Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Почему малые группы работают
Идея работы в малых группах это не новая концепция. В течение тысячелетий Бог трудился через малые группы. Первое упоминание о малых группах в Библии находится в 1 главе книги Бытие, где Бог сказал «сотворим человека по образу Нашему». В истории Едема Бог связан с человечеством посредством общения в малой группе: мужчина, женщина и личности Божества. Там же, в книге Бытие, записана история о потопе. Обитатели земли стали насколько грешными, что Бог должен был начать все сначала и сохранить человеческую расу от вымирания. В этой истории «повторного творения» Бог работает с малой группой, состоявшей из 8 человек, Он доверяет будущее в руки Ноя и его семьи. Мы можем проводить время, рассматривая другие малые группы, появляющиеся от Творения до Исхода, но история, записанная в 18 главе книги Исход, привлекает наше внимание особенно. Здесь есть лидер, Моисей, пытающийся в одиночку справиться со всеми проблемами народа, Иофор сказал ему: «что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?». Моисей стал рабом народа, который желал постоянного руководства. Иофор предложил разделить людей на малые группы и это оказался более эффективный подход в решении проблем и руководства. В следующей главе говорится о концепции священства всех верующих. В Исх. 19: 5 написано, что Израиль должен был стать царством священников, людей, которые через малые группы обретали духовное знание. Моисей попытался быть подобным фараону, который был богом для своего народа, но они должны были получать руководство от Самого Бога. В Ветхом Завете записано множество примеров того, как Бог открывал и доверял Свой план малым группам. Даниил и его трое друзей организовали влиятельную группу и стояли за истину и свидетельствовали о Боге, будучи пленниками при иностранном дворе. Во времена Ветхого Завета Бог поддерживал малую группу, как средство осуществления Его намерений. Этот подход продолжает существовать на заре эры Нового Завета. В Новом Завете мы видим, что Иисус, Который должен был спасти мир, выбирал проводить большинство Своего времени с двенадцатью апостолами, а особенно с тремя из них. В Мф. 18: 18-20 Иисус говорит: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Ранняя церковь была по существу, домашней церковью, где собиралось вместе около 10-30 человек и у них происходило koinonia (общение). Деян. 20: 20 рассказывает нам о том, что апостол Павел совершал служение по домам. В Рим. 16: 4 Павел говорит: «приветствуйте … и домашнюю их церковь».
· Малые группы, как часть истории церкви Обстоятельства диктовали так, что на протяжении большей части истории христиане были вынуждены собираться малыми группами и часто тайно. Это было особенно верно в период преследований и противостояния. Это было так и для недавних событий в жизни церкви за железным занавесом и все еще остается реальностью для Китая. Во время великого пробуждения в Англии Джон Уэсли видел преимущества малых групп и объединял своих обращенных в группы, состоящие не более чем из 12 человек, чтобы они могли быть по-настоящему научены истине. Когда это количество становилось больше 12, группа должна была разделиться и организоваться новая. Этот подход оказался успешным и применялся на атлантическом побережье, его влияние ощущалось в нашей церкви. Не нужно много читать из нашей собственной церковной истории, чтобы обнаружить, что нашим основанием были малые группы и что у нас есть совет, говорящий нам разделяться и нести нашу весть через малые группы. «Создание небольших групп для проведения христианской работы является частью плана, который был развернут предо мною Тем, Кто никогда не заблуждается. Если церковь многочисленна, то пусть ее члены объединяются в небольшие группы для работы не только ради членов церкви, но также и на благо неверующим»[67] «Успех будет зависеть не столько от ваших знаний и свершений, сколько от вашей способности найти путь к сердцу людей. Своей общительностью и близостью к людям вы сможете повернуть ход их мыслей скорее, чем своими самыми талантливыми проповедями. Представляя Христа, сидя у камина, среди небольшой группы в частном доме, вы добьетесь большего успеха в приобретении душ для Иисуса, чем произнесением проповедей на открытом воздухе перед множеством народа или