Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности качественных методик






Исследование отдельной общности или случаяcase study. Под указанное определение(case study) попадает целая группа методов – биографический, исторический, наблюдение и даже эксперимент. Вероятно, в данном случае имеется ввиду не столько метод, сколько методологический подход к описанию каких-либо событий.

В case study изучается объект в совокупности его взаимосвязей и динамике развития. Причем изменения рассматриваются как бы изнутри: каким образом люди воспринимают происходящее, как его оценивают. Этот метод предполагает «погружение» в исследовательское поле, то есть углубленное исследование проблемы на отдельно взятом объекте. Его цель – дать детальное описание события, восстановить его атмосферу. Протоколы наблюдений за событиями носит здесь свободный характер. В виду особенностей проблемы каждого респондента в данном методе невозможно запрограммировать и предугадать ход исследования. Поэтому программа case study должна быть достаточно гибкой. Содержательные выводы по итогам исследования здесь носят сугубо локальный и прикладной характер. Они направлены, как правило, на разрешение конфликтов или на более успешную организацию функционирования объекта.

Исследование случая проводится, как правило, на основе неформализованного интервью с элементами наблюдения, при котором исследователь имеет прямое общение с респондентами, обсуждает соответствующую проблему и даже участвует в некоторых событиях. Подобный способ исследования предполагает погружение в объект с привлечением респондентов к анализу проблемы. При этом выделяют две разновидности таких исследований – монографический анализ случая, выявляющий взаимосвязи предмета исследования с объектом, и межобъектный анализ случая, пересекающий границы нескольких объектов (например, в случае с маятниковой миграцией).

С помощью данного метода в социальной работе могут быть исследованы замкнутые общности, труднодоступные для анализа другими методами: «социальное дно» общества (бомжи, нищие, преступные группы), элита, религиозные секты, производственные или учебные коллективы и др. Объектом исследования является один случай в его развитии.

Предметом исследования могут быть структура объекта изучения, или социально-психологические особенности отдельной личности. Классический пример – «Письма Дженни» Гордона Олпорта, где автор проанализировал внутренний мир женщины по ее 301 письму к друзьям сына. Он разработал метод, названный «анализ личностной структуры». Первый шаг состоял в чтении писем на предмет выявления важнейших вопросов и тем, о которых писала Дженни (она часто писала о своем сыне Россе, деньгах, природе и искусстве и своих чувствах). Следующий шаг заключался в поиске связей между этими вопросами путем выявления того, насколько часто они возникали вместе.

Разнообразие получаемой информации – это главное достоинство данного метода. С помощью исследования случая специалисты по социальной работе могут проводить диагностику ситуации и одновременно составлять конкретные рекомендации по решению выявленных проблем данного объекта.

Биографический метод и его разновидности (устная история, история жизни, история семьи). При его помощи описывается субъективный опыт переживания событий, складывание социальной идентичности респондентов. Основывается на нарративе (повествовании). Кроме того, могут привлекаться данные из семейных и других архивов, прочие материалы, описывающие социальный контекст.

Нестандартизированное (неформализованное) интервью. Вид интервью, при котором ведущий обладает большой свободой как в формулировке отдельных вопросов, так и в формулировании общей направленности беседы. Это дает возможность получить разнообразную информацию от респондента. Этот метод не требует сопоставимости вопросов и ответов, индивид не является учетной статистической единицей.

Фокусированное интервью - вид интервью, предполагающий «фокусировку», т.е. концентрацию обсуждения по исследуемой проблеме. Предметом изучения являются субъективные переживания, восприятие респондента. Чаще всего бывает нестандартизированным или полустандартизированным.

Этнографическое исследование представляет собой многоаспектный анализ повседневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры, отличающейся от культуры основной массы населения, и имеют описательный характер. Оно создает возможность сосредоточения внимания на культуре респондента через интервью. Источниками информации в данном случае могут быть письма, дневники, фотографии, иные личные документы, образцы фольклора.

Исторические исследования имеют своим предметом субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Объектом может быть локальное или общезначимое событие – история движения, организации, населенного пункта. Источниками информации могут быть мемуары, дневники, письма, официальные документы, интервью.

Метод жизненных историй – стремится рассматривать и анализировать субъективные переживания индивидов и их конструкции социального мира. Метод подходит для описания социализации личности в культурной среде и придания этому смысла. Истрия жизни часто является отчетом о том, как индивид входит в группу и становится способным соответствовать ее нормативным требованиям. Эти исследования часто используются при изучении гендерных проблем, позволяя глубоко изучить особенности мужских и женских моделей поведения в определенных социальных общностях. История жизни делает акцент на опыте индивида – скорее как личность справляется с обществом, чем как общество справляется с индивидом. Метод получения информации в данном исследовании – биографическое интервью. Внимание исследователя направлено на сам способ построения рассказа о жизни, последовательность конструирования биографии для выявления социальной идентификации респондента.

В социальной практике может применяться также исследование истории семьи, посредством которого изучается история взаимодействия семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как устойчивая малая группа в исторической перспективе, члены которой совершают территориальную, межпоколенную, социальную мобильность, изменяют свой статус. Источники информации – семейные архивы, глубинные интервью, генеалогические графы.

Можно констатировать, что на уровне эмпирической проблематики наблюдается сближение количественных и качественных подходов, причем удельный вес тех или иных методов определяется, прежде всего, целями и задачами исследования и особенностями изучаемой социальной реальности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал