развития; оптимизация отраслей и региональной структуры национальной экономики; обеспечение стратегической целенаправленности и тактической гибкости системы управления национальной экономикой. В основу национальной экономики всегда положена определенная хозяйственная система, под которой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов страны в рамках определенных правил и условий, установленных законодательно. По критерию «социальности» выделают либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую модели. Тип хозяйственной системы определяется следующими основными признаками: 1) структурой собственности – в первой случае абсолютный приоритет отдан частной собственности, во втором и третьем – поддерживаются различные пропорции смешанной экономики; 2) социальной политикой – первая модель (либеральная) предполагает обеспечение социальной защиты для наименее бедных слоев населения, при этом социальная политика реализуется косвенно, большей частью за счет «спонсорства» фирм, стимулируемых системой налогообложения; вторая, социально ориентированная модель, распространяет принципы социальной защиты на все население, но дифференцирует ее уровень в зависимости от уровня жизни той или иной категории граждан; третья, социал-демократическая модель, предполагает проведение уравнительной социальной политики. 3) участием государства в перераспределительных процессах и границами государственного участия в экономике – степень того и другого нарастает от первого типа модели к третьему. Уровень экономического развития страны принято характеризовать системой макроэкономических показателей. В качестве базового макроэкономического показателя в этой системе используется валовой национальный продукт (ВНП). Он определяется как совокупная рыночная стоимость всего объёма товаров и услуг, произведенных в стране за год. В ВНП входит только конечный продукт, под которым понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного потребления, а не для перепродажи или дальнейшей переработки. От ВНП необходимо отличать такой показатель, как национальное богатство. Это совокупность материальных благ, которые имеет страна на определённую дату и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период. В экономической литературе существуют два подхода к пониманию национального богатства: в узком и широком смысле слова. Национальное богатство в узком смысле – всё то, что создано трудом человека и может быть количественно измерено. Элементами национального богатства, с этой точки зрения, являются: основные производственные фонды, оборотные производственные фонды, материальные запасы и резервы на предприятиях и в торговой сети, государственные резервы и страховые фонды, непроизводственные фонды, государственные и общественные социально-культурные учреждения, личное имущество граждан страны, информационное богатство. Кроме ВНП в качестве основного показателя исчисляется валовой внутренний продукт (ВВП). Отличие ВНП от ВВП в том, что при расчёте ВВП учитываются результаты производства иностранных фирм на территории данной страны, но не включаются показатели работы отечественных производителей за рубежом. Т.е. ВВП – совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделения ресурсов, использованных на их производство, на импортные и внутренние. Для большинства стран мира показатели ВВП и ВНП различаются незначительно и зачастую считаются взаимозаменяемыми. Чаще всего используют два метода расчета ВВП: 1) путем суммирования всех доходов в экономике: заработной платы, процентов на капитал, прибыли и ренты;
|