даже в церковных собраниях»[68]. · Определение. Некоторые люди неправильно понимают, что такое малая группа. Да, это небольшое число людей, которые собираются вместе, но малая группа это двое или больше человек, собравшиеся для общения лицом к лицу, каждый из них знает о своем членстве в группе. Koinonia общение, это сообщество людей, практикующих жизнь, похожую на жизнь Христа по отношению друг ко другу, создающих безопасную атмосферу. Здесь люди могут поделиться своими переживаниями и победами, радостями и горем. Группы с общением Koinonia открыты, не осуждают или не критикуют позиции других. Последующее определение Роберты Хестенес выражено более детально в показателях использования малых групп внутри христианского сообщества:
Намеренное имеет четкие цели, задачи и намерения Лицом к лицу созданы для межличностных взаимоотношений 3 – 12 человек минимальное и максимальное число для настоящего межличностного общения и поддержки. Существует большое количество доказательств, показывающих, что 12 это максимальное количество людей, которые должны входить в малую группу, чтобы их взаимодействие было значимым. Регулярное расписание группа встречается один раз в неделю, один раз в две недели или один раз в месяц Общая цель они согласовали цели и задачи, и их соглашение говорит об этих целях Открытие группа открыта для роста и участники желают учиться друг от друга Возрастание группа стремится к более глубокому возрастанию во Христе Возможности они хотят мечтать, рисковать, выходить за рамки привычного Жизнь во Христе с избытком они открыты для более глубокого понимания Бога
· Группы как часть современной жизни Сегодня наши жизни вращаются вокруг небольших групп людей. Самые значимые отношения в жизни происходят при контакте в малой группе. Это справедливо как для отношений внутри церкви, так и вне ее, для семейной жизни и соседского общения и общения и групп поддержки в церкви. Одно из самых важных преимуществ принадлежности к малой группе это то, что развиваются глубокие взаимоотношения среди нашей молодежи. Другими словами, это средство, с помощью которого мы созидаем сообщество или дружбу в церкви. В последние годы была признана важность местного сообщества в наших церквях. В результате опроса, проведенного в Сиднее, Австралия, было обнаружено, что большинство (86%) молодых людей говорят о том, что сообщество- это главная причина, по которой они посещают церковь. Дэвид Постерски по результатам исследования, посвященного ценностям молодежи, обнаружил, что 91% молодых людей ставит дружбу на вершину важности[69]. Малые группы предлагают способ развития положительных личных взаимоотношений. Они приносят чувство принадлежности и теплоты. Слишком долго церковь уделяла внимание идее о том, что быть христианином означает в основном, личное и индивидуальное переживание. Это в некоторой степени, верно, но быть христианином, означает также быть частью заботливого сообщества, сообщества, отражающего любовь Бога (1 Ин. 4: 12). В Новом Завете предлагается, что христианин должен полагаться на других христиан.
Утешайте друг друга 1 Фес. 4: 18 Увещевайте друг друга 1 Фес. 5: 11 Признавайтесь друг пред другом в проступках Иак. 5: 16 Поощряйте друг друга Евр. 10: 24
Новый Завет учит, что верующие должны служить друг другу. Им нужно было не только прийти, сидеть и научаться, - это только часть плана. Каждый верующий должен принимать участие и служить другим. Такая модель церкви может быть достигнута только тогда, когда мероприятия для малых групп являются частью программы церкви. Малые группы могут дать нашей молодежи место, где они могут делиться с другими своими мыслями и переживаниями при близком общении. Это место, где перед ними могут поставить вызов воплощать принципы Писания в их жизни. Однако, как показывает опыт социологов и наш собственный, группы могут также быть и очень деструктивными. Возможность группы изолировать людей или восстать против лидеров очень велика. Подобные негативные аспекты группы можно уменьшить, а максимально использовать положительные стороны, когда человек понимает динамику работы группы. Есть определенные навыки, которыми должен обладать лидер, если он будет руководить молодежной эффективной группой. Группы не просто функционируют. Необходимо обладать определенными навыками, если группа желает быть успешной.
· Почему малые группы? Двадцатое столетие создало пустоту, которую заполняют малые группы. 1. Урбанизация и мобильность. Сегодня большинство людей живут в урбанизированных центрах и, хотя они живут близко друг от друга, они активно стремятся к построению дружеских отношений не только на своей улице, но и в других районах. Люди отделены от семьи, в которой родились. Молодые люди не желают оставаться в семейной церкви, но они жаждут семьи и взаимоотношений. С беспрецедентным уровнем мобильности они путешествуют в поисках общения, которое ваша церковь может предоставить благодаря служению малых групп. 2. Разделение традиционного сообщества. За последнее десятилетие число разводов значительно увеличилось. Сейчас около 60% браков заканчиваются разводом и в результате дети находятся в хаосе. Так много людей, особенно молодых, ищут стабильную группу, к которой они могли бы принадлежать. 3. Технологии – прикосновение. Хай-тек привел к изоляции и сейчас существует большая жажда «высокого прикосновения». Люди удалены от человеческого контакта и эмоционально опустошены. Они ищут близости и лучше всего найдут ее в малой группе. Так многое в жизни осуществлялось на логическом уровне, а сейчас люди эмоционально голодают. Среди населения произошла перемене в его желании больше ощущать свои эмоции. Это движение от разума к сердцу. 4. Демократизация – Локализация. Молодежь признает и отражает тенденцию к децентрализации, существующую в мире, наделению ответственностью и властью на самом низком уровне. Они желают иметь право голоса в своей судьбе и вкладе в то, куда идут они и церковь. Принятие малой группы и возможность участия и обладания являются для них более важными, чем большие встречи. 5. Индивидуализм – приватизация – изоляция. Наш махровый индивидуализм принес с собой век изоляции. В обществе в целом существует огромная нужда в безопасном месте, где люди могут чувствовать себя принятыми и не осуждаемыми, где они могут быть сами собой и при поддержке возрастать. Малые группы предоставляют такое место, где христиане становятся подотчетны друг другу, где они дают друг другу возможность получать и оказывать поддержку и противостоять тому, что требует внимания[70].
Малые группы могут быть и являются для многих молодых людей, катализатором, который способствует исцелению. · Использование малых групп Использование малых групп в молодежном служении неограниченно. Большинство мероприятий, которые мы пытаемся осуществлять, могут быть более эффективными в малой группе. Руководство молодежью должно осуществляться на командно-групповой основе. Большая часть богослужений и изучения Библии должна включать деятельность в малых группах. Даже евангелизация может быть очень успешной в малых группах. Вот основные виды малых групп: 1. Группа для общения. Главной целью является предоставление заботы и поддержки молодежи. Встречи нацелены на помощь людям узнать друг друга и насладиться общением, как группы христианских молодых людей. Здесь изучение Библии и дискуссии происходят на более легком и менее личностном уровне. 2. Ячеечная группа. Группа, организованная для близкого общения, где можно поделиться христианским опытом. Изучение Библии проводится на очень личностном уровне. Опыту группы может быть нанесен вред, если приглашаются посторонние. Но когда группа вырастет, она должна быть разделена и должны образоваться две новые группы. Таким образом поддерживается обстановка близости. 3. Группа роста. Встречи группы проводятся в определенный временной промежуток. Их целью является осуществление развития навыков межличностного общения участников и требует особых навыков от руководителя. 4. Группа поддержки. Она создается ради особых потребностей людей. В ней пытаются предоставить поддержку тем, кто в данный момент переживает какую-то форму стресса. Например, является безработным или не состоит в браке. 5. Группа по проповеди евангелия. Ее главной целью является достижение нехристиан благой вестью. Как группа, она существует определенное время. Например, на время проведения семинара по книге Откровение, работы команды «Действие». 6. Социальные группы. Эти группы существуют для предоставления возможности молодежи иметь общение.
