Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обжалование как способ обеспечения законности и дисциплины.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц Для обеспечения законности в деятельности органов исполнитель-ной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном каче-стве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражда-нин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституция устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обра-щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправле-ния (ст. 33). Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные дей-ствия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы - не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства. Овсянко Д. М. Административное право. М. Юристъ 2000г. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны. Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний - не только органы, но и должностные лица. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов. Благо-даря правовой основе жалобы приобретают качества правового средст-ва, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за ра-ботой персонала и руководителей органов исполнительной власти. В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое ко-личество жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. В своем поручении 5 февраля 2001 г. Поручение Президента Российской Федерации от 05.02.2001г. №Пр-244 к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации, Правительству и полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, В. В. Путин отметил серьезную и предметную критику гражданами органов власти всех уровней, содержащуюся в их обращениях, что как он считает свидетельствует о том, что права и свободы человека должным не обеспечиваются. В своем обращении он также указал на необходимость, в целях всемерной защиты политических экономических и социальных прав личности, принятия решительных мер по повышению эффективности работы с обращениями граждан, усиления роль руководителей органов государственной власти и самоуправления, в активном использовании современной организации работы с обращениями граждан. Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граж-дан - административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке и судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому жалобы нередко остаются без удовлетворения. Такой порядок не может признаваться эффективным, тем более, когда речь может идти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы - иска повышаются. Однако закон Закон РФ от 27.04.93 г. N 4866-1 " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" ст. 4 предусматривает альтернативную возможность разрешения вопроса - рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстрого исправления ошибки, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым админи-стративным решениям. В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны. Обязан-ность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, при-нимавшее в административном порядке решение по делу. В ходе про-цесса ему приходится не только объяснять действия органа и моти-вировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со сто-роны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко Примерно в каждом четвертом случае (Россия в цифрах / Краткий статистический сборник М. 1999 г.) еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допу-щенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.) предусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, если он считает, что неправомер-ными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объедине-ний, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы Закон РФ от 27.04.93 г. N 4866-1 " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" ст. 1. К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в ре-зультате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на граж-данина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незакон-но привлечен к какой-либо ответственности. Там же, ст. 2 Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые дейст-вия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключи-тельной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий (реше-ний), в отношении которых законодательством предусмотрен иной по-рядок судебного обжалования. Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
|