![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Таблица 1.
Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2.
Содержание дисциплины Тема 1. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Физиологическое развитие и психофизиологические особенности дошкольника, которые необходимо учитывать при реализации образовательных программ. Основные характеристики физиологического развития ребенка. Особенности развития и функционирования нервной системы ребенка. Программный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Тема 2. Социальный фактор развития личности в дошкольный период. Социальная ситуация развития. Характеристики ведущей деятельности. Возрастные задачи. Возрастные кризисы. Особенности межличностного взаимодействия и организации обучения в период нормативных кризисов ребенка в дошкольном возрасте: криз 3-х летнего возраста; кризис 6-7 летнего возраста. Исторический аспект разработки и внедрения образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема 3. Психологическая готовность к школе. Интеллектуальная готовность. Особенности познавательной сферы ребенка в дошкольный период. Особенности психических познавательных процессов. Э моционально-волевая готовность. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Характеристика эмоций и волевых процессов ребенка. Мотивационная готовность. Особенности потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста. Ведущие потребности дошкольного возраста. Особенности мотивов ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная готовность. Особенности поведения и характеристика общения ребенка дошкольного возраста. Основные поведенческие реакции дошкольника. Место ребенка в системе отношений в семье. Общение со сверстниками. Развитие морально-нравственной сферы ребенка. Развитие личности и морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста. Особенности самосознания дошкольника. Основные личностные новообразования дошкольного возраста. Тема 4. Основные подходы и принципы разработки и реализации программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения: охрана и укрепление здоровья детей (физического, психического); гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми; раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении; обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка; радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления. Основные функции дошкольного учреждения: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги. Обновление дошкольного образования. Технология разработки образовательной программы для детей дошкольного возраста. Тема 5. Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Закон РФ «Об образовании». Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). идеи концепции — гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». Тема 6. Общие требования к программам. Классификация программ. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Принцип развития. Принцип реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Принцип учета специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.). Принципы охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их физического развития; эмоционального благополучия каждого ребенка; интеллектуального развития ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Вариативные и альтернативные программы. Основные и дополнительные. Специализированные программы. Программы коррекционной направленности. Парциальные программы. Тема 7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Программа «Радуга». Программа «Детский сад - дом радости». Программа «Развитие». Программа «Одаренный ребенок». Программа «Истоки». Программа «Детство». Программа «Из детства в отрочество». Программа «ТРИЗ». Программа «Юный эколог». Программа «Я- человек». Программа «Дружные ребята». Программа «Наследие». Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа «Дошкольник и экономика». Расширение образовательного пространства современного дошкольного образования. Современные авторские инновационные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Комплексные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Тема 8. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений. Педагогика Марии Монтессори. Вальдорфский детский сад. «Пилотная школа». «Шаг за шагом» (Step by step). Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца». Тема 9. Особенности личности и профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения. Активная педагогическая позиция, интересы духовной потребности, профессионально-нравственные качества, профессионально-личностные качества, обобщенные профессиональные знания и умения, информационные умения, умения педагогического анализа и самоанализа, организаторские умения, коммуникативные умения, умения педагогической техники, прикладные умения, творческие умения, отношение к педагогическому труду.
|