Огромное количество проведенных исследований породило множество книг, посвященных характеру, процессу, эволюции, видам и использованию групп. Теперь мы должны обратить свое внимание на то, что делает группу результативной. · Создание соглашения В самом начале существования группы было бы хорошо, чтобы члены группы заключили соглашение быть ее частью. Молодежь, возможно, будет не готова подписать письменное соглашение, но более охотно пойдет на заключение устного. Вам необходимо быть очень деликатным в том, как вы его представите, но в то же время необходимо дать им понять насколько важно, чтобы они присутствовали и посвятили себя группе. Соглашение может включать пункты, перечисленные ниже. Обсудите каждую концепцию со своей молодежью и в конце помогите им выбрать то, что по их мнению, является важным, чтобы быть включенным в соглашение. Убедитесь в том, что каждый согласен с окончательным вариантом соглашения. 1. Доступность – будьте готовы встречаться регулярно, во время, которое удобно всем. Вам, возможно, потребуется убедить молодежь в важности посещаемости и особенно в том, что нужно приходить вовремя или сообщать заранее о невозможности посетить встречу. Помогите молодым людям понять, что эта часть соглашения означает оказание внимания другим членам группы благодаря своему присутствию и настоящему слушанию. 2. Конфиденциальность. То, что происходит в группе, остается с группой и этим не делятся ни с кем за пределами группы. Если конфиденциальность нарушена, группа разрушает сама себя. 3. Аффирмация – готовность одобрить дары и нечто хорошее в других членах группы. 4. Открытость – желание делиться с группой тем, что происходит внутри тебя в ответ на то, что происходит в группе. 5. Деликатность/заботливость. Знание о чувствах других людей и позволение им пройти мимо любой темы или области, о которой им неприятно говорить. Исследование того, правильно ли вы понимаете посылаемые сигналы и стремление помочь другим членам группы. Совет должен даваться только когда его просят, поэтому молодежь должна избегать осуждения. 6. Честность – честность по отношению к себе и группе. Готовность принять любое мнение, хорошее или плохое, которое группа может иметь о вашем характере, о чем вы не знали. 7. Подотчетность – ответственность за себя и заявления/действия, которые вы предпринимаете. Отсутствие стремления обвинять кого-либо как внутри, так и за пределами группы, за ситуацию, в которой вы находитесь. 8. Молитва – хотя она и стоит последней в этом списке, она находится среди самых важных характеристик. Вы стараетесь создать сообщество, которое выйдет за рамки группы, поэтому молитва за других членов группы должна не только осуществляться во время встреч группы, но и в другое время[71]. · Эффективная работа группы Что делает одну встречу в пятницу вечером успешной, а другую провальной? Существуют определенные основополагающие принципы, которые определяют будет группа успешной или нет. Руководитель группы должен принять ответственность в большей степени за то, чтобы эти принципы осуществлялись[72]. 1. Цели группы четко понимаются и являются значимыми. Присутствовали ли вы когда-нибудь на вечерней встрече в пятницу и задавали себе вопрос: «Для чего мы здесь собрались?» Или вы проводили неделю, планируя вечер для молодежи, а на него никто не приходил? Группа, которой недостает четко сформулированной и значимой цели будет подвержена низкому уровню посвящения. Люди не будут оказывать программам долгосрочную поддержку, если у них не было права голоса при их составлении. Цели наших групп должны быть понятными – мы должны знать, почему мы тратим столько энергии как молодежные руководители – у нас должна быть ясная цель. У группы должна быть не только ясная цель, но также и цель, которая важна для членов группы. Как легко придумать вызывающие активную дискуссию вопросы и интригующие темы, например, «Какого цвета были волосы у Христа?» или «Как ангелы летают в космосе?». Подобные темы могут быть интересными, но они не важны для молодых людей. Для того, чтобы узнать, какие цели для них важны, необходимо пригласить группу внести свои идеи. Цели должны быть выражены особенным образом, чтобы можно было измерить, достигает ли группа то, к чему стремится. Как часто мы ставим великие цели и составляем замечательные планы, но терпим неудачу в измерении того, в чем мы преуспели? Очень легко увлечься тем, чтобы программа продолжала реализовываться и потерпеть неудачу в оценке наших действий. Гибкость в изменении или модификации целей очень важна. Если наша программа не привлекает молодых людей, их мало в чем можно винить. Очень легко избегать вопросов о нашем собственном руководстве. Нам нужно провести повторную оценку нашей собственной программы. Когда наши цели четко поставлены и согласованы с группой, группа посвящает себя им. Цели являются фильтром идей и действий. Все действия измеряются целями. Они дают уверенность в том, что достигается значимость. В конце главы есть несколько упражнений, которые вы можете захотеть использовать время от времени для измерения того, насколько эффективно ваша группа действует в избранной области. 