![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II этап работы. (проводится как часть занятия)
(проводится как часть занятия) Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ш или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания. Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш. Предшествующая работа. Подъем языка вверх отрабатывался на звуках г, д, n. Умение делать язык широким отрабатывалось на звуках к, с, з. Воздушная струя, направленная посередине языка, отрабатывалась на звуках ф, в, с, э. Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ш дети, чтобы знать, кому и как помочь на занятии. Игра «Лес шумит» Краткое описание Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш...з> Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш...» Игра «Шар лопнули Краткое описание Дети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хло1тку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки, произнося звук ш. После двух-трехкратного повторения игры дети садятся. Воспитатель спрашивает: «Дети, как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?.. А как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «шш», воздух выходил из лопнувшего шара и шипел: «шшш». Произнесем все вместе звук ш... Что делали наши губы, когда мы произносили звук ш? («Губы выдвигались вперед».) Они были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».) Что делал язык, когда мы произносили звук ш? («Язык поднимался к нёбу, за верхние зубы».) Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим шшш. (Дети выполняют упражнение подгруппами, воспитатель проверяет качество выполнения — широкий язык должен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.) А какой воздух — теплый или холодный — выходит изо рта, когда мы произносим шшш? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш. («Воздух теплый».) Правильно, когда мы говорим ш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая. А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш... В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали».) Методические указания. Чтобы дети правильно произносили звук ш, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине. Если дети не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка. Можно вызвать ребенка, который хорошо артикулирует этот звук, и предложить всем посмотреть на его губы или попросить, чтобы он показал, куда поднимается широкий язык при произнесении звука ш.
|