2. Эффективное общение членов группы. Члены группы, являются ли они членами молодежного совета, участниками класса субботней школы или группы, встречающейся по пятницам вечером, должны четко и ясно говорить о своих идеях. Эффективное двустороннее общение является основой функционирования всей группы. Существует три основных навыка хорошего общения. Вот они: a. Раскрытие себя. Сюда входит не только раскрытие мыслей человека, но и его чувств. Когда чувства игнорируются или подавляются, в группе не возникает одинаковый уровень открытости. Если люди не хотят говорить о том, что они думают, трудно становится устанавливать цели и развивать единство группы. «Скрытые намерения» (конфликтующие цели отдельных людей) крадут у группы ее жизненную энергию. b. Отклик. Умение ответить с пониманием на то, что люди говорят, необходимо. Демонстрация того, что вы действительно понимаете или пытаетесь понять, пробуждает в другом человеке желание раскрыть свои более глубокие чувства. Подобное общение помогает возникновению доверия в группе. Тогда люди становятся более открытыми и честными. c. Стимулирование. Когда развивается доверие и честность, членам группы становится легче ставить вызов друг перед другом. Существует готовность называть вещи своими именами. Подобное противостояние дает членам группы возможность отсортировать личные конфликты и непонимание, честно относиться друг ко другу, смотреть проблемам в лицо и решать их.
Вот контрольный список хорошего общения в группе: а. Раскрытие себя. – Выражаете ли вы свои чувства или скрываете их? б. Навыки отклика – Слушаете ли вы то, что говорят люди? Пытаетесь ли вы показать им, что понимаете то, о чем они говорят? в. Навык стимулирования – Задаете ли вы себе вопросы о том, что происходит в группе? Высказываете ли другим свое мнение о том, как они ведут себя по отношению к группе?
3. Партнерство и руководство распределены между членами группы. Все члены группы должны участвовать в ее жизни и быть выслушаны. Когда необходимо что-то сделать, все должны чувствовать ответственность. Каждый должен быть вовлечен в действия группы. Это помогает развивать ответственность и чувство обладания. Также это помогает убедиться, что способности каждого члена группы используются полностью. Одна из самых главных ошибок, которые совершают молодежные руководители – думать, что их попросили делать все самим: планировать программу, организовать то, как она будет осуществляться и воплотить ее в жизнь. Это рецепт неудачи. Молодежный руководитель может обладать самой высокой квалификацией по сравнению с другими, но если у него или у нее не будет поддержки, он/она не сможет поддерживать необходимый уровень энергии долгое время. Руководство скорее необходимо рассматривать, как командную работу. Различные люди или группы получают определенное задание, которое необходимо осуществить под руководством всей команды. Люди отвечают за всю группу. Руководитель является посредником и координатором команды. Разделение лидерства это модель, которые использовалась в ранней церкви (см. Деян. 14: 23). Эта модель позволяет каждому человеку раскрыть духовные дары, которые Бог дал для созидания Его церкви. Разделенное лидерство предотвращает «выгорание» и расширяет рамки действия группы. Руководство не означает, что вы все делаете сами, нет, оно включает объединение всего потенциала группы. Группа должна руководить сама собой. 4. Использование соответствующих процедур принятия решений. Все группы должны принимать решения. Существует несколько методов, посредством которых группы принимают решения. a. Лидер принимает решение в одиночку. Лидеру необходимо временами брать инициативу в свои руки. Время не позволяет всей группе собираться вместе и принимать решения по каждому поводу. Незначительные решения или решения во время кризиса принимаются лидером. Например, сколько стульев расставить для встречи, кого пригласить, когда тот, кто должен был выступать, не сможет присутствовать на встрече. b. Правило большинства – определенные решения, не имеющие важного значения или не являющиеся жизненно важными, могут приниматься большинством голосов. Например, в чьем доме встречаться на следующей неделе. c. Эксперт в определенной области. В некоторых случаях право принять решение лучше предоставить человеку, наиболее квалифицированному в этой области, чтобы он принял правильное решение. Например, выбор места для лагерного собрания лучше предоставить тому, кто знает данную местность. d. Правило меньшинства – временами необходимо давать задания и наделять правом принятия решений маленькие подгруппы. Например, составление сборника песен группы. e. Руководитель и обсуждение – часто после обсуждения группой какого-либо вопроса, руководитель должен принять окончательное решение. Например, выбор приглашенных выступающих будет основан на решении группы. Но окончательное решение должно быть принято руководителем, потому что только он или она связывается с выступающими, и узнает, может ли этот человек, выступить или нет, и пр. f. Согласие – Самый эффективный способ принятия решений – согласие. Согласие означает, что вся группа участвует в принятии решения. Существуют попытки добиться как можно большего единодушия. Исследования показали, что выработанное общими усилиями мнение является самым качественным решением. Такой метод также предоставляет одинаковое участие и разделение полномочий среди всех. Он развивает единство и посвященность. Единственный недостаток этого метода – он занимает много времени. Необходимо выделить достаточно времени, чтобы детально разобраться со всеми вопросами. 5. Равномерное распределение власти и влияния в группе. Одна из наиболее часто встречающихся причин неудачи малых групп это недостаток одинакового участия. Когда один человек или группа людей доминируют при обсуждении, некоторые члены группы сразу же самоустраняются. Если говорит только один человек, среди других возникает разочарование, потому что они не достигают своих индивидуальных целей. Вот два правила для распределения власти и влияния: a. Власть должна относительно одинаково быть распределена между членами. b. Власть должна быть основана на конкуренции, навыках и информации. Власть человека в группе в любое время основана на том вкладе, которое он внес для достижения целей группы. Когда члены группы имеют одинаковое право голоса (по крайней мере, равные права) они более склонны к сотрудничеству и отклику. Неравномерное распределение власти мешает доверию и общению, тому, что необходимо для управления конфликтами. 6. Эффективное разрешение конфликтов. Конфликт идей и разных образов мышления должен поощряться. Противостояние предоставляет вовлечение и творческое мышление. Если в группе никогда не было конфликтов, можно предположить, что люди не полностью посвящают себя группе. Конфликты возникают тогда, когда член группы обнаруживает, что его или ее личные цели не осуществляются. Конфликты разрешаются, когда члены группы договариваются о принятии решения проблемы, удовлетворяющего все стороны. Вот краткое описание основ разрешения конфликта: a. Диагностика. Какого рода конфликт? b. Введение – привлечение внимания группы к конфликту. c. Категоризация – каковы противоположные мнения, демонстрация стремления к пониманию. d. Решение – что является реальной проблемой, определение возможных вариантов, выбор наилучшего решения, план действий, выделение времени для оценки в будущем. 7. Высокий уровень единства в группе. Единство основывается на том, насколько хорошо члены группы относятся друг ко другу. До тех пор, пока они могут развивать единство, будет труднее всего достичь настоящего успеха. Единство приходит тогда, когда личные цели членов группы достигаются. Для большинства важно быть принятыми и чтобы их ценили. Руководителю необходимо уделить внимание единству группы до того, как он или она попытается решить важные проблемы. Он или она должен смоделировать поддержку и принятие группы для всех.
8. Группа обладает умением решать проблемы. В молодежной группе всегда есть много проблем, которые необходимо решить. Решение проблем это то, что должна делать группа, чтобы достичь своих целей. Проблемы должны решаться с минимальной затратой сил и таким способом, который удаляет их навсегда. Секрет разрешения проблем такой же, как секрет разрешения конфликтов. Необходимо иметь творческий и рационализаторский подход.
9. Члены обладают эффективными навыками межличностного общения. Мы имеем ввиду, что члены обладают определенными навыками для того, чтобы быть эффективными членом группы. Этим навыкам часто учатся, когда руководитель показывает группе пример необходимых навыков и действий.
В основном, эти навыки или действия можно разделить на две категории – действия по выполнению задачи и действия по поддержанию. Действия по выполнению задачи. Эти действия осуществляются в группе ради достижения ее целей или задач: a. Информация и высказывание мнения – предоставляет информацию, мнение и идеи. b. Информация и поиск мнений – предоставляет информацию о мнениях и идеях. c. Направление и определение ролей – дает группе направление для выполнения задачи и организовывает людей для этого. d. Подведение итогов – сбор размышлений группы и подведение итогов. e. Активизация – вдохновение на выполнение задачи. f. Проверка понимания – убеждение в том, что люди поняли то, что говорилось и что происходит.
Действия по поддержанию. Действия, направленные на то, чтобы убедиться, что группа поддерживает себя изнутри, что каждый чувствует себя хорошо: a. Поощрение участия – оказание помощи всем участникам, чтобы они почувствовали себя частью группы. b. Посредник в общении – помогает членам полностью выразить себя. Поделиться своими подлинными чувствами и переживаниями. c. Снижение напряжения – выделяет время для веселья и наслаждения. d. Наблюдение за процессом – анализирует то, что происходит в группе, какие действия не осуществляется и каков эффект этого. e. Разрешение межличностных проблем – помогает членам группы разрешать конфликты. f. Поддержка и аффирмация – предоставление членам группы поддержки и признание их ценности для группы.
Существует много вариантов этих списков, но в основном они говорят о важности баланса между действиями по выполнению задач и действиями поддержания группы как целого. В большинстве ситуаций, группы, особенно, советы, более переживают о выполнении задач, в результате группа не использует свой потенциал полностью. Люди не вносят свой вклад и не посвящают себя полностью, если им не нравится быть в группе. С другой стороны, люди вскоре теряют интерес к группе, которая не добивается никаких результатов. Здесь необходим баланс[73]. · Жизненный цикл группы Все группы склонны проходить через довольно предсказуемые стадии развития по направлению к зрелости. Когда вы об этом знаете, это в какой-то степени может избавить вас от переживаний. Для описания этого процесса существует несколько моделей. Модель, предложенная здесь, не так детальна, как другие, но ее признает большинство авторов. Она говорит о том, что есть четыре основные стадии развития группы. Эта модель не включает стадию предварительной организации, когда группа создается или стадию деформации в конце существования группы[74].
Группа вновь формируется каждый раз, когда она встречается и проходит через эти стадии снова и снова. Отсутствие некоторых членов или новые члены вносят новую динамику. Важно отметить, что рост мало вероятен для группы, в случае: a. Когда главные проблемы остаются нерешенными. b. Группа не может изучить или оценить свое развитие.
· Упражнение – постановка целей. Разделите основную группу на группы по три человека. Пусть каждый напишет, что он или она считает главными причинами, по который он или она решил (-а) посещать встречи группы. Пусть каждый расскажет о своих причинах. Пусть каждая группа подготовит единое заявление, согласованное всеми. Теперь объедините две группы в одну и повторите процесс. Необходимо получить отчеты о работе в группах и записать результаты так, чтобы все видели их. Результат это общая цель. Необходимо провести редакцию и подведение итогов.
· Упражнение – головоломка. Разделите группу на подгруппы с одинаковым количеством участников. Затем группы необходимо разделить на пары, например, группа 1, группа 2. Каждая пара групп получает две головоломки (крупные части детской головоломки-пазла). Части все перемешаны и каждый участник получает, по крайней мере, одну часть. Целью упражнения является обмен составляющими головоломки между двумя группами (например, 1 и 2), чтобы собрать головоломку. Начните с того, что одна часть пазла от каждой группы будет положена на пол (части должны быть из разных головоломок). У каждого участника всегда должна быть одна часть головоломки, если только он не лежит в рисунке. Здесь две главные цели – первыми собрать головоломку и не быть последним, кто избавится от своей части головоломки. Теперь обсудите, как группы добились своей цели и каким образом их индивидуальные цели помогли или мешали цели группы.
· Самораскрытие. Каждый участник по очереди завершает следующие предложения. Члены группы не комментируют и не обсуждают его слова.
Я … когда я встречаюсь с новыми людьми. Я … люблю веселиться. Я … очень понимающим, когда я хочу быть таким. Я … временами слишком громко говорю. Я … духовный человек.
Обсудите, как каждый человек чувствовал себя, раскрывая такие личные детали. Были ли одни предложения сложнее, чем другие? Какое влияние это упражнение произвело на группу?
· Упражнение – ответная реакция. Организуйте ролевую игру, где группа использует ответную реакцию для того, чтобы попытаться узнать, какую роль играет избранный участник. Группу попросили определить, что они считают самими большими потребностями сегодняшней молодежи. Раздайте карточки, на которых указаны следующие роли для ролевой игры.
Агрессор Пессимист Всезнайка Шутник Замкнутый Слишком чувствительный
Затем начните игру (10 минут) и группой попытайтесь догадаться, какую роль играет каждый. Поделитесь друг с другом, что привело вас к догадкам. Обсудите вместе с членами группы, насколько более вероятно группа угадывала, чем отдельный человек.
· Упражнение – рассаживание группы. Физическое расположение членов группы оказывает большое влияние на возможность группы общаться. Дайте членам группы возможность общаться, когда они сидят по разному, и затем используйте эту идею для обсуждения для иллюстрирования этой концепции. Пусть один человек опишет группе какое-то животное, например, собаку, свинью, сову, обезьяну или корову. Избегайте давать группе слишком много подсказок, когда они пытаются угадать животное, помните, что все должны придти к одному решению. Обсудите, какую связь то, как участники группы сидят, имеет с общением. Рассаживание членов группы:
Линия Крест Спина к спине Цепочка
· Упражнение Ролевая игра. Объединитесь в группы по семь человек и выберите тему для обсуждения. Двоих человек выберите наблюдателями. Используя таблицу, приведенную ниже, наблюдатели отмечают различные действия, происходящие в группе.
Когда дискуссия окончена, спросите каждого из наблюдателей рассказать свое мнение о группе. · Упражнение – наблюдение за участниками группы В группах по 6-8 человек обсудите какие 4 причины вы считаете ведущими в том, почему подростки ссорятся с родителями. Один человек находится за пределами круга и наблюдает. Наблюдатель использует следующие символы диаграмм для записи взаимодействия и участия членов группы. Итог наблюдений за тем, что происходит, может выглядеть так: Сообщение для отдельного человека
Сообщение для группы
Наблюдатель
Наблюдатель подводит итог того, что происходило во время обсуждения со всей группой. Он или она должен дать комментарий относительно участия членов группы. Обсудите, почему некоторые люди участвуют более охотно, чем другие. (Используйте оценочный лист в конце этой главы, чтобы провести свои наблюдения). · Упражнение – принятие решений. Разделите группу на группы по 8 человек. Составьте пары из групп (группы А и Б и т. д.) Группы «А» получат лидера, который примет окончательное решение после выслушивания обсуждения в группе. Группы «Б» не имеют назначенного лидера. Они должны принять совместное решение. Избегайте бескомпромиссности, но и не сдавайтесь просто для того, чтобы прийти к соглашению[75]. · Упражнение – они не возьмут нас живыми – оценочный лист. В недавнем исследовании под названием “Dun’s Review” перечислены самые опасные продукты или виды активности в США, информация основана на ежегодной статистике смертных случаев. Ниже перечислены 15 причин риска потерять жизнь. Вашей задачей является расставить их в порядке количества смертей, происходящих каждый год. Номер 1 – самая опасная причина, 2 – вторая по степени опасности и так далее.
___ Плавание ___ Железные дороги ___ Работа в полиции ___ Бытовые приборы ___ Ядерная энергия ___ Курение ___ Автомобили ___ Пестициды ___ Огнестрельное оружие ___ Велосипеды ___ Борьба с огнем ___ Альпинизм ___ Вакцинации ___ Хирургические операции ___ Алкоголь Сравните свои ответы с ответами экспертов. Чтобы узнать разницу, сложите вместе все ваши ответы, которые отличаются от ответов экспертов. Разница высчитывается просто – вы отнимаете свою цифру от цифры эксперта. Например, плавание 5 – ответ эксперта, 7 – ваш, разница = 2).
|